Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура X - начала XII века

Храмы Чернигова, Новгорода, Полоцка

Во втором крупнейшем городе Поднепровья — Чернигове — брат Ярослава князь Мстислав начал строить городской собор Спаса (около 1036 г.), законченный уже после смерти его основателя .

1b.jpg
Спасский собор в Чернигове. Интерьер. XIв

Он уступает Софии в размерах — это трехнефный, продолговатый в плане пятиглавый храм с одной круглой лестничной башней у северо-западного угла и хорами. Хоры открывались во внут-реннее пространство собора торжественными тройными аркадами; арки нижнего яруса подчеркивались круглыми колоннами из полированного мрамора. Внутри собор был расписан фресками и имел полы из резных орнаментированных шиферных плит. Более строгий и сдержанный по внешнему облику по сравнению с Софийским собором Киева черниговский храм почти не уступал ему в богатстве внутреннего убранства.

 

В том же XI столетии создаются каменные соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородский Софийский собор (1045—1050) подобен Киевской Софии в своих основных чертах — это также большой пятннефный храм ; широкие просторные хоры огибают в виде буквы II западную часть помещения храма; лестница, ведущая на них, помещена в мощной башне у юго-западного угла.
2.jpg
Софийский собор в Новгороде
Собор окружен с трех сторон наружными двухэтажными галлереями. Однако при этих общих чертах сходства Новгородский собор имеет и ряд характерных особенностей: он выглядит строже и суровее, вместо парадного и динамичного 13-главия Киевской Софии собор завершен пятью тяжеловесными главами, башня также увенчана приземистой главой. В покрытиях полукруглая закомара сочетается с фронтоном и сводом в четверть окружности. В целом объем здания более монолитен и статичен. Внутреннее пространство храма также отличается цельностью и компактностью, его живописность ослабляется, оно становится проще; вместо тройных аркад хор появляются двойные, опоры сложного сечения сме-няются простыми квадратными или восьмигранными в плане. Во внутреннем убранстве исчезает мрамор и шифер, мозаика уступает место фреске. Своеобразна и кладка собора, в которой главным материалом является камень, а кирпич исполь-зован преимущественно для кладки арок и сводов; местами камень выходил на поверхность фасада, выступая на фоне растертой цемянки. Во всех этих чертах уже сказываются местные новгородские особенности искусства, а также признаки существенных изменений стиля, которые разовьются в русском зодчестве периода феодальной раздробленности.

Полоцкий Софийский собор (вторая половина XI в.) сохранил лишь древний план. Своей пятинефной композицией он в основном аналогичен Киевской Софии. Неизвестно, была ли лестничная башня для входа на хоры. План храма, как и членение его фасадов, характеризуется строгой симметричностью. В связи с этим можно предполагать, что собор увенчивался также симметричным пятиглавием.

Рассмотренные древнейшие памятники каменного зодчества X—XI веков являются органической частью культуры Киевской Руси. Прежде всего в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. Вместе с тем архитектура с огромной силой отразила резкую противоположность господствующих княжеских дружинных верхов общества и их подданных. По сравнению с курными избами и полуземлянками гигантские храмы и дворцы с их светлыми, сверкающими роскошной отделкой интерьерами и обширными хорами являли разительный контраст.

Композиция крестовокупольного храма, сложившаяся в византийской архитектуре, уже в это время подвергается весьма серьезной русской переработке. Массы здания приобретают ступенчатый динамический характер и характеризуются сложным построением многоглавого верха; лестничные башни имеют своим источником теремные вышки гражданского деревянного зодчества. Несомненно, что строи-тельство Ярослава ведется в основном русскими зодчими.

Культовое здание этого времени лишено суровой строгости и отрешенности от внешнего мира: аркады галлерей Софийского собора связывают храм с окру-жающей площадью митрополичьего замка. Внутреннее пространство храма харак-теризуется сложностью и живописностью. Богатство и изысканность убранства, обилие света определяют его парадный, праздничный характер. При крупных масштабах здания членение храма хорами на две зоны еще не создает впечатления разобщенности пространства. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.

Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнейшего русского зодчества X — начала XI века ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

 Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавить свою!

Ждем всех на  www.gogol.ru


В избранное