Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.08.08.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 08.08.09

1 книга
Герман Садулаев
«Таблетка»

1 фильм
«Встречи на краю света»
США, 2007

+ссылки: арт и социальное

1 книга
Герман Садулаев
«Таблетка»

М.: «Ад Маргинем Пресс», 2009
384 стр.

Из аннотации: «Есть все шансы полагать, что Герман Садулаев – восходящая звезда русской литературы. Автор уже успел помелькать в шорт- и лонглистах разнообразных премий («Национальный бестселлер», «Премия народов России») со своей дебютной книгой «Я – чеченец». Однако на этот раз Садулаев написал современный роман, к которому, наверное, стоило бы прилепить ярлык «офисной прозы», если бы он не был выполнен столь талантливо. История заурядного МСЗ, менеджера среднего звена – лишенного вкуса и запаха фрагмента офисного планктона – неожиданно приобретает характер древнего хазарского мифа...»

Сюжет отталкивается от того, что герой узнает, что голландцы продают его фирме не реальный картофель, а иллюзии. И пошло-поехало, как будто таблетка не галюциногенная, а слабительное, извините. Дочитал с большим трудом, под конец даже не по диагонали, а через страницу. Бездарно, третично (Лем, Пелевин, Булгаков, Павич и др.) и т.д.

Все эти, типа, глубокомысленные рассуждения о разных реальностях, как бы небрежное жонглирование знаниями всяких восточных религиозных теорий – умоляю!..

Романтизация психоделических трипов, которую, наверно, с восторгом воспримут неопытные любители «запретных плодов»!.. Какими представляют себе своих читателей писатель?!..

Вот где (вам не видно, но, надеюсь, догадываетесь) уже эти страдания «офисного планктона»! Тем более что НИ В ОДНОЙ КНИГЕ на эту тему (во всяком случае, я не встречал) нет по-настоящему «маленьких людей» (такие есть только у Сенчина, но там другая тема), а все они из себя «Герои нашего времени», не меньше!.. Да прямо-таки «Супер-Герои»!.. (Еще бы, ведь они, как правило, альтер-эго автора!)

Тривиальные псевдоисторические параллели, пытающиеся связать загадошное непонятно что с таинственным непонятно чем!.. Впрочем, на кого-то, наверно, и это действует, кто сам ничего не читал или читал, но не мог разобраться. А тут прямо гуру! Ага!..

Помимо вышеуказанного, практически весь процесс чтения сопровождался ощущением, что автор просто гнал объем и всовывал в книгу все, что было под рукой (разные статьи, заметки, наброски, написанные в разное время по разному поводу), не сшивая даже белыми нитками и не особенно заботясь о логике. Именно то, что называется «вода» – пошел туда, сел здесь, подумал о том, что увидел (получилось несколько страниц псевдо-глубокомысленного мычания), неожиданно(?) захотел чего-то другого, пошел туда, взглянул в окно и… И еще это – бр-р-р! – регулярное самолюбование, проявляющееся в демонстрации очень уверенного, даже без тени сомнения и намека на самоиронию, мнения по любому поводу. Убереги, господи, в общем!..

Собирая в кучу все «прелести» этой книги, «Таблетка» – на мой взгляд, яркий пример превращения литературы в не обладающее самоценностью приложение к маркетингу, цель которого – создать желание, а по поводу чего, не так уж и важно. (Садулаев, справедливости ради, сам пытается порассуждать по поводу модного тренда «продажности и иллюзорности мира», на чем строится любой маркетинг, но отсутствие искренности-естественности показывает, что для него это только игра. В конце концов, или не переживает на самом деле или не умеет передать, что для писателя почти одно и то же. Но я склоняюсь к тому, что это все-таки признак лицемерия, желания погреть руки на модной теме.) По поводу бытовой техники и прочего шоу-бизнеса гипер-значимость роли маркетинга, конечно, уже давно не новость, но когда пандемия поражает уже и Литературу?!.. Признаюсь, сам купил книгу, чтобы ознакомиться с популярным автором, начитавшись хвалебных аннотаций и отзывов. Я же, типа, интересуюсь современным литературным процессом и, как патриот, верю в то, что не оскудела… В общем, попался... Но теперь уж точно его книги буду обходить стороной!..

Еще тот неприятный момент, что было какое-то уважение к издательству Ad Marginem, а теперь просто развожу руками...

*****
Раздражение, конечно, не лучший союзник при написании рецензий, но все-таки лето, время отпусков, можно позволить себе расслабиться;0)
1 фильм
«Встречи на краю света»
Encounters at the End of the World
Режиссер: Вернер Херцог
Жанр: документальный
США, 2007

Из аннотации: «Создатель фильма совершил путешествие в Антарктику, чтобы запечатлеть красивейшие виды, о которых так мало знают.
Номинация на «Оскар» как лучший документальный фильм в 2009 году».


Знаменитый, известный своими весьма неординарными (и неоднозначными, на мой взгляд, по художественной ценности) фильмами немецкий режиссер снял красивый, завораживающий документальный фильм об Антарктиде, самом неизвестном из материков. Но на то, наверно, Херцог и Херцог, чтобы браться за кино, процесс съемок которого требует максимума трудностей. Потому он туда и полетел, потому что надеялся увидеть Нечто. Нечто еще никем не показанное.

И действительно, есть на что посмотреть. Есть, чем повосхищаться. Есть, от чего ужаснуться. Есть, над чем задуматься (хотя мысли самого Херцога иногда казались не соответствующими картинке, а когда попадали в тему, то зачастую не совпадали по глубине). Короче, достаточно ингредиентов, чтобы создать достойное серьезное кино.

Помимо красивых, просто фантастических видов, как над льдами, как под льдами, так и внутри, в фильме много (но в меру) интервью с обитателями американской антарктической станции, на которую прибыл и на которой провел какое-то время Херцог, – теми из них, кто, по мнению и идеологической задумке режиссера, не смог ужиться или которым было скучно на Большой земле и кто может жить только среди близких себе по духу. Да, персонажи производят впечатление людей не от мира сего, как говорится, но насколько все жители станции (которых насчитывается около 1000 человек) такие же, сказать трудно. Все-таки, думаю, тут натяжка – какой бы Антарктида ни была закрытой, но есть на Земле еще множество мест, где такие скрываются/чувствуют себя нормально. Как говорится, приезжайте к нам на Колыму!.. (Не говоря уже о том, что порядок и безопасность в опасных для здоровья и жизни местах обеспечивается далеко не теми, кто воспринимает жизнь как сплошное приключение.)

Из фильма можно узнать, чем живут на станции, в каких условиях, над чем работают (над очень загадочными вещами). К сожалению, бытовые условия показаны уж как-то идеально – да, экстремальная, на любителя, но, получается, какая-то просто туристическая база, а работа (не только научная, но и по обслуживанию станции) как будто одно из удовольствий. И климат вполне-вполне (никто в фильме на него не жалуется, да и показано так, что почти все время светит солнце и безветрие), неудобство только в том, что надо носить не слишком удобную одежду. Те, кто не испытал ощущений, что такое температура ниже минус 10, отнесутся, наверно, как к забавной экзотике.

Самое ценное достоинство фильма – ощущение фантастичности, какой-то нереальности (при этом см. жанр) заснятого и смонтированного Херцогом, и это главная сюжетная линия, которая скрепляет «Встречи…» и делает ее не просто познавательно-видовым фильмом, а настоящим произведением искусства.

ссылки: арт

Pamela Sztybel. Пейзажи
http://www.spanierman.com/Sztybel,-Pamela/album

Kevin Sloan. Животные и фрукты
http://www.kevinsloan.com/portfolio.php

Шигео Фукуда (Shigeo Fukuda).
Плакаты

http://www3.icm.gov.mo/gate/gb/www.macauart.net/Gallery/ShowIndexE.asp?cid=165&id=146

и оптические иллюзии
http://im-possible.info/russian/art/sculpture/shigeo-fukuda.html

ссылка: социальное

Как в Петербурге осуществляется программа «Транзит»: добровольная отправка бездомных домой
http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=9&m=&v=i&n=1&i=1844&s=&b=&e=&l=ru_RU&u=&p=&a=


В избранное