Рассмотрим теперь, как получить из программы доступ к свойствам и методам
объектов. Если вас интересует какое-то свойство объекта, то ссылка на него
осуществляется в следующем формате:
<имя объекта>.<имя свойства>
После имени объекта пишется без пробела символ точки, а затем так же без пробела
пишется имя свойства. Например, ссылка на свойство Caption метки Label1
осуществляется записью Label1.Caption (см. в тексте примера процедуры F1, F2,
TForm1.Button1Click).
Иногда свойство объекта является в свою очередь объектом. Тогда в обращении к
этому свойству указывается через точки вся цепочка предшествующих объектов.
Например, метки имеют свойство Font — шрифт, которое в свою очередь является
объектом. У этого объекта имеется множество свойств, в частности, свойство Color
— цвет шрифта. Чтобы сослаться на цвет шрифта метки Label1, надо написать
Label1.Font.Color (см. в тексте примера процедуру TForm1.Button1Click). Это
означает: свойство Color объекта Font, принадлежащего объекту Label1.
Аналогичная нотация с точкой используется и для доступа к методам объекта.
Например, для метки, как и для большинства других объектов, определен метод Free,
который уничтожает метку и освобождает занимаемую ею память. Если вы в какой-то
момент решили уничтожить метку Label1 в своем приложении, то вы можете написать
оператор
Label1.Free;
Только имейте в виду, что если по ошибке далее в программе будет выполняться
оператор, обращающийся к свойствам или методам уничтоженного объекта, то это
вызовет прерывание программы, поскольку данного объекта уже не будет в памяти.
Обращение к объекту, удаленному из памяти методами Destroy или Free вызывает
ошибку и аварийное завершение выполнения программы.