Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 24


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК 24


УРОК ГЕНОЦИДА
Профессор Джеймс МЭЙС


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ "

      Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      Палитра наступившего ноября для украинцев всего мира кроме красных и желтых красок листопада включает и черный цвет воспоминаний о страшном голоде 30-х годов.
      В разных уголках нашей планеты в эти дни будут поминать жертвы трагедии 70-летней давности. Руководство Всемирного Конгресса Украинцев призывает всех в субботу, 15 ноября 2003 года, в 12 часов по нью-йоркскому времени, отложить все свои дела и минутой молчания помянуть умерших. Прекрасную акцию инициировала редакция газеты "День", призвав в День памяти жертв Голодомора (четвертую субботу ноября) зажечь в окне свечу, чтобы выразить свою скорбь за миллионами погибших.
      На страницах нашей рассылки уже были опубликованы статьи украинского историка Станислава Кульчицкого, в которых автор производит анализ причин голода (см. № 11 от 27.08 и № 20 от 17.10). Сегодня предлагаю вашему вниманию статью одного из известнейших исследователей Голодомора профессора Джеймса Мэйса.



      Был ли Голодомор геноцидом? Кто виноват в том, что произошло с украинцами? Как нам преодолеть последствия этой трагедии, которые по-прежнему дают себя знать? На эти вопросы попытался ответить профессор Мэйс в своей статье.
      Проект резолюции, признающей Голодомор 1933 в Украине, который был представлен в Сенат Соединенных Штатов, встретил энергичные возражения российских дипломатов в Вашингтоне, сообщает Радио "Свобода". Резолюция, представленная 28 июля 2003 сенатором от штата Колорадо Беном Найтхорсом Кэмпбеллом, сопредседателем американской Хельсинской Комиссии, предлагает Сенату признать, что Голодомор 1932-1933 на Украине представлял собой акт геноцида в соответствии с определением, данным в Конвенции о Геноциде Организации Объединенных Наций, и поддержать усилия правительства и Верховной Рады Украины по получению более широкого признания этой трагедии. Отдельная резолюция по этому вопросу была также представлена в американскую Палату представителей. Обе резолюции имеют поддержку в Конгрессе, и их активно лоббирует украинская диаспора в Америке.
      Американская Комиссия по Голодомору - сводная комиссия, состоявшая из членов обеих палат Конгресса, представителей президента и американской общественности в целом, исполнительным директором которой я был - ранее пришла к выводу, что Голодомор действительно был актом геноцида. Однако ни одна из других ветвей американского правительства не признала этого официально, несмотря на наличие решения Конгресса и президентского заявления.
      Согласно сообщению Радио "Свобода", пресс-секретарь российского Посольства в Соединенных Штатах имеет совершенно противоположный взгляд на проблему: "Политика коллективизации и голод в Украине в тридцатых ни в каком смысле не подпадает под определение геноцида. У российской стороны понимание одно: мы не согласны с формулировкой ситуации в Советском Союзе в тридцатых, голода в Украине и процессов, которые проходили в период коллективизации и с трактовкой всех этих событий как геноцида".
      Отвечая на вопрос Радио "Свобода", пресс-секретарь российского посольства в Вашингтоне Евгений Хоришко сказал: "Мы категорически не согласны с такой оценкой голода, имевшего место в Украине в 1930-х. Многие аспекты проведения в жизнь советской политики под руководством Сталина в те годы были трагичны для многих народов СССР, не только для украинцев, но и для русских, эстонцев, чеченцев, казахов, крымских татар и многих других".
      Действительно, нельзя отрицать, что народы Прибалтики, чеченцы и крымские татары тоже были жертвами геноцида. С казахами и русскими все несколько иначе, хотя их страдания тоже заслуживают того, чтобы о них помнили. Здесь мне хотелось бы отослать читателя к моей статье "Геноцид в СССР", вышедшей в сборнике "Геноцид: критический обзор библиографии", изданном в 1988 году в Лондоне под редакцией Израиля Чарного.
      Сейчас предпринимаются попытки принять нечто подобное резолюции Кэмпбелла в Организации Объединенных Наций, и следует ожидать, что у российских дипломатов могут вновь возникнуть возражения. Это было бы несчастьем и для русских, и для украинцев, поскольку если русские партнеры берут на себя задачу защищать Сталина, который не был русским, хотя и использовал в своих целях их особенности, тем самым они неминуемо берут на себя вину за то, в чем он очевидно виновен. У украинцев всегда была своя история, у русских - своя, даже когда они были объединены в одном государстве. Лучший способ установить дружбу между этими народами - это, вероятно, попытка проанализировать их сходства и различия.
      Ранее, в несколько более взвешенном заявлении, российский Посол в Украине Виктор Черномырдин заявил, что Россия не будет приносить извинения Украине за Голодомор, но не дал никаких комментариев относительно того, было ли это актом геноцида со стороны сталинского режима. В то время как некоторые украинцы, особенно в эмиграции, сочли его заявление неуместным (действительно, оно обнаруживало некоторую бесчувственность), никто не просит извинений от России, потому что Советский Союз не был, строго говоря, российским государством. Он постепенно становился более русским, в том числе и становясь менее украинским, что, как мы увидим, и составляет суть геноцида. Но Россия - не Советский Союз, и мы можем только приветствовать независимость России от Украины и наоборот. Обсуждению подлежит то, почему посол Черномырдин был прав, а его коллеги-дипломаты в Соединенных Штатах не правы.
      Чтобы выяснить, был ли украинский Голодомор геноцидом, нужно ответить на два вопроса: "Каково определение геноцида?" и "Подходит ли то, что произошло в Украине, под это определение?"

      ЧТО ТАКОЕ ГЕНОЦИД?
      Мир оказался готовым принять идею геноцида как преступления против человечества только тогда, когда стал ясным характер оккупационной политики нацистской Германии во время Второй мировой войны. В то время Уинстон Черчилль назвал это преступлением, которому нет имени. Однако был человек, который был готов дать этому имя, и он лично написал проекты международных документов, определяющих геноцид как преступление, которое всегда существовало и теперь было названо своим именем. Его звали Рафаэль Лемкин, и чтобы понять, что такое геноцид, надо понять, что он имел в виду и в чем сумел убедить международное сообщество.
      Еврейский адвокат из Польши, Рафаэль Лемкин написал и лоббировал через Организацию Объединенных Наций два документа: Резолюцию Генеральной ассамблеи ООН 1:96 в 1946-м и Конвенцию Организации Объединенных Наций по наказанию и предотвращению преступления геноцида в 1948-м. Однако на самом деле эта идея появилась раньше: в 1933 он предложил считать тех, кто из ненависти к группе людей вредил членам этой группы, повинными в варварстве, а тех, кто уничтожал культурные сокровища такой группы из ненависти к ним - в вандализме, задерживать таких людей, где бы они ни находились, судить и подвергать наказанию. Модель того, что он позже назвал геноцидом и с чем убедил международное сообщество согласиться, была основана на том, что Гитлер сделал с оккупированными народами в Европе: искалечить их так, чтобы немцы были относительно более сильными, а те, кого они завоевали, относительно более слабыми, независимо от исхода войны. Его определение подразумевало не только Холокост, хотя уничтожение европейского еврейства можно было бы назвать величайшим геноцидом всех времен, но более широкое понятие - попытки обеднить человечество, избавив его от "других" и оставив только "своих". Поскольку Лемкин признавал, что величайшие достижения цивилизации стали возможными благодаря вкладу всех культурных сообществ, он рассматривал уничтожение или насильственное сокращение численности такого сообщества как обеднение человечества в целом. Когда международное сообщество обсуждало эту концепцию после Второй мировой войны, представители различных наций, объединившихся в недавно образованную Организацию объединенных наций, говорили о том, как они сами были жертвами геноцида и о том, что это никогда не должно случиться снова. Таким образом, чтобы определить, является ли нечто геноцидом, нужно сравнивать его не с Холокостом, уникальным пятном на истории человечества, но с тем, что Гитлер сделал с оккупированными народами, как это изложено в документах, определяющих геноцид как принцип вечного и неизменного универсального закона.

      ЧТО ПРОИЗОШЛО В УКРАИНЕ?
      Геноцид в основном понимают как попытку уничтожить или нанести вред какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группе с целью преступно изменить национальный характер некоего региона средствами, перечисленными в Конвенции о геноциде: убийством членов этой группы и предумышленным созданием для нее таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее. Конвенция включает и другие средства, но перечисленные выше наиболее важны в случае Украины. Даже в 1980-х, когда западные ученые могли только работать с украинской прессой и опрашивать людей, которые бежали из Украины, от чего именно они бежали, было ясно, что в 1932-1933 гг. в Украине одновременно проводились две кампании. Одна из них имела целью уморить людей голодом до смерти, забирая у них продовольствие, вторая - нанести вред их культуре, подвергая запрету ее сокровища и репрессируя тех, кто создавал их (вторая кампания была более продолжительной и велась с 1929 по 1939 гг.). По этой причине, американская Комиссия по Голодомору в Украине пришла к выводу, что украинцы были жертвами геноцида.
      Мы сейчас знаем намного больше. У украинских историков было более десяти лет, чтобы поработать в архивах, а документы, которые остались неизученными, по большей части хранятся в закрытых архивах в Москве. Однако даже эти архивы постепенно открываются, и картина становится более полной с каждой новой исторической работой. Мой друг и коллега Станислав Кульчицкий заслуживает величайшего уважения за то, что первым распахнул запертую дверь. Он, в то время верный солдат Коммунистической партии, убедил власти тогда еще советской Украины, что уже так много вышло наружу, что необходимо хоть что-то сказать на официальном уровне. Он убедил тогдашнего первого секретаря КПУ Владимира Щербицкого упомянуть в своей речи от 25 декабря 1987 г., что в 1933-м действительно был голод в некоторых областях Украины. Станислав Владиславович опубликовал ряд статей, настолько осторожных, как того требовало время, но дверь начала открываться - сначала чуть- чуть, затем пошире.
      Украинские писатели тоже вступили в борьбу. Позже я узнал, что Иван Драч впервые публично произнес слово "Голодомор" на Съезде писателей в 1986 г., но только 18 февраля 1988 г. (по совпадению, в мой день рождения) Олекса Мусиенко упомянул это слово в печати - в "Литературной Украине". И тут тоненькая струйка превратилась в наводнение. Союз Писателей назначил комиссию по изучению событий 1933 года, и Владимиру Маняку поручили составить народную Книгу Памяти. Кульчицкому было дано поручение опубликовать вопросы к читателям в газете "Сельские вести": как Коммунистическая партия пыталась спасти людей во время Голодомора и улучшить ситуацию? Для ответов был дан адрес Маняка. 6000 человек ответили, и в результате появилась книга "Голодомор-1933: народная Книга Памяти". "Литературная Украина" объявила о формировании оргкомитета Международного симпозиума по Голодомору. Комитет сначала возглавлял Олесь Гончар, затем Иван Драч. Я был приглашен приехать на Украину, принял участие в организации симпозиума, и усилия зарубежных исследователей были подхвачены и превзойдены украинцами.
      Оказалось, что Центральный комитет приказал историкам партии просмотреть архивы и был потрясен тем, что они обнаружили. Я был приглашен присутствовать и выступать, когда 26 января 1990 года партия признала, что голод существовал, и что это было преступление, совершенное Сталиным и его подручными. Они приказали издать документы, и к концу 1990 г. первое собрание было опубликовано. Оно тут же стало библиографической редкостью, потому что некоторые члены ЦК настояли на сокращении тиража с заявленных 25000 до всего лишь 1500. В сентябре 1990 г. был проведен симпозиум, который организовывали Драч, Маняк и я. Потом появились документы из государственных архивов. Украинские историки начали просматривать хранилища документов, которые были закрыты в течение многих десятилетий. Студент Кульчицкого, Василий Марочко, ездил в каждую область Украины в поисках документов. Юрий Шаповал начал работать с документами КГБ по репрессиям, а позднее - в частных архивах Молотова и Кагановича, которым было дано персональное поручение организовать те ужасные преступления, что творились в Украине и на Кубани. Украинские историки в Украине начали восстанавливать свою национальную историю самостоятельно. 11 августа 1932 г. Сталин написал в письме Кагановичу, что Украина могла быть потеряна и ее следует превратить в самую неотчуждаемую советскую республику. Был только один способ сделать это - выдавить из советской Украины украинское национальное содержание, которое коммунисты были вынуждены допустить, чтобы стабилизировать ситуацию десятилетием ранее. 22 октября Молотова и Кагановича назначили ответственными за конфискацию зерна в Украине и Кубани. 18 ноября Молотов протолкнул решение, согласно которому колхозы, которые "злонамеренно" не имели достаточного количества хлеба, чтобы его можно было отнять, помещались в черный список (в них закрывали магазины, а руководство разгоняли), а крестьяне-единоличники подвергались штрафу. 14 декабря Коммунистическую партию Украины обвинили в том, что она не смогла найти несуществующее зерно, потому что в ее ряды якобы проникли националисты. Так начался террор. На следующий день был издан приказ покончить с украинизацией и закрыть украинские учреждения вне Украины везде, где украинцы жили в Советском Союзе. В январе были опубликованы обвинения против Коммунистической партии Украины, Павла Постышева назначили вторым секретарем, а фактически - диктатором, и начался террор против даже коммунистической интеллигенции. Украина была насильственно деукраинизирована, а крестьянство, которое Сталин считал основным резервом национального движения, буквально подверглось прореживанию. Мы можем спорить о том, сколько миллионов умерло, но то, что умерли миллионы, несомненно. Также бесспорно и то, что украинцы были лишены своих величайших культурных ценностей и памяти об их создателях в течение многих десятилетий. В 1928 году были опубликованы результаты опроса, проведенного среди читателей библиотек. Оказалось, что самыми читаемыми украинскими авторами после Шевченко были Владимир Винниченко и Микола Хвылевой. В 1933-м обоих запретили. Запретили даже и ту орфографию, которой они пользовались, - не спросив мнения тех, кто на ней писал.

      КТО ВИНОВАТ?
      Время от времени раздаются безответственные голоса тех, кто хочет извинений или репараций от русских. Сталин не был русским, но он не был особенно снисходителен и к своим грузинским соотечественникам. Он действительно использовал все русское как клей, скрепляющий империю, которую строил под лозунгом советского патриотизма, но советский патриотизм не был тождествен российскому национализму. А Советский Союз, хотя и становился со временем более русским, никогда не был действительно российским государством. Те люди в России, кто указывает, что русские тоже пострадали, совершенно правы, хотя они пострадали ради построения русскоцентрического, но ни в коем случае не российского - в полном смысле слова - государства. Историки не любят выступать в качестве судей, но они неизбежно становятся орудием своих народов, стремящихся понять, кто были их родители и какими они хотели бы видеть своих детей. Украина прошла через агонию как часть своей собственной истории. Те, кто признает это, - друзья Украины, а те, кто отрицает, - просто отрицает право Украины на собственную историю и никогда не сможет ее понять. Об этом должны помнить те, кто пытается отрицать законное требование Украины признать ее страдания.
      Конечно, существовали бессчетные коммунисты-украинцы, участвовавшие в кампании по преднамеренному уничтожению миллионов украинских крестьян и цвета украинской интеллигенции, даже если перед ними стоял выбор - разделить их судьбу или подчиниться приказам Москвы. Можно ли винить коллаборациониста в том, что он предпочел стать таковым, вместо того, чтобы быть расстрелянным и подвергнуть риску свою семью? Мы не можем винить русских в том, что Молотов был русским, так же, как не можем винить евреев за то, что Каганович был евреем, а грузин - за то, что Сталин принадлежал к их нации. Можно только обвинить систему, искалечившую многие народы бывшего СССР, и стараться преодолеть все дурные последствия для обремененных этим наследием народов. Пусть навязанный Советами миф о дружбе народов сменится подлинным и добровольным выздоровлением от дурного советского наследия через дружбу и взаимное понимание.

      Опубликовано в газете "День", № 170 от 25.09.2003

Бруно Ферреро "Пение полевого сверчка"
ПОБЕДИТЬ ЗЛО


      Ученики хасидского раввина жаловались ему, что в мире побеждает зло. Решив изгнать все темные силы, они попросили у раввина совета. Раввин посоветовал им сначала, чтобы они взяли веники и попробовали очистить свои комнаты от темноты. Разочарованные таким советом ученики все же взялись за работу, но ничего из этого не получилось. Тогда раввин посоветовал им взять крепкие палки и изгнать темноту. Когда это не дало желаемого результата, он попросил их зайти в свои комнаты и криком протестовать против темноты. Когда же и это не помогло, раввин сказал:
      - Дети мои, пускай каждый из вас зажжет в темноте свечу!
      Ученики разошлись по своим комнатам, зажгли свечи. Когда оглянулись вокруг, темнота исчезла.


Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: VasylSokha@yandex.ru. Заранее благодарю.
С наступающим Днем примирения и согласия вас!
Берегите друг друга!
До встречи!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное