Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
27 января 2009, вторник

Рынок труда заметил дешевых работников

Уровень зарплат при приеме на работу новых кандидатов уже снизился, а число работодателей, которые снизили заработки своим сотрудникам (в среднем зарплаты сократились на 19%), в ближайшее время вырастет до 25%, констатируют в агентствах по подбору персонала. Кадровики уверены, что растущие конкуренция за рабочие места и безработица заставляют работника дорожить своим местом и повышают его производительность и готовность пойти на уступки работодателю.

В кадровом агентстве Avanta Personnel проанализировали кадровые стратегии 230 компаний из девяти городов России и пришли к выводу, что работодатели пересмотрели планы повышения зарплат своим сотрудникам на 2009 год, а многие намерены снизить их. Если в октябре 2008 года 70% работодателей планировали повысить зарплату сотрудникам в среднем на 12%, то в декабре 17% оказались от этих планов. Еще 40% предпочли перенести это на более поздний срок, сократив прибавку в среднем вдвое - до 7-9%. "Кризис остудил рынок труда, зарплаты на котором в среднем росли на 30% в год без увеличения производительности труда",- отмечает руководитель отдела по связям с общественностью Avanta Personnel Надежда Ляховская. Согласно исследованию компании, 18% петербургских и 15% московских работодателей уменьшили оклады уже работающих сотрудников, в ближайшее время доля таких работодателей может возрасти до 25%. Средний размер понижения довольно высок и составляет 16-19%.

В компании Profi Online Research уверены, что богатый выбор сотрудников позволяет устанавливать им более низкие зарплаты в новых условиях. По данным компании, 20% работодателей уже сократили зарплаты на 10%, еще 5% урезали их на 20-30%. "Работодатели несколько занижают данный показатель, чтобы не нагнетать и без того напряженную обстановку. Ясно, что бурный рост уровня заработных плат сегодня заморожен",- отмечает директор по исследованиям Profi Online Research Виктория Соколова. Снижение зарплат уже проявилось в годовых данных официальной статистики. Согласно данным Росстата, которые приводит "Интерфакс", рост реальной зарплаты за 2008 год составил 9,9% против 17,2% в 2007 году. Минэкономики предсказывает снижение средней реальной зарплаты в 2009 году на 2,7%.

Впрочем, работники тоже понимают, что претендовать на высокие зарплаты сейчас бессмысленно, и готовы идти на уступки ради рабочего места. Согласно данным Profi Online Research, 46% согласны принять предложение о новой работе с меньшей зарплатой. Абсолютное большинство (76%) готово отказаться от многих привилегий соцпакета. Около 27% согласно на понижение в должности. И только 7% персонала настолько уверены в своих силах, что даже при потере работы ни в чем не намерены уступать нанимателям.

"Во время кризиса работодатель выигрывает не только при найме сотрудников. В нынешних условиях сотрудники станут исполнять свои обязанности более эффективно, значит, вырастет и производительность труда",- считает руководитель группы кадрового центра "Юнити" Анна Крылова. "Общее понижение уровня зарплат вызвано в том числе и большим количеством высвобожденных специалистов, увеличившейся конкуренцией на вакансии, безработицей",- говорит Надежда Ляховская. По данным мониторинга Минздрава на 21 января 2009 года, с начала октября 2008 года было уволено 113,9 тыс. человек (на 14 января - 96,5 тыс., рост за неделю 18%). С 14 по 21 января 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в региональных службах занятости, составила 1,548 млн человек. Количество работников, находившихся в простое, работавших неполное рабочее время, а также тех, кому были предоставлены отпуска, выросло с 14 по 21 января на 22% и составило уже 548,8 тыс. человек.


Nokia ставит на интернет

Автор: Сергей Коноплицкий

Мировой кризис не мог не отразиться на производителях мобильных телефонов, в том числе, на крупнейших из них. Тем не менее, руководители высокотехнологичных компаний не собираются отказываться от инвестирования в тренды.

Прибыль финского производителя мобильных устройств Nokia за четвертый квартал 2008 года упала на 80% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 492 млн евро (641 млн долларов), сообщил Moconews. Несмотря на это, директор Nokia Олли-Пекка Калласвуо пообещал, что инвестиции в интернет-сервисы не будут остановлены.

Доля Nokia на рынке снизилась с прошлогодних 40% до 37% в четвертом квартале. Количество телефонов на рынке снизилось на 15% (ранее представители компании о снижении в 9% максимум). Nokia прогнозирует, в что в 2009 году компания поставит на рынок на 10% меньше телефонов, чем в прошлом году (финны прогнозировали 5%). При этом объем продаж телефонов снизился даже в перспективных регионах. Самые большие потери компания отметила в Китае, меньше всего проблем на рынке Европы. Средняя цена на модели самой низкой ценовой категории упала с 83 евро (108 долларов) год назад до 71 евро (92 доллара).

Совершенно очевидно, откуда приходят и куда уходят деньги. В то время как уровень продаж данных и сервисов по сравнению с предыдущим годом снизился на 27% до 8,1 млрд евро (10,5 млрд долларов), продажи сервисов и программного обеспечения поднялись на 37% за квартал и составили 158 млн евро (206 млн долларов). Так, например, объем продаж недавно приобретенных картографических сервисов Navteq увеличился на 31% по сравнению с предыдущим кварталом.

"Мы принимаем все возможные меры, чтобы сократить общие расходы и сохранить нашу структуру капитала. Это наша первоочередная задача в сложившейся экономической ситуации. Однако для Nokia важны инвестиции в необходимых объемах в будущее развитие отрасли. Мы верим, что у Nokia есть потрясающие возможности получить выгоду от развития и роста рынка интернет-сервисов", - отметил Олли-Пекка Калласвуо.


Проблема маленького человека

Автор: Александр Ховрин

Ваш затылок снова ощутил его дыхание? Босс поручил подготовить отчет и уже в сотый раз допытывается, что вы там делаете? Он постоянно и во все суется, что-то указывает, но только мешает работать и действует на нервы? Что с ним не так? К сожалению, он страдает "болезнью микроменеджера". Скорее всего, у него еще маленький опыт, и он просто не готов доверять своей команде. Не дозрел. Или дело не в этом?

А я говорю - сволочь!

"Знаете, сперва говоришь с одним человеком, адекватным, а потом подключается микроменеджер-тупица. И понеслось. Если клиент тупомозглый, имеет "свой взгляд на все", а студия делает, как правильно, а не "чтобы клиенту понравилось", то студия огребает кучу проблем. Таким клиентам не надо делать правильно, но и "чтобы понравилось" тоже не надо делать. С такими "клиентами" надо просто расставаться, удерживая аванс", - неистовствует в своем блоге Алексей Новиков, коммерческий директор интернет-студии Made.

Микроменеджмент можно условно разделить на "плохой" и "хороший". В принципе, здорово, если начальник может лучше, чем подчиненный, выполнить работу последнего. Это важно и полезно, когда ты, например, отвечаешь за что-то очень серьезное, вроде пуска ядерной ракеты. Слишком уж высока бывает цена ошибки. Также доскональное знание процессов и операций поможет в ситуации высокой текучки кадров или случае внезапной смены основного состава отдела, то есть когда начальнику приходится выступать в роли наставника для новых сотрудников.

Но плохо, если руководитель занимается микроменеджментом не потому, что так надо, а потому, что по-другому он не умеет или не может. "Микроменеджер? Так это называется? Я бы назвал это непрофессионализмом и глупостью. Начальник департамента Олег Петрович, бывший вояка, лезет в каждую дырку, заставляет по 20 раз переделывать одно и то же. Полгода назад из-за идиотских заскоков Петровича обиделся ключевой поставщик. В результате мы потеряли дисконт и всему департаменту срезали премию. Микроменеджер? А я говорю - сволочь", - рассказывает Максим, менеджер по закупкам крупной дистрибьюторской компании.

Масштаб мышления

К микроменеджерам, как правило, относятся вчерашние исполнители, которые еще не приобрели соответствующий менеджерский инструментарий или люди с заскорузлым мышлением отставного прапорщика, как в случае упомянутого Олега Петровича.

О масштабе мышления и чрезмерной фокусировке как о главной проблеме "мелочного управления" говорит и бизнес-тренер Марк Кукушкин, который не раз сталкивался с подобными случаями. В качестве примера Марк приводит ситуацию с топ-менеджером одной мебельной компании, который на заре деятельности предприятия лично разрабатывал новые модели, что нормально для начальной фазы развития бизнеса. Но и при росте масштабов бизнеса этот руководитель продолжал вникать в детали дизайна и производства, при этом упустив из виду стратегию сбыта, маркетинга и работы с персоналом. В конечном счете, незадачливому мебельщику пришлось отойти от управления.

Будут наказаны!

Опыт Аллы Бедненко, директора по персоналу компании "Эконика-Обувь", подсказывает, что "махрового" микроменеджера ничто не исправит - ни смена фокуса, ни системное обучение, ни коучинг, - поскольку причины его поведения более глубокие. Она вспоминает, как в одном из региональных филиалов директором был назначен сотрудник с огромным опытом работы в ретейле, но именно в силу этого у него присутствовало чрезмерное недоверие к своим подчиненным, следствием чего явился авторитарный стиль руководства. Причем какое-то время филиал показывал высокие результаты работы. Однако со временем сотрудники устали от "гитлеровских" замашек начальника и в массовом порядке стали увольняться. Вместе с их уходом продажи рухнули. По словам Аллы, компания много вложила в дополнительное обучение этого директора, но кардинальных изменений не произошло, поэтому было принято решение с ним расстаться.

Вероятность подобного печального исхода для зацикленного на "микроуправстве" руководителя в условиях кризиса резко возрастает. Марк Кукушкин предостерегает, что в случае уменьшения численности персонала нагрузки на каждого сотрудника возрастут, поэтому микроменеджер, не умеющий правильно делегировать полномочия, попросту не справится со своими обязанностями.

В настоящее время "Эконика" планирует провести оценку управленческого звена с целью выявления неэффективных руководителей. Управленцы, которые которые контролируют каждый шаг подчиненного, не умеют максимально использовать потенциал сотрудников. И за это они будут наказаны. Увольнением.

Если сравнивать микроменеджера с его противоположностью - успешным руководителем, то первый концентрирует свое внимание на ликвидации слабых сторон подчиненного, а второй - на развитии его сильных качеств. Микроменеджер концентрируется на избегании неудач, а хороший управленец всегда стремится к достижению успеха, а потому ищет для этого возможности, которые существуют всегда, даже в кризис. Наконец, микроменеджер не может сплотить людей и сделать так, чтобы у них не опустились руки. Так что в кризис именно такой работник окажется балластом, от которого поспешат избавиться.

Менеджер с маленьким

Можно ли распознать в себе микроменеджера? Теоретически, да. Например, по желанию ковыряться в одних и тех же деталях, бесконечно и лично совершенствуя процесс. Задайте себе три простых вопроса:

  1. Могу ли я выполнить любую работу лучше, чем мои подчиненные?
  2. Вынужден ли я контролировать все действия подчиненных, перепроверять подготовленные ими документы и т. д.?
  3. Должен ли я единолично принимать все решения, не обсуждая их с сотрудниками?

Если три раза вы произнесли твердое и безоговорочное "да", то вас можно поздравить - вы, безусловно, классический пример микроменеджера. В таком случае, стоит задуматься об упоминавшихся выше глубинных причинах.

Вот и Алла Бедненко, психолог по образованию, анализируя поведение подопечных микроменеджеров, ищет ответы в дебрях человеческого подсознания. По ее словам в основе такого стиля управления часто лежит неуверенность в себе и желание повысить самооценку за счет третируемых подчиненных. Возможно также, что у микроменеджера присутствует подсознательное чувство недоверия к окружающему миру.

Понятно, что комплексами, сексуальными девиациями и неофрейдистскими теориями можно объяснить любое "неправильное" поведение. Тяжелые случаи, действительно, лечатся только психотерапевтом. Но это не значит, что с легкой формой "болезни микроменеджера" нельзя справиться самостоятельно. Для начала нужно быть честным с самим собой и, как это принято у кающихся алкоголиков, сказать себе: "у меня есть проблема". После этого нужно мало-помалу приучать себя доверять подчиненным. И не соваться со своим уставом в чужой монастырь. Даже если он приписан к вашей епархии.


Generali ходатайствует за "Эльдорадо"

Как стало известно "Ъ", Игорь Яковлев намерен уйти из бизнеса по торговле бытовой техникой и электроникой. Чешская финансовая группа PPF подала заявку в ФАС на покупку 100% принадлежащей ему группы "Эльдорадо", уведомив службу, что 35-40% сети приобретет итальянская страховая корпорация Generali Group. Партнерам достанутся все магазины "Эльдорадо", кроме салонов сотовой связи, заявку на их покупку антимонопольное ведомство получило от МТС.

О том, что одна из крупнейших в Европе страховых организаций Generali Group может стать владельцем 35-40% сети бытовой техники и электроники "Эльдорадо" (всего под брендами "Эльдорадо" и ЭТО на конец 2008 года работало 1 150 магазинов, из которых около 450 собственные, остальные франчайзинговые), "Ъ" рассказал представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как пояснил собеседник "Ъ", на рассмотрении в ФАС сейчас находится ряд ходатайств о покупке кипрской компанией "Тромсон Энтерпрайзис Лимитед", подконтрольной чешской PPF Group, 100% ООО "Эльдорадо" (головная компания сети). Схема сделки предусматривает, что 100% ООО "Тентеко" (владеет 100% ООО "Эльдорадо") по очереди выкупят кипрские "Истерн холдинг лтд" и "Фасиперо", а затем полностью перепродадут "Тромсон Энтерпрайзис". При этом, уточнил чиновник, в одной из заявок - от 26 декабря - указано, что покупатели в случае одобрения сделки могут перепродать 35-40% "Эльдорадо" компании "Дженерали файненшл холдингс ФСП". Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев подтвердил схему сделки. "Антимонопольное ведомство намерено до конца этой недели выдать одобрение на сделку между PPF Group и "Эльдорадо"",- добавил он. Источник "Ъ" в PPF Group подтвердил соответствующие договоренности с Generali.

О намерении PPF Group купить "Эльдорадо" стало известно еще в сентябре 2008 года, когда чехи предоставили ритейлеру кредит на $500 млн под залог его недвижимости и 51-процентной доли "Тентеко" (см. "Ъ" от 11 сентября 2008 года). Уже тогда источники, близкие к Игорю Яковлеву, говорили, что PPF, вероятно, не только оформит в собственность заложенную долю, но и увеличит ее до 100%. Осенью эксперты оценивали "Эльдорадо" (без учета салонов связи) в $3-4 млрд с учетом долга, который на тот момент составлял около $1 млрд.

Основной владелец "Эльдорадо" Игорь Яковлев вчера от комментариев отказался, но источник в его окружении подтвердил схему, рассказанную "Ъ" в ФАС.

PPF и Generali уже имеют общий бизнес в России: сейчас итальянцы владеют 19,6% акций "Ингосстраха" через СП с фондом PPF и ведут переговоры с мажоритарным акционером Олегом Дерипаской об увеличении доли до контрольного пакета.

Группа компаний "Эльдорадо" образована в 1994 году, магазины представлены в России и на Украине. Кроме сети по продаже бытовой техники и электроники развивает салоны связи (387 точек) и торговую сеть "Сулпак" в Казахстане. Консолидированная выручка группы с учетом франчайзинга по итогам 2007 года составила $6 млрд, выручка сети салонов связи - $287 млн.

Generali Group (головная компания - Assicurazioni Generali) основана в 1831 году. Работает в 40 странах и является крупнейшим в Италии и третьим по величине страховщиком Европы. Бизнес в Центральной и Восточной Европе объединен с активами группы PPF в этом регионе - партнеры создали здесь совместную компанию Generali PPF Holding (51% у Generali). Прибыль Generali Group за 2007 год составила €2,9 млрд.

На салоны сотовой связи "Эльдорадо" нашелся еще один покупатель: 20 января в ФАС были поданы ходатайства о покупке компаний ООО "Эльдорадо-Центр" и ООО "Салоны связи Эльдорадо" от крупнейшего сотового оператора МТС (контролирует около 1 700 монобрендовых салонов связи). Директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская подтвердила "Ъ" факт подачи ходатайств, подчеркнув, что компанию интересует только сотовый бизнес "Эльдорадо": "Сейчас мы проводим полный due diligence сети и окончательное решение о покупке будет принято после анализа результатов". Тимофей Нижегородцев подтвердил заинтересованность МТС.

В декабре прошлого года "Эльдорадо" объявило о выделении салонов связи в отдельное юрлицо, объяснив это "оптимизацией" и проведением переговоров "о партнерстве с игроками сотового рынка". Тогда же представители МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома" утверждали, что не ведут переговоров о покупке этой сети. По информации источников "Ъ", сейчас стороны обсуждают, на каких условиях будут выкуплены товарные остатки сотовой розницы "Эльдорадо". Собеседник "Ъ" в МТС настаивает, что речь идет только о той продукции, "которая попадает в товарную матрицу монобренда МТС", покупать ноутбуки и фотокамеры компания не желает.

По словам собеседников "Ъ", близких к МТС, пока планируется, что приобретенные салоны будут переданы в управляющую компанию, которую сейчас создают МТС и "Связной". Управляющий партнер ИК Falcon Advisers Игорь Кованов считает, что максимальная стоимость салонов связи "Эльдорадо" при EBITDA margin 1-1,5% составляет $15 млн, однако источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров, утверждает, что речь идет о сумме "порядка $20 млн".

Это не первое ходатайство МТС в ФАС на покупку сотового ритейлера. В октябре компания МТС попросила регулятора разрешить приобрести "Телефон.ру" (512 точек; по оценке акционеров, стоимость сети составляет $150 млн). Кроме того, оператор договорился с сетью "Беталинк" о том, что все его 650 магазинов будут переведены под бренд МТС.


ВТБ просит дисконта

"Связной" продолжает поиски инвестора. Как стало известно РБК daily, компания возобновила переговоры о продаже части своих акций ВТБ. Банк предложил новую цену за ритейлера - теперь компания оценивается в 200 млн долл., кроме того, может идти речь о продаже контрольного пакета акций. Аналитики называют оценку компании адекватной текущей ситуации. По их мнению, такая сделка может быть заключена в интересах одного из операторов "большой тройки".

"Связной" возобновил переговоры о продаже с ВТБ, рассказали топ-менеджеры двух сотовых ритейлеров. По словам одного из них, речь теперь идет о покупке контрольного пакета акций компании. "ВТБ предложил новые условия сделки. Теперь вся компания оценивается в 200 млн долл.", - говорит он. Информацию о предложенном дисконте подтверждает и второй источник, который утверждает, что ранее вся компания оценивалась потенциальным покупателем в 400 млн долл.

Президент "Связного" Максим Ноготков вчера отказался комментировать информацию о возможной сделке. Ранее он заявлял, что готов вести речь о продаже миноритарного пакета. Представители ВТБ также отказались от комментариев.

По информации РБК daily, в октябре 2008 года "Связной" договаривался о продаже миноритарных пакетов своих акций с ВТБ и Альфа-банком. В качестве одного из вариантов рассматривалась возможность объединиться "Связному" и "Цифрограду" с последующей продажей. ВТБ планировал стать владельцем 15% в управляющей компании за 100 млн долл. Однако затем обоим ритейлерам поступили альтернативные предложения о покупке со стороны операторов "большой тройки". В частности, в начале января этого года стало известно, что МТС ведет переговоры о передаче собственных салонов менеджменту "Связного", а "Цифроградом" заинтересовался "МегаФон".

Оборот "Связного" в 2008 году составил 2,94 млрд долл,, что на 25,6% выше, чем годом ранее. Доход сети от платежей увеличился на 25,7% и составил 886 млн долл. Товарный оборот вырос на 25,6%, достигнув отметки 2,052 млрд долл.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что 200 млн - адекватная оценка ритейлера в условиях нынешней рыночной ситуации. "Это нижняя планка. "Связной" в хорошем финансовом положении, выручка у компании растет, есть наличные средства и нет надобности продаваться прямо сейчас", - сообщает он. Аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов заявляет, что 200 млн - адекватная оценка "Связного" без учета долгов компании. "Такого рода покупка может быть совершена в интересах какого-либо оператора "большой тройки". Впоследствии банк может продать часть своих акций либо подписать договор о доверительном управлении с кем-либо из операторов. При такой схеме владельцем компании фактически становится оператор, а компания остается на балансе банка", - поясняет г-н Федотов.


"Неоторг" здесь уместен

Сеть "Неоторг" (около 50 магазинов, торгующих компьютерной техникой) была продана за долги компании "Сфера", аффилированной с дистрибутором Pronet Group. После неудачной попытки спасти сеть Pronet решила ликвидировать ее, но инспекция Федеральной налоговой службы (ФНС) отказала в заявке из-за недостаточной стоимости активов "Неоторга" для погашения задолженности перед другими кредиторами (оценивается примерно в 400 млн руб.). Теперь сеть собирается объявить себя банкротом - в Pronet утверждают, что поручителями по ее долгам являются бывшие владельцы.

В распоряжении "Ъ" оказались нотариально заверенные копии решений владельцев "Неоторга", а также изменений к уставу компании. В решении от 17 ноября 2008 года говорится, что британская компания "Тонгхем Лимитед" (контролируется Александром Антоненко и Сергеем Хуторским) утвердила продажу 100% ООО "ТК "Неоторг"", владельца одноименной сети, компании ООО "Сфера". В свою очередь, "Сфера" утвердила покупку ТК "Неоторг" 20 ноября.

По словам экс-гендиректора "Неоторга" Алексея Приезжева (уволился 28 ноября 2008 года), 98% ООО "Сфера" принадлежит нынешнему гендиректору "Неоторга" Алексею Полосину, еще 2% - у Константина Жильцова. Господин Приезжев называет их номинальными владельцами: "Реальный бенефициар сети - собственник Pronet Group (дистрибутор компьютерной техники, один из поставщиков "Неоторга") Сергей Пронин". Господин Пронин вчера отказался разговаривать на эту тему.

Сеть компьютерных магазинов "Неоторг" осенью 2008 года насчитывала примерно 50 магазинов средней площадью 100 кв. м каждый. В декабре 2008 года товар из сети начали вывозить, а торговые точки закрывать. Выручка "Неоторга" в 2007 году, по данным компании, составила около $105 млн.

Как рассказал "Ъ" Алексей Приезжев, в договоре купли-продажи "Неоторга" было зафиксировано, что покупатель обязуется в течение 21 дня привлечь финансирование в компанию в объеме 300 млн руб. "Этого хватило бы на покрытие кассового разрыва, который на тот момент составлял около 240 млн руб.",- пояснил он. Сама Pronet Group получила "Неоторг" за долги, добавляет менеджер, не уточняя сумму. "Поскольку финансирование не было привлечено, бывшие владельцы теоретически могут признать сделку недействительной, но смысла в этом уже нет. До продажи у компании были большие товарные запасы и работающий бизнес. Теперь этого ничего нет",- утверждает господин Приезжев.

В конце года Pronet Group попыталась ликвидировать "Неоторг". 29 декабря 2008 года сеть подала заявление в межрайонную инспекцию ФНС N 46 по Москве, сообщил Константин Жильцов (после ухода господина Приезжева исполнял обязанности гендиректора "Неоторга"). Но 15 января инспекция отказала в ликвидации. Получить комментарий у налоговиков не удалось. Скорее всего, ФНС выявила у "Неоторга" признаки банкротства, предполагает старший юрисконсульт группы "Спутник" Эльдар Назмутдинов. "К процедуре ликвидации могут прибегать компании, активов которых достаточно, чтобы рассчитаться с кредиторами. Если активов недостаточно, то есть имеются признаки банкротства, ликвидация компании происходит в рамках арбитражного процесса",- добавляет он.

По словам Алексея Приезжева, основными кредиторами "Неоторга" являются банк Barclays и Московский кредитный банк (МКБ): общая сумма задолженности им в ноябре 2008 года составляла около 200 млн руб. Также "Неоторг" задолжал ряду поставщиков: общую сумму их представители оценивают тоже примерно в 200 млн руб. Президент дистрибуторской компании "Пирит" (кредитор "Неоторга") Александр Гуккин подтвердил, что "Неоторг" не в состоянии погасить долг: "Они уже в ноябре не могли со всеми рассчитаться, а сейчас подавно". "Поставщики "Неоторга", как и в случае с банкротством розничной сети Ultra Electronics, вряд ли вернут свои долги",- считает член совета директоров Rover Computers Андрей Осипов.

По словам Алексея Приезжева, Barclays подал иск о взыскании средств еще в декабре, но решения пока нет. Глава отдела по связям со СМИ Barclays Виктория Пономарева вчера не стала комментировать отношения банка с "Неоторгом". Председатель правления МКБ Александр Николашин ранее сообщал "Ъ", что с Нового года "Неоторг" в счет погашения кредита передаст банку технику, находящуюся в залоге. Поручителями по банковским кредитам выступали бывшие владельцы - господа Антоненко и Хуторской. У поставщиков шансов вернуть деньги меньше: участники ООО несут материальную ответственность только в объеме своих вкладов, а уставный капитал "Неоторга" составляет всего 10 тыс. руб.


eBay положит трубку

Владелец крупнейшего онлайн-аукциона eBay может продать направление интернет-телефонии Skype. Западные эксперты основным возможным покупателем считают Google. Российские эксперты полагают, что единственная причина возможной продажи - финансовые трудности eBay. По их оценкам, за Skype eBay сможет выручить не более 1,5 млрд долл., при том что покупалась компания в 2005 году за 2,6 млрд долл.

Глава eBay Джон Донахью заявил, что Skype является прекрасным самостоятельным бизнесом, который не имеет ничего общего с eBay. Таким образом, г-н Донахью вызвал шквал слухов о возможной скорой продаже непрофильного актива, пишет The Times. Одним из возможных покупателей западные эксперты считают Google. По их мнению, Skype может быть хорошим дополнением к встроенной функции голосовой связи Google Talk. При этом в покупке могут быть заинтересованы американские операторы сотовой и фиксированной связи AT&T и Verizon.

Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков уверен, что подобные заявления могут говорить о финансовых проблемах eBay. "Компании нужны деньги на рефинансирование. Но при этом в нынешней ситуации, когда цены упали как минимум в полтора-два раза, eBay сможет выручить за Skype не более 1,5 млрд долл.", - говорит г-н Кочетков. По его мнению, после сделки рыночные позиции Skype и покупателя должны заметно усилиться.

По мнению вице-президента, директора по маркетингу и PR Mail.Ru Анны Артамоновой, в текущей экономической ситуации продавать какие бы то ни было активы не очень выгодно - никто не готов заплатить хорошую цену. "У Skype сейчас довольно интересное положение с точки зрения бизнес-модели: он "уничтожает" сам себя. Основной источник дохода продукта - звонки на городские и мобильные телефоны. При этом звонки внутри сети Skype бесплатны, и чем активнее продвигает себя инстант-мессенджер, тем менее востребованными становятся его платные услуги. Так что для дальнейшего развития Skype необходимо искать дополнительные источники доходов", - говорит эксперт.

По словам руководителя отдела корпоративных интернет-решений компании Softline Антона Салова, если зайдет речь о продаже Skype, вряд ли за нее предложат те 2,6 млрд долл. - цена компании упала в полтора-два раза. По мнению эксперта, возможным покупателем Skype может быть Google. "Несмотря на то что у Google тоже есть определенные сложности, эта покупка с последующей интеграцией Skype в уже готовый Google Talk из пакета Google Apps позволила бы убрать довольно сильного конкурента в сегменте аудиовидеоинтернет-конференций", - говорит г-н Салов. "У eBay дела не очень хороши. И ряд последних действий менеджмента компании указывает на то, что Skype все же будет продан", - заключил эксперт.


Тариф антикризисный

Автор: Кирилл Пальшин

Цены на услуги консалтеров стремительно падают.Но их новые предложения подойдут не каждому заказчику. Тем, кто привык к индивидуальному подходу, решения приглашенных специалистов покажутся поверхностнымиили просто ненужными.

Финансовый кризис больно ударил по рынку консалтинговых услуг. Подавляющее большинство крупных и средних компаний сократили расходы на привлечение для решения тех или иных вопросов специалистов со стороны. Но предприниматели не растерялись. Уже к концу ноября был спешно скомпонован пакет услуг, который преподносится потенциальным заказчикам в актуальной "обертке". Условно его можно обозначить как "антикризисные услуги". Логика проста. В условиях финансового кризиса и экономического спада перед собственниками и руководителями большинства предприятий встает задача оптимизации бизнеса, поиска ответной реакции на непростые обстоятельства. Нужны нестандартные варианты поведения компании, а сегодня их могут предложить далеко не все управленцы. Раз так, то им необходимо на скорую руку разрабатывать антикризисный пакет мер для стабилизации дел в организации, а иногда и просто для ее существования. Вот здесь-то, по замыслу разработчиков этой услуги, и должны подключиться консалтеры, которые за разумные деньги дадут заказчикам советы по выживанию. Насколько предложения в состоянии реально заинтересовать руководителей?

Заманчивые перспективы

Однако у топ-менеджера, который активно сотрудничал с консалтерами и в период экономического роста, новый антикризисный пакет может поначалу вызвать легкое удивление. По большому счету, все сводится к снижению затрат и сокращению издержек. Иными словами, "новшество" мало чем отличается от тех инициатив консалтеров-партнеров, которые они предлагали буквально несколько месяцев назад, но совсем под другими названиями.

Дмитрий Шустерняк, генеральный директор "Финэкспертиза Консалтинг", резюмирует: "Если коротко, то компании нужно "заткнуть дыры, через которые утекают деньги". В первую очередь необходимо сокращать инвестиционные программы. Далее – снизить затраты. В свете кризиса у многих компаний, в том числе промышленных, резко падают объемы продаж. И даже при не очень большом снижении объемов продаж (на 15 – 20%) вполне допустима такая ситуация, что компания "проваливается" ниже "точки безубыточности". Как только компания "проваливается" ниже этой самой точки, нужно сокращать затраты. Также надо компенсировать нехватку оборотных средств, искать партнеров, инвесторов, постараться провести комплекс мероприятий, увеличивающий инвестиционную привлекательность бизнеса, или разработать пакет документов для привлечения инвестиций. Завершающий пункт – скорректировать стратегию исходя из новых приоритетов".

Можно ли найти на рынке принципиально другой подход к антикризисному консалтингу? Похоже, что нет. Андрей Рекшинский, директор департамента управленческого консультирования ФБК, так описывает новый аспект в работе консалтеров: "На наш взгляд, особенность ситуации заключается в том, что применяемый антикризисный набор мер хоть и уникален, но зависит в первую очередь от отраслевой специфики компании и, во вторую – уже от конкретных особенностей каждой организации. Необходимо сначала провести ревизию дебиторской задолженности, организовать активную работу с должниками. Опыт показывает, что есть фирмы, у которых существует возможность платить, но они этого не делают, придерживая наличность. Риск судебного разбирательства может значительно ускорить проведение платежа. Далее следует ужесточить условия предоставления отсрочки платежей, эту меру необходимо проводить совместно с работой по анализу ее влияния на объемы продаж. Можно, например, предоставлять скидку при оплате авансом. По возможности необходимо пересмотреть условия работы с поставщиками. Меры по оптимизации запасов позволят сократить закупки как за счет уменьшения резервов материалов, так и за счет снижения производства при сокращении складских запасов готовой продукции".

Типовые советы

Круг предложений, чтобы сдержать падение объема продаж в кризисных условиях, естественно, ограничен. Основные инструменты – скидки и отсрочки – хоть и приводят к снижению рентабельности, но в то же время позволяют компании остаться на рынке. Решения в этой области рекомендуют просчитывать для оценки их влияния на финансовое состояние фирмы, а также согласовывать с долгосрочной стратегией. Также советуют уделить особое внимание новым продуктам "лайт", которые будут дешевле не только по цене, но и по себестоимости. Создание такой продукции быстрее конкурентов может существенно изменить ваши рыночные позиции и сохранить их при выходе экономики из кризиса.

Андрей Рекшинский добавляет: "В основном действия компании должны быть направлены на сокращение постоянных затрат. Проблема состоит в том, что менеджеры, как правило, понимают, что косвенные затраты ведут себя как "переменные" при росте объемов продаж, однако механизм их уменьшения при спаде остается для подавляющего большинства загадкой. Многие руководители уже предприняли ряд экстренных шагов по сокращению трат (например, урезали расходы на различные корпоративные мероприятия, обучение персонала, консультационные услуги и др.), однако большинство понимает, что этого недостаточно, так как такое сокращение не приводит к перестройке самого бизнеса, размер неизменных затрат на который не адекватен текущим потребностям".

Для решения проблемы с издержками консалтеры обычно предлагают выявить избыточные мощности, которые приводят к постоянным расходам. Например, арендные платежи за склады не зависят от того, насколько интенсивно ими пользуются, но ограничивают мощность ресурса (арендуемую площадь). Следовательно, для снижения постоянных трат надо определить долю фактически используемой мощности ресурсов, а значит, выявить излишние мощности и снизить издержки без риска для бизнеса. Также предлагается урезать инвестиции в расширение бизнеса, учтя корректировку спроса, рассмотреть варианты выгодной интеграции. Иными словами, иногда рекомендуют, по сути, даже точечные поглощения партнеров и конкурентов. Например, приобретение более слабого поставщика для придания устойчивости бизнесу. Завершают группу антикризисных советов самые популярные на сегодняшний день меры по оптимизации работы персонала. Например, сокращение штата и наем более профессиональных кадров, которые оказались уволены в других компаниях.

Оттенки легкого

Вот, собственно, и все, что предлагают сегодня консалтеры. Если называть вещи своими именами, то они сами взяли на вооружение свой главный совет – создавать товары категории "лайт". То, что раньше называлось, например, "проектом оптимизации кадрового потенциала" и стоило примерно $300 000, теперь можно получить в три раза дешевле. Правда, и глубина анализа, и объем работ, который выполнят консультатанты, "усохнут" пропорционально цене. Косвенно новую политику не отрицают и сами консалтеры. "Надо сказать, и в некризисные времена те же продукты так или иначе востребованы. Изменилась только острота. Раньше, например, компании меньше обращали внимания на сокращение издержек. Работал принцип: не меньше тратить, а больше заработать. Есть еще одна особенность антикризисного консалтинга: он должен быть быстрым и эффективным. Если раньше фирма могла себе позволить потратить много месяцев на проработку какого-то проектного решения или задачи, то сейчас этих месяцев нет. В консалтинговой работе в таких ситуациях можно отказываться от всех этапов, напрямую не ведущих к реализации цели. Самый классический пример: не нужен многостраничный отчет – нужно дело, нужен совет, нужно решение, а потом уже это решение можно представить в виде полноценного отчета с картинками и графиками, но решение должно быть как можно раньше принятым. Оно может быть написано на салфетке, но оно должно быть правильным", – говорит Дмитрий Шустерняк.

Более того, похоже, что эта тенденция будет только нарастать. "Моя рекомендация как консультанта: отказывайтесь от письменных отчетов, потому что, как правило, достаточно концепции и презентации. Очень часто задачи таковы, что нужно просто понять, что делать. Для того чтобы понять, что делать, для того чтобы продемонстрировать, что делать, не нужно 100 страниц текста, может быть достаточно 15 слайдов. Тем самым вы сократите сроки, трудозатраты и, соответственно, стоимость консалтинговых услуг", – добавляет эксперт.

Зимний ценопад

Но если все услуги консалтеров будут приблизительно одинаковыми, то за счет чего они собираются конкурировать между собой? Естественно, нас ждет падение цен, которое началось уже в декабре. Пока на словах специалисты отметают такую возможность. Аргументы здесь просты: экономить на профессионалах в условиях кризиса просто опасно. Ведь чем более квалифицированный консультант работает, чем больше у него опыта, тем быстрее он может сделать какие-то выводы, потому что там, где средней квалификации человек будет месяц собирать информацию, для того чтобы в итоге предложить какое-то решение, профи посмотрит три дня, и ему все станет ясно. А вероятность его ошибки в этой ситуации не больше, чем у среднего консультанта, потому что у него огромный опыт, а что бы там ни говорилось, проблемы у подавляющего числа предприятий схожи, опыт одной компании, как правило, легко переносится на бизнес другой. Но фактически большинство фирм уже сейчас снизило свои официальные прайсы на 10 – 15%. Но это лишь верхняя часть айсберга. Реальные цены, которые в декабре называли участники на тендерах по оказанию аудиторских или консалтинговых услуг, зачастую оказывались в три раза меньше тех же цен в октябре.

Понизилась стоимость сервиса и в IT-консалтинге. Так, сегодня один из крупных интеграторов уже предлагает своим потенциальным клиентам установку систем автоматизации бизнес-процессов на базе Oracle по цене "1С". Для сравнения: еще осенью внедрение, например, "1С: Управление производственным предприятием" стоило 180 000 руб. в комплекте с сервером приложений и лицензией на 10 рабочих мест. Решения же на базе Oracle или SAP были в два раза дороже даже с учетом скидок. Предложение получается на первый взгляд заманчивым, но ясно, что большую часть потерь консалтеры попытаются отыграть за счет последующего технического обслуживания. Так что экономия может выйти прижимистому клиенту боком.

Но означает ли это, что заказчик, который сохранил определенное количество свободных денег, может провести необходимые ему работы, например, по оптимизации бизнес-процесов по выгодным ценам. Теоретически да. Но воспользоваться этим шансом смогут лишь опытные клиенты, готовые неотрывно контролировать каждый шаг приглашенных специалистов. Остальным же большая часть консалтеров попытается предложить все те же универсальные решения категории "лайт". Чтобы продемонстрировать индивидуальный подход, как это было в прошлом году, у них банально не будет хватать ни времени, ни желания. Только такой вариант подойдет лишь тем компаниям, которые до кризиса не работали над оптимизацией своего бизнеса в принципе.


Ложка дегтя не испортила меда

Подведены предварительные итоги развития российского рынка ПК в четвертом квартале и в целом в 2008 году.

Исследование, проведенное аналитической компанией IT Research, касается рынка десктопов и классических ноутбуков без учета нетбуков. Аналитики отмечают, что экономический кризис существенно повлиял на динамику продаж ПК. Последний квартал 2008 года резко изменил в целом позитивный тренд, наблюдавшийся в течение трех предыдущих кварталов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года буквально все рыночные показатели снизились. Более того, они оказались даже хуже результатов третьего квартала 2008 года, чего не наблюдалось никогда.

В четвертом квартале 2008 года было собрано и продано около 1,45 млн десктопов, что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2007 года. В сегменте классических ноутбуков также отмечается спад. За отчетный период было продано 970 тыс. ноутбуков (без учета нетбуков), что примерно на 4% меньше, чем годом ранее. Таким образом, суммарное сокращение рынка ПК по сравнению с аналогичным кварталом 2007 года составило почти 21%.

Тем не менее, если взглянуть на итоги года в целом, картина выглядит менее удручающей. Рост продаж десктопов прекратился еще в третьем квартале, однако благодаря положительным результатам первого полугодия итоговый уровень продаж оказался лишь на 7% ниже. Что касается ноутбуков, то за счет потрясающих темпов роста продаж в первые три квартала года этот сегмент увеличился на 35%. В итоге объем российского рынка ПК составил в 2008 году 9,7 млн устройств, то есть на 5% больше, чем в 2007 году.


Philips несет потери

В 4 квартале 2008 года Philips понесла убытки в 1,4 млрд фунтов и столкнулась с необходимостью снизить операционные затраты.

Отметим, что компания несет убытки впервые за последние 5 лет.

В качестве мер по снижению операционных затрат руководство Philips планирует в течение 2009 года сократить порядка 6000 сотрудников по всему миру. Что касается причин такой ситуации, то в Philips отмечают, что они заключаются в плохой экономической ситуации, сложившейся на рынке на фоне финансового кризиса.




Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное