Памятник защитникам города
В небольшом сквере на центральной площади города разместились Аллея героев, на которой расположены мемориальные доски с именами уроженцев Поставщины, которым в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание Героев Советского Союза. Аллея ведет к самому центру площади, где находится памятник защитникам города. Прежде здесь была братская могила, где были захоронены гвардии генерал-майор Игнатий Викентьевич Кляро и гвардии полковник Дмитрий Васильевич Хоральский, 3 августа 1944 года возглавившие защиту
города от немецко-фашистских захватчиков. Позднее захоронение было перенесено в сквер в восточной части города, но монумент в центре площади до сих пор является местом поклонения.
Центральная площадь (пл. Ленина)
Рыночная площадь (так прежде называлась центральная площадь города) сформировалась задолго до Антония Тызенгауза (1733 – 1785). В 1628 г. она была центром Постав и здесь располагался костел с плебанией, 6 дворов торговцев и ремесленников, а также корчма. К площади сходились 4 улицы: Лучайская (Красноармейская), Виленская (Советская), Задевская (17 Сентября) и Браславская (Ленинская). После того, как Поставы перешли во владение Антония Тызенгауза, площадь преобразовывается: это уже ансамбль каменных сооружений
в стиле барокко. Специалисты склоняются к мнению, что строительными работами руководил приглашенный из Италии зодчий Джузеппе де Сакко. Сегодня уцелела третья часть прежнего ансамбля площади – 8 построек, из них 5 ремесленных домов, дом для заезда, лечебница и школа. Центральное место на площади занимал рынок.
Дом врача
В юго-западной части площади разместилось здание аптеки, во времена Тызенгаузов – каменица двухэтажная, в которой внизу для доктора, а наверху земская канцелярия. Дом врача находился на углу Виленской улицы, был крыт черепицей. На первом этаже сени (коридор), вход в подвал; направо располагались три комнаты, налево – комната и кухня с печкой. По лестнице можно было попасть на второй этаж. На чердаке был склад для утвари. Трудно определить, являлся ли первый этаж дома лечебницей или только жильем
доктора. Исходя из того, что наверху помещалось общественное учреждение и сам дом выходил на многолюдную площадь, следует заключить, что даже если в доме и жил врач, то, скорее всего, он здесь же и вел прием больных. А это значит, что в здании нынешней аптеки вот уже на протяжении 250-ти лет медицинское учреждение.
Дома ремесленников
Из ансамбля каменных зданий, возведенных в середине XVIII века, сегодня уцелели 5 ремесленных домов. Все эти домики, покрытые голландской черепицей, были одноэтажными, с мансардами. Их конструкция интересна тем, что только фасадная стена являлась кирпичной, остальные – деревянными. Это было более экономично, а у стоящего на площади создавалось ощущение, что вся она застроена в камне. Сохранились описания этих сооружений: спереди были лавки, а сзади жил хозяин. Главный вход, расположенный на одной из продольных
сторон дома, вел в переднюю. Одна из стен передней отделяла жилую часть от двух больших производственных помещений, выходящих на площадь. Семья ремесленника занимала и мансарду.
Городской парк
На ул. Советской (прежде Виленской) находится вход на территорию городского парка, который в середине XVIII века был частью пейзажного парка вокруг дворца Тызенгаузов. Парк на придворцовой территории занимал площадь 10 га и был разделен на две части: старый и новый. Старая часть парка занимала территорию к северу от дворца, имела регулярную планировку и была оформлена в виде прямоугольника, при Антонии Тызенгаузе она продолжилась липовыми аллеями вдоль каналов, соединявших озеро Круглое с рекой Мяделкой. Эти
каналы сохранились до наших дней и стали неотъемлемой частью парка. Центральная аллея парка выводит к амфитеатру, где проходят все городские праздники, а также международный фестиваль народной музыки Звiняць цымбалы i гармонiк.
Церковь Святого Николая
Неотъемлемой частью площади является православный храм – Свято-Николаевская церковь. В исторических документах православная церковь впервые упоминается в инвентаре за 1628 г. В 1815 г. деревянная церковь сгорела. Владелец города Константин Тызенгауз отдал под храм двухэтажный каменный дом в западной части площади.
Церковь Святого Николая Поставы
В конце XIX века возникла необходимость строительства нового храма. Но там, где прежде стояла церковь, евреи разместили свои дома и торговые лавки. Решение пришло неожиданно. В 1886 г. Поставы постигло несчастье – выгорела лучшая, центральная часть местечка. Таким образом, волею Всевышнего плац этот был очищен от еврейских построек пожаром, – констатировал впоследствии священник Гавриил Пигулевский. Закладка храма была начата 1 августа 1891 г., и уже в мае 1894 г. церковь освятили. Новая Поставская
церковь по своему облику представляла самый величественный храм в округе.
Костел Святого Антония Падуанского
Визитной карточкой города можно считать костел Святого Антония Падуанского и Непорочного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии (1880 – 1887; по другим данным, 1898 – 1904 гг.), который возвышается на полуострове на правом берегу реки Мяделки. Появлением этого костела Поставы обязаны роду Пшездецких. Стараниями архитектора Артура Гойбеля храм расположился на холме, где еще в XVII в. был заложен костел и монастырь францисканцев. Храм представляет собой однобашенную базилику с пятигранной апсидой. Величие
костелу придает многоярусная шатровая башня высотой 52 метра.
Костел Святого Антония Падуанского Поставы
В мае 1989 года, спустя ровно сорок лет после закрытия, храм возвращен прихожанам. До 1995 года ксендзом-пробащем был Ян Шуткевич, при котором началось быстрое восстановление храма, некоторые богослужения переведены на белорусский язык.
19 мая 2009 года на фасаде костела появились часы, которые отбивают самое точное время в городе, сверяя его со спутником.
Дворец Тызенгаузов
На окраине города, в южной его части расположился дворцово-парковый ансамбль, заложенный в 60-е гг. XVIII века на левом берегу Мяделки графом Антонием Тызенгаузом. В инвентаре 1783 года описаны два каменных одноэтажных дворцовых флигеля – кухонный и конюшенный. При Софии Хоминской, племяннице Антония Тызенгауза, дворцовый комплекс дополнился еще двумя флигелями. Связать четыре отдельно стоящих корпуса в единое целое предстояло Игнатию Тызенгаузу, сыну Михала, родного брата Антония. Квадрат создавали северный,
во