Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Microsoft Access - программирование и готовые решения


Выпуск 3. Access Rapid Start - конструктор приложений в Access

Подписка: "Access 2003/2010 - программирование и готовые решения"
Дата: 21.05.2012
Автор: Парусников Алексей
Сайт: http://www.accessoft.ru под редакцией с http://www.leadersoft.ru
Загрузка: ARS 2010, ARS 2003
Получить ключ: Key_ARS

В данном цикле статей рассказывается о работе с конструктором приложений Access - Access Rapid Start. Дополнительные вопросы по этой теме Вы можете задать на форуме. Вы так же можете заказать персональную консультацию или перенос вашего проекта в ARS, связаться с автором для решения вопросов о создании программы на базе ARS - в последнем случае вы кроме готового продукта получите возможность самостоятельно его развивать.


    Данная статья ориентирована на начинающих разработчиков Access, желающих более углубленно изучить возможности программирования в Access и сделать свои приложения более профессиональными.
Настройки ARS

     После установки и регистрации ARS следующим шагом, который нужно сделать – отредактировать настройки. Они делятся на два вида: локальные и общие. В свою очередь, локальные настройки разделяются на шифрованные и нешифрованные. Локальные настройки действуют только на той машине, где они заданы, общие устанавливаются для всех пользователей (если сделано сетевое приложение).
Локальные нешифрованные настройки хранятся в файле LocalSet.ini, а шифрованные в файле const – и оба файла расположенны в корневом каталоге ARS. Для общих настроек используется специальная служебная таблица tab_A_Const, расположенная в файле данных (Server.mdb).

     Еще раз хочу предупредить особо любопытных, которые захотят вручную править таблицы настроек конструктора: не экспериментируйте со служебными таблицами ARS если не уверены, что правильно понимаете то, что делаете. Все настройки редактируются через специальную форму настроек, запускаемую из раздела: Администрирование – Настройки. Лучше так и делать. Мы специально сделали все служебные таблицы, запросы, формы, отчеты скрытыми (те, что расположены в файле приложения Data.mdb), чтобы вы ненароком их не испортили.

     Рассмотрим подробно назначение каждой настройки, переходя по вкладкам.

Общие

  1. Разрешение форм (*) – из списка указывается величина минимального разрешения для форм. В результате, при запуске программы на мониторах с различным разрешением, размеры форм будут автоматически скорректированы в сторону увеличения, начиная с этого минимального разрешения. По умолчанию: 800х500.
  2. Подогнать размер форм под окно приложения (*) – при установке флажка формы программы будут увеличены до максимальных размеров. По умолчанию: 1.
  3. Поправочный коэффициент (*) – указывается, если требуется скорректировать размеры форм, например 1,02 или 0,97. По умолчанию: 1.
  4. Название программы (*) – указывается название вашего приложения, которое будет отображаться в Title проекта и формах служебных сообщений.
  5. Автор программы (*) – указывается авторство проекта.
  6. Связь с автором (*) – указывается e-mail для связи с автором.
  7. Страница программы (*) – указывается текст названия страницы программы.
  8. Адрес страницы (*) – указывается url страницы программы.

     Все настройки этой вкладки для вступления в силу требуют перезагрузки программы. Сохраняются в файле LocalSet.ini

Дизайн

     Эта пара настроек служит для автоматического перевода на другой язык надписей полей ввода, кнопок и прочих элементов служебных форм. Пользовательские формы и отчеты можно конечно сразу делать с подписями на нужном языке. Кроме задания настроек, для перевода необходимо заполнить языковую таблицу из раздела: Разработчик – Языковые настройки. Назначение настроек:

  1. Язык проекта – из списка указывается текущий язык перевода проекта.
  2. Включить перевод (*) – установка флажка означает, что все надписи элементов форм будут теперь переводится на выбранный язык. При этом следует помнить, что процедура перевода потребует некоторой задержки времени, и при большом количестве элементов может притормаживаться открытие формы. Поэтому без особой нужды не стоит включать перевод.

Текущие

     Наверняка вам понадобится создать свои настройки, например значения по умолчанию для каких то полей. Для таких настроек специально выделен диапазон кодов настроек от 201 до 300. Настройки хранятся в служебной таблице tab_A_Const и прочитать их можно при помощи функции:

     SLookup("SELECT f2 FROM tab_A_Const WHERE f1=Kod", True)
     Где Kod - ваш пользовательский код, который задан в поле Код, например 220.

  1. Код - указывается числовой код параметра от 201 до 300.
  2. Значение - значение параметра
  3. Примечание - описание параметра

Файлы и каталоги

     Здесь указаны общие настройки, которые хранятся в таблице tab_A_Const. Если вам нужно прочитать их значение, то воспользуйтесь функцией SLookup (), про которую говорилось выше.

     На этой вкладке в табличной форме указан список файлов и каталогов, используемых вашей программой. У каждой записи есть параметр, по которому можно вызывать значение настройки. Можно создавать свои параметры в диапазоне кодов от 101 до 200. Поля таблицы заполняются следующим образом:

  • Код - указывается числовой код параметра от 101 до 200.
  • Название параметра - обозначение параметра, комментарий к нему
  • Абсолютный путь (ДБ клик) - указывается абсолютный путь к файлу или каталогу. При ДБ клике по полю открывается диалоговое окно выбора каталога. При автолинковке этот путь автоматически перезаписывается по принципу:

     Путь к корневому каталогу приложения \ Параметр.

     Если в поле Параметр указан символ *, перезаписи не будет. Таким образом можно задавать специальные пути, которые не меняются при запуске автолинковки, например сетевой путь к файлу базы.

  • Параметр - здесь указывается параметр, который используется для создания полного пути к файлу или каталогу.

     Обратим внимание, что параметры с кодами 91-99 выделены красным цветом. Это означает, что они служебные, значит их удалять нельзя (при попытке удаления появится сообщение о недопустимости такого действия), а можно только редактировать (кроме кода). Ниже приведен список этих зарезервированных в системе параметров, которые вы можете изменить (кроме кода параметра).

  • 91 - Файл иконки - значок, который будет отображаться в заголовках форм и отчетов, например ARS.ico.
  • 92 - Файл справки - файл справки программы, например Help.chm.
  • 93 - Файл логотипа - файл логотипа программы, который отображается в форме «О программе» например ARS.jpg.
  • 94 - Каталог снимков - каталог для выгрузки снимком отчетов.
  • 95 - Каталог шаблонов - каталог для хранения шаблонов документов, используемых при работе фукнций выгрузки в Word, Excel.
  • 96 - Каталог документов - каталог для хранения документов, созданных при помощи функций выгрузки в Word, Excel.
  • 97 - Каталог рисунков - каталог для хранения графических файлов, например логотипов фирм, фото сотрудников и т. д.
  • 98 - Каталог резервных копий - каталог хранения резервных копий базы (только для mdb)
  • 99 - База данных mdb - путь к файлу базы данных mdb.

     При старте программы эти параметры могут быть автоматически переписаны, например изменены абсолютные пути к файлам/каталогам. Для этого, как уже говорилось выше, используется значение в поле Параметр, которое добавляется к текущему пути корневого каталога программы. Чтобы запустить процесс перезаписи, нужно установить флажок Переписать путь файлов/каталогов, затем перезапустить программу. Если для некоторых параметров необходимо исключить перезапись, тогда в поле Параметр нужно поставить символ *. Этот процесс происходит при первом запуске после инсталляции, так как по умолчанию установлен флажок перезаписи.

Поиск

  1. Ограничение количества выводимых на экран записей (*) - задает количество отображаемых записей на поисковой форме. Если поставить максимальное значение из списка (65 000), то при большом количестве записей (например десятки тысяч) поисковая может начать тормозить. По умолчанию: 100.
  2. Подсчет общего количества записей, не зависимо от ограничения TOP (*) - при установке флажка поисковые формы будут подсчитывать общее кол-во записей, не зависимо от того, что выбрано в предыдущем параметре. При большом количестве записей это может сказаться на производительности работы поисковой. По умолчанию 0.
  3. Вызов календарика в мастере фильтров, не зависимо от типа поля - при установке флажка в форме мастера фильтров будут показаны кнопки вызова календарика. По умолчанию: фильтруемое поле должно быть типа Дата/Время.
  4. Разворот дополнительной информации при загрузке мастера фильтров - при установке флажка в открывающейся форме мастера фильтров будут показаны примеры фильтрации.
  5. Задержка времени перед отправкой запроса на сервер, миллисек (*) - установка флажка сокращает сетевой трафик, отправляя запросы не по каждому набору символов, а по завершении набора искомого слова.

     Параметры 1, 2, 5 влияют на скорость работы поисковых форм, их настройка может увеличить/снизить производительность работы поисковых.

Инициализация

     Для автоматической линковке таблиц нужно создать их список – это и делается на данной вкладке. Кроме того, нужно еще указать, сколько линков таблиц проверять. Если поставить флажок «Все», то это может занять довольно продолжительное время, особенно если вы входите в программу, работающую по сети и когда кто то в нее уже вошел и подключился. Если таблиц несколько десятков, проверка может занять несколько минут. Поэтому, если при вы не перемещали никуда Server.mdb, то нет смысла проверять все линки, достаточно проверить только один – для этого нужно поставить соответствующий флажок «Один».
А вот флажок «Запустить автолинковку» как следует из его названия служит для запуска данной процедуры. Его имеет смысл ставить тогда, когда вы перемещаете весь каталог с программой в другое место. Обычно в этом случае ставится и флажок «Переписать пути файлов/каталогов», расположенный на вкладке «Файлы и каталоги».
При автолинковке линкуются не только ваши пользовательские таблицы, но и служебные. Однако, чтобы не загромождать список они не показаны в форме настроек.

Дополнительно

     На этой вкладке указываются служебные параметры ARS, которые допускается редактировать пользователю. Например, префикс служебных таблиц. Если вы его поменяете, тогда придется изменить имена служебных таблиц, а так же отредактировать все запросы, в которых они используются.

     Дополнением к данной статье служит видео: Settings_1, Settings_2, Settings_3, Settings_4

     В следующей статье я расскажу о резервном копировании файла данных и приложения.

Ответы на вопросы
Вопрос 1. Я попробовал начать с импорта старой версии программы автоматизации реабилитационно-диагностического процесса в ARS согласно предложенной Вами инструкции. В связи с этим возникает несколько дополнительных вопросов, и первый из них – обязательно ли перед импортом переименовать некоторые некорректные названия объектов (например, 01tblPacient переименовать в tab_Pacient), полей (в частности, с кирилицы переходить на латиницу) и т.п.?

Ответ. Можно и не переименовывать, но на будущее: названия типа 01tblPacient плохо тем, что начинается с цифры. В запросах придется его заключать в [ ]. А ваши справочники идут с префиксом tbl - это уже нормально. В новых проектах желательно избегать пробелов, кирилицы, цифр в начале, зарезервированных символов в именах объектов БД.

PS:
если кому то что то непонятно в Help - не стесняемся, спрашиваем. Будем углублять справку. В наших общих интересах, чтобы это был реально полезный инструмент. Вообще, лучше всего если вопросы будут по конкретному проекту, который пытаетесь сделать при помощи этой утилиты, а не в общем и целом.

Вопрос 2. А новые версии для тех кто купил старые будут бесплатными?
И еще: если я допустим сделаю программу в вашем ARS, а вы потом выпустите новую версию - как мне подключать новый ARS взамен старого? Вообще, как потом обновляться?
  Ответ. Новые версии конечно бесплатные - укажите в них тот же код. По поводу обновления:
файл данных Server.mdb оставляете старый - сохраните его. Затем установите новую версию и подключите ее, импортируйте в нее все ваши формы, отчеты, макросы, запросы (ARS-совые не надо, те что с префиксом tab_A_, gry_A_ и т. д.) - и подключите ее к файлу Server.mdb. В любом случае, если вдруг возникнут проблемы при обновлении - пишите, поможем разобраться. Но проблем по идее быть не должно.
Можно по другому сделать: установить куда-нибудь новую версию, взять оттуда файл LibArs.mde и подключить его к вашему проекту через Tools - References взамен старого.
Вопрос 3. Попробовал перенести в ARS другой свой проект базы данных «МНПЦ МРВСМ». Действуя по инструкции, сначала изменил структуру таблиц, при этом возникли уточняющие два вопроса об обязательности:
1) префиксов tab_ в названиях таблиц и
2) поля «КодТипа», в котором я планировал отображать код типа специалиста по аналогии с кодом товара.
Затем импортировал таблицы в файл Server.mdb ARS, при этом пришлось использовать кнопку Shift, о чём не сказано в Вашей инструкции. Возникли, по крайней мере, следующие вопросы:
1) можно ли удалить таблицы tab_Tovar, tab_Tovar_Type, tab_Zakaz и tab_Zakaz_date, приведённые Вами в ARS в качестве примеров;
2) нужно ли изменять имеющуюся в ARS схему данных.
После импорта произвёл линковку таблиц (пришлось делать это вручную). Желательно в инструкцию добавить текст о том, что при вызове диспетчера связанных таблиц необходимо добавить только новые таблицы (если таблицы примеров были бы удалены, этого бы не потребовалось).
Импорт объект приложения пока не делал, т. к. в своём проекте я все объекты кроме таблиц и схемы данных удалил. К созданию объектов (формы, отчеты, запросы, макросы) перейду после получения ответов на заданные вопросы.
  Ответ. Префиксы tab_ - это как бы рекомендация. Можете tbl к примеру называть - как нравится. Просто приучайте себя работать "структурно": имена объектов должны быть осмысленными, легко определялась группа объекта, его назначение. Это упростит работу в первую очередь вам, когда через какое то время вернетесь к проекту.

1. Конечно можно - это демонстрационные примеры структуры таблицы. Проще их удалить через форму администрирования - тогда не только объекты удалятся, но так же их регистрационные записи и записи в таблице линковок. Иначе это потом придется делать самому. Удаляя объект из проекта обычным способом не забывайте, что он может быть зарегистрирован в ARS - поэтому и сделана возможность удалять/создавать объекты из формы администрирования.
Вообще, все, что не с префиксом tab_A_, qry_A_, rpt_A_ можно смело удалять. Единственно, только если оставить их на какое то время в качестве примера, чтобы посмотреть, как там. Либо используя как шаблоны, которые вы будете копировать и редактировать. Вам же еще поисковую делать надо по образцу frm_ZakazFind.
2. Схему, в которой связаны системные таблицы с префиксом tab_A_ трогать не рекомендуется - иначе проект может не стабильно работать.
3. Линковку таблиц можно было и не делать - нужно только прописать названия таблиц в настройках и поставить флажок автолинковки - тогда при старте они автоматом прилинкуются.

Полезные ссылки

Архив файлов на Microsoft Access
В данном архиве файлов собраны лучшие решения на языке Visual Basic для Microsoft Access. Весь архив удачно разбит на разделы. Необходим для разработчиков, кто начинает или занимается профессиональной разработкой баз данных на Microsoft Access

Проектная документация
До начала разработки базы данных необходимо согласовать следующие документы: договор, предварительное техническое задание и оценить объем и стоимость выполняемых работ (калькуляция). Только после этого можно приступить к работам по созданию базы данных, ее макета или подробного технического задания

В избранное