Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып. 140607


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 140607

книга
Джим Кэррол
“Дневники баскетболиста”
CD
Rod Stewart
“Still The Same… Great Rock Classics Of Our Time”
кино
BBC (2)
“Любовники с Нового Моста”
Реж. Лео Каракс

книга

Джим Кэррол
“Дневники баскетболиста”
М.: АСТ, 2005

“…классическое произведение о юном хипстере, растущем на грязных улицах Нью-Йорка. Книга принесла Джиму Кэрролу огромную славу в андеграундной среде… После описанного периода Джим Кэррол прославился как поэт и рок-музыкант, но “Дневники…” остаются вершиной его таланта – остроумное, свободно текущее, мятежное повествование, отличающееся тонкой наблюдательностью. Джим Кэррол бродит по своим владениям – по Нью-Йорку – и сам плоть от плоти принадлежит ему. Играет в баскетбол. Обманывает, ворует. Ловит кайф – и мучается от ломки. Ищет чистоту”. (из аннотации)
Такая длинная выдержка из аннотации, потому что а чего самому чего-то выдумать, когда правильно все сказано. Добавлю только, что вот такой должна быть настоящая рок-н-рольная книга. Достойное подтверждение того безумия эпохи 60-х-70-х, описанного в книге “Прошу, убей меня!” Легса Макнила и Джиллиан Маккейн, которую я рецензировал в одном из недавних номеров “ПД”. Того безумия, благодаря которому родилась рок-музыка, и того безумия, которое рок-музыка только и сумела выразить. Только надо учитывать, что “Дневники…” были написаны в начале 60-х, когда рока еще не было. Но уже был, был, получается, тот драйв, который взорвал людей и за который мы эту музыку так любим. Ох, меня несет! Не могу писать спокойно! Сейчас выпрыгну в окно! Или заору!!!..
Есть один скользкий момент относительно книги: якобы написал ее 13-летний пацан, то есть начинал писать 13-летним, закончив через 3 года. Вы уж как хотите, как бы там Джек Керуак ни восхвалял стиль Кэррола, но не верю я в то, что человеку в таком возрасте это под силу, уж очень мощно. Хотя, с другой стороны, ближе к финалу “Дневники…” явно сбавляют темп и теряют очарование, как будто явно демонстрируя, что три года угара не прошли для автора даром – вроде того, что процесс саморазрушения налицо, а дневник, который ведется, только все это фиксирует. Здоровье подорвано, герой становится более взрослым, умным, но и более занудным, его уже не прет так, как раньше, а больше ломает…
Знакомый мне рассказывал, что видел в каком-то ларьке фильм “Дневники баскетболиста” с Леонардо ди Каприо в главной роли, что ли. Не хочу смотреть.
 

Славка Мотовилов

CD

Rod Stewart
“Still The Same… Great Rock Classics Of Our Time”
2006

Сразу оговорюсь, что Род Стюарт – один из моих любимых певцов в рок-музыке. Не самый любимый, но один из. Те, кто слушали Jeff Beck Group 1968-го и Faces 1973-го меня поймут. Я понимаю, что годы, что усталость и все такое. Сам не мальчик. В третьем тысячелетии Стюарт выпустил несколько пластинок с классическими американскими эстрадными песнями, которые спел в мило-джазовой манере. Получилось отлично. Эти альбомы с удовольствием слушают постаревшие и полысевшие любители “Блэк Саббат” и Ронни Джеймса Дио – какая-то странная тенденция – тех, кто в 70-х любил хард-рок сегодня тянет на Синатру и, прости, Господи, “Песняров”. Ну, и на джазовые записи Стюарта. Ну да ладно – эти пластинки получились действительно хорошими. Но потом (сейчас) на Рода нашло какое-то облако, полностью затмившее для него реальную жизнь, и он записал это – “Величайшая рок-классика…” Одно называние чего стоит. Стюарт умудрился взять неплохие, в общем, песни (однако, если говорить о рок-классике, то выбор тоже, в общем, тенденциозен) и исполнить их в такой запредельно-попсовой манере, что от “рока”, собственно, там вообще ничего не осталось. На этой пластинке хороший певец Стюарт достигает уровня позднего Джо Кокера (я имею в виду самые нижние уровни вкуса). Обидно становится и за Джона Фогерти, и за Крисси Хайнд, и даже за “Назарет” – так неистовый Род подал их произведения, что все эти первоклассные, действительно, авторы, не более, чем продолжатели дела Чина-Чапмена – кузнецы попсовых мотивчиков, и все разговоры о рок-музыке – в пользу бедных. Хочется думать, что это не так, и оставаться, все-таки, на прежних жизненных позициях. И продолжать считать “Криденс” рок-группой, Хайнд – одним из лидеров “новой волны”, а “Назарет” – классным клубным буги-бэндом. 

Алексей Рыбин

кино

BBC (2)
“Любовники с Нового Моста”
Реж. Лео Каракс, 1991

В восьмидесятые эту троицу называли “Би-Би-Си”, по первым буквам фамилий (Besson-Beineix-Carax). Не потому, что у них было много общего, просто казалось: во французском кино не осталось никого, кроме них. Общим было время, стиль, прозванный “необарокко” или “новая новая волна”. И герои – молодые отщепенцы, маргиналы, слишком хрупкие, чтобы ждать от мира приязни. Достаточно безумные, чтобы первыми повернуться к нему спиной, “фрики”, которых доселе в кино не было.

“Любовники с Нового Моста”
Реж. Лео Каракс

Герои Каракса однажды уже пережили каждый свое “нет”, терять им нечего. Алекс (Дени Лаван) – клошар, Мишель (Жюльет Бинош) – слепнущая художница. Они живут на мосту, Париж принадлежит им. Не секрет, что Дени Лаван уродлив: уродство очевидно, секретна красота. А любовь – это когда ты знаешь секрет красоты другого. Каракс снял манифест против красивости, представив и очаровательную Бинош тоже – в максимально отталкивающем виде: грязная, худая, с повязкой на глазу. Она с трудом различает Алекса сквозь пелену надвигающейся слепоты, она одна его видит. Над прекрасным Парижем грохочет фейерверк, а страсть Алекса похожа на огонь, который он глотает во время уличного представления на потеху публике. Он готов сжечь все портреты другой, красивой Мишель, которыми заклеен весь Париж – ее ищут благополучные родственники, чтобы вернуть ей зрение. В страсти нет места “гуманизму” и даже состраданию к своему объекту. Она выжигает все, что ей противится, подчиняясь только судьбе, которая ведет любовников одной дорогой, где их едва не сбивает по очереди одна и та же машина. Но не сбивает, а только метит на пути друг к другу. “Здесь, на мосту не место для любви, для нее нужны кровати”, – поучает Алекса старый уличный бродяга Ганс. Но, согласно Караксу, для любви нужна баржа из фильма Виго “Аталанта”, которая увезет любовников по реке прочь, а открыточный Париж пусть сгниет без них.

Татьяна Алешичева

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.

5-ый чемпионат мира по футболу среди бездомных

sms-журнал Художественный №
новый номер
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Короткие текстовые сообщения,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _мысли
_ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _об искусстве,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _творческом процессе
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _питерских актуальных художников.


В избранное