Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины К вопросу о морских администраторах.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

Уважаемые коллеги, друзья. Ниже в качестве бонуса предлагаю Вашему свою новую статью по поводу темы нашей рассылки. Статья в ближайшее время увидит свет в одном из морских журналов.

К вопросу о морских администраторах.

В одной из своих статей на тему развития морского потенциала Украины, в частности, в статье, опубликованной еженедельником “2000” летом  2004 года в номере № 24(224) http://www.news2000.com.ua/print/derzhava/bogatstvoknampriplyvet.html я отмечал, что “широко распространено мнение о том, что в Украине хорошо подготовленные морские кадры. Однако, в большой мере это заслуга системы морского образования СССР. Какова система морского образования Украины, мы узнаем через несколько лет, когда в силу естественных причин кадры, подготовленные в СССР, начнут покидать отрасль. Уже сейчас существует дефицит управленческих кадров – в Министерстве транспорта Украины открыты вакансии. Это весьма настораживающий симптом, поскольку именно это ведомство определяет государственную политику в морской отрасли”.

Здесь бы я хотел более подробно остановиться на вопросе морских управленческих кадров, системе их подготовки и аттестации.

Очевидно, что для административно-хозяйственной системы, которая существовала в СССР, характерной особенностью было сращивание хозяйственных и административных функций. Так, в частности, советские предприятия наделялись административными полномочиями. Пример этого и по сию пору существует в образе ГП “Укрводпуть”, которое и открывает навигацию на реке, и издаёт распоряжения, обязательные для соблюдения судоводителями на внутренних водных путях. Многие помнят об огромных административных полномочиях Регистра СССР. Даже начальники советских пароходств имели полномочия в дисциплинарном порядке лишать судоводителей дипломов. Такая смычка административно-хозяйственных полномочий вполне естественно создавала необходимый фон, когда на государственные административные должности выдвигались наиболее успешные хозяйственники. Не это ли мы наблюдаем в Украине и сейчас? Кем, как не успешным хозяйственником в своё время был Президент Украины Л.Д. Кучма? Успешные директоры колхозов, совхозов, госпредприятий поднимались по ступеням партийного роста и становились государственными администраторами. Эта система была вполне жизнеспособна в СССР, при существовании планового государственного хозяйства и однопартийности. Но эта система уже сейчас даёт “пробуксовки” в Украине. Прежде всего, потому, что в морском секторе Украины наряду с предприятиями государственной формы собственности выросло большое количество негосударственных предприятий, которые обеспечивают весьма заметную часть валового национального продукта отрасли.

Однако у успешных управленцев негосударственных предприятий сейччас очень немного шансов стать государственными администраторами в морской отрасли Украины. Прежде всего, потому, что такова сейчас существующая система подбора кадров отрасли, формирования резерва на замещения руководящих должностей. Если вы хотите стать государственным администратором, то вам нужно, как правило, сначала, возглавить государственное предприятие. Иначе у вас не будет необходимых рекомендаций и т.д. и т.п. Я не хочу здесь давать оценочных суждений – хорошо это или плохо. Пусть читатели сами для себя найдут ответ на этот вопрос. Я бы хотел заострить внимание на другом, на том – насколько такая система отвечает требованиям сегодняшнего, а ещё важнее – завтрашнего дня! Возможно ли эффективное развитие отрасли, когда система подготовки, подбора и расстановки руководящих кадров опирается на кадровый потенциал государственных предприятий? Государственные предприятия будут приватизироваться, и такой подход может привести к сокращению кадрового резерва. Это, собственно и происходит сейчас. Многим памятны месяцы в начале лета 2004 года, когда отрасль была без руководителей – искали кандидатов на замещение должностей замминистра, директора департамента морского и речного транспорта, заместителей директора Укрморречфлота.

Это только со стороны выглядело забавным – те, кто умеет видеть причины происходящих явлений, поняли порочность прежних, советских принципов подготовки, подбора и расстановки кадров морской отрасли в современных условиях. Соответственно, на повестку дня встал вопрос о внесении изменений в систему подготовки кадров и выработке новых подходов к формированию кадровой политики отрасли.

Прежде всего, стало понятным, что если государством провозглашены административная реформа, разделение административных и хозяйственных функций, то выдвигать на административные должности хозяйственников без специальной подготовки неэффективно. В морской отрасли примером, который все помнят, является пример с назначением руководителя объединения “Укрморпорт”, г-на А.Манучарова, в прошлом директора Ялтинского морского торгового порта.

Административные функции, несмотря на то, что, на первый взгляд, очень схожи с хозяйственными – скажем, те же функции управления, контроля. Но, вместе с тем, эти функции имеют существенные отличия. Во-первых, хозяйственные функции направлены на управление материальными ресурсами с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности. Административные же функции имеют дело с властными ресурсами. И если подходить к ним с точки зрения хозяйственника, то может получиться торговля властными полномочиями. Во-вторых, если для реализации хозяйственных функций необходимо глубокое знание законов экономики, то для реализации административных функций не обойтись без правовых знаний, знакомства с требованиями международных соглашений. Разумеется, что и подготовка для реализации этих функций должна быть строго функциональной, т.е. будущих специалистов по реализации административных функций следует специально готовить к этому на базе специально разработанных программ. Хочу подчеркнуть – специально готовить. Возможно, здесь у кого-то может возникнуть вопрос – а не готовят ли юридические факультеты таких специалистов сейчас? Могу сказать, что когда я учился в Одесской государственной юридической академии, там готовили специалистов по трём направлениям. Это были специализации для работы в народном хозяйстве, судебно-прокурорской системе, а также в органах власти и управления. Но, на личном примере могу отметить, что я, получив в юридической академии образование по специализации “государственное строительство и управление”, не имея опыта хозяйственного руководства в госпредприятии, даже не был включен в кадровый резерв на замещение руководящих должностей отрасли. Как было в СССР, так и сейчас, на административные должности в морской отрасли выдвигают, прежде всего, хозяйственников, с опытом практической работы в отрасли. Возможно, это необходимый балансир для того, чтобы администратор разбирался в отраслевой специфике. Я вовсе не против этого, поскольку неоднократно сталкивался с тем, что грамотные юристы, когда начинают рассуждать о морских вопросах – путаются в очевидных любому моряку вещах. И здесь я вижу большой пробел существующего правового образования. Фактически, только на базе существующих программ подготовки юристов подготовить морского управленца маловероятно. Разумеется, если такой специалист не имеет предварительного специального “морского” образования. А вот на базе морского образования подготовить морского управленца, на мой взгляд, возможно. И при этом, поначалу введя специализацию “морское администрирование” на существующих факультетах подготовки моряков и портовиков можно сразу достичь двух целей: во-первых, готовить специалистов флота со знанием современных принципов государственного управления, а во-вторых, давать таким специалистам возможность найти себе применение на берегу в случае окончания флотской карьеры.

Ведь как сейчас формируются штаты государственных инспекций? В основном, туда берут моряков, которые по разным причинам закончили морскую карьеру. Каков администратор из такого специалиста? Разумеется, следует с гордостью отметить, что в советские времена кадровый костяк флота составляли наиболее разумные, взвешенные люди, которые привыкли к дисциплине. Такие люди могут овладеть любыми новыми навыками. Примеров тому масса. Это и нынешние руководители Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков – капитан И.В.Тихонов, Инспекции главного государственного регистратора флота – капитан И.А.Горобец, Госморинспекции – капитан В.Д.Репетей. Но, вместе с тем, овладение новыми знаниями и навыками, а в особенности в такой чувствительной сфере, как государственное администрирование в морской отрасли – весьма непростой процесс, который требует к себе государственного внимания.

И вот тут то кроются корни очень важного парадокса. Министерство транспорта и связи Украины, которое реализует кадровую политику морской отрасли, фактически не имеет учебных заведений, готовящих на базовой основе специалистов, которые могли бы стать морскими управленцами! В СССР такие учебные заведения входили в систему ММФ, а в Украине они отошли в ведение Министерства образования и науки. Единственным учебным заведением Минтранссвязи, связанным с подготовкой морских специалистов остаётся Институт последипломного образования руководящих специалистов водного транспорта (ИПО ВТ). ИПО ВТ мог бы стать ключевым звеном в системе подготовки морских администраторов Украины, но для этого ему необходимо получить необходимый уровень аккредитации, без которого он не может считаться высшим учебным заведением. В то же самое время, морские ВУЗы системы Минобразования, которые дают базовое морское образование, живут своей, налаженной за годы независимости Украины жизнью – готовят специалистов, востребованных рынком. Моряков, менеджеров, юристов. Специалистов для системы государственной власти и управления морской отрасли морские ВУЗы системы Минобразования специально не готовят. Вот и выходит парадокс – тот, кто реализует политику, не имеет средств её реализации, а кто имеет средства реализации, видел “в том числе” кадровую политику другого министерства. Очевидно, что такое положение дел не способствует эффективному развитию отрасли, сбалансированности её кадрового состава. Когда на отраслевой рынок морского труда Украины ежегодно выпускаются тысячи судоводителей, Минтранссвязи просто не имеет возможности всех трудоустроить. В то же самое время открытые вакансии специалистов младшего уровня в инспекциях, отделах и управлениях Укрморречфлота, Минтранссвязи говорят о том, что специалистов подходящей квалификации ВУЗы не готовят.

Но это, так сказать, очевидный парадокс. Неочевидным в существующей системе подготовки морских руководящих кадров являются другое – необходимый уровень компетенции таких управленцев. Многие сейчас говорят об эффективности государственного управления. Эффективности управления нельзя достичь без системы оценки компетентности специалистов. Это можно пояснить на примере международной конвенции о стандартах подготовки, освидетельствования моряков и несения вахты 1978 г. После 1995 года эта конвенция предусматривает для моряков не только необходимость владеть необходимыми знаниями в определённом объёме, но также и способность их практически продемонстрировать на практике, т.е. – компетентность. Так вот – для судоводителей существует система оценки компетентности, она закреплена международными стандартами. А вот для оценки компетентности морских управленцев таких стандартов нет. И их надо разрабатывать. Кто этим будет заниматься? Минобразования? У меня есть сомнения по этому поводу. И сомнения эти базируются на особенностях функционирования отрасли.

Неочевидным также является уровень квалификации для занятия тех или иных административных должностей. В существующей системе квалификационные требования предусматриваются (и нормативно закрепляются) для профессий, которые включены в государственный классификатор профессий ГК 003-95. А какая профессия у замминистра или директора департамента, к примеру?

В общем, как говорится, вопросы есть и на них надо искать ответы. Однако то, без чего нельзя обойтись – это от первого шага, который очевидно напрашивается в настоящем. Это – разработка образовательных программ для подготовки морских управленцев, подготовка учебно-методической литературы. Это именно то, что следует сделать в первую очередь прямо сейчас. В этой связи, следует с удовлетворением отметить недавний приказ ректора Одесской национальной морской академии М.В.Миусова “Об открытии в академии специализации “Администрирование безопасности судоходства””.

В заключение хочу выразить свою уверенность в том, что только тесное взаимодействие представителей морской общественности Украины, представителей морского бизнеса и органов власти, позволит выработать новые подходы к формированию и реализации кадровой политики в морской отрасли Украины. Такой политики, которая позволит в полной мере реализовать имеющийся у нашей страны морской потенциал.

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2005


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.ukrmaritimelaw
Отписаться

В избранное