Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура X - начала XII века

Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь  в Киеве (989-996), о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был шестистолпный монументальный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галлереями; они придавали его объему ступенчатый характер. По свидетельству письменных источников храм был 25-главым, напоминая многоглавие деревянной Новгородской Софии. Внутри были хоры для князя и знати, открывавшиеся аркадами в пышно убранное пространство храма. От его убранства сохранились обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных плит, покрытых барельефным орнаментом, плитки от наборных полов, фрагменты фресок и мозаик. Первый каменный храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.

Собор стоял на главной городской площади («Бабином торжке»), по сторонам которой располагались каменные двухэтажные дворцовые здания (стр. 9), родственные по убранству и стилю Десятинной церкви. Об этом свидетельствуют найденные здесь обломки полированного камня, круглые оконные стекла, мозаика и фреска, резной мрамор, плитки от наборных полов. Площадь была украшена бронзовой квадригой коней и античными статуями, вывезенными Владимиром из Херсонеса. По периметру площади, вероятно, располагались хоромы феодальной знати. Над обрывом городского холма стоял старый дворец киевских князей с его златоверхим теремом. Город опоясывал земляной крепостной вал с монументальными каменными воротами. Таков был центр Киева на рубеже X—XI веков, представлявший уже в этом древнейшем виде сложный и живописный архитектурный ансамбль.

Уже к 30-м годам XI века Киев далеко перерос границы «Владимирова города», и Ярослав Мудрый в 1037 году оградил новой линией валов выросший город. В эту новую обширную часть столицы вводили трое каменных ворот. Главные из них «Золотые»—величественная проездная башня с высокой аркой пролета и надвратной церковью Благовещения — находились на одной оси с воротами «Владимирова города»; Лядские и Львовские ворота образовали поперечную ось. Почти в центре их пересечения в 1037 году вырос ансамбль каменных зданий, образовавших новый центр растущего города: в него включался новый собор Софии, окруженный каменной стеной митрополичьего замка, и два монастыря. Как по именам новых сооружений, так и по широте архитектурного замысла ярославов Киев соперничал с Царьградом. В его строительство включились и рус-ские мастера.Киевский Софийский собор — прекраснейшее и наиболее величест-венное создание зодчих XI века. 
1a..jpg
Софийский собор в Киеве (XI в)
Его постройка имела два этапа. Первоначально это был пятинефный храм с пятью абсидами, окруженный одно-этажной галлереей. Но вскоре над галлереей был надстроен второй закрытый ярус, сооружена вторая наружная галлерея и башни для входа на хоры. Галлереи образовали ступенчатый объем здания; открытые аркады внешней галлереи связывали храм с окружающей средой. Могучие лестничные башни с шатровыми верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность храма.   Над его закомарами  поднимались (как и у деревянной новгородской Софии) 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Его основ­ное членение — хоры для князя и высшей знати и нижнее пространство для простого народа, над головами которого находились его земные владыки, — выра­зительно отражало глубочайшую противоположность классов феодального общества. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили пространство под хорами на ряд тонувших в сумраке помещений, окружающих богато освещенную подку-польную часть, куда выходили стройные тройные аркады хор.

 

002.gif

 Софийский собор в Киеве. Поперечный разрез

Эта центральная часть храма, как и алтарь, была украшена драгоценной мозаикой, второстепенныее части были расписаны фресками. Грандиозность и пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей по-верхностью мозаичных полов, тонкой резьбой парапетов хор, обилием драгоценной утвари и богатых тканей. По сравнению с византийскими храмами пятинефного типа Софий-ский собор является более крупной и монументальной постройкой. Смелостью и оригинальностью замысла зодчие Ярослава превзошли своих византийских собратьев. В целом образ Софийского собора был проникнут идеей величия и силы русского народа, объединенного в могучем государстве, чувством его торжества и ликования. Подобными Софии, но более скромными  по Спасский собор в Чернигове. Планмасштабам были стоявшие рядом с ней монастырские храмы Ирины и Георгия.

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

 Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавить свою!

Новый конкурс от КИНО.ГОГОЛЬ.РУ! Не пропусти "Незабытых героев"  

Ждем всех на  www.gogol.ru


В избранное