Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 66


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №66


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


БЕЗ ЛЕСТИ: ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ "МАЛОРОССИЙСТВА"
Игорь СЮНДЮКОВ

      14 октября исполнилось 62 года со дня создания Украинской Повстанческой армии (УПА). Это - дата не совсем "круглая", но она еще и еще раз побуждает нас, в частности, задуматься: а что мы знаем о настоящей, не искаженной верноподданными историками, идеологии УПА, о тех людях, чьи взгляды, мысли и духовные достижения в той или иной степени легли в основу (пусть в значительной мере косвенно) борьбы, которую вела УПА. Один из них - Евгений Филимонович Маланюк.

      Рабство, уродующее единственную в мире Отчизну - Украину, жгло его сердце. Всю жизнь выдающийся украинский поэт, мыслитель, публицист, общественный и культурный деятель Евгений Филимонович Маланюк (1897 - 1968) посвятил борьбе с "покорством", "праздностью", "увечьем" и "рабством мертвым" - теми чертами в родном народе, которые он люто ненавидел. Еще 25-летним молодым человеком (впрочем, уже тогда за плечами у него были и военная служба младшим офицером в пулеметной роте на кровавых полях Первой мировой, и три года боев в 1918 - 1920 годах, когда с оружием в руках защищал молодую Украинскую Народную Республику, и горький хлеб эмиграции...) Маланюк со свойственной ему чеканной четкостью мысли и эмоциональной возвышенностью определил: " Чтобы возникло или исчезло государство, должна, в первую очередь, существовать идея этого возникновения или исчезновения ". Служить возрождению украинского государства - и оружием, и поэтическим словом, и высокими идеями - вот в чем был смысл жизни этого незаурядного человека. До последнего вздоха (а умер Евгений Маланюк в Нью- Йорке 16 февраля 1968 года) его душа принадлежала родной земле. Наследие поэта, после многих десятилетий запретов и "проскрипций" тоталитарной эпохи - все-таки возвращается (к сожалению, слишком медленно!) в Украину.
      Почему слишком медленно? Потому, что Маланюку-публицисту (договоримся, что мы сейчас будем рассматривать только эту грань многогранного творчества художника) была свойственна одна исключительно редкая во все времена, но тем более ценная черта: он не желал "воскурять фимиам" своему народу, прибегать к дешевой и убогой лести - зато стремился говорить правду , какой бы горькой, даже страшной она ни была. И как раз потому публицистическое наследие этого выдающегося поэта, в первую очередь, его статьи "Малороссийство" (1959), исследования творчества Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, такие труды, как "Очерки по истории нашей культуры" (1954), "Книга наблюдений" (1962 - 1966), "К проблемам большевизма" (1956) могут быть, без преувеличения, настольными для всех, кого волнуют проблемы украинской национальной идеи, государственности и культуры.
      У нас речь пойдет, по-видимому, о наиболее ярком образце публицистики Маланюка - его статье "Малороссийство". Само название произведения звучит как диагноз болезни, как имя смертоносного вируса, который автор, наиболее обеспокоенный здоровьем украинского национального организма, исследует (не он его открыл; первооткрыватель, как правильно отмечает Маланюк - Шевченко!) с одной только целью - уничтожить. Причем, как осознает Е. Маланюк, именно будущее нашего народа в решающей степени зависит от того, будет ли преодолен и полностью искоренен этот вирус. Но возникает вопрос: что же такое малороссийство?
      Первое (однако не единственное) определение, которое дает этому позорному явлению Маланюк, следующее: паралич национально-государственной воли . Но анализ феномена малороссийства возможен только при условии, что будет исследована до конца внутренняя сущность носителя вируса - малоросса . И тут мысль нашего автора далеко уходит от устоявшихся представлений. Он отмечает: "В нас фатально укоренилось почти убеждение, что малоросс - это, дескать, необразованный, примитивный, недоразвитый украинец без национальной сознательности, словом, как говорится, темная масса. Будет достаточно, дескать, его с помощью "Просвіти" просветить, убедить и осознать - и дело улажено. Но каждый, кто утруждал себя тем, чтобы остановиться на этой проблеме, знает, насколько вышеподанная схема далека от действительности".
      Евгений Филимонович, демонстрируя не только талант поэта, но и незаурядные способности историка и социолога, отмечает: "У нас малороссийство было всегда болезнью не только полуинтеллигентской, но и, прежде всего, интеллигентской, следовательно, поражало слой, который должен выполнять роль мозгового центра нации . И в этом - суть проблемы". Автор объясняет свою мысль так: "Тут сразу же нужно исключить тот тип простолюдина, который любил повторять "моя хата с краю", или при польских конскрипциях называл себя полищуком или тутейшим, как при советских переписях записывает свою национальность "русский": то есть только мимикрия и самооборона, за которыми тянутся века горького опыта". Главный носитель гибельной болезни под названием "паралич национально-государственной воли", таким образом, по мнению Маланюка, отнюдь не "основная наша национальная масса - крестьянство", а несравненно в большей мере образованный слой народа.
      Выдающийся поэт и публицист, углубляясь в историю, проводит анализ этапов развития запущенной национальной болезни. Брюховецкий и Тетеря ("два лица малороссийства в Руину"), Мартын Пушкарь, полковник Полтавский (он "становится зловещим символом малороссийства постхмельнитчины"), Кочубеевщина ("плод долгих десятилетий") - вот только несколько самых ярких примеров того малороссийского "упорства", которое вело ход нашей истории вплоть до полтавской катастрофы.
      Но обратим внимание на то, что Маланюк - его мысль никак не укладывается в "прокрустово ложе" привычных схем - опровергает несколько весьма распространенных стереотипов, которые касаются "малороссийства". Он утверждает: " Вопреки популярному в нас мнению, малороссийство - это не москвофильство и не еще какое-нибудь фильство. Это - немощь, болезнь, увечье внутринациональное. Это - национальное пораженчество. Это, говоря московским правительственным языком XVII века, - шатость черкасская, а говоря языком такого эксперта, как царица Екатерина II, это - "самоотверженность малороссийская". И далее: "Москвофильство или другое фильство (их было несколько в нашей истории) - это возможное направление нашей национальной политики... Но малороссийство - это не политика и даже не тактика, только всегда априорная и тотальная капитуляция. Капитуляция еще перед боем ".
      Другими словами, по мнению Е. Маланюка, москвофильство (если, разумеется, оно является формой отстаивания национальных интересов - предположим, что так! - а не, используя терминологию автора, "хитливістю", "зрадливістю", "зрадою і агентурністю") - это политическое течение, которое само по себе еще не катастрофично для украинской национально-государственной идеи. А вот малороссийство, "яко яркое проявление паралича политической воли и мысли, всегда вне всякой рациональной политики - вообще". Более того, на основе как собственного жизненного опыта, так и изучения архивных материалов автор, углубляясь в историю, делает важный вывод: "будущий историк не сможет политику Центральной Рады объяснить иначе, как присутствием в ней политического малороссийства, которым люди того поколения были отравлены: недостаток самого элементарного национального инстинкта и паралич политической воли - налицо... Историю нужно было тогда уже творить , власть, какой бы ограниченной она тогда ни была - осуществлять ежеминутно , ибо каждая минута была на счету". И не это ли объяснение исторического поражения национально-освободительной борьбы 1918 - 1920 гг., не это ли ответ (пусть не исчерпывающий) на актуальный, едва ли не "вечный" вопрос: почему, например, Польша Пилсудского смогла в те годы восстановить свою независимость, а Украина - нет? Хотя, между прочим, Маланюк отмечает, что и в Польше также были весьма яркие представители "малополяков" (и даже называет конкретную фамилию - Роман Дмовский, известный в свое время политик). Но будем помнить, что польскую нацию и тогда, и впоследствии консолидировали такие факторы: национальная гордость; единая вера (католическая) и, соответственно, влияние на сознание народа костела; традиции польской аристократии (шляхта) - нельзя забывать, что национально сознательная украинская шляхта была отчасти истреблена, отчасти подкуплена царями...
      Но мы несколько отклонились от темы. Чем, по мнению автора, особенно опасно "малороссийство"? Ответ Маланюка таков: "В нормальной, необмалороссийщеной психике каждого сына своего народа существуют своеобразные "условные рефлексы" национального инстинкта: черное - белое, доброе - злое, верное - неверное, чистое - нечистое, Божье - дьявольское. В малороссийстве эти рефлексы угасают и слабеют, иногда вплоть до полного их исчезновения. В таком состоянии одна только работа интеллекта не помогает, ибо всегда будет запаздывать. Даже разработанная, зафиксированная и по архивам (обычно нечитанная) перечисляемая национально-политическая мысль не может вознаградить того инстинктивного ума, который мы называем иногда природным, иногда мужицким, и который тесно связан с волей и характером. Этого "прирожденного" ума не может заменить ни одна школа, ни один титул или диплом". Ведь, кроме всего прочего, "малороссийство - это также затмение, ослабление и со временем - исчезновение исторической памяти ". А сохраняется эта память - отметим это себе - как раз в народе, свободном от малороссийства.
      Евгений Маланюк четко понимал: "малороссийство" (вот еще одно определение: "еквівалент нашої окраденості") - проблема отнюдь не абстрактно-академическая. Она "одна из важнейших, если не центральных проблем, непосредственно связанных с нашей основной проблемой - проблемой государственности. Более того: это та проблема, которая первой встанет перед государственными мужами уже Государственной Украины. И еще долго, в становлении и стабилизации государственности, эта проблема будет стоять первоочередной задачей, а для самой государственности - грозным мементо" (напоминанием. - И.С.).

      (Опубликовано в газете "День", № 187, 16.10.2004 г.).



      Энтони де Мелло "Песня птицы"
      САМ ЕШЬ СВОЙ ФРУКТ


     Однажды ученик пожаловался Учителю:
     - Ты рассказываешь нам разные истории, но никогда не раскрываешь их значения.
     И сказал Учитель:
     - Понравится ли тебе, если кто-то перед тем, как дать тебе фрукт, разжует его?

      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.unknown
Отписаться

В избранное