Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.16.08.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 16.08.09

1 книга
Клэр Сэмбрук
«Игра в прятки»

1 фильм
«Район №9»
Режиссер Нилл Бломкамп
США, 2009

+арт-ссылки

1 книга
Клэр Сэмбрук
«Игра в прятки»
Hide & Seek
Перевод с англ.: Роман Томин, Жанна Томина
М.: Фантом Пресс, 2007
352 стр.

Из аннотации: «Позвольте представить вам Гарри Пиклза. Ему девять с хвостиком. Он бегает быстрее всех в мире, и у него самые красивые на свете родители. А еще у него есть брат Дэн. И вот однажды Дэн исчез. Растворился. Улетучился. Горе сломало идеальное семейство Пиклзов, родители винят себя и друг друга, и лишь Гарри верит, что найдет, обязательно найдет Дэна. Поэтому надо лишь постараться, сосредоточиться, и тогда все вернется – Дэн, папа, мама и счастье.
«Игра в прятки» – горький, напряженный, взрывающийся юмором триллер, написанный от лица девятилетнего мальчика. Очень искренняя, прямая книга, в которой грустное и смешное идут рука об руку. Как свыкнуться с потерей, как научиться жить без самого близкого человека? Как сохранить добро в себе и не запутаться в мире, который – одна большая ловушка?»


Не доверяйте игривому тону аннотации – в основе книги трагическое событие.

Смотрели вы фильмы «Комната сына», реж. Нанни Моретти (Италия, 2001), «В спальне», реж Тодд Филд (США, 2001)? (Удивительный, кстати, случай, когда фильмы с очень похожей одной из сюжетных линий выходят в один год.) В этих фильмах, в частности, речь идет о том, как родители пытаются психологически выкарабкаться после гибели своих сыновей, как рушится, потеряв смысл, их жизнь, какие ищутся решения, чтобы примириться с болью.

Роман Сэмбрук был написан в 2005 году, и если в вышеуказанных фильмах конфликт дан глазами родителей, то здесь похожая история описывается глазами ребенка. По поводу чего на задней стороне обложки книги напечатано много восторгов, типа, как писательнице это замечательно удалось. Вот, не знаю, не знаю, насколько удачно. Поначалу да – книга захватывает, но к финалу интерес был полностью потерян.

Поставим принципиально важный вопрос – не слишком ли мы снисходительны к попыткам взрослых писателей описывать жизнь глазами детей (животных и т.д.)? Вот не могу, будучи поклонником психологического реализма (убедительности), избавиться от занудного скепсиса – ну не бывает так, как они (более или менее талантливые) пытаются описывать! И, мягко говоря, не разделяю я восторгов по поводу «детской мудрости, проницательности, наблюдательности». И, в конце концов, по поводу детских коммуникативных навыков и логических способностей, как профессионал и педагог говорю, – не умеют они так хорошо формулировать свои мысли и выстраивать такую картину мира.
Нет, понятно, нельзя забывать о художественных условностях, об особенностях художественного правдоподобия. Конечно, мы иногда готовы поверить в как бы особые детские задатки (что, кстати, с психолого-эстетической точки зрения, объясняется достаточно просто: литературоведение использует термин остранение, именно так, без т), но у Сэмбрук тут все-таки явный перебор.

И вопрос по конкретному произведению: что является главной сюжетной линией – пропажа Дэниэла или динамика изменений внутреннего мира Гарри, то есть пропажа брата всего лишь одна – пусть и очень большая – часть всего спектра внутренних и внешних событий? На мой взгляд, Сэмбрук не смогла выбрать. Поэтому от чтения странное ощущение: не совсем понятно, а о чем книга. Какая-то каша. Оборванные сюжетные линии. Злоупотребление снами как формой описания психологический переживаний. Еще и такой диссонанс возникает, что если сама по себе жизнь глазами мальчика интересна и забавна, и смешна, и драматична, то пропажа Дэна по глубине трагедии не может, как мне кажется, быть всего лишь причиной чего-то внутри этого ряда.

И недостатки, быть может, не были бы так уж важны, если бы история вызывала сопереживание – если бы произошедший трагический случай адекватно отражался в поведении героев романа, писательских отступлениях, ритме, интонации, если бы трогало, как это описано. А у Сэмбрук это как почти никак. Да, написано, что мама сходит с ума, – написано, как факт есть, но не чувствуется.

И, конечно, огромный недостаток книги в том, что интрига, на которой держится сюжет, так и не раскрывается. Так что же все-таки произошло?..

Если хотите почитать хорошую книгу о «детском» взгляде на жизнь, то посоветую «Дурное влияние» Уильяма Сатклиффа.
1 фильм
«Район №9»
District 9
Режиссер: Нилл Бломкамп
В ролях: Джейсон Коул, Шарлот Коплей, Девлин Браун, Роберт Хоббс
Жанр: фантастика
США, 2009

О сюжете (по информации http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%E2%84%969):
«Сюжет основан на короткометражном фильме Нила Бломкампа Alive in Joburg. 14 апреля 1982 года человечество делает первый контакт с пришельцами, когда происходит крушение космического корабля вблизи Йоханнесбурга, в Южной Африке. Четыре месяца спустя сотрудники крупной американской корпорации Multi-National United вызываются для обеспечения и наведения правопорядка в районе № 9: специальном районе, где пассажиры космического корабля (известные как «моллюски») постепенно интегрируются в человеческое общество. Multi-National United все больше и больше усиливает контроль над районом и вводит специальные правила, которые лишают «не-людей» практически всех их прав».

Из информации о фильме (http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/397494/view_info/ok/):
«Фильм снят по короткометражному псевдодокументальному фильму «Выжить в Йобурге» («Alive in Joburg»), который имеет схожий сюжет, и режиссером которого также является Нил Бломкамп.
Роль главного героя, чиновника Вайкуса, исполняет Шарльто Коупли, друг детства режиссера фильма Нила Бломкампа.
С идеей расширить короткометражку до полноценного псевдодокументального фильма выступила жена Питера Джексона и по совместительству его креативный партнер Фрэнсис Уолш».


Так много «чужой» информации о фильме, потому что в ней все верно и указаны факты, которые интересно учитывать, идя на фильм. А идти, на мой взгляд, обязательно надо. Несмотря на то, что это режиссерский дебют Бломкампа в полнометражном кино. Несмотря на то, что играют неизвестные актеры. А то, что продюсер Питер Джексон, то, при всем уважении к нему, сколько мы знаем случаев, когда прикрывались Большими Именами, а в итоге… (Но в данном случае радуешься за Питера Джексона, что какой он молодец, что помог состояться такому явлению!)

Рассказывать о фильме можно очень много, так как там ОЧЕНЬ МНОГО ВСЕГО. Это и море свежих идей (и в плане чего и в плане как), и радующая глаз брутальность действия. Здесь и фантастика, и боевик, и социальная драма, и социально-политический триллер, и спецэффекты, и аллюзии на расовые проблемы, и цинизм и жестокость политико-государственной машины, и всего два положительных персонажей – жуткий инопланетянин, убивающий землян, стоящих на его пути, и его трогательный ребенок (а больше положительных персонажей нет, если не считать… но не буду раскрывать сюжет). Тут и разнообразие операторских приемов – псевдодокументалистика, псевдорепортаж, как бы съемки с камер видеонаблюдения и пр. Тут и тема нетерпимости к Другим, подогретая тем, что действие происходит в Йоханнесбурге (ЮАР).

В общем, конечно, надо идти, надо смотреть. Пропустить нельзя. (Из адресатов моего обращения, разумеется, исключаются те, кто по сопроводительной информации поймет, что это не их жанр и не их темы.) Детей, правда, брать не надо, так как это довольно жестокий, очень натуралистичный и морально тяжелый фильм. Очень много стрельбы и прочей пиротехники. И по картинке это не вычищенный и яркий Голливуд: из ближайших аналогов, конечно, «Монстро».

Единственный – к сожалению, довольно серьезный – недостаток – облик пришельцев на экране. В начале фильма очень режет глаз недостаточное совершенство компьютерного воплощения. Не дали, видно, денег для кинодебюта.

арт-ссылки

Мэтт Стюарт, фотограф
http://www.netlore.ru/styuart

Тамара Мюллер, художник
http://www.tamaramuller.nl/


В избранное