Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Серия: 'Холокост и демократия'


К Бабьему Яру

Юрий Ляховицкий

    Прошла 65-я годовщина Бабьего Яра.

    Она отмечалась с разбегом в три дня, позволившим желающим принять участие в юбилейных конференциях и в киевском «Украинском доме», и в иерусалимском «Яд Вашем», и, соответственно, в бат-ямском «Музеон Бейт ха–Шоа».

    ...И в каждом из них – глядя на покрывающую полстены паутину нацистского ГУЛАГА евреев Европы - пытаешься понять: какие же уроки извлек мир из еврейской трагедии? Стал ли он мудрее, добрее, терпимее, словом, прошел ли он испытание Катастрофой?

    И с горечью и сожалением отвечаешь: нет.

    Каждая такая проверка до сих пор кончается провалом, кто бы ей не подвергался: Польша, Франция, страны бывшего СССР, Соединенные Штаты и даже - Израиль. Везде бушуют национальные страсти – еврейские и нееврейские, льется кровь, гибнут люди...

    А в чем, собственно,  заключаются эти самые «уроки Катастрофы»? Или – по-другому – триада «Холокост, «еврейский вопрос» и современное общество»? Ведь Катастрофа не уникальна в том смысле, что может означать тотальное уничтожение любого народа или любой нации. Хотя, в реальной истории, это пока произошло лишь однажды –  с евреями.

    ...Перед эмиграцией  мы были русскоязычными евреями. Постигшими грустную историю этого племени и его обычаи. Неверующими, но прошедшими по всей идентификационной «лестницеСоловьева»: национальное самосознание - национальное достоинство – права человека.

    И для которых, поэтому,  продолжать оставаться лишь евреями в поднявшемся «реве племен... шуме народов многих» (Ис. 17, 12) – вынужденно (по сохраняющейся, пусть и не в паспорте, «графе») или меркантильно – представлялось безынтересным. Но «перестать  ими быть» (Пастернак) - по крайней мере, теоретически - можно было только в Израиле. Подобно хамелеону, слившись с окружением.

      Израильское общество, действительно, приняло нас радушно-равнодушно – как всех.

      Что же, в конце концов, в каждом деле, особенно в таком сложном как «превращение из еврея в человека», главное – это система принципов и алгоритмов. А вот они как раз прямо и вытекают из уроков Холокоста – уроков Бабьего Яра.

    Первый урок - еврейский этнос (как и любой другой) должен жить в национальном государстве»  - извлечен: мы здесь. Теперь же, чтобы не застрять надолго на вполне устраивающей  общество стадии – призреваемых «братьев меньших» - следует стремиться к реализации следующего «урока Катастрофы»:   «гражданство важнее национальности».

    Ясно, что для этого трактовка «национальной принадлежности» израильского гражданина должна исключать доисторический, племенной институт «национальности» (и не только в тудат зеуте с его смехотворнной купюрой ********, но и в законодательной сфере, а и пуще всего - в бытовом обиходе с его оскорбительными расовыми дефинициями – «еврей», «араб» и пр).  В пользу общецивилизационной этатической трактовки совокупности этносов, проживающих на территории государства как израильской политической нации. (Это, впрочем, относится и к евреям – как и другим гражданам  - еще одного национального «парка юрского периода» - СНГ).

            Понятно, однако, что реализация этого «урока»,  равно как и третьего  -  

«еврейское государство должно быть демократическим» - требует серьезной политической и законодательной модернизации  (и, как видим, всех постсоветских) обществ.  

    Есть еще и «четвертый урок», весьма и весьма не лишний  для во многом архаичного израильского общества, и который крупными буквами должен быть написан над любым просветительным учреждением: «Образование - против предрассудков».

    Ведь как писал в своем « Государстве евреев» Теодор Герцль, – «религию нужно уважать, но держать в синагоге». Даже заядлый атеист, пожалуй, согласится, что это намного терпимее марксова «вздоха угнетенной твари, сердца бессердечного мира... духа бездушных порядков... опиума народа».

   Будь так, может быть, лет через пятьдесят, молодежь и заходила бы в нее с уважительным любопытством – как, сейчас, скажем... в планетарий.

    Ну, а пока... пока любой из нас, в сущности, просто – шабес-гой...  Нonoris causa.

    Такие вот мысли навеяла мне круглая годовщина Бабьего Яра.

    Возможно, что посетили они и уже почти (с)экс-президента Моше Кацава. По дороге от Бабьего Яра в Умань

     Автор – директор  Института изучения Катастрофы и политической истории (IHAPR) - «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям», действительный член Нью-Йоркской академии наук

     Другие рассылки


В избранное