Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Web Help - секреты программного обеспечения. #NEWS 12 (13.03.06)


Дата: 13.03.06
C Web Help #NEWS 12
Подписчиков: 9473 + 4096

Всем привет!

Много писать не буду, скажу лишь что на нашем форуме http://webhelp.3bb.ru/ в разделе "Софт" можно скачать книгу "Тонкая настройка Windows XP", так что если кому интересно, добро пожаловать.

 

Если вы нашли интересную статью на компьютерную тематику и хотите чтобы её прочитали и другие присылайте статьи сюда.
------
user3000

Навигация:     О авторах    www.kkkilll.net.ru - АРХИВ РАССЫЛКИ

Новости
Symantec: интернет-угрозы продолжают расти
Корпорация Symantec выпустила девятый том своего отчета об угрозах интернет-безопасности (Internet Security Threat Report). Очередной том отчета, выпускаемого раз в полгода, охватывает шестимесячный период с 1 июля по 31 декабря 2005 года. В нем отмечается нарастание угроз, исходящих от киберпреступников.

Если в прошлом целью атак была порча данных, то сегодняшние атаки все больше нацелены исключительно на кражу данных с целью извлечения дохода без заметных повреждений, которые насторожили бы пользователя. В предыдущем отчете об интернет-угрозах Symantec предупреждала о росте числа вредоносных программ, нацеленных на извлечение дохода, и во втором полугодии 2005 года эта тенденция продолжалась. Число вредоносных программ, предназначенных для кражу конфиденциальной информации, выросло с 74% среди 50 самых распространенных образцов кода в прошлый отчетный период до 80% в данный период.

«Сегодня киберпреступность представляет самую большую угрозу для цифрового стиля жизни потребителей и для онлайновых предприятий в целом», — говорит Артур Вон (Arthur Wong), вице-президент отделения Symantec Security Response и Managed Security Services. Отчет детализирует также растущую тенденцию к использованию злоумышленниками бот-сетей, целенаправленных атак на веб-приложения и веб-браузеры, а также модульного вредоносного кода. Основываясь на данных этого и предыдущих отчетов, Symantec прогнозирует использование преступниками все более разнообразных и изощренных методов, а также рост числа покушений на кражу конфиденциальной, финансовой и персональной информации с целью наживы.

Связанные с киберпреступностью угрозы становятся все опаснее вследствие использования преступниками программных инструментов, предназначенных для осуществления онлайновых афер и кражи информации у потребителей и организаций (crimeware). Как отмечала Symantec в предыдущем отчете об интернет-угрозах, злоумышленники уходят от крупных, многоцелевых атак, нацеленных против традиционных средств защиты, таких как брандмауэры и маршрутизаторы. Вместо этого они сосредотачивают усилия на региональных целях, настольных ПК и веб-приложениях, пытаясь похитить корпоративную, персональную, финансовую или конфиденциальную информацию; впоследствии эта информация может использоваться для дальнейшей преступной деятельности.

Программы, обеспечивающие злоумышленникам несанкционированный контроль над компьютером, называемые ботами, также вносят вклад в усугубление киберугроз. Хотя число бот-инфецированных компьютеров в последний отчетный период снизилось на 11% — в среднем в этот период ежедневно фиксировались 9163 зараженные системы — бот-сети всё интенсивнее используются для такой преступной деятельности как попытки вымогательства с помощью атак на отказ в обслуживании (DoS). По оценке Symantec, при этом измерении учитывается только часть всемирной деятельности, и реальное число зараженных компьютеров, вероятно, значительно больше. В среднем Symantec наблюдала 1402 DoS-атаки в день, что на 51% больше, чем за предыдущий отчетный период. Symantec утверждает, что эта тенденция к росту продолжится, так как злоумышленники используют все большее число уязвимостей веб-приложений и браузеров.

В предыдущем отчете Symantec предупреждала, что интенсивность атак, направленных на веб-приложения, будет расти. За текущий отчетный период 69% уязвимостей, о которых стало известно Symantec, были связаны с технологиями веб-приложений — это на 15% больше, чем за предыдущий отчетный период. Технологии веб-приложений, пользовательский интерфейс которых опирается на браузер, представляют собой более легкую мишень для злоумышленников из-за их доступности через общеупотребительные протоколы, такие как HTTP.

Symantec зафиксировала также рост числа модульных вредоносных программ, которые сначала обладают ограниченной функциональностью, но впоследствии могут приобретать новые, более разрушительные возможности. Модульные угрозы часто содержат конфиденциальную информацию, которую затем можно использовать для кражи персональных данных, кредитных карт или другой преступной финансовой деятельности. За последние шесть месяцев 2005 года на долю модульных вредоносных программ пришлось 88% из 50 самых опасных образцов вредоносного кода, полученных Symantec, против 77% за прошлый отчетный период.

Самый интенсивный, 37%-ый рост числа бот-инфицированных компьютеров демонстрирует Китай — на 24 процентных пункта выше среднего уровня, что ставит Китай на второе место после США в этой категории. По всей вероятности, такой рост связан с быстрым увеличением количества широкополосных интернет-подключений в Китае. Китай продемонстрировал также самое резкое общее увеличение числа исходящих атак; таких атак стало на 153% больше, чем в прошлый отчетный период, что на 72 процентных пункта выше средних темпов роста. Усиливающим фактором этой деятельности могут быть боты.

Во втором полугодии 2005 года продолжала усиливаться угроза фишинга, то есть число попыток выведать у пользователей конфиденциальную информацию обманным путем, но они концентрировались на более мелких, региональных целях. Во втором полугодии 2005 года было выявлено 7,92 млн попыток фишинга в день против 5,70 млн попыток в день в предыдущий отчетный период. В будущем Symantec ожидает роста числа фишинговых сообщений и вредоносных программ, распространяемых через службы интернет-пейджинга.

Symantec зафиксировала 1895 новых уязвимостей программного обеспечения, самое большое общее число уязвимостей с 1998 года. Из них 97% был присвоен умеренный или высокий уровень опасности и 79% считаются простыми для использования. Чтобы подчеркнуть важность быстрого исправления операционной системы и приложений, Symantec оценила время, затрачиваемое злоумышленниками на взлом вновь установленных операционных систем в стандартных системах, таких как веб-серверы и настольные ПК. Среди серверных систем Windows 2000 Server без установленных исправлений продемонстрировала самое короткое среднее время до взлома, тогда как исправленная Windows 2003 Web Edition и RedHat Enterprise Linux 3 — как исправленная, так и неисправленная — за период тестирования взломаны не были. Среди настольных систем Microsoft Windows XP Professional без исправлений продемонстрировала самое короткое среднее время до взлома, но та же операционная система со всеми установленными исправлениями, а также SuSE Linux 9 Desktop взломаны не были.

С учетом растущего объема обнаруженных уязвимостей Symantec следит также за скоростью, с которой организации могут исправлять уязвимые системы. В этот отчетный период с момента объявления уязвимости до выпуска использующего ее кода проходило в среднем 6,8 суток против 6 суток в предыдущий период. Между обнаружением уязвимости и выпуском исправления поставщиком проходит в среднем 49 дней. Таким образом предприятия и потребители могут быть восприимчивыми к потенциальным атакам в течение 42 дней, что подчеркивает необходимость для пользователей как можно быстрее исправлять системы или принимать другие защитные меры. Symantec ожидает усиления коммерциализации процесса обнаружения уязвимостей с ростом черного рынка и учащением приобретений информации об уязвимостях в преступных целях.

Symantec зафиксировала небольшое увеличение числа новых вариантов вирусов и червей Win32 до 10992 за текущий отчетный период с 10866 за прошлый период. Эта тенденция сопровождается заметным спадом интенсивности угроз категорий 3 и 4 (умеренные и серьезные угрозы) и соответствующим увеличением интенсивности угроз категорий 1 и 2 (низкий и очень низкий уровень опасности). При этом число семейств новых вирусов и червей Win32 уменьшилось на 39% — со 170 новых семейств в первом полугодии 2005 года до 104 во втором. Это указывает на то, что разработчики вредоносного кода предпочитают модифицировать циркулирующие в настоящее время программы, вместо того, чтобы создавать их заново.

В Европе представили самый быстрый суперкомпьютер
Самый мощный суперкомпьютер в Европе, который в 15 тыс. раз быстрее домашних ПК, был анонсирован германским исследовательским центром. Версия Blue Gene от IBM достигала скорости вычислений 46 терафлоп в секунду. Суперкомпьютер позволит физикам, химикам, биологам и другим исследователям производить самые сложные операции.

Центр является одним из самых развитых в Европе. 90% инвестиций пришло от германского правительства, а 10% — от местной провинции Северный Рейн — Вестфалия, где и располагается центр Juelich.

Согласно данным www.top500.org , новый суперкомпьютер опередил считавшийся самым быстрым в Европе, расположенный в Барселоне.

Однако в French Atomic Energy Commission (CEA) говорят, что пальма первенства в Европе принадлежит все-таки им, поскольку их машина развивает скорость 50 терафлоп. Рейтинг www.top500.org будет обновлен в июне.

В настоящий момент самым быстрым компьютером в мире считается версия Blue Gene в центре Lawrence Livermore National Laboratory. Его скорость — 367 терафлоп в секунду.

За смену оператора придется платить
Выбор оператора междугородной и международной связи будет бесплатным лишь первый раз. Однако если абонент вновь захочет сменить оператора, ему придется за это платить. Об этом заявили представители Московской городской телефонной сети (МГТС), Северо-Западного Телекома (СЗТ) и холдинга «Связьинвест». Московские абоненты уже платят за выбор оператора. Плата составляет 200 рублей.

Еще до недавнего времени проблемы выбора оператора дальней связи перед россиянами не стояло: все междугородные и международные звонки производились через «Ростелеком» путем набора соответственно "8" или «8–10». Однако в скором времени такие услуги в России будут предоставлять несколько компаний. Уже выданы лицензии более 15 компаниям.

Рунетчики продолжают тестировать "Персональный поиск"
В Рунете продолжается тестирование системы «Персональный поиск».

«Персональный поиск» — это новый сервис, который дает пользователям возможность создать свою собственную поисковую систему для себя и других. Можно дать указание «Персональному поиску» заиндексировать любой сайт. Также с помощью этого сервиса можно отслеживать появление новых товаров или место сайта в рейтингах и каталогах. Пользование сервисом — бесплатное, регистрация — по приглашению или по запросу. Создав и отладив поисковый сервис в «Персональном кабинете», можно затем опубликовать его на своём сайте или на сайте «Новотеки».

Бета-тестирование системы началось в январе 2006 г.

Огромный ЖК-телевизор: новый рекорд
Совместное голландско-корейское предприятие LG.Philips разработало самый большой на сегодняшний день жидкокристаллический экран (LCD) с диагональю 100 дюймов.

По словам представителей компании, новый телевизор намного больше, чем разработанная в прошлом году ЖК-панель Samsung с диагональю 82 дюйма. Экран с диагональю 100 дюймов обеспечивает картинку высокой четкости без искажения видеосигнала. «Разработка такой большой ЖК-панели подтверждает репутацию LG.Philips как мирового лидера в создании широкоформатных ЖК-экранов», — сказал в своем заявлении исполнительный вице-президент LG.Philips Йео Санг-Деог (Yeo Sang-Deog).

Компания LG.Philips является одним из крупнейших производителей ЖК-экранов в мире. Это совместное предприятие южнокорейской фирмы LG и голландской Royal Philips Electronics. Отметим, что в настоящее время между японскими и южнокорейскими компаниями развернулась ожесточенная конкурентная борьба за стремительно растущий мировой рынок крупноформатных плоскопанельных экранов.


Новая ЖК-панель от LG.Philips. Источник: Digitimes.com

Напомним, что в середине февраля этого года японская Sharp выпустила на рынок свою новую модель ЖК-телевизора стандарта HDTV, который может считаться самым большим телевизором с высоким разрешением. Новинка, названная PN-655, обеспечивает просмотр изображения формата 1080p. Диагональ экрана новой модели — 65 дюймов. Дисплей предназначен для профессиональных пользователей.

Компания Panasonic представила самую большую HDTV-плазму на CES 2006. Она имела диагональ 103 дюйма.

В США разработано новое настенное покрытие, которое позволяет на время перекрывать доступ к мобильным сетям в помещениях.
"Созданная при помощи нанотехнологии краска позволяет изолировать залы в ходе концертов и конференций, но при этом предоставляет возможность возобновлять доступ сигнала в перерывах и антрактах", - сообщил глава компании-разработчика этой технологии "Нэчурал нано" Майкл Редлингер. Использование нанотехнологии позволяет добавлять в краску сверхмалые частицы меди в микроскопических натуральных контейнерах, которые содержит добываемый в штате Юта галлуазит. Подобное настенное покрытие в сочетании с электронным устройством для фильтрации радиоволн дает возможность временно блокировать часть сигналов внутри помещений.

Россия: городской WiMAX ограничат
ГКРЧ почти вдвое ограничила дальность действия базовых станций в сетях беспроводного доступа. Сторонники данного решения заявляют, что это повысит эффективность использования радиочастотного спектра, а также осложнит жизнь спекулянтам. Противники же говорят о возможном замедлении развития WiMAX в городах России.

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) практически вдвое ограничила дальность действия базовых станций в сетях беспроводного широкополосного доступа, в том числе сетях WiMAX. Нормативы ГКРЧ заметно ужесточают требования к мощности и радиусу охвата сетей беспроводного доступа, работающих в диапазонах 2,4–2,5 ГГц, 3,4–3,5 ГГц, 5,1–5,3 ГГц и 5,6–6,4 ГГц. К примеру, в городах с населением более 1 млн человек радиус действия станции не должен превышать 3 км.

В полную силу работать сетям беспроводного доступа разрешено лишь в небольших городах (с населением не более 250 тыс. человек), а также в сельской местности. Причем ранее максимальная дальность действия базовой станции составляла 6–10 км без каких-либо ограничений. По некоторым данным, большая часть заявок операторов на частоты для работы в сетях беспроводного доступа WiMAX не соответствует названным требованиям.

«Данное решение ГКРЧ принято исключительно в целях повышения эффективности использования радиочастотного спектра и не более того, — отметил для CNews руководитель аппарата ГКРЧ Виктор Стрелец. — Решение комиссии ни в коей мере не ограничивает развитие сетей беспроводного доступа, а только является препятствием для компаний, которые хотят зарезервировать спектр по всей территории Российской Федерации. Данное решение основано на опыте регулирования технологий беспроводного доступа в зарубежных странах, а также учитывает специфику отечественного рынка данных технологий. Следует отметить, что это решение принято с учетом результатов научно-исследовательской работы и в его подготовке принимали активное участие российские компании — производители оборудования и операторы связи».

"Принятые ГКРЧ изменения негативно скажутся лишь на мелких операторах и спекулянтах частотного спектра, так называемых «бумажных» сетях, — говорит независимый телеком-аналитик Олег Кононенко. — Серьезным операторам беспроводных сетей это решение, наоборот, будет на руку, так как обеспечит возможность более плотного размещения сетей различных операторов, уменьшение взаимных помех, повысится эффективность использования радиочастотного спектра. Введенные ограничения учитывают реальную дальность действия оборудования беспроводных сетей, а не те рекламные заявления, которых сейчас полно в СМИ".

«Новые требования окажутся невыгодными для небольших операторов, уже получивших частоты. Теперь им придется либо ограничиваться небольшой территорией, либо заметно увеличивать свои затраты. Я думаю, если говорить об уже намеченных крупных проектах по строительству WiMAX-сетей в России, вряд ли обсуждаемые изменения сильно на них повлияют. Возможно, ужесточатся требования к выбору территории. Необъявленные же проекты будут пересматриваться. Вероятно, некоторые операторы откажутся от выхода на этот рынок», — рассказали корреспонденту CNews в J’Son and Partners.

Samsung показала на CeBIT камерофон с разрешением 10 мегапикселов

Компания Samsung продемонстрировала на выставке CeBIT, которая проходит в эти дни в Ганновере новый камерофон SCH-B600.

Это устройство уникальное в своем классе, поскольку имеет рекордное разрешение даже для обычных фотокамер. SCH-B600 оснащен матрицей, которая позволяет создавать снимки с разрешением в 10 мегапикселов. Аппарат снабжен трехкратным оптическим зуммом и пятикратным цифровым, вспышкой и автофокусом.

Телефон имеет также QVGA TFT-экран с диагональю 2,2 дюйма и поддержкой 16 млн. цветов, SCH-B600 также поддерживает прием ТВ-сигнала DMB, имеет встроенный проигрыватель музыки, оснащен функцией распознавания голоса, Bluetooth и слотом для карточек microMMC.

Аппарат появится в Корее во втором квартале нынешнего года и будет предлагаться оператором SK Telecom.

Sony стартует в Европе продажи носителей Blu-ray

Sony Europe анонсировала старт продаж дисков Blu-ray на европейском рынке. Однослойные носители BD-RE (Blu-ray Disc Rewritable) будут доступны начиная с середины марта, а вот BD-R (Blu-ray Disc Recordable) только с апреля. Компания также планирует начать продажи двухслойных дисков несколькими месяцами позже.

Представленные носители имеют емкость 25 GB (т.е. почти в пять раз больше, чем стандартные DVD) этого достаточно, чтобы записать два часа и 15 минут видео с битрейтом 24Mbps, или 10 часов и 30 минут -- с 5Mbps.

Диски поддерживают запись со скоростью 2X, что эквивалентно скорости 72 Mbps (9 MB/s).

Первое поколение дисков Blu-ray Sony представила в Японии несколько лет назад. И вот следующее поколение безкартриджных носителей, которые внешне выглядят также, как и обычные DVD.

Компания намерена стать доминирующим игроком и основным поставщиком на мировом рынке аппаратуры, носителей и контента на дисках Blu-ray. Об этом заявил Фриц Франке (Fritz Handtke), директор по маркетингу Sony RME.

Подготовлено по материалам cnews.ru (voyager) и itc.ua.

VoIP: от теории к практике с IP-USB-телефоном ATCOM AU-100
Автор: Виталий Крылов

Сегодня, наверное, уже почти не осталось людей, которые не слышали об IP-телефонии. Хотя бы краем уха, хотя бы чуточку, может быть буквально пару слов, но так или иначе все слышали, что этот вид связи осуществляется через интернет и что он относительно дёшев или даже бесплатен. Но, к сожалению, ввиду скудности предоставляемой потенциальному пользователю информации, IP-телефония сегодня пока что редкость. Если звонки с компьютера на компьютер пользователи осуществляют достаточно часто, то звонящих с компьютера на стационарный телефон совсем немного. Тому есть две причины. Первая заключается в том, что отечественных сервисов, обеспечивающих население такой услугой, на сегодняшний день маловато, да и реклама их только-только стала появляться в средствах массовой информации. Вторая причина в том, что если с компьютера на компьютер пользователь может звонить бесплатно (используя при этом, к примеру, популярную программу Skype, то для звонков с компьютера на телефон придётся платить и зачастую не только разовую сумму за потраченное время, но и абонентскую плату. Но, несмотря на это, IP-телефония для конечного пользователя выгодно отличается от привычной классической телефонной связи низкой стоимостью, а стало быть, использование её полностью оправдано.
IP-телефония, как она есть

Если не вдаваться в подробности и нюансы, то сама по себе IP-телефония - это телефонная связь, при которой кодированный голос передаётся по IP-сетям. Всё на самом деле, конечно же, чуточку посложнее, но касаться вопросов коммутации и маршрутизации вызовов и прочих нюансов в этом материале мы не будем, так как для рядового конечного пользователя эта информация избыточна. Стоит также отметить, что аббревиатура VoIP, которую пользователь также часто может слышать, произошла от английского Voice over IP, т.е. голос по IP или передача голоса по IP.

Привлекательным VoIP делает низкая, по сравнению с обычной телефонией, стоимость разговора. Разница в разы падает не с потолка, а вытекает из возможности сжатия голоса с 64 Кбит/с (пропускная способность цифрового канала передачи разговора в обычной телефонии) до 8-9 Кбит/с, плюс, ещё чуть меньше на дополнительную передаваемую информацию. Естественно, при этом падает качество, но в большинстве случаев для передачи голоса это несущественно. Сжатие голоса осуществляется с помощью кодеков - G.729, G.723 и т.д. Кодеки отличаются степенью сжатия. К примеру, упомянутый выше G.723 имеет возможность сжать голосовой поток до 5,3 Кбит/с. Естественно, что при таком сжатии качество голоса далеко не самое лучшее, но есть и плюс. Дело в том, что на плохих каналах с узкой пропускной способностью этот кодек может оказаться весьма кстати. Напротив, кодеки с небольшим процентом сжатия показывают высокое качество лишь на широком интернет-канале. При осуществлении соединения на "медленном интернете" такой кодек окажет плохую службу - голос будет постоянно пропадать и искажаться.

Настраивая ПО для VoIP, пользователь обязательно столкнётся с двумя или хотя бы одним из двух протоколов - H.323 и SIP. Эти два протоклола решают вопросы коммутации вызовов (если быть точным, то вопросы сигнализации - передачи сигнальных сообщений между устройствми) и не имеют отношения к непосредственной передачи голоса. Тем не менее, именно один из них пользователю придётся самому выбрать для работы - естественно, не по личным предпочтениям, а по настоятельной рекомендации провайдера.

H.323 можно считать одним из самых распространённых протоколов. На самом деле он является целым комплексом протоколов, в большей степени ориентированным на IP-телефонию. Данный протокол пока что имеет большее распространение, отчасти потому, что он более ранний, нежели SIP. Т.к. изначально H.323 разрабатывался для локальных сетей, а сегодняшние реалии таковы, что провайдеры обеспечивают связь на огромной территории, данный протокол не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям.

Несмотря на то, что на данный момент большинство операторов активно используют протокол H.323, многие стали отказываться от него в пользу протокола SIP, который считается более перспективным. SIP расшифровывается как Session Initiation Protocol - протокол инициализации или управления. От H.323 этот протокол отличается значительно. SIP полностью базируется на интернет-протоколах и сильно напоминает HTTP - для работы он использует обыкновенные текстовые сообщения. Базирование этого протокола на "принципах интернета" и возможность построения широкого спектра схем IP-телефонии в отличие от протокола H.323, вполне вероятно в недалёком будущем позволит операторам предоставлять значительно больше услуг именно на базе SIP. Кроме того, для пользователя настройка ПО и оборудования, использующего протокол SIP, обычно более проста, нежели при использовании H.323. Дело тут в том, что синтаксис SIP-адреса для любого пользователя вызовет ассоциации с настройкой почтового адреса, а потому наверняка у этого человека не возникнут лишние вопросы.
Способы IP-связи

Итак, каким же образом можно позвонить, используя интернет-каналы? Во-первых, междугородняя и международная IP-телефония сегодня стала доступна для всех через звонки по специальным карточкам, продающимся на каждом шагу. Набрав особый номер на домашнем телефонном аппарате (при этом звонок тарифицируется как местный), а затем номер нужного абонента в другом городе, вас автоматически свяжут через интерен-канал.

Второй способ заключается в прямом подключении к сети интернет специального телефонного аппарата, либо обычного, но подключённого через IP-телефонный адаптер. В этом случае, пользователь находит провайдера, платит абонентскую плату и (или) плату за использованное время разговоров и наслаждается связью (а может и ругается на её низкое качество - многое зависит от качества интернет-линии).

Третий способ связи требует наличия компьютера. Установив специальное ПО, которое обычно бесплатно предлагается провайдерами, и подключив к аудиоразъёмам компьютера наушники с микрофоном, на тех же условиях, что описаны для предыдущего варианта, пользователь может звонить и, конечно же, принимать звонки сам. Фактически, этот способ связи ничем не отличается от предыдущего, за исключением того, что в качестве телефонного аппарата, в данном случае, выступает компьютер. Ну а если он у вас уже есть, то начальные затраты на IP-оборудование будут минимальны - только на покупку гарнитуры. По сравнению со вторым видом связи, когда телефонный аппарат подключён непосредственно к интернету, связь с помощью компьютера, конечно же, имеет недостатки, и один из них весьма существенный - при выключенном ПК абонент не сможет принимать звонки. Тем не менее, за счёт минимальных первоначальных вложений этот способ связи всё больше набирает обороты.

Но использование гарнитуры и виртуального "нарисованного" на экране монитора телефона вызывает некоторые неудобства. Производители быстро почувствовали созревший у пользователей IP-телефонии спрос на какую-то материализацию виртуального программного комплекса IP-трубки и выпустили на рынок своё предложение. Так на свет появились телефонные аппараты, подключаемые к компьютеру через порт USB, служащие физической заменой гарнитурам и программам с виртуальными телефонами. Можно сказать, что это четвёртый тип связи, хотя по большому счёту он больше тянет на некоторую разновидность третьего вида по нашей классификации.

Преимущества такого IP-USB-аппарата очевидны. При невысокой стоимости самой трубки пользователь имеет возможность осуществлять при звонке привычные ему действия: взял трубку, набрал номер, поговорил, положил трубку; или, если зазвонил телефон, то пользователь берёт обычную трубку, а не одевает гарнитуру и кликает мышкой по клавише ответа. По сравнению с тем видом связи, который предполагает использование виртуального телефона и компьютерной гарнитуры, минусы применения IP-USB-телефона несущественны: небольшие дополнительные затраты и один занятый порт USB. Рассматриваемый в этом обзоре аппарат ATCoM AU-100 как раз и принадлежит к классу IP-телефонов, подключаемых к компьютеру через интерфейс USB.
ATCoM AU-100

Итак, AU-100 - это USB-телефон, работающий с большинством популярных программ VoIP, т.е. пакетов для IP-связи, включая известнейшую программу Skype. Телефон является продуктом китайской компании ATCoM и подойдёт как для провайдеров, использующих SIP протокол, так и для тех, кто предлагает пользователем соединение с помощью H.323. Устройство поставляется в компактной коробке со скромным оформлением.

Кроме самого телефона в комплекте был найден диск с программным обеспечением и некоторыми описаниями - инструкциями по подключению. Какое именно ПО будет поставляться с трубкой конечному пользователю и будет ли оно поставляться вообще, сказать трудно. Тем не менее, как уже упоминалось выше, ПО для IP-телефонии провайдеры предоставляют своим пользователям совершенно безвозмездно, т.е. даром. Объём таких программ, как правило, небольшой, 1-5 Мб, поэтому скачать стартовый пакет из Сети необременительно для кошелька пользователя.

По своим габаритам AU-100 напоминает большой мобильник - 125 х 45 х 19 мм. Он очень лёгок, а корпус его выполнен из довольно толстой лакированной снаружи пластмассы. На ощупь материал корпуса приятен. Прямоугольная форма аппарата имеет скошенные закруглённые края и множество других плавных изгибов, скосов и выступов, заставляющих отвлечь взгляд от этой простой прямоугольной формы. В самом верху и в самом низу лицевой панели AU-100 имеет отверстия встроенного динамика и микрофона.

Ещё ряд отверстий (для динамика, сигнализирующего пользователю о поступающем звонке) расположен на задней панели устройства.

Кнопки телефона выполнены из того же упругого пластика, что и корпус. Причём крайние столбцы кнопок скошены вверх, подчёркивая особенности геометрии корпуса. Подписаны кнопки качественно - шрифт чёткий, читается отлично. Правда, кириллицы на кнопках нет - только цифры и латинский алфавит. Кроме стандартного для каждого телефона набора из двенадцати клавиш (десять цифр, звёздочка и решётка), на телефоне имеется кнопка приёма звонка (отмечена зелёной иконкой в виде телефона со снятой трубкой), кнопка сброса звонка (отмечена красной иконкой в виде телефона с положенной трубкой), а также четырёхпозиционный джойстик. Все кнопки, за исключением джойстика, имеют чёткую тактильную отдачу. Последний отличается крайне нечётким, нефиксированным нажатием по всем направлениям.

Джойстик расположен на тёмном полупрозрачном окошке, занимающим всю верхнюю половину лицевой панели телефона. Логично было бы предположить, что под этой панелью скрывается дисплей, не так ли? Тем не менее, разобрав телефон, таковой обнаружен там не был!

Очевидно, что этот элемент есть ни что иное, как задел для более совершенных моделей USB-телефонов. Вообще, при взгляде на начинку AU-100 становится понятно, почему он такой лёгкий. Печатная плата с небольшим набором элементов, два динамика, миниатюрный микрофон, да клавиатура - вот и все составные части этого аппарата. Пайка на плате односторонняя с расположением всех элементов ближе к задней крышке аппарата.

USB-кабель у ATCoM AU-100 достаточно длинный. Кроме того, он имеет спиральную растягивающуюся часть, какую обычно делают на трубках обычных стационарных проводных телефонов. Тем не менее, этот кабель имеет и один досадный недостаток - пластик его оплётки слишком жёсткий. Поэтому, во-первых, имеется возможность его сломать со временем, а во-вторых, перегибы на нём, возникшие из-за сложенного состояния в коробке, расправляются с большим трудом.

В целом телефон имеет немного недостатков и невероятно прост по своей конструкции. Естественно, что у пользователя возникнет логичное предположение о том, что стоимость данного аппарата должна быть совсем невысокой. В настоящее время найти ATCoM AU-100 в продаже непросто, причём стоимость его в одном месте может составлять 1000 рублей, а в другом уже 1800 рублей. Как видите, разброс огромен. Но даже цена в 1000 рублей для такого аппарата не кажется маленькой, тем более, что на западных сайтах данный телефон продаётся всего за 10-15 $.
Работа с ATCoM AU-100

Итак, предположим, вы приобрели ATCoM AU-100. Что нужно, для того чтобы говорить? Во-первых, найти провайдера и разобраться с программным обеспечением. Мы начнём с последнего, т.к. на прилагаемом к AU-100 диске, помимо инструкций по работе, имелось два комплекта программного обеспечения.

Первый комплект от производителя телефона, т.е. от компании ATCoM - ATCoM USB Dialer. На тестировании рассматривалось две версии данного продукта: 1.2.2 и самая свежая 1.2.4. Но для непосредственной работы с телефоном этой программы недостаточно. Дело в том, что данное ПО является просто модулем для адаптации трубки к большинству известных программ-софтфонов для IP-связи. Поэтому конёк этой небольшой программы - её универсальность. Вот внушительный список программ, с которыми совместим данный модуль: Xten X-Lite, X-PRO, eyeBeam, SJphone, Skype, MSN Messendger, ICQ Phone, AIM Phone, Yahoo Call Center, StanaPhone, Net2Phone Dialer, Net2Phone Communicator, Firefly. Выглядит программка весьма скромно - небольшое окошко, где пользователю предоставляется выбрать нужную програму IP-телефонии из предложенного списка, а также при необходимости поставить галочку для автоматического запуска.

И всё было бы здорово, но у ATCoM USB Dialer есть досадный недостаток - её непросто заставить работать с Windows XP SP2 и Windows Server 2003 / 2003 SP1. Не будем в рамках данной статьи вдаваться в подробности проблемы, связанной с особенностями этих операционных систем, так как к IP-телефонии это не имеет ни малейшего отношения. Скажем только, что обойти возникающую ошибку можно, но для этого необходимо провести ряд настроек системы, подробно описанных на русском языке на сайте Microsoft. В нашем случае копия этого текста имелась на прилагаемом к телефону CD.

Второй комплект ПО на диске представляет из себя и программу для дозвона, т.е. софтфон, и модуль для адаптации AU-100 к этой программе. Разработчиком программного пакета является компания SJ Labs, образованная нашими соотечественниками. Надо отметить, что с софтфоном SJPhone от этой компании работает и ATCoM USB Dialer, о котором было рассказано выше. Пакет представляет из себя два дистрибутива - самой программы и модуля поддержки нашего конкретного аппарата.

После их последовательной установки необходимо провести ряд настроек, напрямую зависящих от конкретного оператора. Для новичка данные настройки могут показаться сложными, но в большинстве случаев пользователь получает полную инструкцию по вводу паролей, логинов, выбору протоколов и т.д. В любом случае, для получения всех этих данных необходимо вначале зарегистрироваться у конкретного провайдера, но обэтом чуть ниже.

SJPhone представляет из себя весьма простенькую программку с двумя интерфейсами в комплекте, кадый из которых по-своему симпатичен.

В принципе, данная программа - это законченный продукт, который не требует для работы никаких IP-USB-аппаратов - достаточно и микрофона с наушниками. Ну а при использовании с программой телефона AU-100, пользователю просто не придётся нажимать на кнопки мышкой - набираете нужный номер на телефоне, а на экране компьютера происходит дублирование нажатия каждой клавиши. Единственное, для чего вам понадобиться мышка, так это для настройки программы.

Нужно отметить, что программа позволяет настроить громкость динамика и чувствительность микрофона у аппарата, поэтому посторонних хрипов или проблем с громкостью при работе с AU-100 замечено не было.

Функциональность других программ-софтфонов отличается от SJPhone очень немногим. Основные отличия касаются, в первую очередь, интерфейса и методики настройки. Вот, к примеру, как выглядит ещё один популярный софтфон X-Lite.


Операторы VoIP

Итак, предположим вы стали счастливым обладателем ATCoM AU-100 и установили одну из программ-софтфонов. Что делать дальше? Где искать провайдера? Ответ на этот вопрос очевиден - если это интернет-телефония, то и провайдера нужно искать не где-нибудь, а в интернете. Мы не станем сегодня давать огромные таблицы для вычисления наиболее выгодного тарифа среди разных операторов, т.к. это тема отдельной аналитической статьи. Мы рассмотрим лишь двух VoIP-операторов (стоит заметить - далеко не самых маленьких и неизвестных), использующих для связи с оборудованием своих пользователей различные протоколы сигнализации: IPPORT (использует H.323) и SIPNET (об используемом протоколе несложно догадаться из названия). Не будем скрывать, настройки для этих конкретных провайдеров были указаны в кратких инструкциях, прилагаемых к AU-100, что и определило выбор.

Как показала практика, программа SJPhone, как и трубка AU-100, отлично справляются и при работе разными операторами. Существенных нареканий нет. Но вот денежные отношения у операторов с клиентом весьма разняться.

SIPNET практикует бесплатное подключение к сети, причём после прохождения регистрации на сайте на счёт пользователя, автоматически поступает от провайдера небольшой бонус в виде 1 $. Пользователю присваивается SIP ID - семизначный "телефонный" номер. О состоянии счёта и проведённых звонках пользователь может узнать в личном кабинете на сайте компании.

Теперь о тарифах данного провайдера... Все звонки внутри сети SIPNET, как и любые входящие звонки (с любых телефонов или компьютеров) - бесплатные. Пользователь имеет возможность выбирать между тарифами без абонентской платы и тарифами с абонентской платой. К примеру, при абонентской плате 30 $ в месяц звонок в Нью-Йорк обойдётся пользователю в 0,021 $, а в Одессу в 0,069 $. При выбранном тарифе без абонентской платы пользователь заплатит за звонок в Нью-Йорк 0,026 $, а в Одессу 0,074 $. Но самое интересное, что и в том, и в другом случае, звонок по Москве и Санкт-Петербургу будет для пользователя вообще бесплатным.

Впрочем, бесплатность относительна, ведь одна минута разговора с помощью SIPNET "съедает" около 150 Кб пользовательского трафика. Этот факт обязательно нужно учитывать при подсчёте окончательной стоимости разговора.

А вот IPPORT - это связь, которая в большей степени ориентирована на корпоративного пользователя. Имея лишь один тариф с обычным номером, оператор предлагает целых три варианта покупки прямого московского номера с единовременной платой за подключение от 100 $ до 350 $ и ежемесячной абонентской платой от 20 $ до 40 $. Да и тарифы там выше - звонок в Нью-Йорк обойдётся в 0,06 $ за минуту, а в Одессу - 0,13 $. С другой стороны, IPPORT предоставляет пользователю ещё немало полезных услуг и сервисов, отсутствующих в предложениях других операторов.

Вот для сравнения цены на звонки в те же города оператора PC-TO-PHONE: в Нью-Йорк минута будет стоить 0,05 $, а в Одессу - 0,12 $. Абонентская плата в данной компании отсутствует.

Оплата услуг любого провайдера, как правило, необременительна для пользователя в плане поиска каких-то карточек или специальных офисов оплаты. Она осуществляется либо денежным переводом, либо через одну из систем электронных платежей, либо карточками. Но всегда одновременно практикуются несколько способов оплаты на выбор пользователя.

Если говорить о качестве связи, то оно зависит не только от конкретного оператора, но и от конкретного направления, а ещё и от местоположения пользователя, его способа связи и т.д. К сожалению, нельзя однозначно заявить, что этот оператор предоставляет качественную связь, а тот не очень. Но, в принципе, если пользователь располагает выделенной линией и широким интеренет-каналом, то особых проблем быть не должно.
Итоги

Подводя итоги нашему сегодняшнему краткому экскурсу в мир VoIP, в первую очередь хотелось бы отметить, что рассматриваемая в нём модель телефона ATCoM AU-100 показала себя не с худшей стороны. Жаль, правда, что высокое качество звука несколько портит скудная функциональность данного аппарата. А вот поддержка двух протоколов, наоборот, плюс устройства. Если стоимость данной трубки будет невысокая, то модель стоит внимания.

Что касается IP-телефонии, программного обеспечения и выбора подходящего провайдера, то здесь однозначного ответа нет. Каждый пользователь должен сам для себя сделать выбор, основываясь на опыте других пользователей, который можно почерпнуть из интернета, а также на собственном, тестируя качество связи и меняя тарифы. Однозначно можно сказать лишь об одном - IP-телефония является на сегодняшний день качественной и недорогой альтернативной обычной телефонной связи, а стало быть, пользоваться ею можно и нужно!

источник: www.3dnews.ru

Web 2.0, или «Паутина» второй редакции, пререлиз
Специалисты в области IT давно известны умением на удивление неудачно придумывать названия для самых разных объектов из своей прикладной области. Но и инфернальная терминология операционной системы Inferno, и допускающее самые нелепые переводы название ОС Bluebottle – детский лепет по сравнению с предметом нашей нынешней беседы...

Раз уж мы начинаем разговор о Web-технологиях, давайте сразу определимся, что означает и чем не является современная Сеть (в смысле – Web). Такой описательный прием выбран автором по той причине, что предмет обсуждения одновременно характеризуется как колоссальными масштабами его технологической составляющей, так и совершенно неизученными и изменяющимися со слишком большой скоростью характеристиками социальной подсистемы. А это означает – с системой подобного уровня сложности надо быть крайне щепетильным, и чем больше деталей будет учтено в попытке ее определения, тем лучше.

Итак, термину Web разные энциклопедии и словари дают следующее усредненное толкование: «Глобальное информационное пространство, образованное связанными ссылками гипертекстовыми документами, основанное на физической инфраструктуре Интернет и протоколах передачи данных этой сети, непрерывно эволюционирующее». Давайте сразу отметим, что социальная подсистема в приведенном собирательном определении (оно формировалось на основе материалов Википедии, Microsoft Computer Dictionary и Энциклопедии информатики и информационных технологий, Idea Publishing) присутствует исключительно в неявной форме – подразумевается, что кто-то (или что-то) создает и эти самые гипертекстовые документы, и физическую инфраструктуру, и наконец, – протоколы. Куда интереснее и подробнее перечень того, чем Web не является. Кстати, он получается очень обширным даже при фактически той же степени детализации, что и определение.

Web как платформа в действии – текстовый редактор Writely обладает вполне приемлемой для повседневной работы функциональностью

Во-первых, для глобального информационного пространства Web, несмотря на наличие ссылок между образующими его документами, принцип навигации не является фундаментальным. Что это означает на деле? Прежде всего то, что Web не имеет четко определенной структуры. Да, существуют порталы с их каталогизированными иерархическими тематическими коллекциями ссылок, по сути являющихся овеществлением принципа навигации. Да, есть поисковые машины, позволяющие сравнительно сносно искать нужные документы на основании простых критериев. Но все вышеперечисленное – надстройки, а не фундаментальные принципы (или, точнее, механизмы, основанные на этих принципах) самой Web.

Во-вторых, документы, образующие глобальное информационное пространство Web, – на самом деле документы в традиционном понимании (т. е. они ориентированы на прочтение человеком), а не данные. Ближайший аналог Web в текущем состоянии – огромная библиотека с большим числом очень запущенных каталогов, обновляемых время от времени. Зато в ней работают умеющие исключительно быстро бегать вдоль стеллажей библиотекари с отличной памятью – они помнят, где стоят книги со словами на обложке «метод моделирования отжига», но на большее не способны. В машинном же мире данные традиционно далеки от документов и чаще всего представляют собой взаимосвязанные информационные фрагменты (самая традиционная их реализация поддерживается реляционными СУБД). Из всего сказанного следует вывод – современная Web не является ориентированной на работу с данными системой.

В-третьих, Web не является надежным, заслуживающим высокой степени доверия поставщиком документов. Речь идет, естественно, не об их семантике, а о том, что не существует фундаментального принципа Web, гарантирующего доступность к документу на протяжении какого-либо определенного периода времени. Любой документ может исчезнуть так же неожиданно, как и появиться.

В-четвертых, специфика документов Web не основывается на фундаментальном принципе независимости доступности документа от характеристик запрашивающего к нему доступ. Иными словами, библиотекари выдают нормальные документы всем голубоглазым блондинам, кареглазому же брюнету документ выдается таким, что прочесть его можно, только изрядно помучившись, и то не весь. Голубоглазые блондины Web – это ПК и ноутбуки с высоким разрешением экрана, а кареглазые брюнеты – различные КПК и прочие «неформатные» (в смысле экранного разрешения) устройства. Фактически только из-за низкого сочетания разрешения экранов с популярностью «неформатных» вычислителей и коммуникаторов в гигантской Web приходится создавать отдельную, оптимизированную под специфику устройств доступа, под-Web.

Итак, некоторое определение, не претендующее на полноту, но все же намного более детальное, чем лаконичные несколько строк, мы получили. Но речь-то идет о Web 2.0, а не о «просто Web». Как ни странно, но шутливо-абсурдное определение напрашивается сразу, и оно – далеко не худшее из тех, что автору пришлось прочесть, готовя эту статью: если Web – это... (начиная со второго абзаца и далее), то Web 2.0 – то же самое, только версии 2.0. Понятно? Безусловно, непонятно. И не переживайте, не только вам. Из-за этой непонятности уже не один год продолжаются мощные словесные баталии, в которых активно участвуют такие гранды, как, например, Тим О'Рейли. Интересно, что участвующие в баталиях противоборствующих сторон не образуют – ведь тут ведется борьба тех, кто утверждает, что Web 2.0 – «это что-то такое вот... ну такое... и даже оно вот состоит из...», с теми, кто спрашивает, но почти о том же самом – «да какое же оно такое... ну какое такое... если и раньше из того же самого состояло?..». Так что давайте попробуем понять и первых, и вторых, и, наконец, эту таинственную Web 2.0.
Невнятно о непонятном

Именно так, как называется этот раздел статьи, написаны многочисленные толкования Web 2.0. Забавно, что и своему рождению (родителями были уже упомянутый Тим О'Рейли и Дэйл Дагерти, один из пионеров Web) термин обязан весьма смутным аналогиям между Web 1.0 и Web 2.0, отражающим как бы результат эволюционного и революционного развития Web (революционного – из-за «взрывного» характера дотком-кризиса):
персональные сайты – блоги;
спекуляция доменными именами – поисковая оптимизация;
оплата рекламы по количеству показов – оплата рекламы по количеству переходов;
извлечение данных из HTML – Web-сервисы;
публикация – соавторство;
системы управления контентом (CMS) – Wiki;
каталоги (таксономия) – теги (фолксономия);
удержание пользователей – синдикация контента.

«Смутность» этих аналогий заключается не столько в сложности объяснения причинно-следственных связей (например, из чего следует, что новомодные Web 2.0 механизмы информационных тегов являются как бы продолжением механизмов каталогизации Web 1.0, совершенно непонятно), сколько в том, как элегантно сам Тим О'Рейли сформулировал принцип классификации «Но почему мы отнесли одно приложение к Web 1.0, а второе – к Web 2.0? (Это важный вопрос, поскольку... С другой стороны – это сложный вопрос, потому что...) Анализируя наиболее успешные проекты Web 1.0 и самые интересные новые приложения, мы попытались выделить основные принципы Web 2.0». Вы не заметили? Сначала как-то строится список аналогий, затем, на основании этого списка, предпринимается попытка понять, по каким принципам он строился, после чего принципы построения списка объявляются принципами построения системы мирового масштаба. Смутно? Мягко говоря, смутно. И все-таки будем пробиваться дальше...

Выявленные авторами концепции «второй версии Сети» принципы Web 2.0 таковы:
Web 2.0 – это платформа;
Web 2.0 – это механизм использования коллективного интеллекта;
Web 2.0 – это ориентированная на работу с данными система;
Web 2.0 – это отказ от традиционного цикла реализации программного обеспечения;
Web 2.0 – основанная на «легковесных» программных моделях система;
программная пользовательская подсистема Web 2.0 преодолевает традиционный барьер «привязанности» к конкретным и традиционным аппаратным средствам.

Пока не вдаваясь в пояснение каждого принципа, давайте заметим самое, пожалуй, смешное несоответствие между основами Web 2.0 и, собственно, названием Web 2.0. А именно, Web 2.0 принципиально отказывается от традиционного цикла реализации программного обеспечения. Не смешно? А если так: «В версии 2.0.197.4 мы принципиально отказались от традиционного цикла реализации ПО»? Впрочем, шутки шутками, а теперь перейдем к рассмотрению каждого принципа.

Идея «Web – это платформа» новизной, мягко говоря, не отличается. Но в отличие от предшественников идеология Web 2.0 объясняет ключевую роль этой идеи без излишней политкорректности: платформа всегда побеждает приложения, разработчики платформы всегда побеждают создателей приложений. Правда, Тим О'Рейли в качестве демонстрации справедливости данного утверждения приводит всего лишь один пример – естественно, Microsoft. Как быть с канувшими в Лету знаменитыми платформами от DEC (VMS), Atari (Amiga) и прочими, совершенно непонятно. Ну и бог с ними. Детализируя принцип «Web – это платформа», мы вторгаемся в зону повышенной непонятности с красивым названием Ajax. Доподлинно известно, что Ajax – это одновременно и не технология, и базис платформы Web 2.0, и сокращенная аббревиатура, образованная от совершенно непригодного к частому употреблению «Asynchronous JavaScript+CSS+DOM+XMLHttpRequest». Считающееся признанным определение Ajax звучит следующим образом: «Это не одна технология, а такое сочетание нескольких отработанных технологий, при котором их лучшие свойства используются по-новому. Ajax включает в себя:
основанный на стандартах XHTML и CSS презентационный механизм;
динамические механизмы отображения и взаимодействия на основе DOM (Document Object Model);
обмен данными и их обработку с использованием метаязыка XML;
механизм асинхронной доставки данных;
механизм JavaScript, объединяющий все перечисленное в единую подсистему».

Компании, создающие Web второго поколения

Объявленное принципиальным отличие Ajax-системы от традиционной Web 1.0, заключается в том, что между пользователем и сервером возникает Ajax-прослойка, как поддерживающая асинхронное взаимодействие с сервером, так и берущая на себя часть функциональности. Что в этом действительно принципиального при учете того, что Ajax не является фиксированным на уровне API стандартом, сказать трудно. К счастью, существуют овеществления Ajax, среди которых даже реализации с открытыми исходными текстами, так что есть возможность попробовать «живые» Ajax-продукты, созданные, например, на основе инструментального набора Ajax (AjaxTK) компании Zimbra. По сути, AjaxTK – это набор реализованных на JavaScript весьма традиционных на сегодняшний день механизмов, в перечне которых, пожалуй, выделяется довольно развитый набор примитивов пользовательского интерфейса (виджетов), что позволяет инкапсулировать в html-документы описания интерфейсов. Что в этом нового – сказать очень трудно, потому как еще в 1992 г. был разработан браузер Viola, способный не просто загружать и исполнять аплеты, а поддерживающий мощную объектную среду их исполнения и асинхронные механизмы сообщений между объектами. Впрочем, в Ajax действительно важна отнюдь не технологическая новизна, как и во всей идее Web 2.0. Значительно важнее то, что ключевая идея Ajax «Web – это платформа, а владеющий платформой всегда побеждает владеющего приложениями» стала играть роль связующего в построении многообещающих альянсов. Например, инициатива «открытой Ajax» положила начало образованию альянса, в который входят Zimbra, IBM, Google, Oracle, Yahoo, Red Hat, Borland и Bea. И это уже принципиально отличает Ajax от передовых разработок, обогнавших свое время (Viola).

Не исключено, что возможности таких участников альянса позволят довести Ajax до уровня де-факто стандарта – а это уже серьезно изменит и современную Сеть.

Web 2.0 как механизм использования коллективного интеллекта – пожалуй, самый интересный принцип, заслуживающий пристального внимания. Его обсуждение мы начнем с неприятного известия для любителей ехидно козырнуть знанием фразы «миллион леммингов не ошибается». В книге «Мудрость толп» (The Wisdom of Crowds) Джеймс Суровецки (James Surowiecki) вполне убедительно показал на ряде примеров, как большие группы людей оказываются сообразительнее и умнее, чем ярчайше одаренные представители элит. С взрывным ростом популярности блогов и различных коллективно ведущихся порталов, справочников и энциклопедий неявно описанная социальная подсистема современной Web претерпела колоссальную трансформацию. Если раньше в ней царил принцип «контент для всех формируется избранными», то сейчас создание контента доступно фактически любому пользователю. Сравните, к примеру, коллективно ведущийся портал Open Directory Project (dmoz.org) с Yahoo или Википедию с онлайн-версией энциклопедии Britannica. Такая социальная открытость Web 2.0 – пожалуй, самое ценное, что можно «выудить» из многочисленных обсуждений механизма коллективного интеллекта. Многие специалисты вообще считают социальную открытость самым большим и по-настоящему первым революционным событием в истории Web. И их можно понять – пока социальная система Web базировалась на принципе «элита формирует контент», Web фактически являлась аналогом традиционной системы создания-распространения-потребления печатных газет, отличаясь разве что беззатратностью процессов тиражирования и скоростью распространения. Однако публичная доступность механизмов создания контента в Web 2.0 поддержана и новыми механизмами его распространения, в первую очередь – RSS. Сочетание блогов и RSS-механизма сформировало феномен Web 2.0 – эта Сеть уже соединяет не документы с помощью гиперссылок, а людей с помощью RSS. Одновременно изменяется и культура потребления информации. Если в прежние времена она основывалась на парадигме пассивной загрузки информации пользователем, то сейчас можно говорить об активной роли чуть ли не всех участников процесса информационного обмена. Примеров тому множество – большинство читателей наверняка следили за какой-нибудь самоорганизующейся онлайн-акцией, основанной на идее ремиксов, или сами участвовали в ней (когда базовый текст или изображение многократно «обыгрывается» участниками). Оценивая происходящее на уровне всей социальной подсистемы, можно говорить о том, что ее архитектура с появлением Web 2.0 изменяется от потребительской к кооперативной. К чему это приведет в далекой перспективе, очень трудно предположить, но уже понятно и очевидно, что этот процесс распространяется за пределы Web. Так, традиционные системы отношений между, например, журналистом и читателем с активизацией деятельности в блогосфере начинают изменяться. Кстати, само слово blogosphere является доказательством таких «возмущений» реальности, вызванных изменениями в виртуальном мире.

Социальную подсистему Web затрагивает и входящий в противоречие с названием «Web 2.0» принцип отказа от традиционного цикла реализации программного обеспечения. Правда, в отличие от уже ярко проявляющихся изменений благодаря коллективному интеллекту ждать каких-то его проявлений придется, вероятнее всего, долго. И дело здесь в одном нехорошем слове, использованном в определении данного принципа: «Программное обеспечение Web 2.0 постоянно эволюционирует в процессе эксплуатации, для чего пользователи должны играть роль помощников разработчиков...». Вы уже узнали это нехорошее слово? Кто угодно может говорить пользователям «вы должны», но сами они обычно так не считают. Заметьте, что, обсуждая блогосферу, коллективно формируемые порталы и энциклопедии, мы ни разу не слышали этого слова. В данных областях социальной подсистемы Web 2.0 пользователь действует по собственному желанию и без какого-либо принуждения. Возможно, по этой причине (и, естественно, благодаря совершенству программной поддержки) здесь и достигнуты основные успехи Web 2.0. И именно поэтому принцип отказа от традиционного цикла реализации ПО выглядит весьма сомнительно. Впрочем, время покажет.

Принцип легковесности программных моделей Web 2.0, несмотря на «страшное» название, является элементарной данью здравому смыслу. Иначе его можно назвать так: если пользователь имеет возможность выбирать одно из нескольких средств, одинаково успешно решающих его задачи, он выберет самое простое. Удивительно, что для придания этому принципу статуса основополагающего потребовалось столько лет и сломанных копий. Причем не работают никакие сторонние оценки сложности – то, что выбрал пользователь, оказывается проще на самом деле (ох уж эти миллионы леммингов...). Примеров тому множество, но лучшие из них дает изучение масштабных систем. Так, опыт Amazon.com показал, что 95% бизнес-партнеров компании предпочли реализацию крайне простой архитектурной концепции REST также несложным (более точно – позиционировавшимся как простые) механизмам SOAP. То же самое можно сказать и о реактивном росте популярности RSS.

Принципы ориентации Web 2.0 на работу с данными и преодоления барьера «привязанности» к конкретным и традиционным аппаратным средствам, по большому счету, можно объединить. Потому что первый принцип (в технологической его составляющей), по сути, означает массовый отказ от хранения контента в виде статических документов, что и позволяет на лету формировать из данных описание отображения контента, пригодное для любого типа запрашивающих устройств. В этом также нет ничего нового за исключением, пожалуй, слова «массовый».
Так вот ты какой, Web 2.0

Итак, наступила пора дать более или менее внятное объяснение тому феномену, который получил такое неудачное имя. Во-первых, о самом имени. Жаль, конечно, но менять его уже поздно. Поэтому, чтобы не путаться, попробуйте приучить себя читать «Web 2.0» как «Web второго поколения». На первый взгляд вроде бы безграмотно, зато хоть смысл не страдает. Во-вторых, давайте проанализируем все сказанное выше и выделим в нем самое главное. Все программные средства Web 2.0 далеки от новизны – это факт. В их взаимодействии, конечно, есть что-то новое, но не настолько принципиальное, чтобы акцентировать на нем внимание. Главное в Web 2.0 – фундаментальные изменения в социальной составляющей, трансформация архитектуры социальной подсистемы из потребительской в кооперативную. Вот с них-то и нужно начинать понимать Web 2.0. Все остальное здесь вторично и на самом деле подчинено именно этим изменениям. Вы спросите – кем подчинено? Ответ очевиден – подчинено пользователями, теми самыми толпами (crowds) пользователей, которые являются последними беспристрастными судьями для любой технологии и любого продукта. Пользователи выбрали свободу общения и обмена информацией в блогосфере – и их выбору подчинена блогосфера вместе со всеми производителями аппаратно-программных средств, участвующих в ее формировании. Не верите? На самом деле такое подчинение уже принимает абсолютно явные формы – Sun бесплатно поставляет блогерам, посвятившим свои блоги технике Sun, собственные серверы. И это не задабривание и даже не реклама – это игра в новых условиях по новым правилам.

Теперь можно и описать эту непонятную «Web второго поколения» в более или менее внятном стиле краткого описания «просто Web», приведенного в начале статьи: Web 2.0 – это глобальное информационное пространство, формируемое коллективным интеллектом социально открытого объединения людей, использующего в качестве платформы любые персональные аппаратно-программные средства и наиболее простые и соответствующие решаемым задачам механизмы Web.

Дистанция, отдаляющая механический характер Web от практически сугубо социального характера Web 2.0, действительно огромна, но насколько она важна? Что делает Web 2.0 Событием (именно так – с большой буквы)? Ответ на этот вопрос прост – то же самое, что делает любое событие – Событием. Мнения, ожидания, впечатления людей. Многих людей. Сотен миллионов людей. Конечно, вы можете сделать вид, что ни Web 2.0, ни этих людей не существует, а есть лишь «маркетинговые штучки», вы можете презрительно цедить мантру «миллионы леммингов не ошибаются», все это – пустое. Коллективный разум Web второго поколения вашим мнением не заинтересуется. По крайней мере, до тех пор, пока вы не признаете факт его существования и не станете его частью.

 

~ О авторах ~
KKKILLL - администратор рассылки (идея, дизайн, #FAQ).   ICQ: 329-575-572

user3000 - ведущий рубрики #NEWS.   ICQ: 7555158
Sniper - ведущий рубрики #Security Zone.

Предложения, пожеланиия, замечания об ошибках и всё остальное - пишите СЮДА


© Ruzone team ©
Киселёвск 2004-2006
N


В избранное