Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 65


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №65


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


Любомир ГУЗАР:
"МЫ ПЕРЕШЛИ РУБИКОН"

      С Его Высокопреосвященством кардиналом Любомиром Гузаром беседовала Клара ГУДЗИК

      - Ваше Преосвященство! Как вы оцениваете результаты только что состоявшегося первого тура выборов президента Украины?
      - Думаю, что в первую очередь выборы подтвердили очень важный факт, а именно - наш народ показал себя более зрелым политически, социально-политически, чем кто-либо мог этого ожидать. Хотя уже в 2002 году было видно, что народ настроен критически, пытается оценивать ситуацию, формировать собственное мнение. В 2004 году этот уровень критичности еще повысился - люди всех социальных прослоек размышляют, обсуждают, сравнивают кандидатов и даже очень переживают. Возможно, это мелочь - смешная или банальная, но в день выборов многие люди сидели перед телевизорами до четырех-пяти ночи - интересовались, переживали, надеялись. Что означает, что это было для них важным. И это не только молодые, но и люди постарше. О многих наперед и подумать нельзя было, что это их так касается. Эти проявления социально-политической сознательности - очень позитивные факты, имеющие для нашего будущего, как мне думается, чрезвычайно большое значение. Уверен, что независимо от того, какими будут окончательные результаты, тот кандидат, которого изберут президентом, будет действовать в совсем новых обстоятельствах, чем сегодня - ему нужно будет считаться с электоратом, то есть с народом, политическая сознательность которого, как оказалось, значительно возросла. Это большой шаг вперед, шаг, который превосходит наши надежды. Поэтому я - независимо от того, что будет дальше - могу сказать: "Мы перешли Рубикон, и это к лучшему. Возврата уже не может быть. Впереди много всего - светлого, темного и, безусловно, большие трудности; все это нужно будет пережить. И народ должен настроиться на это. Но общая ситуация будет существенно меняться - к лучшему".
      - Господин Литвин на днях сказал, что выборы могут фатально разделить Украину, опасно усилить противоречия между Западом и Востоком. Что Вы, Ваше Высокопреосвященство, думаете по этому поводу?
      - Я не разделяю такого мнения. Накануне выборов в Америке кто-то сказал: "Каким бы результат ни был, половина населения Штатов будет недовольна". Это вполне естественно - ведь не избрали их кандидата. То же самое и у нас, в Украине, - половина электората в любом случае будет недовольна. Но это не означает конца света или окончательного разделения нашего государства на Запад и Восток. Не означает также вражды или боязни друг друга. Скорее наоборот - возможно, именно теперь мы окончательно "засыпали" Збруч. Тот факт, что определенные регионы поддержали того или иного кандидата, на меня лично не производит особого впечатления. Ведь в этом скорее виноваты СМИ, чем другие обстоятельства. СМИ, кстати, - это худшее, что было в нашей избирательной кампании и что было остро - и правильно - осуждено Западной Европой. И вот результат - не все регионы Украины имели одинаковый доступ к существенно необходимой информации. Мы на Западе не имели возможности ближе ознакомиться с личностью Виктора Януковича, а видели только тот образ, который создали СМИ. Также и у Востока не было возможности как следует познакомиться с Виктором Ющенко. Уверен, что если бы люди имели доступ к правдивой, спокойной, объективной, беспристрастной информации, регионального разделения страны не существовало бы.
      - Скажите, пожалуйста, ориентировали ли иерархия или духовенство Украинской греко-католической церкви свою паству на то, за кого голосовать? Открытым текстом, так сказать.
      - Совсем наоборот. Мы не только советовали, мы умоляли своих священников, чтобы они не лезли в политику. Но, к сожалению, до меня дошел только один случай вмешательства духовного лица в политику, но уверен, что таких случаев было намного больше. Просто такая информация плохо доходит "наверх". Люди умалчивают, не хотят об этом говорить и поэтому злоупотребления остаются скрытыми. Подозреваю, что священники не всегда были такими нейтральными. И далеко не все понимали, как они вредят своим вмешательством. Им кажется, что они делают доброе дело, но в действительности наоборот - они не думают о будущем и действуют не по-церковному. Мне обидно думать, что такие случаи имели место.
      - То есть вы считаете, что духовное лицо не имеет права использовать свой авторитет для того, чтобы побуждать верующих голосовать за того или иного кандидата? А почему, собственно?
      - Считаю, что такие подсказки или советы лишают людей их конституционного права выбора, то есть наносят им ущерб. Дело в том, что сами люди часто не хотят, ленятся думать, анализировать, и ждут, пока за них священник все решит и скажет, что они должны делать. И ответственность пусть падает на него: "Как отец скажет, так и проголосую, и так будет хорошо". Но если мы заботимся о демократии, этого не должно быть. Кроме того, такое поведение священства может отталкивать от церкви тех верующих, которые думают и выбирают иначе, нежели советует духовное лицо. Священники должны, наконец, научиться уважать право людей делать свой выбор и не навязывать им свое мнение. И не компрометировать тем самым Церковь.
      - Но на самом ли деле священники и владыки имеют такое уж большое влияние на верующих, как это думают некоторые политики и некоторые церковные деятели? Вот пример: подавляющее большинство киевлян (65%) проголосовали за Виктора Ющенко. Несмотря на то, что в Киеве находятся влиятельные и активные духовные православные центры - Митрополия Украинской православной церкви Московского патриархата, Киево-Печерская лавра, Православные братства, некоторые представители которых открыто агитировали за одного из кандидатов. Но киевляне, как выяснилось, имели другое мнение.
      - Я все-таки думаю, что хотя бывают исключения, влияние духовенства на верующих весьма заметно. Наше общество относится с уважением к священникам. Ведь как было еще недавно во многих селах? Первая фигура - священник, потом - учитель, потом - староста или какой-то другой урядник. Именно эти люди "думали за всех". Особенно большим авторитетом пользовался священник. Во многих других государствах у священников уже нет такого влияния на людей, которое было когда-то, и которое, хотя и частично, сохранилось у нас. Главным образом в селах. Мы до сих пор - в отличие от Запада - клерикальное общество, так же, как, скажем, Польша. Поэтому в селах как прямая, так и косвенная проповедь священника имеет большое влияние на образ мыслей общины. В городе - в Украине также - у священника уже нет того авторитета. Скажем, во Львове люди более критичные, обладают большей информацией, чем на селе, а к тому же - меньше заняты, чем крестьяне, имеют свободное время для политики. Здесь может даже быть такое, что люди поступают наперекор священнику - зная, что он не имеет права вмешиваться в их общественные убеждения.
      - Но все-таки, насколько активными были ваши прихожане во время избирательной кампании? И какие меры считала необходимым и соответствующим предпринять Церковь для повышения этой активности?
      - Общеизвестные результаты первого тура голосования засвидетельствовали, что верующие нашей церкви принимали очень активное участие как в выборах, так и в различных подготовительных акциях. В этом нет сомнений, так и должно быть, хотя это персональный выбор каждого. Что касается нашей Церкви, то в специальном Обращении мы призвали людей обязательно участвовать в выборах. Они, наверно, и без Обращения это сделали бы, но я рад, что мы обратились к ним.
      - Некоторые политики и не политики Украины опасаются того, что накануне или после второго тура выборов в стране могут начаться какие- то опасные пертурбации, беспорядки, спорадические демонстрации и тому подобное. Что вы об этом думаете?
      - Мне кажется, что уже перед первым туром было слишком много разговоров о каких-то противостояниях, восстаниях или чем-то подобном. Результат один - в стране была искусственно создана напряженная атмосфера. Я не предполагаю, что может произойти какое-то противостояние или "революция". Но только в том случае, конечно, если все будет проходить нормально и людей не будут к этому подталкивать. Хорошо сказал господин Литвин, критикуя господина Билоконя: "Когда вы сообщаете о том, что войска готовы охранять порядок, вы тем самым настораживаете людей, намекаете на то, что нечто "такое" должно произойти". Достаточно поставить танк, и люди подумают, что началась война. Другими словами - мы сами искусственно создаем опасную напряженность. Но особенно настораживает и нервирует людей неправда. Когда люди верят, что все делается, как положено, тогда сложно создать чрезвычайные ситуации. В атмосфере доверия никаких забот не будет. Ведь пользы от них не может быть никому.
      - Вскоре пройдет второй тур выборов. Действительно ли, как об этом говорят, мы сегодня стоим на распутье - должны выбирать одну из двух диаметрально противоположных дорог в будущее своей страны? Или, может, это только еще один предвыборный трюк - способ запугивать людей?
      - Я не политолог, но чувствую, что сегодня всем нам говорят не о конкретных программах того или иного кандидата в президенты, а о столкновении двух мировоззрений. Действительно, мы находимся в ситуации сложного выбора. Но думается, что этот выбор не так уж фатален, так категоричен, как кое-кто - а особенно СМИ - считает. Сейчас речь не идет о выборе "одного" или "другого" мира. Какой бы кандидат ни выиграл, то - если он способен думать и будет иметь мудрую команду (это очень важно) - он должен будет скорректировать свое - сегодня такое "бескомпромиссное" - мировоззрение. Это обязательно, учитывая ту "вторую" половину страны, которая проголосовала за проигравшего кандидата.
      - Другими словами - победитель не может стать президентом только половины Украины, половины ее граждан?
      - Мудрый президент, настоящий государственный муж не может пренебрегать мнением, желаниями, потребностями населения страны; даже того населения, которое голосовало против него. Какой бы кандидат ни выиграл. "Проигравшие" избиратели не должны чувствовать себя чужими в своей стране. Если думать о будущем, о мире в обществе и не иметь проблем, должно быть только так. Прекрасный пример дает нам Библия, описывая подобную ситуацию. Когда умер мудрый царь Соломон, его место заступил сын его Ровоам (отнюдь не мудрый). И сошлись племена, подвластные Соломону, и сказали новому молодому царю Ровоаму: "Твой отец сделал тяжким наше ярмо, а ты теперь облегчи тяжелое ярмо отца твоего - и мы будем служить тебе". Царь посоветовался со старейшинами, которые служили еще его отцу; те сказали: "Если сегодня ты будешь рабом этому народу и будешь служить им, и будешь говорить им добрые слова, то они будут тебе рабами навеки". Потом Ровоам посоветовался с теми, кто вырос вместе с ним. И услышал другие слова: "Говори с народом так: мой отец наложил на вас тяжкое ярмо, а я еще добавлю к вашему ярму! Отец мой карал вас бичами, а я буду карать вас скорпионами!". Царь Ровоам воспользовался именно последним советом и жестоко говорил с племенами Израиля. Но "взбунтовался Израиль против Давидового дома и от него отпал". Вот как опасно слушать немудрых советников. Думаю, что это - большая наука. Но при мудрой спокойной политике - не без трудностей, тернистой дорогой, но можно выйти нам на неплохой результат. Перед вторым туром главное - обеспечить максимально справедливые выборы. Люди должны поверить.
      - Сегодня немало разговоров о кризисе власти, о том, что между "народом" и "властью" пролегла пропасть, об общем многостороннем недоверии. Как так получилось?
      - Действительно очень опасный кризис Украины - это кризис, связанный с властью. Проблема, собственно, не с властью - она от Бога. Проблема с людьми, которые являются носителями власти. С людьми, которые так и не сумели обеспечить себе доверие народа. Вот и вышло так: народ не верит людям при власти, а те в свою очередь не верят народу. А крайне необходимо, чтобы политики постоянно заботились о доверии к себе, то есть к власти. Что достигается только последовательной заботой о людях. И не только на словах, и не только на короткий срок. Люди должны поверить власти, или, по крайней мере, дать ей - власти - определенный срок, подождать определенное время результатов. Не дай Бог, чтобы люди начали ненавидеть все, связанное с властью. Наша задача - воспитывать старших и младших в уважении ко власти. Это необычайно важно - научить людей уважать власть. Но и те, кто при власти, должны заботиться об этом уважении. Альтернатива только одна - общественный кризис.
      - Но может, это наша национальная особенность - пренебрежение, даже ненависть ко всякой власти?
      - О какой власти вы говорите? Когда это у нас была собственная власть? Ведь наш народ давно уже живет при чужой власти. Кто из нас помнит свою казачью власть? Когда это было! При Мазепе еще были какие-то остатки своей национальной власти, а дальше - жизнь при власти чужой, которая никогда не заботилась о нашем благосостоянии.
      - Наверное, именно поэтому народу свойственно недоверие, иногда даже ненависть к власти вообще, к власти как таковой? Чувства, которые формировались веками.
      - Да. Поэтому перед новым государством стоит большая задача, которая должна содействовать перерождению людей, - научиться жить со своей властью, научиться думать: "Это мое государство, это мой Президент, мое правительство, моя ВР". Подозреваю, однако, что те, кто при власти, слишком мало об этом беспокоятся. Возможно потому, что сегодня не только мы, но и весь мир страдает от недостатка истинных государственных мужей. Мудрых людей, которые бы задавали тон всей народной жизни и самим своим существованием воспитывали бы в народе уважение ко власти. Ну, посмотрите на Европу! Можете вы назвать личность, о которой можно действительно сказать: "Это государственный муж, который ведет людей к добру, а государство - к благосостоянию!". Таких не видно. Везде в мире мы видим политиков, а не государственных мужей. Последний, кого можно таковым назвать, по моему мнению, - Вацлав Гавел. Фигура, которая вызывала доверие людей, объединяла их вокруг себя. А вспомните, сколько выдающихся людей было после войны! Тех, кто поднял из руин и обустроил послевоенную Европу. Это были политики, которые могли смотреть высоко и далеко. Но мы должны работать с тем, что есть. И то, что это проблема не только Украины, не оправдание. Тем более, что во многих других странах многие важные общественные процессы сегодня мало зависят от интеллекта или морали носителей власти, а работают почти автоматически. Хотя у нас есть свое преимущество - очень много неиспользованных возможностей.

      (Опубликовано в газете "День", № 202, 06.11.2004 г.).



      Бруно Ферреро "Пение полевого сверчка"
      БЕЗ СЕРДЦА


     Действие происходит в наше время.
     Иисус Христос решил найти себе двенадцать апостолов. Объявления в газетах не принесли результатов. Поэтому он решил организовать состязания, которые дали бы возможность выбрать двенадцать лучших. Прибыло множество людей с разных стран. Состязания были упорные, судьей во всех играх был сам Иисус Христос.
     В первом туре проходили состязания в молитве. Люди начали молиться - было заметно, как быстро они умеют проговаривать молитвы. Одни из них провозглашали молитвы очень выразительно, другие подбирали высокохудожественные обороты речи, третьи - молились с большим пафосом. Когда наступило время присуждать награды, Христос никого не признал победителем. Оказалось, что во всех молитвах были только слова, но не было сердца.
     Во втором туре проходило состязание по служению Литургии. Участники приступили к исполнению поставленных перед ними заданий. Некоторые надели великолепные ризы, другие использовали невероятные благовония, третьи главное внимание уделили музыке и пению, а четвертые - активной жестикуляции. Но, опять же, когда пришло время выбирать победителя, его не было. В отслуженной Литургии все было с большой претензией, но в ней не было сердца.
     Третьим туром стало обучение верующих. Участие в нем приняли хорошо подготовленные группы. Некоторые из них пришли с готовыми плакатами, другие - с длинными, четко продуманными проповедями. Кто-то принес с собой даже видеокамеру, а кто-то привел подобранные заранее группы людей, чтобы на них продемонстрировать процесс обучения. Но и в этот раз победитель не был определен, потому что главное внимание уделялось методам обучения, но не было в них сердца.
     Таким образом, проведенные состязания не помогли Иисусу Христу избрать двенадцать апостолов.
     Измученный этим неудавшимся экспериментом Иисус Христос пошел на берег озера, чтобы успокоится и отдохнуть. И тогда произошло чудо. Он увидел людей, которые ловили рыбу. В свой нелегкий труд они вкладывали сердце. Их Иисус и выбрал своими апостолами.

      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.unknown
Отписаться

В избранное