Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
05 августа 2009, среда

Россияне вновь готовы тратить

Оптимистичные прогнозы, которыми последние месяцы щедро делятся инвестиционные компании, заметно улучшили потребительские настроения - об этом свидетельствуют данные глобального онлайн-исследования Индекса потребительского доверия Nielsen, проведенного в 28 странах мира. На волне роста фондовых бирж стран БРИК и Азии индекс вырос с 77 пунктов в марте до 82 в июне. Россияне, согласно исследованию, также демонстрируют готовность тратить. Но позитив может оказаться преждевременным.

С момента предыдущего исследования в марте 2009 года в сознании потребителя произошел переворот, рассказывает Джонатан Бэнкс из The Nielsen Company: "Респонденты восприняли идею восстановления экономики". Потребители во всем мире едины во мнении, что худшее позади. Самый большой подъем их доверия за последние три месяца зафиксирован в странах БРИК и на азиатских рынках. Уровень потребительского доверия в Индии подскочил на 13 пунктов, на 9 пунктов - в Японии, Южной Корее, Гонконге и Индонезии. На 7 пунктов - в России, Сингапуре, Турции, Филиппинах и Великобритании. Исключением стали США и Новая Зеландия, где уровень остался прежним, а также Германия - единственная страна, где был зафиксирован спад в один пункт. Но даже там настроения улучшаются: каждый третий немец (29%) ответил, что рецессия закончится в ближайшие двенадцать месяцев (против 22% в предыдущем исследовании), у 31% немцев возродилась готовность тратить.

Чуть меньшую склонность к потреблению демонстрируют наученные горьким опытом девяностых годов россияне (29%), но в марте таких было лишь 20%. Заслуга в улучшении потребительских ожиданий принадлежит не только позитивным информационным установкам, считает экономист ИК "Тройка Диалог" Антон Струченевский. Спад, по его оценке, закончился в первом квартале: "Второй квартал не был хуже, а потребление было даже лучше". Но если сравнивать показатели год к году, то они еще долго будут отрицательными. Так, розничная торговля продемонстрировала в первом квартале снижение на 0,8% относительно первого квартала 2008 года, во втором квартале - 1,7%. Но в первом полугодии 2008 года был всплеск потребления. С учетом сезонного сглаживания, по мнению Антона Струченевского, потребление во втором квартале не снижалось.

Впрочем, россияне не сомневаются, что кризис продолжается, просто они адаптируются к новым условиям. Снижение кредитования сказалось на покупках бытовой техники, но в целом россияне просто меняют свои потребительские предпочтения и чувствуют, что все не так уж плохо, считает г-н Струченевский: "Ушел в прошлое потребительский бум на роскошь. Народ перестал менять как перчатки мобильные телефоны". В то же время беспокойство о состоянии экономики никуда не делось. "Сегодняшние настроения россиян могут стать затишьем перед бурей в случае второго витка рецессии осенью, который прогнозируют ряд финансовых аналитиков", - заключает Джонатан Бэнкс.


MERLION начинает обучать

MERLIONНаряду с успешным развитием основной деятельности - дистрибьюторский бизнес, объем которого из года в год позволяет компании занимать первые позиции рейтингов "Крупнейшие ИТ-компании России", и смежных с дистрибьюторским бизнесом проектов (собственная розница, интеграция и сервис) компания MERLION запускает еще одну востребованную ныне услугу - обучение и развитие персонала партнеров компании.

Наработав многолетний опыт и укрепив партнерские отношения с многочисленными мировыми компьютерными производителями, среди которых 80 известнейших брендов, компания MERLION создала программы обучения для специалистов компаний-партнеров по различным направлениям бизнеса. Это и образовательные программы по отдельным ИТ-продуктам и полноценные многоуровневые курсы, направленные на развитие менеджерских навыков. Кроме этого партнеры MERLION получат возможность воспользоваться экспертизой компании – консалтинговый сервис в различных областях жизнедеятельности бизнеса.

"Новая услуга была разработана в первую очередь для того, чтобы партнеры компании, которых на сегодняшний день у MERLION более двух тысяч, могли получать все, что им необходимо из "единых рук". Теперь мы готовы не только продавать, но и обучать этому. Центр экспертизы становится доступным для всех желающих, мы готовы делиться накопленным опытом. То, что есть сейчас – это пока начальный этап. В дальнейшем мы планируем развивать наш центр, отталкиваясь от пожеланий партнеров. Будет развиваться библиотека предлагаемых курсов, предлагаться новые методы обучения",- отметил генеральный директор MERLION Вячеслав Симоненко.

В августе-сентябре планируется запустить акцию для первых желающих получить знания в учебном центре MERLION. Акция будет включать в себя: бесплатное обучение по направлению "Ноутбуки" (обзорный курс по продуктам), конкурс на самого активного "студента" (первые 30 успешно окончивших курс, получают ценные призы от вендора) и опрос (пожелания к сервису дистанционного обучения).


"Техносила" сторговалась с МДМ-банком

Как стало известно "Ъ", владельцы группы компаний СВ Вячеслав и Виктор Зайцевы заложили 49% сети бытовой техники и электроники "Техносила" МДМ-банку, на который приходится примерно 50% всей задолженности группы. Вначале предполагалось, что кредит на $161 млн будет обеспечен только недвижимостью и товарным остатком "Техносилы", но после анализа их стоимость показалась банку недостаточной.

Трехлетнее кредитное соглашение с МДМ-банком на $161 млн под залог недвижимости и товарного запаса "Техносила" заключила еще мае. После этого на МДМ-банк приходилось около 50% от всего кредитного портфеля группы, рассказывал "Ъ" ранее гендиректор "Техносилы" Юрий Еременко. Но позже дополнительным обеспечением кредитной линии также стали 49% ООО "Техносила" (оператор сети), рассказали "Ъ" топ-менеджеры двух федеральных сетей бытовой техники и представитель банка-кредитора "Техносилы". По их информации, стоимость недвижимости "не покрывала всех рисков банка", поэтому кредитор потребовал увеличения залоговой массы. "Заложенные объекты - это в том числе недостроенные торговые центры, стоимость которых сейчас невысока",- утверждают собеседники "Ъ".

Член правления МДМ-банка подтвердил, что "в залоге у банка находится доля ритейлера", но отказался уточнить величину пакета. При этом, по его словам, "размер заложенной доли может изменяться при ряде условий". Гендиректор "Техносилы" Юрий Еременко вчера отказался обсуждать тему залога. Заместитель председателя правления МДМ-банка Алексей Дробот через пресс-службу банка также отказался от комментариев.

Товарным знаком "Техносила" владеет ООО "Группа компаний СВ", основанное братьями Вячеславом и Виктором Зайцевыми в 1993 году. В состав группы входит розничная сеть "Техносила" (третья по объему выручки; на конец 2008 года объединяла 242 собственных и франчайзинговых магазина, выручка составила $1,9 млрд), девелоперская компания "ТС Девелопмент", логистический оператор и ОАО "Мультибанк".

За счет кредита от МДМ-банка "Техносила" рассчитывала пополнить оборотный капитал, погасить задолженность перед поставщиками и кредит в Альфа-банке (около $50 млн), рассказывал "Ъ" ранее представитель компании. Источник в A1, инвестиционном фонде "Альфа групп", пояснял, что Альфа-банк предлагал конвертировать кредит в 25-процентную долю "Техносилы" с доплатой около $310 млн.

В начале июня стало известно, что из-за задолженности ритейлера отгрузку товара в сеть прекратили несколько крупных поставщиков, в частности Panasonic, Sharp, Whirpool, дистрибуторские компании "Пирит", Kraftway и др. (на них приходилось до 25% от оборота "Техносилы"). Генеральный менеджер аудио- и видеобытовой техники ООО "Панасоник Рус" Антон Семенов вчера подтвердил, что "Техносила" начала погашать задолженность перед его компанией. "Сейчас мы ведем переговоры о возобновлении поставок в сеть",- добавил он.

Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко сомневается, что МДМ-банк захочет стать реальным собственником доли в "Техносиле". "Для банка это не инвестиционная деятельность, например, как в случае чешской PPF Group, кредитовавшей "Эльдорадо"",- считает он. В сентябре прошлого года "Эльдорадо" получило кредит на $500 млн от чехов, из которых примерно $300 млн были конвертированы в 50% плюс одну акцию ритейлера. "Сейчас банки все чаще настаивают на обеспечении в виде доли в компании-заемщике, поскольку это последний доступный способ для банка застраховать себя от неплатежей",- добавляет господин Кривошапко.


Бизнес не в кризис

Деловая активность в кризис неуклонно снижается. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в первом полугодии 2009 года в России было создано 115,6 тыс. новых коммерческих организаций, что на 45% меньше, чем в первые шесть месяцев прошлого года. Желания заняться малым бизнесом у россиян также поубавилось. В январе-июне 2009 года было зарегистрировано на 46,3% меньше индивидуальных предпринимателей, чем за аналогичный период прошлого года. По малому и среднему бизнесу кризис ударил больнее, ведь у него нет серьезного запаса прочности или финансовых ресурсов. В итоге в первом полугодии закрыли свой бизнес почти четверть миллиона коммерсантов. При этом о закрытии крупных компаний было объявлено 143,5 тыс. раз.

На 1 июля 2009 года количество действующих компаний составило 4 млн 132,5 тыс., сообщили РБК daily в ФНС. В первом полугодии их количество увеличилось на 111,2 тыс., хотя в январе-июне 2008 года было зарегистрировано почти в 2 раза больше фирм - 201,1 тыс. Немногие россияне в кризис изъявили желание заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью - в первом полугодии лишь 122,4 тыс. граждан решили заняться коммерцией. Это на 46,3% меньше, чем в первом полугодии 2008 года. В итоге сейчас число ПБОЮЛов в России достигло 3 млн 726 тыс.

При этом, судя по статистике налоговиков, крупные компании не спешат заявлять о закрытии. За январь-июнь 2009 года было ликвидировано 143,5 тыс. организаций, что на 12,4% меньше, чем в январе-июне 2008 года. В то же время индивидуальные предприниматели значительно чаще отказывались заниматься бизнесом: об этом заявили 241,6 тыс. человек. Хотя в первом полугодии 2008 года число таких граждан составило всего 149,6 тыс.

"Это иллюстрация экономического кризиса, - говорит старший менеджер департамента госконсалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем" Алексей Калинин. - Низкая доступность кредитных ресурсов, падение потребительского спроса, снижение доступности импорта из-за пусть плавной, но все же девальвации приводят к тому, что число малых предпринимателей начало сокращаться: почти никто не пытается открыть свой бизнес, но при этом все больше людей собственное дело прекращают". "В кризис, когда происходит спад производства, граждане опасаются вкладывать средства в предпринимательскую деятельность, чтобы не понести возможные убытки", - добавляет руководитель юротдела компании МКПЦН Татьяна Винокурова. Кроме того, нужно учитывать, что значительная часть предпринимательства локализована в сфере торговли и услуг населению, то есть сокращение потребительского спроса ударило по ним очень существенно, уточняет Алексей Калинин.

Впрочем, ведущий налоговый консультант ЗАО "Грант Торнтон" Надежда Зубкова отмечает, что данные налоговиков не отражают реальную активность бизнеса. Количество компаний, уже не ведущих деятельность, может быть и значительно больше. Обычно даже если бизнес компании прекращается, владельцы не торопятся ликвидировать организацию, говорит г-жа Зубкова. Официальная ликвидация - это трудоемкий процесс, который к тому же включает в себя налоговую проверку. "Закон не запрещает фирме существовать без оборотов и сдавать нулевую отчетность - именно так все и делают, - рассказала она. - Если бизнес "не пошел", то фирма может несколько лет просто стоять "пустая".


Много SEO не бывает?

SEO стало своего рода обязательным правилом этикета для всех, кто занимается онлайн-бизнесом.

Глупо не использовать передовые практики разработки сайтов и создания контента для своего веб-сайта, а также не задействовать все имеющиеся инструменты, например, Google Analytics, Trends и AdWords, чтобы узнать, что на самом деле ищут люди.

Но как понять, в каком объеме требуется SEO? Когда оптимизация превращается из помощника, привлекающего аудиторию и заказчиков, в отвлекающий от работы инструмент?

Что хорошо для Google, необязательно хорошо для вас. Возможно, Google нравится повторение ключевых слов, а вы бы предпочли хорошо читабельную страничку. Скрытые страницы (с возможно скрытым текстом), содержащие вариации на тему основной строки поиска, вероятно несколько и нарушают правила, но этим грешат даже компании с солидной репутацией, и многие из них всячески пытаются заполучить как можно больше кликов на свои сайты.

Конечно же, Google не будет доминировать вечно. Если задуматься о недалеком будущем, то можно увидеть, как отомрет нынешняя поисковая технология, и ее заменят системы естественного языка и распознавания контекста, которые смогут найти то, что пользователям действительно нужно.

Если появившийся недавно Wolfram Alpha является признаком зарождения чего-то нового, возможно, и не будет никакой необходимости в оптимизации сайтов для поисковых систем. Надо будет лишь рассказать простыми словами целевой аудитории о том, что вы делаете, и система быстро отыщет нужное.

Кроме того, некоторые пользователи вообще не пользуются поисковиками для того, чтобы получить доступ к своим любимым сайтам. Свидетельством тому служат результаты опроса, проведенного компанией Maxymiser среди 1000 пользователей, которые занимаются электронной коммерцией. Согласно опросу, большинство респондентов напрямую заходят на свои любимые сайты (63%) вместо того, чтобы искать новые с помощью поисковых систем.

От многих покупок потенциальные клиенты отказываются уже на полпути к ним, поэтому компаниям было бы выгодней тратить некоторую часть своего маркетингового бюджета на показатели эффективности рекламы вместо того, чтобы пытаться занять строчку повыше в результатах выдачи поисковиков.

Гуру веб-дизайна Джейкоб Нилсен думает именно так. Еще в 2006 году он написал на своем сайте, что освобождение от поисковых систем станет одной из самых главных стратегических задач для веб-сайтов на ближайшие несколько лет. Вопрос заключается в следующем: чему могут интернет-компании посвятить большую часть своих бюджетов для того, чтобы удержать клиентов, а не просто привлекать рекламой новых посетителей?

Ответы на эти вопросы уже находятся в арсенале участников рынка, среди них – почтовые рассылки, форумы, ленты новостей и микроблоги, как, например, Twitter.

Нилсен является ярым сторонником переосмысления так называемой концепции привязанности. Он утверждает, что эта концепция заключается вовсе не в том, чтобы стараться удерживать пользователей на сайте часами, а в том, чтобы гарантировать, что они обязательно вернутся.

Советы по SEO

Вот 10 советов, которые образуют основные принципы оптимизации поисковых систем SEO, и которыми могут воспользоваться компании:

  • Используйте имеющиеся аналитические инструменты(Google Analytics, AdWords, Trends, Webmaster tools), чтобы изучить, почему люди заходят на ваш сайт, когда они это делают и что они вообще ищут. Посмотрите, какая конкуренция существует по ключевым словам: может быть, лучше выбрать менее популярную строку поиска, но указывающую на искомую страницу?
  • Частота повторения ключевого слова на странице вовсе не означает повышения ее статуса - вы рискуете быть воспринятым, как спам.
  • Правильные метаданные. Убедитесь, что метаданные, которые описывают содержимое страницы, действительно отражают это самое содержимое.
  • Избегайте системы навигации, построенной на Java, так как она сложна для восприятия поисковиками.
  • Используйте URL-ы, которые относятся к тому, что есть на странице, и где только возможно соотносите их с ключевыми словами.
  • Задействуйте информацию с локальных поисковиков (которые занимаются поиском внутри сайта), особенно это касается сайтов, занимающихся интернет-коммерцией, чтобы получить более точное отражение того, что ищут пользователи.
  • Используйте термины поиска с "длинными хвостами" - данные ключевые слова могут быть лучше преобразованы, чем общеупотребляемые или вроде бы очевидные термины.
  • Создайте привлекательный контент - страница с ключевыми словами и тарабарщиной, написанной между ними, не получит много кликов, а будет лишь раздражать пользователей. Google же просто проигнорирует эту страницу.
  • Не злоупотребляйте Flash, поскольку сайты, целиком построенные на Flash, не так высоко котируются среди поисковых систем.
  • Еще один запрет: если SEO-специалист предлагает вам только использование ключевых слов, скрытого текста или "чистку" контента, бегите от него прочь.


Российский рынок услуг VPN

Компания J&P Consulting представила итоги исследования российского рынка услуг VPN, проведенного в июле 2009 года.

По оценкам J&P Consulting, общий объем рынка VPN в 2008 году вырос на 48% и составил 16,6 млрд руб. Около 56% доходов рынка приходится на Москву, а 44% на остальные регионы России. Услуги VPN являются драйвером роста рынка передачи данных в России.

Объем рынка VPN в России

Объем рынка VPN в России

Источники: J-son & Partners Consulting, данные операторов

Наиболее развитыми региональными рынками (по объему доходов), кроме Москвы, являются Северо-Западный, Уральский и Приволжский федеральные округа, на каждый из которых приходится 9-10% всех доходов рынка.

По оценкам J&P Consulting, лидером российского рынка VPN является компания "РТКомм" с 19,1% долей рынка. На втором месте расположилась компания "Вымпелком", занимающая более 10% рынка (по доходам). Третье место принадлежит "Московской Городской Телефонной Сети" (7,5% рынка).

Топ игроков на рынке VPN по доходам, 2008

Компания

Доходы, млрд руб.

Доля рынка

РТКомм 3,17 19,1%
Вымпелком 1,78 10,7%
МГТС 1,25 7,5%
Другие 10,4 62,7%
Итого 16,60 100,0%

Стоит отметить, что рынок VPN является среднефрагментированным - на долю Топ10 операторов приходится около 62,7% доходов рынка. На рынке присутствует большое количество малых компаний, как правило, предоставляющих услугу VPN в пределах одного города (или области).

J&P Consulting оценивает общее количество потребителей услуги VPN на уровне 114,6 тыс. предприятий. Наибольшее число потребителей (71%) сосредоточено в Москве.

Стоит отметить, что структура потребления услуги является крайне неравномерной, причиной чего является абсолютно разный портрет среднего клиента (от компании с двумя офисами до крупных российских компаний с десятками сотен филиалов и офисов). Соответственно такие показатели как ARPU, среднее количество точек подключения, средняя скорость подключения и т.п. могут меняться на порядок от одного оператора к другому.


Самые ценные и востребованные профессии в России

Автор: Дмитрий Прытин

Программисты, юристы и водители вошли в тройку самых ценных и востребованных профессий в России, таков результат очередного исследования, проведенного проектом "Улов-Умов" (поисковая система по вакансиям и резюме) и агентством "РБК.Рейтинг".

При подготовке данного рейтинга было проанализировано около 40 тысяч вакансий, уровень компенсации по которым составляет не менее 60 тыс. рублей. Именно зарплата не менее 60 тысяч, на наш взгляд, может являться одним из показателей ценности сотрудника, и быть приемлемой для работника, с учетом текущей экономической ситуации в стране. Кроме того, при составлении рейтинга мы не брали в расчет представителей высшего менеджмента (генеральный директор, исполнительный директор и пр.), которые по определению являются одними из самых высокооплачиваемых и ценных, в силу своих должностных обязанностей. Все отобранные вакансии актуальны на сегодняшний день и размещены в открытом доступе на специализированных Job-сайтах.

Безоговорочным лидером рейтинга стала профессия программист – свыше 2 тысяч вакансий с зарплатой не менее 60 тыс руб. Столь высокий спрос вполне объясним, если учитывать тот факт, что большинство компаний в последние годы все чаще стали уделять особое внимание автоматизации своих бизнес процессов. Решение этой задачи невозможно, в том числе и без специалистов из IT отрасли. Отчасти по этой же причине в рейтинге присутствует и такая специальность как бизнес-аналитик (19 место), в обязанности которого входит анализ бизнес-процессов в компании с целью их оптимизации и автоматизации (внедрение систем ERP, MRP и др.), с дальнейшим составлением ТЗ для программистов.

Top10 самых ценных и востребованных профессий в России

Профессия

Количество вакансий

1 Программисты, разработчики 2335
2 Юрист/Юрисконсульт 518
3 Водитель персональный/офисный 322
4 Web-программист 301
5 Аудитор 289
6 Менеджер по закупкам 282
7 Врач стоматолог 281
8 Менеджер по продукту 254
9 Инженер-проектировщик 241
10 Повар, кондитер 219

Вторую строчку в рейтинге занимают юристы (518 вакансий), спрос на которых, не смотря на экономический кризис, по-прежнему остается высоким. Замыкают тройку лидеров персональные и офисные водители (518), которым также как и юристам готовы платить от 60 тысяч и выше. Правда, и требования к таким работникам не менее строгие. Например, наличие высшего образования, знание английского языка и пр. Кроме того, как правило, данная профессия подразумевает ненормированный рабочий день. При таких запросах найти работника меньше чем за 60 тысяч рублей в месяц даже в кризис достаточно проблематично.

Десять лет назад, отсутствие корпоративного сайта у компании многими воспринималось как небольшой просчет, сейчас отсутствие такового является, скорее, исключением из правил. Web-программист занимает в рейтинге законное четвертое место с показателем 301 вакансия. В десятку лидеров также вошли: аудитор, менеджер по закупкам, врач-стоматолог, менеджер по продукту, инженер-проектировщик и повар, работа которого, как известно, востребована всегда, а качественная еще и хорошо оплачивается.



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное