При изучении истории древнерусского зодчества X—XVII веков нужно помнить, что мы имеем дело с искусством феодального общества на том этапе его развития, когда религия являлась господствующей формой идеологии, и что, естественно и основная линия художественного развития лежала в этой сфере или испытывала ее влияние. Кроме того, наши знания о древнерусском зодчестве ограничены самим составом дошедших до нас памятников.
Сохранились преимущественно каменные постройки: храмы, дворцовые сооружения, крепости, то есть здания, сязанные с нуждами и деятельностью господствующего класса, с военным делом. Эти памятники к тому же дошли до наших дней в незначительном по сравнению с действительным их обилием числе и почти всегда искаженные позднейшими ремонтами и перестройками. Памятники же деревянной архитектуры, господствовавшей и в строительстве
социальных верхов Древней Руси и являвшейся единственной областью строительства народных масс города и деревни, сохранились лишь от позднейшего времени (XVII—XVIII вв.). Поэтому наши представления об истории древнерусского зодчества в известной мере односторонни и условны, и мы неизбежно должны обращаться к гипотезам и реконструкциям (их научная аргументация ввиду крат-кости настоящего курса в тексте не приводится).
Как и древнерусская литература, русская архитектура и искусство были теснейшим образом связаны с историей русского народа и русской государственности. Поэтому закономерно, что и периодизация истории русской архитектуры и искусства в основном совпадает с периодизацией русской истории, а идейное содержание выдающихся произведений находит свое объяснение также и в важнейших событиях и течениях государственной жизни.
Нам очень плохо известно деревянное зодчество IX—X веков, но несомненно, что потребности развития и роста новых городов Киевской Руси вызвали его быстрый прогресс, что застройка городов и сооружение их укреплений полностью удовлетворялось русскими зодчими—«древоделями».
В области жилищного строительства издавна сложилось два типа построек: 1) северный, лесной тип срубного жилища, состоящего из одного, двух и трех (клеть, сени, теплая изба) элементов, известный по раскопкам Старой Ладоги IX—X веков и по данным письменных источников.
Срубы крылись двухскатной деревянной кровлей; в целом эти постройки были похожи на позднейшую русскую избу; 2) южный, полуземляночный тип, известный по раскопкам городищ По-днепровья; нижняя часть такой постройки врывалась в землю; двух- или одно-скатная кровля задерновывалась; от этого типа жилища ведет начало украинская хата-мазанка. Отапливались жилища «по-черному», то есть без устройства спе-циального дымохода, с выпуском дыма через дверь или особое отверстие в кровле. Эти
сооружения, очевидно, стоят еще за пределами архитектуры как искусства, удовлетворяя лишь насущным бытовым потребностям.
В жилищном строительстве феодализирующихся верхов народный тип срубного жилища композиционно осложнялся и обогащался декоративной отделкой. Появляются характерные иногда златоверхие терема, шатровые вышки над сенями и высокие «повалуши», состав элементов «хором» увеличивается. В наружной и внутренней обработке развивается резьба и, вероятно, роспись.
В составе княжеского двора было характерное для культуры Киевской Руси Здание — «гридница» — большой светлый зал с рядом опор для кровли, служивший местом многолюдных собраний князя с дружиной и городской знатью и пышных пиров.