«Нормальные герои всегда идут в
обход». Эта песенка разбойников из фильма «Айболит-66», вполне может
стать девизом многих из нас. Мы вязнем в болотах обходных путей к нашим
целям очень часто. Например, когда решаемся заняться спортом, сбросить
вес, перестать повышать голос или выучить иностранный язык.
В выборе окружных путей-дорог можно
увидеть «школьный след». На мой взгляд, именно в школе нам всем и
внушили стереотип о супер важности знаний. И мы, преувеличивая важность
информации, пренебрегаем более важным процессом
– делом, деланием.
Всем известна поговорка: «Посеешь
поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу». Какой бы была наша судьба, если бы
мы могли постоянно заниматься физкультурой, рационально питаться, иметь
идеальное здоровье и фигуру, если бы мы корректно и грамотно общались
со всеми людьми, владели несколькими иностранными языками? Представили
себе такую идеальную картинку? А теперь скажите, что же нам мешает
такими стать? Есть ли реальные препятствия на пути к нашей идеальной
судьбе? Можете перечислять многое, а я предлагаю поговорить об одной
только черточке. О тире, которое в поговорке стоит между словами
поступок и привычка.
Пропасть, возникшая от стереотипа обучения.
На самом деле это не маленькое тире –
это пропасть. Пропасть, возникшая от стереотипа обучения. Всем
преподавателям известна такая аббревиатура – ЗУН. Она означает: Знания,
Умения, Навыки. Что у нас стоит на первом месте? Конечно Знания. Это
основная часть школьной жизни и сплошная теория. Умения стоят на втором
месте – делить, умножать, кружочки рисовать, на канат залазить…
опять сорвалось, опять не получилось
А вот до уровня навыков – до
автоматизма, когда не задумываешься как это сделать, доводят только
чтение и письмо. Практике по наработке двух этих функций в начальной
школе отводят много времени, и до последнего звонка идет их
закрепление. На это даже особое внимание потом некогда обращать. Нужно
пройти материал, программу огромную освоить, подготовиться к экзаменам
и тестам. Когда нарабатывается автоматизм, освобождается сознание.
Вот тут то «тире» и служит нам
нехорошую службу. Мы привыкаем думать, что знания всегда и везде важнее
всего. Мы собираем рецепты низкокалорийных блюд, разных диет, секреты
НЛП, книги по влиянию на людей, методики и пособия по изучению
иностранных языков. Собираем теорию, а реальных результатов нет. Мы
делаем много попыток, регулярно срываемся, корим себя за
непоследовательность, начинаем снова что-то изучать и пробовать.
Универсальная схема процесса познания.
Вгрызаемся в знания и опять застреваем.
Давайте рассмотрим это поле битвы «с высоты» листа бумаги или экрана
монитора. Вот универсальная схема процесса познания.
пути познания
Сначала каждый из нас находится в 1-м
квадранте. Когда мы не знаем что-то и не осознаем этого незнания. Не
знаем как писать кружочки или про неправильные глаголы, или про накачку
бицепсов, и даже не осознаем, что не знаем этого. Счастливое детское
состояние. В этом квадранте НЕОСОЗНАННОЕ НЕЗНАНИЕ.
Потом нас семья и школа переводят
во второй квадрант. Тут у нас портится настроение или появляется азарт.
Мы осознаем, что не знаем. ОСОЗНАННОЕ НЕЗНАНИЕ не всем приходится по
вкусу.
Доброе общество ведет нас дальше
правильно – направо в третий квадрант. Тут мы напрягаем извилины и
медленно начинаем рисовать кривые кружочки, ломать язык неправильными
глаголами и тягать гирьку для красивых бицепсов. ОСОЗНАНОЕ ЗНАНИЕ.
Состояние хорошее – уже есть успехи, хоть и небольшие. А если речь идет
о теоретических вещах, то места в этом квадранте вполне хватает. Ну,
узнали мы, что Земля крутится вокруг Солнца, а в Антарктиде сплошной
лед. На нашу повседневную жизнь такая теория никак не влияет.
А вот как делить и умножать, писать ча-ща или жи-ши,
как найти на карте Амазонку или Мадагаскар надо повторять, чтобы
научиться делать это быстро. Тут начинается путь «вниз», в четвертый
квадрант. Он проходит через УМЕНИЯ. На этапе умений контролирующая роль
сознания еще велика, но появляются элементы автоматизма. Где-то тут, на просторах третьего квадранта мы и остаемся. Тут нас уважают, тут мы профессию приобретаем, дипломы получаем. В третий квадрант стремится наука. Короче – это престижно.
Вот и пропасть нашего тире уже видна.
То, чему нас в школе учили, в жизни нам мало пригождается, мы этим
каждый день не занимаемся. Замечаете как похоже на нашу модель
поведения по взрослой жизни? Научились – потренировались немного в
диете, в зарядке, в тренинге общения, на курсах иностранного языка и
хватит. Бросаем. Но в жизни то оно нам надо. И мы мучаемся, что никак
не найдем секретную таблетку для стройности, не узнаем секретную
методику тренировок тела, ума и души. Вот она – та пропасть между
поступком и привычкой. До привычек дело не доходит.
Пренебрежительно относимся мы к
однообразным, регулярным, тупым действиям. У нас дефицит времени,
обилие интересов и отвлекающих факторов, и родная матушка Лень. Вот.
Стандартный набор есть у всех. И не нравится нам просто, методично и
долго повторять одинаковые действия, чтобы сформировалась привычка.
Чтобы преодолевался барьер между третьим и четвертым квадрантом. Чтобы
попасть в заветное НЕОСОЗНАННОЕ ЗНАНИЕ – когда ты что-то легко делаешь,
этим живешь, это естественно, это твой стиль жизни, ты об этом даже не
задумываешься. Это высший пилотаж. Представьте: водитель на автомате
ведет машину, бизнесмен ведет беседу на иностранном языке, думая не об
окончаниях, а о теме переговоров, программист забегает на третий этаж
легко, без учащения дыхания.
Чтобы обрести автоматизм, который
определяет характер, нужно долго и методично что-то делать, многократно
повторять однотипные процедуры. Это не всегда бывает просто. Тут нам
говорят о мотивации, без неё взрослым людям никак. Есть мотивация –
есть шанс обрести автоматизм и навык.
А можно ли иначе? Есть ли более простые
и эффективные пути достигнуть автоматизма? Конечно, есть. Посмотрите на
детей. В том, чтобы научиться чему-то, детям не нужна искусственная
мотивация. Им интересно, они хотят, они сотни раз повторяют одно и
тоже, ошибаются, опять делают это. Мы все прошли по этому пути. Мы
научились ходить, обслуживать себя, говорить. Говорить правильно, не
зная ни одного правила и ни одной буквы.
Там, где теория не является главной, только практика приносит желанные результаты.
учись действуя
Да, мы уже прошли по этим путям. У нас
есть такой опыт. Мы можем воспользоваться им снова в тех направлениях,
где никак не получается то, чего хотим. Это довольно просто. Посмотрите
на путь 1 в рисунках. Просто делайте что-то в этом направлении. Не
изучайте как делать, а делайте. Один американский бизнес тренер
предлагает такой алгоритм поведения: готовься, пли, а только потом
целься. Он считает, что на этапе прицеливания инициатива улетучивается.
К рассматриваемым ситуациям, думаю, очень даже подходит.
Пусть вы будете использовать не самый
лучший и правильный вариант, пусть активность кажется на первых порах
бесполезной, пусть вы не сразу будете видеть отдачу. Количество
действий обязательно перейдет в качество. Кому-то первые результаты
улыбнутся уже через 20 дней, кому-то через три месяца, а кому и позже.
Не расслабляйтесь, продолжайте идти дальше.
Ваша задача – вырастить привычку,
вырастить её как цветок, как дерево. Можете представить этот процесс
как строительство моста или дома. Но заметьте, не изучать, не
проектировать, а строить и выращивать.
Дети смело шагают в неизвестное и
попадают прямиком из квадранта 1 в квадрант 4. Воспользуйтесь этим
путем. Перестаньте изучать, практикуйте, делайте. Тогда будут
появляться опорные точки, островки, мостики, по которым вы в четвертый
квадрант и перейдете.
Чтобы было легче, придумайте
индивидуальные поощрительные фишки. Они помогут вам полюбить, сделать
интересным сам процесс тренировки и будут варианты, чем вознаграждать
себя за каждый сделанный шаг. Максимум поощрений – максимум эффективности в «дрессировке» себя любимого.
Только так, только практика принесет желанный результат там, где теория не является главной. Нужно сбросить вес – приобретайте новые привычки в движении и в питании.
Нужно освоить язык – слушайте маленькие отрывки долго и упорно,
тренируйте уши, тренируйте рот на автоматическое произношение фраз.
Помните, чтобы желанное качество стало естественной частью вашей жизни,
оно должно быть автоматическим, бессознательным. Вспомните монахов
Шаолиня. Тренировки, тренировки, тренировки. И только тогда результат.
Как огранка алмаза.
Превратить себя в бриллиант можете только вы сами.
Если у вас есть опыт успехов или неудач в близких темах – поделитесь в комментариях. Он кому-то может подсказать решение.
Допускаю, что мои схемы могут вам не понравиться, вы можете найти в
них неточности или ошибки. Буду благодарна за критические замечания.