Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // August 52// Muzeon Beth Ha'Shoah// 14/8/09


В августе пятьдесят второго...

Юрий Ляховицкий

       Дата 12 августа уже навсегда вошла в календарь трагических вех еврейской истории. Таких как 9-е Ава – день разрушения Второго храма и Йом ха-Шоа – день памяти жертв Катастрофы. 61 год назад в этот день был приведен в исполнение смертный приговор 13 выдающимся советским писателеям и поэтам, артистам и ученым, общественным и культурным деятелям еврейского происхождения и членам Еврейского антифашистского комитета. Этой трагической дате в еврейской советской истории был посвящен «круглый стол» «Холокост, «еврейский вопрос» и современное общество» в Бат-Ямском городском мемориально- просветительном центре Катастрофы и политической истории  «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям».

      Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) был хитроумно создан Сталиным  в феврале 1942 г. на фоне осуществляемого нацистами апокалиптического уничтожения еврейского населения Европы как очередная грандиозная мистификация якобы полнокровной национальной  еврейской жизни в СССР. Советско-сталинская камарилья преследовала цель  – добиться через американское еврейство резкого усиления политической и финансовой поддержки союзническими правительствами СССР в борьбе с врагом... (Как тут, к слову,  не вспомнить сходный гитлеровский опыт политического шантажа по отношению к внешнему миру: «Примите мои условия, иначе – горе вашим евреям»  или же апробированное заигрывание с «еврейской аудиторией», к которому в тяжелые времена прибегали, прибегают и будут прибегать авантюристы всех времен и  всех политических мастей).

      Однако масштаб личностей, безжалостно отданный советским фюрером на заклание в обреченный комитет (это было наперед известно и ему, и членам комитета) – а в их числе были Соломон Михоэлс, Илья Эренбург, Давид Бергельсон, Лейб Квитко, Перец Маркиш, Исаак Фефер, Лина Штерн, Давид Гофштейн, Вениамин Зускин, Борис Шимелиович и др. – вопреки планам проитической охранки и в отличие от других созданных в этот же период марионеточных антифашистских комитетов (Славянского, Женского, Молодежного) – вывел Еврейский антифашистский комитет из отведенных ему рамок «карманной» еврейской организации.

      Очень скоро ЕАК стал мощным оружием для привлечения вниимания мировой общественности к общему положению евреев в тоталитарном Советском Союзе, разоблачения антисемитизма и борьбы с ним на освобождаемых от фашистов территориях. В своем меморандуме 1944 г. Комитет призвал советское правительство противодействовать стремительно растущему антисемитизму и – среди прочих мер – выделить район в Крыму для создания еврейской национальной территории. Тысячи еврейских беженцев, возвращающихся к своим разоренным фашистами и местными пособниками-коллаборационистами очагам, обращались за помощью непосредственно в Комитет, так что, как было записано в обвинительном заключении, он, действительно, выполнял «функции главного уполномоченного в делах еврейского народа и посредника между этим народом и партийно-правительственными органами» - «фактически Комиссариата по евреским делам». По советским меркам, это было «политически вредно и нетерпимо».

      Но, пожалуй, самым большим прступлением ЕАК перед режимом явилась подготовка Литературной комиссией при Комитете, которую возглавляли Илья Эренбург и Василий Гроссман, «Черной книги» – грандиозного сборника документов «о злодейском повсеместном убийстве евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно-оккупированных  районах Советского Союза... во время войны 1941-1945 гг.» Возможно, это и было основной целью ЕАК, вызревавшей под мишурным спудом  его международной деятельности.

       Подтверждения этому содержатся и в многогочисленных доносах, сопровождавших функционирование ЕАК.  «...Член нашего комитета И. Эренбург развивал теорию, что ради пропаганды против фашизма среди евреев за рубежом нечего было создавать ЕАК, ибо евреи меньше всего нуждаются в антифашистской пропаганде. Главная задача ЕАК должна заключаться в борьбе против антисемитизма у нас в стране. Исходя из этого, Эренбург всячески пытался умалить значение ЕАК и по развертыванию за рубежом кампании помощи советскому населению и Красной Армии. По фигуральному выражению Эренбурга, Советский Союз и Красная Армия не нуждаются в американском сгущенном молоке, которое прежде всего достается бывшим немецким полицаям... Группа, возглавляемая поэтом Перецом Маркишем и литератором  Нусиновым... с первого дгя основания ЕАК выражают свое недовольство узкими функциями ЕАК, как организации, занимающейся исключительно антифашистской пропагандой за рубежом...»

      Однако время Еврейского антифашистского комитета уже истекало: надобность идеологического камуфляжа в политической игре с бывшими союзниками миновала. Тихо скончались, не добыв ни чести, ни славы, прочие  штучные антифашистские комитеты.

    Однако «еврейская карта» еще не была разыграна до конца. Еврейскому антифашистскому комитету предстояло еще самим фактом своего разгрома послужить разворачивающейся стратегии государственного антисемитизма в качестве «естественного» козла отпущения и виновника очередных  «временных трудностей» (такова уж судьба окаянного еврейского галута). И – самое главное – не допустить издания «Черной книги» – смертного приговора даже для победившего преступного режима.

      «Дело Еврейского антифашистского комитета» 1948-1952 гг., в рамках которого был злодейски, из-за угла, убит Михоэлс, разгромлены газета «Эйникайт», издательство «Дер Эмес» и рассыпан набор «Черной книги», уничтожены все еврейские культурно-просветительные учреждения, арестованы 110 выдающихся деятелей русской советской науки и культуры с еврейскими фамилиями, расстрелян генофонд этой нации, набрала бешеные обороты антисемитская вакханалия «дела врачей», «безродных космополитов» и прочих "провокаций века" – явилось прологом разыгрываемого сталинским режимом «окончательного решения еврейского вопроса» в СССР и в наиболее острой форме - как и всегда - на Украине.

      И снова, как бывало раньше, и будет много позже (и, пожалуй, – всегда), насаждаемые идеологические догматы безошибочно стакнулись с отсталым массовым сознанием в не сегодня родившимися красно-коричневых  стереотипах «еврейского засилья»...

      Наступал период, в котором «Черной книге» суждено было стать последним словом еврейства СССР, осужденного на долгое молчание... Созданной двумя великими гражданами-евреями Книги о гибели еврейского населения СССР, той его части, которую оставили на попечение государства 500 тысяч советских евреев, уйдя на фронт с оружием в руках защитить это государство... Написанной ими не для евреев  и не во имя евреев, но как истовыми патриотами, чтобы помочь обреченному режиму, перед неумолимо надвигающейся кончиной, облегчитьсовесть после  им же накликанной смертельной заразы оккупации...

      Но тупая, закостеневшая власть компартийной опричнины была не в состоянии постичь симптомы своей смертельной болезни и, убоявшись зловещей схожести опыта уничтожения целых народов, злобно растоптало ее авторов и похоронило Книгу.

      Воскреснув, эта великая Книга похоронило самое государство. Таков закономерный и безнадежный итог борьбы с Историей.

      ...Впрочем, «Черная книга» по сей день не издана ни одним из государств бывшего Советского Союза, сохранивших в этом – чуть ли не единственном вопросе – столь удивительное совпадение независимых «новых мышлений».

bethshoah@013.net.il

Другие рассылки    Блог Музей    Сайт музея     Подписка на рассылку   

д-р (доцент) Юрий Ляховицкий,
директор Института изучения Катастрофы
и политической истории —
 Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям  (Израиль)


В избранное