Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русские на Украине: Русский мир N 97 (187) от 13 ноября 2009 года


РУССКИЙ МИР

Информационный сборник

Выпуск № 97 (187)

от 13 ноября 2009 года

Всеукраинское Объединение «Русское содружество»,

Редакция Газеты для соотечественников «Русская Правда»,

Интернет-сайт «Русские на Украине» (www.rus.in.ua)

+ 38 (044) 255-30-16, +38 (044) 223-05-43 E-mail: post@rus.in.ua

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБРАЩЕНИЯ

- Обращение русских Украины

- Подписывайтесь на Газету для соотечественников «РУССКАЯ ПРАВДА»

НОВОСТИ

- Вадим Колесниченко требует от Кабинета Министров Украины переписать программу преподавания истории

- Украинской власти предложено объявить 2010 год Годом ветеранов Великой Отечественной войны

- Жители Слобожанской Украины первыми поздравили легендарного Калашникова с 90-летием

- Луганчане хотят общаться на русском языке

- Одесса: заседание суда по русскому языку опять перенесено

- В Виннице проведут конкурс для украинских и русских поэтов «Малахитовый носорог – 2009»

- В Севастополе издают книги по Программе развития русского языка

КОММЕНТАРИИ

- Украинские националисты требуют немедленного ареста Председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова

СТАТЬИ

- Новое знание и новая внешняя политика. Второе послание президента Медведева

- Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма

- «Все сложное – не нужно, все нужное – просто!» К 90-летию М.Т. Калашникова

- Тайны малахитовой шкатулки

- Между долгом и желанием

 
Информационный сборник «Русский мир» подготовлен:

Редактор - Прокопенко Александр Витальевич, шеф-редактор Газеты для соотечественников «Русская правда», главный редактор Интернет-сайта «Русские на Украине».

Издатель - Проваторов Сергей Германович, председатель Высшего совета Всеукраинского объединения «Русское содружество», главный редактор Газеты для соотечественников «Русская правда».


ОБРАЩЕНИЯ

 

Обращение русских Украины

Руководителям русских организаций

и объединений российских соотечественников

Уважаемые коллеги!

Всеукраинское Объединение «Русское Содружество» выступило с инициативой сбора подписей под «Обращением русских Украины» о придании русскому языку статуса второго государственного (текст Обращения и образцы подписных листов прилагается).

Просим Вас организовать сбор подписей под «Обращением» авторитетных членов возглавляемой Вами организации, а также у других известных граждан вашего региона (города, района, области) – депутатов советов всех уровней, представителей культурной и научной интеллигенции, руководителей общественных организаций и т.д.

После завершения сбора подписей это «Обращение» будет направлено в органы государственной власти и местного самоуправления Украины, политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации, представителям международных организаций на Украине.

Будем Вам признательны, если сбор подписей будет осуществлен в самые кратчайшие сроки (до истечения ноября с.г.)

Заполненные подписные листы необходимо направить на адрес:

Проваторову С.Г., А/Я 359-В, г.Киев, 01001

С уважением,

С.Проваторов, председатель Высшего совета Объединения «Русское Содружество»

А.Прокопенко, председатель Правления Объединения «Русское Содружество»

Обращение русских Украины

Руководителям органов государственной власти

и местного самоуправления Украины

Политическим партиям и общественным организациям Украины

Средствам массовой информации Украины

Представительствам международных и иностранных организаций в Украине

Всем людям доброй воли

Более двадцати лет вопрос о статусе русского языка в Украине является источником нарастающего общественного конфликта. Русский язык последовательно и планомерно вытесняется из сферы образования и культуры, государственной и общественной жизни путём насаждения практики обязательного (исключительного) применения украинского языка органами власти и государственными учреждениями. Случаи прямой или косвенной дискриминации по языковому признаку умышленно замалчиваются, не находят адекватной реакции в решениях судов различных инстанций. Предвыборные обещания политиков по этому вопросу неизменно забываются на следующий же день после окончания выборов.

Власти Украины заявляют о приверженности европейскому пути развития и общепринятым демократическим принципам. Однако при этом отказывают большой части населения в праве на собственный официальный язык, более того – всячески избегают конструктивного открытого диалога с институтами гражданского общества, выдвигающими такое требование. Это неизбежно приводит к политической и культурной изоляции страны, тормозит её реальную интеграцию в европейские институты.

Статус языков народов Украины до сих пор не урегулирован, текущее законодательство преимущественно сводится к разрозненным подзаконным актам, во многом противоречащим Конституции Украины и действующему поныне «Закону о языках» Украинской ССР, которые гарантируют свободное использование и защиту русского языка. Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств украинскими властями трактуется произвольно и имеет одну только цель - низвести русский язык до статуса языка «национального меньшинства».

Между тем, количество граждан Украины, считающих русский своим родным языком, по меньшей мере, не снижается, а, по некоторым оценкам, даже растёт. Эти люди составляют до 30% населения страны, для 20% граждан Украины родными являются и русский, и украинский языки, а для 60% населения русский - это язык ежедневного общения. Придание русскому языку статуса государственного наряду с украинским поддерживается многими другими языковыми группами населения (так, 72% населения Западного региона Украины, где рядом с русскими и украинцами компактно проживают другие национальности, убеждены, что знание русского языка им необходимо). Русский язык распространён по всей территории государства и является важным инструментом культурной коммуникации в стране и за её пределами.

Количество граждан, полагающих, что единственным государственным языком должен быть украинский, составляет менее 40%. Сегодня те граждане Украины, которым отказано в праве свободно существовать в собственной языковой среде, чувствуют свою социальную неполноценность и бесправие.

Уважаемые граждане Украины! Мы, русская часть народа, остро ощущаем на себе всю катастрофичность избранной властями политики. Вспомним вечную фразу, которой открывается Евангелие от Иоанна: В начале было Слово. Словом начинается и кончается земная жизнь человека, Слово является первым и главным объектом нападения лжецов и проходимцев, имеющих цели, далекие от народного блага. Именно поэтому они ведут ожесточённую и неправедную войну вокруг статуса русского языка. Ведь его свободное существование перечёркивает многие их планы.

Именно поэтому всем тем, кто желает Украине блага, необходимо встать на защиту русского языка, ибо его величие – это величие всего украинского народа. А его угнетение – это угнетение наших с вами прав на достойную жизнь, нашей с вами духовности.

Придание русскому языку статуса второго государственного жизненно необходимо для современной Украины. Этот вопрос стоит перед нами, как указатель на развилке исторических дорог – один путь в современное и справедливое общество, другой – во мрак неонацизма. Выбор за нами.

Во имя благополучного будущего многонационального народа Украины, во имя гражданского мира в украинском обществе мы, русские Украины, требуем придать русскому языку статус второго государственного, утвердив принцип равнодоступности украинского и русского языков в качестве языков науки, образования, права, идеологии и морали, межнационального согласия.

Наше требование продиктовано не политической конъюнктурой и не перипетиями кампании по выборам Президента Украины. В то же время все политические силы и отдельные политики должны чётко отдавать себе отчёт в том, что сегодня, как никогда ранее, их отношение к вопросу о статусе русского языка в Украине является главным мотивом голосования «за» или «против» для миллионов граждан республики. И так будет всегда.

Наше Обращение открыто для подписи.

Призываем поддержать его всех, кто неравнодушен к судьбе своей Родины!

 

Фамилия, имя, отчество

Общественное положение, должность

Личная подпись

 

 

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на Газету для соотечественников «РУССКАЯ ПРАВДА»

Руководителям русских организаций

и объединений российских соотечественников

Уважаемые соотечественники, коллеги!

Редакция «Газеты для соотечественников «Русская Правда» обращается к Вам с просьбой довести до актива Ваших организаций, а также до партнерских организаций информацию о продолжающейся подписной кампании.

В условиях, когда усиливается наступление русофобских и антироссийских сил на наш родной язык, на русскую культуру, история нашего Отечества грубо и лживо искажается, попираются наши национально-культурные и гражданские права, и всё, что дорого и свято для каждого русского человека подвергается разрушительному воздействию, редут нашей общей обороны - газета «Русская Правда» нуждается в Вашей поддержке, как и другие издания, выходящие на русском языке и отстаивающие ценности Русского Мира, Православия, интересы и права русских Украины.

Редакция «Русской Правды» прилагает максимально возможные усилия для того, чтобы все действующие организации российских соотечественников, их руководители и хотя бы часть активистов могли получать газету по бесплатной редакционной подписке. Однако, в связи с ограниченными возможностями, мы не можем обеспечить настолько широкое распространение газеты по льготной подписке, насколько этого требуют интересы Движения соотечественников и, в частности, Русского Движения на Украине и в АР Крым.

В связи с этим мы полагаемся и на Вашу заинтересованную поддержку и просим: подписывайтесь на «Газету для соотечественников РУССКАЯ ПРАВДА» сами и организуйте к этому Ваших единомышленников, коллег, друзей, родных.

Оформляйте подписку в почтовом отделении по месту жительства, или в любом почтовом отделении Украины по «Каталогу видань України. 2010 р.»

Подписной индекс 95520

Обращаем Ваше внимание, что в указанном каталоге «Русскую Правду» следует искать либо по индексу – 95520, либо по начальному слову полного официального наименования: «Газета…», а не по слову «Русская…» (Если некоторые работники почты при этом будут говорить, что «Русской Правды» в «каталоге нет» - не верьте! – Требуйте «Каталог видань України» и ищите либо по индексу (95520), либо по названию: «Газета для соотечественников РУССКАЯ ПРАВДА»).

Стоимость подписки на 2010 год (включая доставку и оформление подписки на почте) составляет:

-         на 1 месяц – 5 гривен 37 копеек;

-         на 3 месяца – 15 гривен 51 копейка;

-         на 6 месяцев – 29 гривен 37 копеек;

-         на 12 месяцев – 57 гривен 54 копейки.

Для того, чтобы получать газету с января 2010 г., необходимо оформить подписку в Киеве до 15 декабря, в областных центрах до 10 декабря, в других населенных пунктах до 5 декабря с.г.

Телефон для справок: (044) 223-05-43; (095) 833-51-23 - Татарченко Денис Сергеевич, ответственный секретарь Редакции

С уважением и надеждой на Вашу поддержку,

Сергей Проваторов, главный редактор газеты «Русская Правда»

 

НОВОСТИ

 

Вадим Колесниченко требует от Кабинета Министров Украины переписать программу преподавания истории

Народный депутат Украины Вадим Колесниченко обратился к Кабинету министров Украины с требованием внести изменения в образовательные программы по истории Украины для 12-летней школы, утвержденные приказом Министра образования и науки Вакарчука №491 от 05.06.09.

В своем письме Народный депутат указывает, что еще никогда со времен сталинизма на Украине не происходили столь масштабные и циничные перекручивания и мифологизация истории как сейчас. Особенно в извращении исторической правды и издевательстве над памятью наших предков преуспело Министерство образования и науки Украины под руководством Министра Вакарчука.

Даже краткий анализ «Образовательной программы по истории Украины для 12-летней школы», утвержденной приказом МОН №491 от 05.06.09 позволяет утверждать о спланированном вкладывании в головы следующих поколений украинцев мифов, искажений и откровенной лжи о исторических событиях ХХ-го столетия.

Так, Великая Отечественная Война нашего народа 1941-1945 годов, жертвами которой стали более 10 миллионов украинцев, заменена индифферентным термином «Вторая Мировая Война», что прямо противоречит Закону Украины «Об увековечении Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» №1684-III от 20.04.2000 года, которым наша страна взяла на себя обязанность «неуклонно придерживаться взятых международных отношений по недопущению проявлений фашизма в любой форме на своей территории» (статья 8); «не допускать фальсификацию истории Великой Отечественной Войны в научных исследованиях, учебно-методической литературе, учебниках и средствах массовой информации» (статья 2), Указам Президента Украины "О Дне освобождения Украины от фашистских захватчиков" и "О присвоении воинских и специальных званий гражданам Украины - участникам боевых действий и инвалидам Великой Отечественной войны и войны с Японией", и иному законодательству.

При этом большая часть времени отведенного для изучения этого периода предоставлена «героям», нацистам, пособникам и воякам гитлеровской армии из ОУН-УПА, а подвиг 10 миллионов украинцев, остановивших нечеловеческую фашистскую машину ценной своих жизней.

Никто не отрицает, что деятельность ОУН-УПА и им подобных должна изучаться - у каждого народа есть своя голгофа: страницы истории наполненные предательством, братоубийством и уничтожением всего человеческого. В годы войны фактически в каждой оккупированной стране были созданы организации, выступающие на стороне фашистской Германии. Но в соответствии с законодательством большинства цивилизованных стран, деятельность коллаборантов после победы над фашистами была признана изменой. И в результате массовых процессов больше ста тысяч лиц были осуждены по этому тяжелому обвинению.

Изучая историю ОУН-УПА детям должен подаваться не лживый миф «о каких-то борцах за Украину», а кристально чистая истина доказанных фактов и событий.

1. В учебниках истории должно быть указано, что большинство из лидеров ОУН-УПА, таких как Шухевич, Бандера, Мельник и другие находились на службе гитлеровской Германии в чине офицеров и принесли присягу со словами: «Я служу тебе, Адольф Гитлер, как фюреру и канцлеру германского рейха верностью и отвагой. Я клянусь покоряться тебе до смерти. Да поможет мне Бог!»

2. Свою преданность национал-социалистической идеологии и фашисткому режиму Гитлера руководство ОУН подтвердило еще и документально - 30 июня 1941 года в провозглашенном в г. Львове бутафорском «Акте провозглашения Украинского Государства». В этом документе четко было сказано - "Слава Героической Немецкой Армии и ее Фюреру Адольфу Гитлеру! Украина для украинцев".

3. ОУН-УПА доказано виновны в этнических чистках: 1. «Волынской резне» 1942-1943 гг. – уничтожении от 50 до 200 тыс. польского населения Западной Украины; 2. Холокосте – преследовании, уничтожении и передачи в руки фашизма еврейского населения оккупированных территорий; 3. Уничтожении этнических украинцев, жителей Восточных областей, прибывших для восстановления Западной Украины в 1944-1954 гг.

4. В программы истории должна быть включена страница о деятельности УПА «Полесская Сечь» и Украинской народно-революционной армии (воинских формирований правительства Украинской Народной Республики в изгнании) и ее войне против ОУН-УПА Бандеры.

5. Бандеровская ОУН-УПА должна рассматриваться не только сквозь призму сотрудничества с фашизмом, но и через призму идеологии – полностью нацистской по своей сути. В этой связи современник, командующий отрядами «Полесская Сечь» Украинской Народной Республики Тарас Бульба-Боровец, очень четко высказался по поводу ОУН/УПА и их, якобы, борьбы за независимость Украины: "Если бы их движение тотально не отрицало всех других мировоззрений и не базировало свою идеологию и программные действия на авторитарном вождизме по итальянскому образцу, а на основе более широкого мышления, то тогда, наверное, все украинцы влились бы в его ряды", - пишет он. Но такого не было: националисты начинали историю всего мира от себя. А в силу идеологической тождественности с фашизмом, нашли себе и могущественного покровителя в лице гитлеровской Германии.

6. Действия коллаборационистов фашистской Германии были осуждены всей мировой общественностью на Нюрнбергском процессе и резолюциями Организации Объединенных Наций "Утверждение принципов международного права признанных Уставом Нюрнбергского трибунала" от 1946 года, "Мероприятия направленные против нацизма и расовой нетерпимости" от 1967 года и «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» от 4 ноября 2008 года. В частности в Резолюции ООН «Недопустимость определенных видов практики…» отмечается, что опираясь на Устав и Приговор Нюрнбергского трибунала: «ООН выражает глубокую озабоченность по поводу прославления нацистского движения и бывших членов организации «Вафен СС» путем объявления или попыток объявить таких членов, и тех, кто боролся против антигитлеровской коалиции, или сотрудничал с нацистским движением, участниками национально-освободительных движений». Такие действия, по мнению ООН «оскорбляют память бесчисленных жертв преступлений против человечества, осуществленных во время Второй мировой войны теми, кто боролся против антигитлеровской коалиции или сотрудничал с нацистским движением, отравляют сознание молодежи и что эти практики несопоставимы с обязательствами стран-членов ООН по ее Уставу и несовместимы с целями и принципами Организации».

В своем письме Вадим Колесниченко заявляет, что невозможно построить позитивное будущее на лжи и сфальсифицированном прошлом. Страна и народ объективно и мужественно не смотрящие на всю правду своей истории, какой бы горькой она не была, никогда не смогут смело и уверенно жить в настоящем и планировать будущее.

Учитывая вышеприведенное, народный депутат Украины Вадим Колесниченко, требует от Кабинета Министров Украины: 1. Привести «Образовательную программу по истории Украины для 12-летней школы», утвержденной приказом МОН №491 от 05.06.09 в соответствие с законодательством Украины; 2. Внести изменения и обеспечить преподавание правдивых, объективных о полных фактов о Великой Отечественной Войне в украинских образовательных учреждениях.

В связи с тем, что Министерство образования и науки Украины заняло неконструктивную и необъективную позицию, и не учитывает надлежащим образом мнение общественности и народных депутатов, данное обращение не может пересылаться на его рассмотрение.

 В соответствии с п.3, ст.16 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» Вадим Колесниченко настаивает на его личное присутствии при рассмотрении данного обращения в Кабинете Министров Украины.

Пресс-служба народного депутата Украины Колесниченко В.В.

 

Украинской власти предложено объявить 2010 год Годом ветеранов Великой Отечественной войны

Городской совет Севастополя предлагает украинской власти объявить 2010 год Годом ветеранов Великой Отечественной войны, сообщает ИА «Новый регион». Предлагается также предусмотреть в бюджете статью расходов на улучшение социальной защиты участников боевых действий.

«Необходимость такого решения связана ещё и с тем, что в октябре этого года на саммите СНГ, проходившем в Молдавии, 2010 год объявлен Годом ветеранов на пространстве Содружества, и он будет проходить под девизом "Мы победили вместе". Севастопольские ветераны были одними из инициаторов такого решения», – говорится в обращении, направленном депутатами в адрес президента, Правительства и Парламента.

«Будем честными, до 70 годовщины Победы доживут единицы. Поэтому отдать должное ветеранам надо сейчас», – прокомментировал принятое решение председатель Севастопольского горсовета Валерий Саратов.

Информационная служба фонда «Русский мир»

 

Жители Слобожанской Украины первыми поздравили легендарного Калашникова с 90-летием

Имя прославленного русского оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова уже давно стало своеобразной визитной карточкой России. Автомат, названый его именем, является неоднократным номинантом книги рекордов Гиннесса. Только легально созданных его образцов сегодня - более 100.000.000! А если учесть, что он является еще и самым популярным среди производителей оружейного контрафакта, то реальное количество, находящихся в обороте "калашей", вообще не поддается подсчету.

10 ноября 2009 года Михаил Тимофеевич отметит свой 90-летний юбилей. До недавнего времени считалось, что он, как уроженец Алтайского края, является гордостью исключительно России. Но, оказывается, что Украина также имеет полное право считать его своим. Ведь его отец – Тимофей Александрович - имеет самое непосредственное отношение к Слобожанщине. В результате запроса директора Института социальной памяти Академии военных наук Александра Ужанова (Москва, который ни один год собирает сведения о выдающемся конструкторе, выяснилось, что отец Калашникова родился 1 февраля 1883 года в селе Славгород, которое в то время относилось к Ахтырскому уезду Харьковской губернии. Сегодня оно входит в состав Краснопольского района Сумской области.

7 ноября, в субботний день, установленный Православной Церковью как Димитриевская родительская поминальная суббота, жители этого села собрались в Троицком храме. В том самом, где в далеком 1883 году крестили отца известного конструктора. После поминальной службы в память о Тимофее Калашникове и всех почивших православных христианах, состоялось открытие мемориальной доски, установленной на храме. Перед собравшимися выступил глава Краснопольской райадминистрации Игорь Кривозуб. От имени всех славгородцев председатель местного сельсовета Владимир Шарков передал именитому земляку поздравление с 90-летним юбилеем и подарочную вазу с изображением Троицкого храма. Выступили перед славгородцами и ветераны афганцы. Разведчик-десантник Юрий Приходько рассказал, как во время службы в Афганистане он и его товарищи по оружию смогли оценить все достоинства нашего "калаша".

Настоятель Троицкого храма протоиерей Василий Харченко благословил Михаила Калашникова рублевской иконой Святой Троицы. Открыла памятную доску представительница рода Калашниковых Зинаида Калашникова.

Славгородцы надеются, что их земляк Михаил Калашников, несмотря на свой почтенный возраст, найдет возможность побывать на родине своего отца. К слову, это село знаменито не только этим. Достаточно сказать, что в годы Великой Отечественной войны три выходца из Славгорода были удостоены звания Героя Советского Союза. Это Михаил Беспалов, Иван Хиценко, Николай Шумейко. Уроженец именно этого села капитан-артиллерист Иван Криклий в 1942 году был награжден первым орденом Великой Отечественной войны 1-й степени. Здесь же в 1892 году родился Сергей Алымов - автор стихов одной из самых популярных песен времен Отечественной войны "Вася- Василек". Неудивительно, что экспозиция местного Славгородского музея является одной из самых богатых в районе и достойно служит делу патриотического воспитания молодежи. Одним словом, история Славгорода вполне соответствует его названию, и ей по праву могут гордиться не только местные жители, но и весь Слобожанский казацкий край. Поэтому вполне закономерно, что, благодаря таким корням, на древе рода Калашниковых в 1919 году появилось имя, которому впоследствии суждено было получить мировую известность. Недаром в своем выступлении председатель сельсовета Владимир Шарков назвал одну из составляющих уникального таланта прославленного оружейника славгородскую душу: "У нашего Калаша - славгородская душа!"

Справка. Автомат Калашникова образца 1947 года был принят на вооружение в 1949 году. Простота конструкции, уникальные технические решения, которые воплотились при его создании позволили 28-летнему фронтовику, тогда еще старшему сержанту Михаилу Калашникову победить на конкурсе именитых конструкторов, среди которых был и прославленный потомственный оружейник - генерал Василий Дегтярев. Несмотря на современные технологии, автомат Калашникова вот уже более 60 лет по-прежнему остается самым надежным оружием этого класса и по оценке экспертов еще на протяжении нескольких десятилетий не утратит лидирующих позиций. С 1949 года и поныне Михаил Тимофеевич Калашников продолжает трудиться на Ижевском заводе. Сегодня он имеет звание генерал-лейтенанта, является доктором технических наук, лауреатом многочисленных премий, дважды Героем Социалистического Труда, кавалером многих орденов и медалей.

«Русские на Украине»

 

Жители Луганщины хотят общаться на русском языке

Письмо, отстаивающее право земляков общаться на русском языке, направили депутаты Попаснянского райсовета премьер-министру Украины, министру образования и науки Украины и председателю Луганского облсовета, сообщает сайт «Остров».

На сессии Попаснянского райсовета депутаты выразили свою позицию относительно постановления Кабинета министров Украины, запрещающего использовать в учебных заведениях любые языки, кроме украинского, не только на уроках, но и на переменах.

«Запрещая школьникам и учителям общаться в стенах учебного заведения на их родном русском языке, открыто и цинично нарушая их гражданские и человеческие права, вмешиваясь в личную сферу их жизни, Правительство демонстрирует своё полное пренебрежение к правам русскоязычных граждан», – говорится в письме.

Депутаты также отмечают, что в следующем году тестирование выпускников будет проводиться исключительно на украинском языке.

«В прошлый раз 76 % выпускников нашего района выразили желание тестироваться на русском», – говорится в письме.

Кроме того, депутаты отмечают, что на сегодняшний день в 7 из 23 школах Попаснянского района обучение ведётся на украинском языке, в 13 – на украинском и русском языках, в 3 – только на русском языке.

Информационная служба фонда «Русский мир»

 

Одесса: заседание суда по русскому языку опять перенесено

Заседание суда по делу Леонида Капелюшного против Одесского городского совета в Приморском районном суде Одессы снова перенесено. Об этом «Ревизору» рассказал активист общественной организации «ЗУБР» Валентин Дорошенко.

На этот раз одной из причин переноса судебного заседания стала неявка истца и ответчика. Кроме того, адвокат Капелюшного Сергей Маковецкий обратился к судьям с просьбой перенести рассмотрение дела на другой день «в связи с эпидемией гриппа». Следующее заседание назначено на 28 декабря 2009 года, 14:00.

Напомним, на одной из сессий горсовета планировалось рассмотреть проект решения о принятии программы развития и сохранения русского языка в Одессе.

Против этого выступил депутат Леонид Капелюшный, известный своими русофобскими воззрениями. Он подал иск в суд, требуя запретить депутатам утверждать указанный документ.

Таким образом, городской совет не может рассматривать этот вопрос до вынесения судебного вердикта.

Программа развития русского языка предполагает закупку русскоязычной литературы для школ, составление аннотаций лекарственных препаратов на русском языке и возможность выбора родителями языка обучения для своих детей.

Ревизор

 

В Виннице проведут конкурс для украинских и русских поэтов «Малахитовый носорог – 2009»

Поэтический вечер «Малахитовый носорог – 2009» пройдёт 19 декабря на Украине, в Виннице, в турклубе «Меркурий», при участии Русско-украинского культурно-просветительского центра «Соотечественники». Как сообщает председатель центра Олег Кадочников, организуют мероприятие поэтическая группа «Лирика Transcendenta», ЛИТО «Современник» и сайт «Поэзия и авторская песня Украины».

По словам Олега Кадочникова, на вечере планируется выступление почётных гостей, будут исполнены авторские песни, также состоится подведение литературных итогов винницкого ЛИТО «Современник».

Центральным событием вечера станет конкурс одного стихотворения «Малахитовый носорог – 2009». Работы на русском или украинском языках принимаются на конкурс до 19 декабря. Его учредители – Андрей Стебелев, Сергей Негода, Леонид Борозенцев. Автору рекомендуется дать своему произведению характерное название из одного-двух слов. Стихотворение допускается на конкурс устроителями только при условии личного присутствия соискателя на вечере в «Меркурии». Стихотворение-победитель и лучший чтец определяются голосованием при помощи жетонов, выданных гостям вечера. «Стихотворцу достанется носорог из конголезского малахита. Лучший чтец будет удостоен не менее интересного приза», – рассказал Олег Кадочников.

Информационная служба фонда «Русский мир»

 

В Севастополе издают книги по Программе развития русского языка

В Севастополе вышла в свет книга Геннадия Александровича Черкашина "Рассказы для детей". Она издана по инициативе Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара при поддержке Управления культуры и туризма Севастопольской городской государственной администрации по программе развития регионального русского языка и культуры на 2007 - 2011 гг., принятой Севастопольским городским Советом.

meridian.in.ua

 

КОММЕНТАРИИ

 

Украинские националисты требуют немедленного ареста Председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова

Заместитель Председателя Русской общины Крыма, Председатель КРО Партии «Русский блок» Олег Родивилов и крымский правозащитник Жан Запрута прокомментировали недавнее заявление Украинской народной партии (о необходимости немедленного ареста Председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова).

«Призывы принять репрессивные меры в отношении Сергея Цекова – это очередная провокация украинских националистов, направленная против лидера крупнейшей в Крыму организации соотечественников, – сообщил пресс-службе Русской общины Крыма Олег Родивилов. – Аналогичные заявления озвучиваются также главарями организованной преступной группировки (ОПГ), т.н. «меджлиса-курултая» или американскими «грантоедами», типа В. Притулы – эксперта т.н. «Крымского независимого центра политических исследований» при Посольстве США на Украине.

«Если же говорить о заявлениях представителя националистов, её маргинального прозападного ставленника в Крыму с русской фамилией «Фомушкин», то это – просто неуклюжая бандеровская провокация, не более того. «Западенцам» и их марионеткам на полуострове может не нравиться мнение, высказанное лидером русских соотечественников С.П. Цековым в эфире российского телеканала «ТВЦ» (о том, что «население Крыма будет стремиться к воссоединению с Россией, даже если этого не будет желать Кремль или этому процессу будет препятствовать Киев»), это их личное дело. Но это – мнение подавляющего большинства крымчан, о чём, собственно, и сообщил зрителям ТВЦ лидер Русской общины Крыма. Наверное, именно поэтому националисты в Киеве так хотят «закрыть» вещание ТВЦ?!», – подчеркнул Олег Родивилов.

«Русофобские взгляды пана-националиста Фомушкина в Республике Крым абсолютно неприемлемы. Фомушкин – крайний националист, сторонник реабилитации коллаборационистов из ОУН-УПА, сторонник вступления Украины в НАТО и принудительной украинизации Крыма. Ничего у него и его соратников (а их всего человек 15 по Крыму) не получится. Ни юридически, ни идеологически, ни информационно. Но если какие-то провокации против Сергея Цекова всё же будут реализованы представителями «силовых» структур, то мы на них должным образом, адекватно отреагируем», – заявил заместитель Председателя Русской общины Крыма.

По оценке крымского правозащитника Жана Запруты, высказывания УНП в отношении политической, экономической и гуманитарной позиции С.П. Цекова о стремлении крымчан к воссоединению с Россией носят неправовой и необоснованный характер.

«В соответствии со статьями 3-й 34-й Конституции Украины, С.П. Цеков, как гражданин Украины, имеет полное право свободно мыслить и высказывать свое мнение, – подчеркнул Жан Запрута. – В данном случае, с правовой точки зрения никак нельзя говорить об ответственности по статье 110-й УК Украины, так как наказание за посягательство на территориальную целостность государства состоит исключительно в действиях, или в публичных призывах к их совершению, и не более. А люди, которые призывают привлекать к уголовной ответственности за слова, далеки от декларируемых ими самими «основ демократии», они привыкли подгонять нормы Закона под свои личные амбиции».

Более того, по словам Жана Запруты, в соответствии с международными актами ООН, все народы имеют формальное право на самоопределение, имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. «Это право зафиксировано в «Декларации о принципах международного права» от 24 октября 1970 года и в Уставе ООН и каждое государство обязано его уважать, – подчеркнул правозащитник.

«Как видно из практики, легальные объединения граждан Русская община Крыма и Партия «Русский блок» ведут вполне законную деятельность и пропагандируют исключительно правовой и мирный путь интеграции Крыма, Украины с Россией, чего нельзя сказать о позиции, например, исламистов-нелегалов из «Хизб-ут Тахрир» или экстремистов (и таких же нелегалов) из «меджлиса», – считает Жан Запрута.

Пресс-служба Русской общины Крыма

 

СТАТЬИ

 

Новое знание и новая внешняя политика. Второе послание президента Медведева

Второе послание президента России Дмитрия Медведева народным представителям 12 ноября 2009 года значительно отличается стилистически от предыдущих президентских посланий. Можно сказать, что третий президент России теперь нашёл свой тон, свою идеальную аудиторию и главный пафос. Это значимая для тех, кто лично пережил в России 1990-е годы с их мучительно-бурлацким "Россия поднимается с колен", 2000-е годы - с их императивом о том, что для народных представителей должно быть "счастьем - послужить России", - существенная перемена.

Перемена тона не только в сквозных апелляциях к прямому диалогу с народом и подчёркнуто деловом обращении к федеральному собранию. Она - и в драматическом (и до сих слабо воспринимаемом после путинских докризисных "жирных лет"), алармистском призыве: прямая угроза существованию России не ушла, число проблем не уменьшилось.

И, самое главное: современная Россия цивилизационно настолько отстала от стоящих перед ней задач, что лишь советским "догнать и перегнать" - даже в риторике уже не обойтись. Россия исчерпала свой индустриальный цивилизационный потенциал, который был создан в XIX и XX веках, помог СССР из последних сил победить Гитлера и выйти в космос. Теперь этот ресурс исчерпан, а "друзья" сжимают смертельные объятия.

Медведев формулирует России новую историческую задачу, успех в исполнении которой может быть гарантирован только новой России, способной органически пересоздать и принципиально изменить себя. Если это консерватизм, то радикальный, если радикализм - то полный консервативного фатализма. Прежде никто ещё из российских вождей не говорил с такой простой обречённостью: отступать (даже оставаясь на месте) дальше некуда. Значит...

Поэтому Медведев, неявно споря с непраздной, логичной политической психологией "самоизоляции" и "самосбережения" России, ставит задачу, которую в мире мало кто может себе позволить произнести: "обрести статус мировой державы на принципиально новой основе". Старая основа - ресурсная база, ядерный потенциал, космический капитал, инфраструктура - Россию уже не спасают и на деле - полноценно не обеспечивают ей статус одной из мировых держав.

Индустриальный СССР победил в войне, но проиграл в экономической конкуренции. Новая Россия, инерционно оставшаяся всего лишь индустриальной (её инерционные госкорпорации, как видно всем, не пережили кризис) - неизбежно окажется накануне нового поражения, если откажется от новых амбиций, главная из которых - интеллектуально-технологическая модернизация. Именно она даёт надежду, что за периодом сталинской "модернизации сверху" и хаосом антисоветской "демократизации снизу" - последует не безвольное обслуживание своих по сути колониальных ресурсов и безвольная же продажа внутреннего рынка в монополию внешних товаров и технологий, а адекватная культурно-исторической памяти борьба за новое "место под солнцем", где уже ни ГУЛАГ, ни антиГУЛАГ не работают.

Для этой борьбы необходимы, говорит послание, как минимум, два направления стратегического аудита: внутрироссийской реальности и её внешнеполитического ландшафта. В риторике президентского послания большое место занимает аудит (он же - прелюдия к упразднению) институтов старой, индустриальной экономики и её корпораций. Но нет адекватного места для аудита научно-общественных институтов.

Поэтому неоднократно возникает коллизия между целями и новым качеством модернизации, с одной стороны, - и тем, какой неутешительный багаж принесли с собой действующие государственные, корпоративные и общественные институты. Уже видно, как вдохновлены вводимой в президентский стратегический языковой оборот формулой "экспертного сообщества" - многочисленные образовательные, научные и писательские институции. Они - мертвецы, хватающие живого, на деле чаще всего - не более чем лоббистские структуры, готовые задешево соорудить президенту даже "международную экспертизу", но неспособные сделать главного: дать свободного знания и профессиональной критики. Они либо инерционно советские, перепродавшие наследные активы, либо инновационно постсоветские, пятнадцать лет спекулирующие деривативами. Современных, технологичных среди них практически нет. Такое лоббистское сообщество никогда не будет "экспертным".

Видно, сколь остра и ещё острее борьба вокруг лозунга "умной прагматической внешней политики", которую Медведев противопоставил внешнеполитическим "ностальгии и предрассудкам". Для тех, кто до сих пор в вечернем мозгу и телеэфире рисует карты российской экспансии или законно грустит об утраченных территориях исторической России, любой прагматизм выглядит как апология Горбачёва и Козырева. Но как раз такая "ностальгия" на практике оказывается очень близка к "предрассудкам" Горбачёва, Козырева, их поклонников и назначенцев.

Этот абстрактный (и внутренне самодовольный) империализм столь же презирает постсоветскую действительность, сколь (самодовольные) "предрассудки" презирают национальную государственность во имя "дружбы", "ценностей" и личных переживаний Лондона или Нью-Йорка. Они не видят элементарных, полевых обстоятельств - у современной России нет и за редким исключением никогда не было эффективных инструментов архаичной "политики влияния". Все выданные сатрапам миллиарды, подачки и скидки - расхищены и обращены против России. Единственное доступное теперь ей влияние - исключительно технологическая, интеллектуальная инициатива, способная противопоставить хаосу - его предсказание.

Устами Медведева президент России впервые говорит о том, что - как и любая другая в стране - "внешняя политика - результат сложного взаимодействия общественных групп" и, видимо, интересов, идеологий, результат их открытой борьбы. Эта формула, может быть, с запозданием, даёт внятный сигнал бюрократии и общественной инициативе: борись, доказывай, учиняй экспертизу.

Такую (и похоже, для конкретного ведомства - неподъёмную) задачу поставил Медведев и МИДу России - немедленно сформулировать себе не перечень услуг, а стратегическую цель, уникальный товар и его конкурентные свойства. Именно здесь Медведев назвал главным критерием внешней политики равно враждебный "ностальгии" и "предрассудкам" вопрос: "способствует ли она повышению стандартов жизни" в самой России?" Уверен, что таких критериев ей ещё не ставилось.

Перед МИДом в послании поставлены масштабные интеллектуальные задачи, ярко демонстрирующие, что нынешнее ведомство - не МИД, что нынешняя внешняя политика - не то, чем она кажется на первый взгляд. МИДу вменено то, что обычно служит началом: координация дипломатической, внешнеэкономической, гуманитарной деятельности за рубежом, критерии оценки своих усилий, системность не только в обслуживании бизнес-интересов вовне, но и в привлечении таких интересов в Россию.

Если кому-то кажется, что такие внешнеэкономические задачи погубят моральную чистоту русских дипломатов, то это звучит как сомнение в том, что она существовала. Не факт, что в России получится новый МИД, но в России совершенно точно будет новая внешняя политика.

Новое знание о России и новая внешняя политика диктуются филигранной, требующей новой культуры задачей: просчитать и обеспечить модернизацию без мобилизации - то без есть того, к чему общество и так уже неспособно, создать и институционально выразить технологическую инициативу, без чего уже жизни не будет.

Как всегда, России помогает не только Богородица, но и кризис.

Модест Колеров, ИА REGNUM

 

Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма.

1.Истоки вопроса. Подлинные и вымышленные.

В 6-7 веке после Р.Х. территорию на склонах Карпат от Днестра через Карпатскую потисскую и подунайскую котловину вплоть до границ восточной Чехии заселили славянские племена Белых Хорватов. Они относительно успешно сопротивлялись мощному аварскому каганату вплоть до его падения и сохраняли свою власть над остальными славянами региона. На южных склонах Карпат, на территории сегодняшней Подкарпатской Руси или Закарпатской области Украины - в Солотвино, Ужгороде, Невицком они построили первые укрепленные городища.

В 9 веке здесь появляются христианские миссионеры, однако, большинство славян здесь еще долго будет сохранять свои языческие обычаи. Только во 2й половине 9 в. христианская церковь начинает постепенно завоевывать души прихожан, в первую очередь из местной родовой знати. В 864г. на подкарпатских склонах впервые появлются ставшие впоследствии символами славянства братья Кирилл и Мефодий. А в 885 г. после их изгнания из Великой Моравии находившимся на вершине силы и славы князем Сватоплуком братья с учениками начинают именно здесь свою настоящую миссионерскую деятельность. Этот знаменательный факт сегодня не без основания используется некоторыми поклонниками Подкарпатской Руси как повод для провозглашения определенного первородства подкарпатских русинов в вопросах принятия христианства, вообще, и последующего развития православия, в частности.

Весной 896 г. через Верецкий перевал Карпат в центральную Европу вошли главные силы кочевых Мадьяров под водительство князя Арпада. Главным образом, в этой связи Белые Хорваты на Юг от Карпат постепенно заканчивают свою историю, превращаются в Русинов (rutheni) и на 4 века становятся подданными Венгерского Королевства Арпадовичей. Однако, говорить о какой-либо национальности в те времена было бы преждевременно, т.к. нации в сегодняшнем понимании этого термина еще просто не существовали. Одновременно на северных склонах Карпат утверждается князь Владимир из Киевской Руси. Т.е. происходит историческое событие, которое многие современные и ученые, и политики или подчеркивают, или замалчивают – первое разделение славян по естественной границе - Карпатскому хребту. Горы, однако , не помешали прорыву в Потисье и опустошению этого края татаро-монгольскими ордами хана Батыя в 1223-1242 гг. Однако, простора для конной атаки верховым степнякам в узких горных ущельях явно не хватало, и не выдержав, они вернулись на восток в привычные бескрайние степи.

В период позднего феодализма территория подкарпатских русинов находится под господством королей из династий Анжу, Люксембургов и Ягеллонов. Стала она и полем битвы с османскими завоевателями, которые в конце концов были вытеснены из Дунайской низменности Габсбургами.

В конце 14 века король Сигизмунд Люксембургский принял в своих владениях князя Теодора Кориатовича, изгнанного из Подолии литовским князем Витовтом. Король «даровал» Федору Корятовичу (так звучит имя князя в современной транскрипции) Мукачевскую и Маковицкую доминии. На самом деле, недавний пленник получил эти земли в обмен на передачу Сигизмунду прав на свое Подольское княжество. По легенде, имеющей сегодня свое геополитическое продолжение, вместе с князем на подкарпатские земли пришли 40 000 его «украинских» крестьян, которые и заложили здесь основы создания будущего украинского государства. Однако, трудно себе представить, что победитель Витовт отпустил со своих земель побежденного Теодора вместе с 40 000 кормильцев-налогоплательщиков. Особенно, если учесть, что Кориатович после поражения находился в тюрьме в далеком Вильнюсе, откуда успешно бежал. Бежал сам, а к Венграм прибился с небольшой родней – не существует ни одного документа, подтверждающего переселения вместе с ним под Карпаты упомянутого огромного по тем временам количества подданных.

4 апреля 1646 г. в Ужгороде мукачевским епископом Петром Парфением в присутствии 63 священников было объявлено об объединении русинской православной церкви с католической - о создании Унии или греко-католической церкви. Этот компромиссный акт завершил многовековое сопротивление православных верующих и священников попыткам сделать их католиками. Новая церковь сохраняла церковнославянскую литургию и самостоятельно избирала своего епископа. Утверждал его папа римский. За сохранение именно этого особого права сегодня идет непримиримая борьба подкарпатских греко-католиков с греко-католиками прикаратскими и украинскими. Показательно, что многие десятилетия и после заключения Унии подкарпатская униатская церковь пользовалась восточной православной литературой.

Одним из наиболее ярких событий последующего периода было антифеодальное восстание повстанцев-куруцов в 1704-1711гг. под предводительством Ференца II Ракоци. Поскольку восстание началось на территории Подкарпатской Руси, то в отряды куруцов вступило большое количество местных крестьян Русинов. Именно они сражались за своего мадьярского князя до последней капли крови, за что и прославились навеки - были названы Ференцем II Ракоци gens fidelissima – народом наивернейшим.

Эпоха просвещения принесла на Подкарпатскую Русь первые символы национального утверждения. В 1777г. самый последовательный и решительный государственный деятель Габсбургской династии – королева Мария-Терезия издала Ratiо educationis – школьный устав. Дети теперь были должны посещать начальную школу и в ней учиться на своем родном языке. Греко-католический епископ Андрей Бачинский начал в Ужгороде готовить учителей для народных школ. Обучались будущие педагоги на русинском языке. На русинском языке велись дела епископской канцелярии, в которой на церковнославянском языке, очень близком к русинскому была издана Библия. Монархия начала также печатать венгерские, чешские, хорватские, сербские и румынские словари. Общались ее подданные также на государственном немецком. В 1781г. были уравнены в правах католическая, лютеранская, кальвинистская, греко-католическая, православная и иудейская церкви.

«Весна народов» 1848-1849гг. впервые в истории привела к национальному противостоянию в регионе между русинскими и венгерскими политическими кругами. Несмотря на очень сдержанное отношение Русинов к началу панславистского движения в Австрии, верхом которого был первый Славянский съезд в Праге, прошедший без Русинов, они были обвинены Мадьярами именно в распространении славянских идей. Преследование венгерскими властями русинских активистов во главе с Адольфом Добрянским привело к известному обратному эффекту - бурному расцвету русинского «народного» русофильства. Особую силу это явление приобрело в период нахождения в восточной Венгрии, в русинских районах 50 000 русской армии, пришедшей сюда для наведения порядка по просьбе австрийского монарха. Для общения Русским и Русинам, к восторгу обеих сторон, переводчики не потребовались. На революционной волне русинской интеллигенцией была разработана и стала осуществляться русинская национальная программа. Священник Александер Духнович, русинский Будитель, опубликовал свое знаменитое «Вручаніе», ставшее впоследствии русинским гимном:

Я русинъ был, єсьм и буду,

Я родился Русиномъ,

Чєстный мой род нє забуду,

Остаюсь єго синомъ.

Подкарпатские Русины поддерживали тесные связи со «старорусинскими» и русофильскими прикарпатскими кругами - с «Русским народным домом», «Ставропигийским институтом», «Галицко-русской матицей» во Львове. Говорить о подкарпатских русинских деятелях того времени как о «национальных будителях закарпатских украинцев» можно только с натужной ненаучной натяжкой.

Послереволюционная реакция в полной мере повлияла на процесс русинского возрождения. Венгерское королевство относилось к своим национальным меньшинствам с куда большей нетерпимостью, чем бывшие австрийские власти. Равными Мадьярам могли быть только те невенгерские народы, которые были готовы полностью ассимилироваться. Мощная государственная поддержка политики мадьяризации (как в зеркале повторившаяся на Подкарпатской Руси в советские времена и повторяющаяся сегодня на Украине) привела к возникновению явления «мадьяронства», когда многие русинские интеллектуалы стали ярыми пропагандистами «венгерской (украинской) политической нации». Процесс ассимиляции Русинов коснулся и греко-католической церкви: в некоторых русинских приходах особо сознательные священники стали проводить богослужение на латинском и венгерском языках. Мадьяронство греко-католической церкви привело к ее частичной дискредитации. Паства повернулась к православию. В ответ венгерские власти начали в полулегальных православных общинах поиск ведьм и русских шпионов.

Шпиономания достигла своего апогея перед 1й Мировой Войной. Русинский, мадьярский и румынский город Мараморош-Сигет, который впоследствии отошел от Подкарпатской Руси к Румынии, «прославился» целым рядом политических антирусинских судебных процессов. В 1913-1914гг. перед венгерским правосудием предстали 94 русинских крестьян обоего пола. Они были обвинены в политической измене родине и вере – в переходе в православие с целью присоединить часть территории Венгрии к России! Главным обвиняемым стал православный священник, архимандрит Алексий (Кабалюк), поддерживавший добрые, а значит преступные отношения с русофилами Алексеем и Георгием Геровскими и депутатом Российской Думы графом В.А.Бобринским. Процесс вызвал небывалую волну солидарности в широких демократических кругах тогдашней центральной Европы. На защиту Русинов были призваны лучшие венгерские и словацкие адвокаты. В австрийском рейхстаге с депутатским запросом выступил чех В.Клофач. Венгерские власти не пустили в Сигет в качестве защитника будущего президента ЧСР Т.Г.Масарика. В качестве главных улик на процессе фигурировали конфискованные у крестьян Библии, напечатанные в России. 33 обвиненных были приговорены к 37 годам тюрьмы и 6800 кронам штрафа. Деятельность архимандрита Алексия была оценена в 4 года тюремного заключения.

Через несколько месяцев уже в первых боях австро-венгерских войск с русскими войсками родственники и знакомые осужденных в Мараморош-Сигете православных Русинов начали вместе с Чехами и Словаками массово переходить линию фронта – Великая Австро-Венгерская Монархия перестала быть их Родиной.

Василь Руснак

Продолжение следует

 

«Все сложное – не нужно, все нужное – просто!»

К 90-летию М.Т. Калашникова

Эти слова Михаил Тимофеевич Калашников сделал своеобразным девизом своей жизни, жизни, отданной оружию, отданной Родине. Эта жизнь ничем не отличалась от жизней миллионов советских людей. Но эта жизнь стала уникальной и Слава Богу, долгой!

Отец, признанный кулаком, поддельные документы и работа в Казахстане, начало службы в РККА. Кстати, свою военную карьеру Михаил Калашников начинал в бандеровском краю в Стрые. Еще до войны Михаил Тимофеевич «проявился» в изобретательстве – он придумал выстрельный счетчик для танка.

После ранения Калашников, отправленный в тыл, приступил к изготовлению модели своего пистолета-пулемета или как у нас говорили автомата, автомата, который сделает Калашникова знаменитым на весь мир, автомата, который станет символом эпохи, символом государственности и идеологии.

О создании знаменитого АК написано и сказано столько, что об этом известно даже малышам. Благодаря появившейся сразу после войны, машины для обороны и наступления, о нашей стране узнали все, узнали и имели возможность применить детище этой страны в целях своих, личных и государственных.

Бренд «Калашников» действительно стал одним из самых узнаваемых. Зонты, ножи, шоколад, водка, часы. В 80-х годах существовала датская рок-группа «Kalashnikoff», сам автомат, как изобретение вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное оружие в мире. В 2004 году журнал Playboy назвал АК-47 одним из 50 изделий, изменивших мир, после противозачаточной таблетки, а согласно данным американского Центра оборонной информации (Center for Defense Information)сегодня один автомат приходится на каждых 60 взрослых жителей земли. Компенсируя свою малую значимость три государства мира (Мозамбик, Буркина-Фасо, Зимбабве) разместили изображение АК на своих гербах.

А жизнь Михаила Калашникова превратилась в миф, который тиражировали, дополняли и продолжают дополнять и трансформировать. Один из мифов, которым любят щеголять «начитавшиеся предисловий» болтуны и зубоскалы, это якобы компиляция Калашниковым изобретения немецкого изобретателя Гуго Шмайссера штурмовой винтовки Штурмгевер44 (StG.44), стоявшего на вооружении вермахта. При этом стало своеобразной системой – используемые на Западе достижения русских ученых, никто не шельмует, а вот если наши сделают, что-то похожее на западный аналог, тут же слетается воронье.

Действительно указанные оружейные образцы похожи, действительно судьбы Шмайссера и Калашникова пересекались. Автоматика обоих автоматов работала по принципу отвода пороховых газов из канала ствола, воздействующих на поршень, связанный со стеблем затвора. Отсюда и внешнее сходство. Похожестей много: и очертания ствола, мушки, и расположение переключателя режима огня и предохранителя, и узел крепления приклада. Но разве не визуально не похожи друг на друга импортные автомобили, брюки илихолодильники?

При детальном рассмотрении АК и StG.44 найдется куда больше принципиальных отличий. Джае разборка автоматов производится по-разному, а ведь еще есть тактико-технические данные…

 Еще один миф это якобы худшие параметры АК по сравнению с американской винтовкой М16. Миф родился, и был естественным следствием холодной войны, где две системы мира ассоциировались с популярными видами стрелкового оружия. Авторы мифов неизвестны, однако увы, в нашей стране, стране «автомата Калашникова» все чаще звучат повизгивания лоббистов М16, как образца американского образа жизни. Для этих и биг-мак вкуснее пельменей, и Кока-кола полезней морса.

Когда бывший морпех США Юджин Стоунер демобилизовавшись, взялся за конструирование своей винтовки, он не соревновался с «калашом». И его детище также вышло славным. Однако сами американцы, воевавшие против «калаша» считают, что он незаменим и хорош, но при качественном обслуживании. Но они привыкли сравнивать оружие на примере Вьетнама, хотя азиатам АК из СССР, практически не поставляли, а воевали вьетконговские «чарли» китайским аналогом АК-56, а о качестве «всего китайского» мы представления имеем.

В споре чье оружие лучше надобно обратить внимание на практический результат. Коммерческое навязывание М16 куда мощнее. Но все же лучше и больше берут «калашников». Борьба между этими видами не прекращается.

Противники АК уже окрестили покупателей АК «стрелками с небольшим уровнем интеллекта», намекая на «убогость и простоту». Но, во-первых, можно подумать, что в морпехе США служат доктора наук, а во-вторых, эта простота залог боевого успеха. Сам Калашников шутит: «Чтобы стрелять из АК, нужен всего лишь глаз и указательный палец».

АК неприхотлив и вынослив ко всему от температур до грязи, не зря его предпочитали афганские моджахеды и чеченские боевики, а они, кто воюет не одно столетие. в оружии толк знают. Наверное потому, по сообщению «Times», когда в современном афганистане началось перевооружение войск режима Карзая на М16, афганские военные неохотно расстаются с «калашниковыми» и с подозрением смотрят на «пластмассовые винтовки».

Да и сами американцы не прочь воевать нашим. Опять же по сообщениям западных СМИ, американский танковый батальон, расположенный у иракского города Бакуба, вооружались трофейными АК-47. Их выдавали солдатам под роспись и только после сдачи зачета на сборку-разборку «калаша».

Словом изобретение Михаила Тимофеевича оказалось уникальным, надежным и долговечным, как и сам его автор – настоящий русский человек!

Константин Игнатов, «Русские на Украине»

 

Тайны малахитовой шкатулки

Таланту не нужны преследователи.

Таланту нужны последователи.

 «Русское собрание»

В Киеве, в Доме актёра состоялся вечер-концерт Всеукраинского национального культурно-просветительского общества «Русское собрание» при содействии Посольства Российской Федерации в Украине, посвящённый 130-летию со дня рождения выдающегося русского сказочника-фольклориста Павла Петровича Бажова. Зал был тематически оформлен – фотографии Павла Бажова, репродукции обложек его книг, стенд сказок и детские книги гостей вечера…

Продолжается серия встреч с русскостью, проводимых «Русским собранием» в Украине.

Вечер вела в наряде Хозяйки Медной горы, заслуженный работник культуры Украины, президент общества «Русское собрание», поэт Алла Потапова.

В зале собрались истинные любители и ценители русских сказок, русского слова и искусства. Каждое выступление сопровождалось дружными аплодисментами признательности и одобрения.

После вступительного слова Аллы Потаповой об удивительном рассказчике уральских сказов, русском писателе Павле Бажове, концерт открыла старинными романсами той поры талантливым сопрано народная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины Людмила Семененко. Аккомпанировала ей молодой композитор Наталия Соломко.

А далее и началась сказка…

На сцену вышла заслуженная артистка Украины, солистка Национальной Филармонии Украины Тамара Полторжицкая, в стилизованном платье уральских сказов, и стала читать повествование - «Медной горы хозяйка». И вдруг то время будто ожило – это зазвучал голос заслуженной артистки Украины Любови Скоромной. Её вокальное сопровождение перенесло нас на какое-то время на Урал, к малахитовым камням, к «руде со шлифом, которая как зеркало блестит», к Даниле и «каменному цветку». Овациями отблагодарили зрители исполнителей за подаренный мир сказки.

Лидия Чащина – заслуженная артистка Украины, актриса театра и кино, в народном русском одеянии читала стихи о Бажове и отрывки из его уральских сказов.

Студентки Киевской детской Академии искусств (ректор Михаил Чембержи) Елена Чорная и Елена Шеховская – с высоко профессиональным пением и музыкальным сопровождением выступили с программой «Музыка времён далёких». Им помогала преподаватель Академии Ирина Рябчун.

Приехала на вечер из города Козелец Черниговской области Наталья Прилипко – руководитель литературной студии «Паростки», привезла и прочла сказки детей - членов Козелецкой литературной студии. Наталью со вниманием слушали присутствующие. Её сопровождала Наталья Лугина – зав.отделом культуры Черниговской газеты «Новини Придесення».

Елена Суркова – исследователь творчества Павла Бажова из Мариуполя рассказала о своём виденьи творчества Павла Бажова – с философской точки зрения, с глубинным пониманием образов, заложенных в сказах, познакомила со своими переложениями сказов на язык поэзии. Ирина Персанова старинными романсами вернула зрителей и слушателей в многоцветный мир уральского говора.

Поэты Василий Дробот, Елена Гриценко, Наталия Савина и многие другие читали стихи о сказочных мирах прошлого и настоящего.

На вечере было решено учредить студию «Малахитовая шкатулка», где желающие не только будут сочинять и читать свои сказы и сказки, но и учиться вышивать старинными узорами, создавать сказочные поделки, игрушки. Уже определились инициаторы этой затеи.

По зародившейся прямо на вечере традиции, ведущая вечера Алла Потапова дарила каждому выступающему сувенир - яркую красочную шкатулку – в честь сказочной шкатулки Хозяйки Медной горы

По мотивам сказов Павла Бажова прекрасно провела Викторину артистка театра и кино Наталия Морозова. Все победители и участники викторины были отмечены поощрительными призами.

В конце вечера, со старинными романсами выступил бард, руководитель бардовской студии Сергей Левин.

Не обошлось без неожиданностей. Самовольно вышла на сцену Ирина Ермолаева и - очаровала присутствующих очень милой сказкой о маленьком волшебном народце – горном э х о, который живёт до сих пор и даже в Киеве – в подземельях станции метро «Крещатик»….

Так уж совпало, что в этот день среди участников вечера оказался именинник – руководителю Броварского (Киевская область) отделения «Русского собрания», поэту Михаилу Фомченкову исполнилось 70 лет. За его многолетний творческий труд, пропаганду и развитие русской культуры была вручена Почётная Грамота «Русского собрания» и памятный подарок. В ответ именинник прочёл свои стихи о Бажове.

И вот слово предоставлено высоким – и спасибо им! – терпеливым гостям.

Начальник департамента Госкомитета Украины по делам национальностей Константин Дикань сказал, что окунулся в годы детства и юношества, поблагодарил всех присутствующих за тёплый вечер.

Советник Посольства Российской Федерации в Украине Наталья Батова, вспомнила о первых детских «толстых» книгах сказок Бажова и, впервые побывав в гостях у «Русского собрания», пообещала не пропускать проводимые им мероприятия и помогать организации в дальнейшем. .

Представитель Центра Россотрудничества Ирина Царёва – также поблагодарила «Русское собрание» за бережное отношение к пропаганде русской культуры и важный ощутимый вклад в сохранение и продолжение лучших традиций русской культуры в Украине, за хорошо организованный вечер,а всех выступавших - за искренность, профессионализм и тепло к зрителям.

Представитель Славянского Комитета Украины Людмила Грабовенко, рассказала о совместной работе «Русского собрания» и Славянского Комитета Украины по поддержке многодетных семей, детских домов и интернатов, выразила искреннюю благодарность за память о талантах России и проведении таких «сказочно-интересных» вечеров.

Адрес-приветствие «Русскому собранию» зачитал представитель народного депутата Верховной Рады Украины Анатолия Кинаха, который много лет поддерживает деятельность этой общественной организации.

…Но моё неизменно жильё

Среди мудрости вечных камней,

Я дружу с нашей мамой-Землёй

И ночами беседую с ней…

Своими стихами от имени Хозяйки медной горы заключила вечер Алла Потапова.

И ощущение присутствия сказочной уральской женщины осталось в зале…

«Р.С.»провело встречи с творчеством Владимира Маяковского и Анны Ахматовой, Алексея Толстого и Бориса Пастернака, Клавдии Шульженко и Фёдора Шаляпина, Сергея Есенина, просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия …

Впереди – многие незабытые имена…

Сегодняшняя русская интеллигенция сохраняет и продолжает русскую культуру в Украине – и своим творчеством, и памятью о тех, кто был прежде.

Вячеслав Потапов, Пресс-центр «Русского собрания»

 

Между долгом и желанием

Лучшее из лучшего –

покорить нужную армию,

не сражаясь!

Сунь-Цзы

Умеют ли русские помнить свою историю, и какая она, русская историческая память? Пока она какая-то избирательная и осторожная, можно сказать, «толерантная». Стараясь излишне не раздражать оппонентов, мы топим в безвозвратных водах Леты яркие и славные страницы русской доблести. Стараемся быть корректными на полях истории, где на нашу корректность плевали и готовы были (готовы и сегодня) вонзить в спину новые и новые клинки.

Манеру толерантности нам навязали после 1917 года. Большевизация истории убивала в ней именно русскость, поскольку та мешала интернационализму. У русской истории стали пропадать герои, исчезали целые героические страницы. Короткая память нередко отличает нас и сегодня.

Не затронула общественное сознание и 160-я годовщина подавления венгерского бунта 1849 года, за которое «классики марксизма» пришпилили к нашей родине клеймо «жандарма Европы». Традиционно считалось, что «свободолюбивый венгерский народ» решил вдруг бороться за независимость и демократию, но «интриги Габсбургов и русская интервенция задушили революцию». Но что же в действительности происходило на берегах Дуная в то время?

Либерализм плюс мадьяризация всей страны?

К моменту революционной эпидемии 1848 года Австрийская империя представляла собой лоскутное государство, в котором жили немцы, чехи, румыны, хорваты, сербы, русины и другие. Но на особую роль претендовали мадъяры. В Венгерском королевстве, которое было составной частью империи, вовсю гуляло «европейское свободомыслие» от либерализма Миклоша Вешеллени и умеренности Лайоша Кошута до радикализма Шандора Петефи и Михая Танчича.

Пользуясь полученной широкой автономией и импотенцией австрийского руководства, мадьяры решили, что остальные народы теперь оказались их собственностью. Бунт начался весной 1848 года.

Правда, с мадьярским национализмом другие народы соглашаться не собирались. Против мадьяр выступил бан (правитель) Хорватии Йосип Елачич, требовавший создания Триединого (австро-венгро-хорватского) государства. В Воеводине против венгров пошли сербы, но наибольшие столкновения прошли в Трансильвании, куда в противовес населению валахов и румын были переселены агрессивные секлеры (секеи). Признавать некую федеративность края мадьяры не хотели, что привело к кровавым междоусобным схваткам.

На фоне начавшейся гражданской войны и прозвучал вопль австрийского императора о помощи России.

Хотели ль русские войны?

Мифы правят, и будут править историей. Так вышло и с мифом о «кровожадности и реакционности» Николая I. Однако, император Николай Павлович, вопреки распространенной истории о приказе седлать коней, после известия о революции в Париже не собирался воевать. Напротив он писал: «Мы должны оставаться в оборонительном, почти кордонном состоянии sur се qui vive, обращая самое бдительное внимание на собственный край, дабы все попытки дома укрощать в самом начале».

Также поступали и государственные чиновники России. Канцлер К. Носсельроде наставлял посла во Франции Н. Киселева, что Россия «желает мира и сохранения территориального порядка в Европе, установленного Парижским и Венским трактатами…, она не примет никакого участия во внутренних раздорах, которые могут возникнуть; она никоим образом не будет влиять на выбор правительства, которое народ пожелает себе выбрать».

Да и до войны ли было самой России, особенно на чужой территории? Недород хлебов 1848 года поразил Поволжье, Черноземье, Украину и Приуралье. В довершение всего на поля напала саранча. Сушь способствовала распространению пожаров, сгорели Пенза, Херсон, Орел, Саратов, Казань. Картину довершает эпидемия холеры, унесшая более полумиллиона жизней.

Бюджет 1848 года был сведен с дефицитом в 32 млн. руб. Золото и серебро в солидных количествах изымались из подвалов Петропавловской крепости для продажи за рубежом. Воевать не собирались, но печальный опыт польского бунта 1830 года заставил военное ведомство шевелиться. К границе подтянули резервы, а на юге развернули «силы быстрого реагирования» в виде «летучего корпуса» (6 полков пехоты, кавалерийская дивизия, 2 полка казаков, батальон саперов). Воевать не хотели, а пришлось…

Так отчего же, отчего же?

Венгры стали реально угрожать Вене, декларировали Габсбургов низвергнутыми, и тогда австрийский цесарь, прибывший в Варшаву к императору Николаю и генерал-фельдмарашалу Ивану Паскевичу, коленопреклоненно вымолил у русских военную помощь.

Решение это далось не сразу. Император писал Паскевичу, что «сему краю угрожает нашествие из Трансильвании с помощью поляков и всякого сброда; ежели так будет, наши войска вступят по Серет, хотя, признаюсь, мне этого очень не хочется». Николай надеялся, что австрийцы смогут контролировать ситуацию сами, что и было до весны 1849 года. До этого времени русские войска находились лишь в пределах Молдавии и Валахии.

От позиционного характера действий пришлось отказаться, когда в пределах русской границы появились мятежники, ведомые не успокоившимися польскими смутьянами Юзефом Бемом и Генрихом Дембинским. А эти хотели только одного – русской крови. Это были системные русофобы. Тот же Бем воевал с русскими со времен Наполеона, чудом скрылся из Венгрии и, приняв ислам под именем Амурат-паша, готовил турок к новой войне против России.

Итак, принятие решение о введении в соседнюю державу ограниченного контингента российских войск было обусловлено реальной угрозой стабильности в самой России. Николай, чье царствование началось с декабристского бунта, революций не терпел в принципе и был готов помочь Австрии, опираясь на, говоря по-современному, «принятую систему международных отношений» – Священный союз.

Кроме того, император оставлял за собой возможность сохранения влияния на австрийское руководство, особенно в деле помощи балканским славянам, для которых мадьяризация была страшнее австрийского гнета. Они потому добровольно становились в ряды австрийской армии и ожесточенно дрались против венгров.

Кстати, в российском обществе с пониманием отнеслись к решению о посылке войск. Даже И.С. Тургенев убедился, что «революцией управляла злая сила в лице богатых буржуа и финансистов, несчастный же народ служил игрушкой в политической борьбе».

Интервенция или миротворчество?

Задача по наведению порядка легла на плечи старого друга царя и проверенного в боях полководца Ивана Федоровича Паскевича. Он для начала добился двух принципиальных позиций – русские войска должны действовать автономно, а их база должна расположиться в Галиции. Для защиты Вены туда перебросили Сводную дивизию генерала Панютина, что стало первой железнодорожной переброской войск в истории русской армии.

А затем Паскевич со свойственной ему хозяйственностью стал готовиться к войне. Для человека, который имел опыт «малых войн» в Польше и на Кавказе, было очевидным, что даже малейшие реквизиции у населения могут стать причиной партизанской войны. Надеяться на австрийскую помощь в снабжении не приходилось. Но главным – и это подчеркивают письма Паскевича – было не желание проливать почем зря русскую и мадьярскую кровь. Полководец с полувековым опытом говорил, что с инсургентами надо решать дела «не баталиями, а маневрами». Любопытно, что именно в подобной «нерешительности» и обвиняют Паскевича его противники и завистники.

Русским противостояла регулярная армия с опытом побед – 25 батальонов пехоты, 18 полков гусар, 400 орудий и почти 150 батальонов гонведа-ополчения.

Первой боевое крещение получила дивизия Панютина. Получила и отличилась. У села Серед Брянский полк под командованием полковника Семякина смог спасти положение штыками, солдаты выбили мадьяр, а позже русские вновь спасли австрийцев у крепости Коморн.

21 июня 1849 года русские двинулись по двум направлениям: в Трансильванию пошел командир 5-го корпуса Лидерс, а армия Паскевича вошла в Галицию и развернулась по линии Иорданов-Змиград-Дукла. Мадьяры начали отступать, а русской кавалерии удалось совершить несколько лихих налетов в Шамоше и Кашау.

За две недели почти в маршевом положении русские доходят до революционного логова города Дебречин, где на русскую армию налетел смерч холеры. Описывать все нюансы эпидемии нет смысла, но сберечь армию от гибели смогли именно «тыловые» заслуги и запасливость самого Паскевича.

Не вышла у мадьяр и попытка поднять «национально-освободительную войну». По свидетельству генерал-адъютанта графа Ф.В. Ридигера, «несмотря на все ухищрения венгерского правительства вооружить народ против нас во всех местах, через которые прошел вверенный мне корпус, жители остались в своих жилищах, нимало не думая о вооружении».

Сказано-сделано!

Генерал-фельдмаршал Паскевич исповедовал именно такую позицию. Взявшись за дело, он быстро и без особых потерь выполнил задание императора.

Главнокомандующий венгров Артур Гёргей пытался выйти к Пешту, чтобы организовать его оборону. Русских ждал тяжелый бой под Вайценом, где венгры удачно использовали артиллерийские батареи. Однако вслед Гёргею двигалась конница кавказского героя Александра Засса, а Паскевич начал проводить широкомасштабные маневры, дабы измотать и заставить противника сдаться.

В очередной раз венгры были опрокинуты сводным отрядом графа Толстого и генерала Лабынцева, полковник Хрулев нанес удар арьергарду мадьяр под Лошонцом, а отряд Горчакова захватил Тисафюредскую переправу.

В Трансильвании бои шли ожесточеннее. Здесь русским противостояли поляки и секлеры. Пройдя Темешский перевал, генерал Лидерс захватил Кронштадт и одержал победу под Германштадтом, где вояки Бема не выдержали русского штыкового удара. Ожесточенный бой прошел под Шегешваром, во время которого якобы погиб Шандор Петефи.

1 августа Артур Гёргей в окрестностях селения Вилагош у города Арада сложил оружие с 30-тысячной армией при 144 орудиях. Русские отнеслись к мадьярам, как к достойным противникам. Однако австрийцы потребовали выдачи пленных. Паскевич не хотел делать этого и написал царю: «Можно ли мне отдать на виселицу всех, которые надеются на Вашу благость? За то только, что они сдались перед Вашими войсками?».

Мадьяр передали под гарантии сохранения жизни австрийцами, однако, те приговорили большинство к смертной казни, 13 генералов вошли в историю под именем Арадских мучеников. Император Николай I, желая облегчить судьбу венгров и их вождей, послал в Вену даже своего наследника и просил Франца-Иосифа отдать Гёргея ему на поруки, и тому сохранили жизнь.

По прочно установившейся в исторической литературе традиции этот поход ранее рисовался сплошь черной краской. Однако «нельзя изображать дело так, будто российская армия ворвалась в Трансильванию и под свист казачьей нагайки предала все огню и мечу», – убежден современный историк В.Н. Виноградов. По свидетельству участников похода, в селах не с венгерским, а румынским населением, в городах, населенных по преимуществу немцами, «интервентов» встречали колокольным звоном и цветами. Ведь русский солдат нес национальным меньшинствам Трансильвании гарантию против продолжения массовой резни со стороны венгров.

Операция по наведению порядка была закончена в краткий срок. Русская армия доказала свою боеспособность, блистали имена командиров Гасфорда, Панютина, Засса, полковника Баугартена, капитана Алексеева и Деконского, будущих губернатора Забайкальского края Жуковского и героя Хивинского похода генерала Веревкина. За всю кампанию русская армия потеряла в бою 708 человек, жизнь более 10 тысяч унесла холера…

Вопрос о целесообразности проведения подобной операции, вызывал и будет вызывать споры. Император тогда стоял перед долгом и желанием, понимая, как австрийцы «отблагодарят за помощь». По рассказам, Николай Павлович сказал австрийскому посланнику графу Георгу Эстерхази: «Знаете ли двух глупейших королей польских? Я вам скажу: то были Ян Собесский и я. Оба мы спасали Австрию, но признательности от нее за это не пожали».

Подобные случаи происходят и сегодня…

Виктор Шестаков, «Русское единство»

 

Информационный сборник «Русский мир» Всеукраинского Объединения «Русское содружество», Редакции Газеты для соотечественников «Русская Правда» и Интернет-сайта «Русские на Украине» (www.rus.in.ua) предназначен для руководителей русских организаций и объединений российских соотечественников, организаций, экспертов и журналистов, занимающихся вопросами соотечественников.


В избранное