Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Про Жизнь. Как она устроена

  Все выпуски  

Про Жизнь. Как она устроена Как выучить иностранный язык, овладеть навыками?


Как выучить иностранный язык, овладеть навыками здоровой жизни, понять другого человека – почему для нас это так сложно?

Автор: Галина Яровая

Нормальные герои всегда идут в обход!

«Нормальные герои всегда идут в обход».  Эта песенка разбойников из фильма «Айболит-66», вполне может стать девизом многих из нас. Мы вязнем в болотах обходных путей к нашим целям очень часто. Например, когда решаемся заняться спортом, сбросить вес, перестать повышать голос или выучить иностранный язык.

В выборе окружных путей-дорог можно увидеть «школьный след». На мой взгляд, именно в школе нам всем и внушили стереотип о супер важности знаний. И мы, преувеличивая важность информации, пренебрегаем более важным процессом

– делом, деланием.

Всем известна поговорка: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Какой бы была наша судьба, если бы мы могли постоянно заниматься физкультурой, рационально питаться, иметь идеальное здоровье и фигуру, если бы мы корректно и грамотно общались со всеми людьми, владели несколькими иностранными языками? Представили себе такую идеальную картинку? А теперь скажите, что же нам мешает такими стать? Есть ли реальные препятствия на пути к нашей идеальной судьбе? Можете перечислять многое, а я предлагаю поговорить об одной только черточке. О тире, которое в поговорке стоит между словами поступок и привычка.

Пропасть, возникшая от стереотипа обучения.

На самом деле это не маленькое тире – это пропасть. Пропасть, возникшая от стереотипа обучения. Всем преподавателям известна такая аббревиатура – ЗУН. Она означает: Знания, Умения, Навыки. Что у нас стоит на первом месте? Конечно Знания. Это основная часть школьной жизни и сплошная теория. Умения стоят на втором месте – делить, умножать, кружочки рисовать, на канат залазить…

опять сорвалось, опять не получилось

А вот до уровня навыков – до автоматизма, когда не задумываешься как это сделать, доводят только чтение и письмо. Практике по наработке двух этих функций в начальной школе отводят много времени,  и до последнего звонка идет их закрепление. На это даже особое внимание потом некогда обращать. Нужно пройти материал, программу огромную освоить, подготовиться к экзаменам и тестам. Когда нарабатывается автоматизм, освобождается сознание.

Вот тут то «тире» и служит нам нехорошую службу. Мы привыкаем думать, что знания всегда и везде важнее всего. Мы собираем рецепты низкокалорийных блюд, разных диет, секреты НЛП, книги по влиянию на людей, методики и пособия по изучению иностранных языков. Собираем теорию, а реальных результатов нет. Мы делаем много попыток, регулярно срываемся, корим себя за непоследовательность, начинаем снова что-то изучать и пробовать.

Универсальная схема процесса познания.

Вгрызаемся в знания и опять застреваем. Давайте рассмотрим это поле битвы «с высоты» листа бумаги или экрана монитора. Вот универсальная схема процесса познания.

пути познания

Сначала каждый из нас находится в 1-м квадранте. Когда мы не знаем что-то и не осознаем этого незнания. Не знаем как писать кружочки или про неправильные глаголы, или про накачку бицепсов, и даже не осознаем, что не знаем этого. Счастливое детское состояние. В этом квадранте НЕОСОЗНАННОЕ НЕЗНАНИЕ.

Потом нас семья и школа переводят во второй квадрант. Тут у нас портится настроение или появляется азарт. Мы осознаем, что не знаем. ОСОЗНАННОЕ НЕЗНАНИЕ не всем приходится по вкусу.

Доброе общество ведет нас дальше правильно – направо в третий квадрант. Тут мы напрягаем извилины и медленно начинаем рисовать кривые кружочки, ломать язык неправильными глаголами и тягать гирьку для красивых бицепсов. ОСОЗНАНОЕ ЗНАНИЕ. Состояние хорошее – уже есть успехи, хоть и небольшие. А если речь идет о теоретических вещах, то места в этом квадранте вполне хватает. Ну, узнали мы, что Земля крутится вокруг Солнца, а в Антарктиде сплошной лед. На нашу повседневную жизнь такая теория никак не влияет.

А вот как делить и умножать, писать ча-ща или жи-ши, как найти на карте Амазонку или Мадагаскар надо повторять, чтобы научиться делать это быстро. Тут начинается путь «вниз», в четвертый квадрант. Он проходит через УМЕНИЯ. На этапе умений контролирующая роль сознания еще велика, но появляются элементы автоматизма. Где-то тут, на просторах третьего квадранта мы и остаемся. Тут нас уважают, тут мы профессию приобретаем, дипломы получаем. В третий квадрант стремится наука. Короче – это престижно.

Вот и пропасть нашего тире уже видна. То, чему нас в школе учили, в жизни нам мало пригождается, мы этим каждый день не занимаемся. Замечаете как похоже на нашу модель поведения по взрослой жизни? Научились – потренировались немного в диете, в зарядке, в тренинге общения, на курсах иностранного языка и хватит. Бросаем. Но в жизни то оно нам надо. И мы мучаемся, что никак не найдем секретную таблетку для стройности, не узнаем секретную методику тренировок тела, ума и души. Вот она – та пропасть между поступком и привычкой. До привычек дело не доходит.

Пренебрежительно относимся мы к однообразным, регулярным, тупым действиям. У нас дефицит времени, обилие интересов и отвлекающих факторов, и родная матушка Лень. Вот. Стандартный набор есть у всех. И не нравится нам просто, методично и долго повторять одинаковые действия, чтобы сформировалась привычка. Чтобы преодолевался барьер между третьим и четвертым квадрантом. Чтобы попасть в заветное НЕОСОЗНАННОЕ ЗНАНИЕ – когда ты что-то легко делаешь, этим живешь, это естественно, это твой стиль жизни, ты об этом даже не задумываешься. Это высший пилотаж. Представьте: водитель на автомате ведет машину, бизнесмен ведет беседу на иностранном языке, думая не об окончаниях, а о теме переговоров, программист забегает на третий этаж легко, без учащения дыхания.

Чтобы обрести автоматизм, который определяет характер, нужно долго и методично что-то делать, многократно повторять однотипные процедуры. Это не всегда бывает просто. Тут нам говорят о мотивации, без неё взрослым людям никак.  Есть мотивация – есть шанс обрести автоматизм и навык.

А можно ли иначе? Есть ли более простые и эффективные пути достигнуть автоматизма? Конечно, есть. Посмотрите на детей. В том, чтобы научиться чему-то, детям не нужна искусственная мотивация. Им интересно, они хотят, они сотни раз повторяют одно и тоже, ошибаются, опять делают это. Мы все прошли по этому пути. Мы научились ходить, обслуживать себя, говорить. Говорить правильно, не зная ни одного правила и ни одной буквы.

Там, где теория не является главной, только практика приносит желанные результаты.

учись действуя

Да, мы уже прошли по этим путям. У нас есть такой опыт. Мы можем воспользоваться им снова в тех направлениях, где никак не получается то, чего хотим. Это довольно просто. Посмотрите на путь 1 в рисунках. Просто делайте что-то в этом направлении. Не изучайте как делать, а делайте. Один американский бизнес тренер предлагает такой алгоритм поведения: готовься, пли, а только потом целься. Он считает, что на этапе прицеливания инициатива улетучивается. К рассматриваемым ситуациям, думаю, очень даже подходит.

Пусть вы будете использовать не самый лучший и правильный вариант, пусть активность кажется на первых порах бесполезной, пусть вы не сразу будете видеть отдачу. Количество действий обязательно перейдет в качество. Кому-то первые результаты улыбнутся уже через 20 дней, кому-то через три месяца, а кому и позже. Не расслабляйтесь, продолжайте идти дальше.

Ваша задача – вырастить привычку, вырастить её как цветок, как дерево. Можете представить этот процесс как строительство моста или дома. Но заметьте, не изучать,  не проектировать, а строить и выращивать.

Дети смело шагают в неизвестное и попадают прямиком из квадранта 1 в квадрант 4. Воспользуйтесь этим путем. Перестаньте изучать, практикуйте, делайте. Тогда будут появляться опорные точки, островки, мостики, по которым вы в четвертый квадрант и перейдете.

Чтобы было легче, придумайте индивидуальные поощрительные фишки. Они помогут вам полюбить, сделать интересным сам процесс тренировки и будут варианты, чем вознаграждать себя за каждый сделанный шаг. Максимум поощрений – максимум эффективности в «дрессировке» себя любимого.

Только так, только практика принесет желанный результат там, где теория не является главной. Нужно сбросить вес – приобретайте новые привычки в движении и в питании. Нужно освоить язык – слушайте маленькие отрывки долго и упорно, тренируйте уши, тренируйте рот на автоматическое произношение фраз. Помните, чтобы желанное качество стало естественной частью вашей жизни, оно должно быть автоматическим, бессознательным. Вспомните монахов Шаолиня. Тренировки, тренировки, тренировки. И только тогда результат. Как огранка алмаза.

Превратить себя в бриллиант можете только вы сами.

Если у вас есть опыт успехов или неудач в близких темах – поделитесь в комментариях. Он кому-то может подсказать решение.

Допускаю, что мои схемы могут вам не понравиться, вы можете найти в них неточности или ошибки. Буду благодарна за критические замечания.

Если вам интересно поглубже разобраться в причинах поведения людей, прослушайте мой бесплатный интернет-семинар «Узнай, где находятся острые углы, больные мозоли, тайные точки, пульты и кнопки управления нами.»


В избранное