Разрабатывая очередной сайт, вы наверняка просиживаете
много времени за дизайном верхней части страницы - за заголовком.
Но достаточно ли времени вы уделяете тому, что находится внизу
страницы?
В большинстве случаев страница, разработанная дизайнером,
состоит из трe:х элементов: заголовка, содержания
и окончания.
С дизайном заголовка никаких проблем не
возникает. Фотошоп (или один из его многочисленных конкурентов)
знает каждый, а разработать и воплотить навигацию (которая тоже
относится к заголовку) не так уж сложно. К тому же, заголовок
- это первое, что посетитель (и заказчик!) видят на странице,
поэтому качественный заголовок обязателен для любой страницы и
для наполнения кошелька самого дизайнера.
Самим по себе содержанием дизайнер, как
правило, не занимается - наполнение сайта ему даe:т заказчик. В
оформлении содержания достаточно сохранить текст легко читаемым,
оставить немного пустого места и обеспечить лe:гкое редактирование.
Поэтому собственно дизайна в теле страницы очень мало и большинство
эффектов достигается простым HTML. Задачей разработчика остаe:тся
- правильно расположить колонки текста, добавить изображения и
расставить комментарии для будущих "обновителей" сайта
-- или не расставлять и требовать деньги за support.
В низу страницы находится окончание. Подходя
к его разработке, дизайнер уже вымотан многочасовым рисованием
заголовка, а мозг его иссушен форматированием десятков абзацев
текста в содержании. Вдобавок, поскольку окончание находится в
самом низу, то далеко не каждый заказчик обратит пристальное внимание
на последние строки, и не каждый посетитель их увидит.
Руководствуясь этими аргументами и ведомый собственной
усталостью, дизайнер сочиняет стандартное окончание - горизонтальная
линия, счe:тчик, нижний рекламный блок, рейтинг и вечное "(С)
такой-то год by Иван Иванович", думая, что этого достаточно.
Если вы действуете так же, то вместе с Иван Иванычем
вы делаете большую ошибку, потому что окончание страницы не менее
важно для общего впечатления, чем заголовок, и вот почему:
"Повторение - мать учения". В
окончании страницы можно повторить что-нибудь, относящееся к сайту
- логотип компании, или фирменные цвета, или рекламный слоган.
Каждый, кто досмотрит страницу, увидит повторенную часть дважды
и соответственно увеличится шанс на запоминание увиденного.
Запоминание - это вторая причина. Красивое
окончание привлекает внимание к сайту хотя бы потому, что сайтов
с хорошим окончанием не так много. Эстетическое удовлетворение
посетителя хорошим окончанием может быть настолько велико, что
он захочет посетить сайт ещe: раз... А потом и ещe: раз...
И последняя причина - предложить посетителю
продолжить путешествие по сайту. В окончании можно повторить навигацию,
или предложить перейти к другой странице, как-либо связанной с
этой. Или дать адрес e-mail для того, чтобы все могли высказать
своe: мнение о сайте вообще и об окончании в частности.
Для закрепления пройденного материала :-),
рассмотрим два примера:
Сайт без окончания : interactive agency
.dot(www.dot.ru)
На сайте окончания нет вообще. При таком красочном
заголовке - я не знаю, почему нельзя было что-нибудь добавить.
Таланта у дизайнеров этого сайта достаточно - это видно, и оправдания
им нет.
На таких страницах, к тому же, никогда нельзя понять
- это всe: содержание или нет. Всe: время кажется, что вот сейчас
придe:т из Сети ещe: кусок HTML и появятся несколько новых сообщений
внизу. Окончание как бы говорит посетителю, что загрузка закончена,
и больше ничего на странице не будет.
Кстати, иллюстрацией этого принципа может послужить
один из разделов сайта Артемия Лебедева
(www.tema.ru). Пока содержание
есть, справа добавляется зелe:ная стрелка и побуждает посетителя
прокрутить до низа, а там - своеобразный стоп-сигнал. Соответственно,
если загрузка страницы обрывается посредине, то последняя стрелка
будет зелe:ной. Пора жать Reload!
Окончание есть, причe:м оно реализует все 3 причины:
внизу находится контактная информация (лучше запомнить название
- или сразу позвонить); стиль окончания повторяет дизайн заголовка
и поэтому лучше запоминается; а кнопки "на главную страницу"
и "карта сервера" предлагают продолжить путешествие
по сайту.
Домашнее задание: найдите сайт с хорошим
окончанием. Почему оно хорошее? Какие причины оно реализует? и
ещe: сайт с плохим окончанием. Почему плохое? И какие причины
остались нереализованными в этом окончании?
Позволю себе надеяться, что прочитав эту заметку
и посмотрев примеры, вы хорошо запомните важность окончания для
любого сайта (да-да, и вашего тоже). И перестаньте ссыпать туда
рекламные кнопки десятками! Пожалуйста!
P.S. Выложив эту статью на сайт, я уже получил
письмо, вопрошающее - а куда же девать эти кнопки? Отвечаю. Для
всех кнопок, которые ссылаются на другие сайты (а не счe:тчики\статистика\ранкеры,
хотя ими тоже желательно не злоупотреблять), есть стандартная
страница, которая на большинстве сайтов присутствует, и название
ей - Links (Ccылки).
И ещe: причина. Возьмe:м обычный размер страницы
(вся графика+текст) в 50 Кб. 10 кнопок (а это ещe: не максимум!)
- это 25-30 Кб. Это значит, что на содержание страницы и оформление
остаe:тся 20-25 Кб. А это совсем немного!
Реклама
(за содержание рекламы редакция ответственность не несe:т! :)
Приглашаю вас подписаться на новую рассылку, посвященную
веб-дизайну. В ней рассматриваются в основном технические стороны дизайна.
В рассылке обсуждается язык гипертекстовой разметки (HTML) давая вам
новую, многим неизвестную информацию. Даются также подробные описания
новых технологий, таких как DHTML, XML и FLASH. Расскажем как оптимизировать
и украшать страницы при помощи CSS и JavaScript. Каждый вебмастер найдет
все, что ему необходимо, сможет задать интересующие его вопросы, которые
мы непременно опубликуем, и обсудим. Это рассылка подойдет любому дизайнеру
от начинающего до профессионала!
Как вам эта статья? Стиль изложения, содержание?
Вы с чем-то не согласны? Напишите
мне. Наиболее интересные письма
будут опубликованы в рассылке.
Внимание! Любое письмо, пришедшее мне, может быть опубликовано
(вместе с e-mail адресом
автора) . Если вы не хотите публикации вашего письма, пометьте его как
личное,
например добавив [private] в заголовок письма.