Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уроки по C/C++

  Все выпуски  

Уроки по C/C++


Информационный Канал Subscribe.Ru


C/C++. Уроки с сайта http://progs.biz

Рассылка №2

C/C++. Урок 3. Циклы for.
C/C++. Урок 4. Первая программа.

Полные версии уроков (с картинками) можно найти по адресам
Урок 3. Циклы for.
Урок 4. Первая программа.

C/C++. Урок 3. Циклы for

В любом языке программирования есть, как правило, 2 типа циклов: те, про которые известно, сколько раз они должны выполнится и те, про которые заранее неизвестно, сколько раз они должны выполнится. Пример первого - это запрос у пользователя, например, 10 чисел (ясно, что мы должны повторить это действие 10 раз). Пример второго - запрос пароля у пользователя (неясно заранее, сколько попыток потребуется пользователю на ввод правильного пароля).

Циклы for относятся к первой категории. Они выполняются заранее известное число раз. Вот пример:

    ...
    int z[3];
    //Заполняем элементы массива.
    for(int i=0; i<3; i++){
        z[i]=i;
    }

В этом примере мы заполняем элементы массива соответствующими числами.

После ключевого слова for мы пишем в круглых скобках параметры для цикла (обратите внимание, что после for обязательно должны идти общие круглые скобки). Параметры для цикла делятся на три части, которые мы разделяем точкой с зяпятой. Первая часть - это задание начального значения для переменой цикла. В нашем примере мы переменной i присваиваем значение 0 (но можно и любое другое). Вторая часть - это условие продолжения цикла. Если оно истинно, то цикл продолжает выполнение. Как только оно станет ложным, цикл прекратится. Третья часть - это изменение переменной цикла. Чаще всего переменная цикла изменяется на 1. i++ как раз и увеличивает i на 1 (можно было записать и так: i=i+1 - только так писать дольше).

Обратите внимание, что переменную i для цикла мы объявили прямо внутри цикла:

    ...
    for(int i=0; ...){
        ...

Так часто и делают. Но, разумеется, i можно объявить и заранее:

int i;
    ...
    for(i=0; ...){
        ...

Циклы for часто используются для перебора всех элементов массива. Вот так можно перебрать элементы двумерного массива:

    int z[3][2];
    //Заполняем элементы массива.
    for(int i=0; i<3; i++){
        for(int j=0; j<2; j++){
            z[i][j]=0;
        }
    }

В цикле может быть и несколько переменных цикла. Вот пример:

    int n=0;
    for(int i=0, int j=0; i<3, j<2; i++, j++){
        n++;
    }

Этот цикл выполнится 2 раза и n по выходе из цикла будет равно 2. Синтаксис у такого цикла такой - имеются те же три части, между которыми пишем точку с запятой. Внутри каждой части в качестве разделителя пишем запятую. Цикл прекращается, если хотя бы одно из условий второй части (у нас это i<3, j<2;) окажется ложным.

Наверх

C/C++. Урок 4. Первая программа

Вот, наконец-то напишем первую программу. Вот ее текст:

#include <iostream.h>
void main(){
    cout<<"Hello World!\n";
}

Эта программа после компиляции и запуска выведет на экран надпись "Hello World!".

Разберем текст программы. Начинаем ее со строчки

#include <iostream.h>

Это так называемая директива препроцессора. Все директивы препроцессора начинаются с символа #. Конкретно директива include нужна для включения некоторого файла в вашу программу. Тут мы включаем файл iostream.h. Он нужен для того, чтобы мы в нашей программе могли что-ниюудь вводить с клавиатуры или выводить на экран. Этот include пишется почти всегда. После директив препроцессора точка с запятой не ставится.

Далее в программе идет функция main. Функция с таким именем всегда должна присутствовать в любой консольной программе на C/C++ (причем только одна). Именно с нее (а не с первой строчки) начинается выполнение программы. Перед именем функции мы пишем тип возвращаемого значения (void означает, что функция ничего не возвращает - это аналог процедур в других языках программирования). После имени функции обязательно пишем круглые скобки. В них мы пишем парметры (если они есть). В нашем случае параметров нет.

Тело функции пишем в фигурных скобках. В нашем примере мы в теле пишем

    ...
    cout<<"Hello World!\n";
    ...

cout - это экран монитора (точнее, стандартное устройство для консольного вывода (парвая буква c - от слова console, out - вывод)). На консоль (экран) мы отправляем строку "Hello World!". Обратите внимание, куда передается наше строка (<< - так как она передается влево, на консоль). Не путайте - так как символ >> тоже существует и используется для консольного ввода. В строке внутри кавычек мы видим символы \n. Это переход на новую строку. Сами символы \n печататься не будут.

Строки в C/C++ заключаются в двойные кавычки (в отличие от переменных типа char, значения для которых заключаем в одинарные кавычки).

В C/C++ любой оператор заканчивается на точку с запятой. Точка с запятой - это часть оператора, а не разделитель между операторами, как, например, в Delphi.

Наверх

Рассылки сайта progs.biz:

Subscribe.Ru
Уроки по ассемблеру

Уроки по ассемблеру. Использование MASM, примеры, FAQ.


Copyright Алексеев Игорь, 2002-2003
Copyright сайт progs.biz, 2002-2003
Распространение материалов без разрешения владельцев авторских прав запрещено.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное