Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.03.04.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 03.04.10

1 плохая книга
Наташа Лайдинен
«Другой Париж. Изнанка города»

1 фильм
«Потрошители»
США, 2010
1 фильм
«Как я провел этим летом»

Россия, 2009

+ ссылки: арт


Уважаемые подписчики!
На прошлой неделе случайно (так как раньше об этом приходили извещения на мой почтовый ящик, а теперь нет) обнаружил ваши комментарии на последние несколько выпусков «Культурного минимума». Спасибо.
Признаюсь, я чувствую себя неловко, не ответив и будучи не в состоянии ответить тем, кто задает мне вопросы, так как возможность ответа на комментарий на странице выпуска в архиве почему-то не работает, а те электронные адреса, которые оставляют авторы комментариев, отображаются только в урезанном виде. В общем, прошу прощения за технические проблемы не по моей вине (особенно перед переводчиком романа «Дорога» Юлией Степаненко). Я послал запрос в Службу поддержки авторов, но пока получил только подтверждение, что мой запрос получен.
На будущее, если вы хотите задать мне вопрос, то пишите лучше на мой электронный адрес: vars собака list.ru
Всего доброго! Хороших фильмов и книг!
Здоровья и безопасности!

1 плохая книга
Наташа Лайдинен
«Другой Париж. Изнанка города»

Роман-путеводитель, который определенно поменяет ваши прежние представления о Париже
Рипол Классик, 2008
320 стр.

Из аннотации: «Казалось бы, что нового можно увидеть в многократно воспетом на всех языках мира вечном «городе света», великолепном Париже?
Русский стрингер Тимофей Бродов, собирая информацию о парижских клошарах, оказывается в совсем другом городе, где видит неожиданную изнанку дворцовой помпезности французской столицы. На его пути встречаются бомжи и проститутки, антиглобалисты и пойстеры, цыгане и арабы, нелегальные иммигранты и жители парижских подземелий...
В этой параллельной реальности сны и легенды переплетаются с действительностью, жизнь со смертью, любовь с разлукой, и откуда-то из мраморных лабиринтов Пер-Лашез раздается голос вечного бродяги и бунтаря Джима Моррисона. Существуют ли сегодня настоящие клошары или они тоже стали мифом – это предстоит выяснить Тимофею на парижских улицах».

Решил ознакомиться с книгой только из профессионального интереса (с т.з. изучения проблемы бездомности, социальной исключенности).

С литературной точки зрения, книга никакой ценности не представляет. Если грубо, мусор. Стиль дешевых «сентиментальных женских романов». Образ главного героя – запредельно пошлый. (Интересно, что автор вроде как женщина, но повествование идет от лица мужчины. Благодатный материал для психоаналитика.) Мужественный красавец, прошедший через «горячие точки», считающийся талантливым журналистом, разговаривающий на всех европейских языках, в совершенстве владеющий приемами самообороны, высоко эрудированный (но при этом, замечу, не знающий простых вещей), на пути которого если встречаются женщины, то только молодые красавицы, последняя из которых… только не смейтесь… очаровательная цыганка с каким-то – так и нераскрытым, кстати, – Даром… так, это еще не все… не просто цыганка, а дочка Джима Моррисона!..

С информационной точки зрения, видны результаты большой проделанной работы – автор явно покопалась в интернете, чтобы насобирать информацию о формах уличной жизни как бы французской столицы (как бы – так как все из того описанного, что касается уличных маргинальных групп, присутствует в каждом крупном западном городе). Информация объемная, широкая, но поверхностная, изобилующая ложными стереотипами и пр. Сам я в Париже не был, но хорошо проинформирован о проблеме бездомности, поэтому могу говорить ответственно. Представил бы аргументы, но не хочется уделять большого внимания этой книге.

Тема Джима Моррисона – Последнего Клошара на Планете Земля – отдельная песня. Только всем, кто с какого-то испуга захочет с ней ознакомиться, чтобы, так сказать, вкусить псевдофилософского бреда из уст этого персонажа, советую заранее запастись, извините, гигиеническими пакетами.
1 фильм
«Потрошители»
Repossession Mambo / Repo Men
Режиссер: Мигель Сапочник
В ролях: Джуд Лоу, Форест Уитакер, Алиси Брага, Лив Шрайбер
Жанр: фантастика, триллер
США, 2010

Из аннотации на моем «любимом» сайте с киноафишей Петербурга: «Далекое будущее. Искусственные жизненные органы теперь можно купить в кредит. Если же человек не в состоянии оплатить долг, то принимаются крайне жесткие меры. Реми как раз такой – он целиком состоит из чужих органов, но не заплатил за пересадку сердца, а посему вынужден пуститься в бега».

У Реми не свое только сердце, а не «целиком состоит», и он просрочил платеж и вынужден пуститься в бега, но проблема в том, что он сам работал «потрошителем», тем, кто изымает из тел купленные в кредит и не оплаченные вовремя органы…

Раскрывать сюжет не стоит больше, так как сюжет – один из больших плюсов фильма. Очень интересный по поворотам и насыщенности событиями. Столько всего в фильме происходит в драматическом плане, что на сериал бы хватило! При этом фантазия авторов (фильм снят по роману и адаптирован для сценария) не ослабевает до самого финала, где зрителей ждет хоть и не слишком оригинальный (для тех, кто много смотрит), но все-таки достаточно неожиданный ход!..

Ограничение для просмотра не только по возрасту, но и по способности воспринимать натуралистично-хирургические сцены.

Отличный – большей частью «черный» – юмор и хорошая актерская игра. Джуд Лоу как бы да, но мне больше нравится Форест Уитакер. Превосходный (не по моральным качествам, разумеется) персонаж у Лива Шрайбера.

По стилистике и фактуре, постановке проблемы очень напомнило «Особое мнение» Спилберга. Особое уважение, признаюсь, испытываю к авторам, которые подходят серьезно и анализируют криминогенность всяких фантастических изобретений, что заставляет задуматься о последствиях, к которым вроде бы такая полезная вещь может привести общество.

На мой взгляд, фильм портит перебор с музыкальным сопровождением (попытка понравиться молодежной аудитории?) и утомляющие многочисленностью и однотипностью сцены со схватками (попытка понравиться молодежной аудитории?). Последнее особенно печально, так как из-за этого «тупого махача» фильм лишается убедительности. А отсутствие у главного героя каких-либо моральных барьеров для того, чтобы убить человека (сначала это были должники, а потом с той же легкостью бывшие коллеги), превращает его Высокий Пафос Борца с Системой в абсурд. Который, однако, да, может получить оправдание, если подумать над финальной сценой. В общем, заинтриговал, да? Сходите.

1  фильм

«Как я провел этим летом»
Режиссер: Алексей Попогребский
В ролях: Сергей Пускепалис, Григорий Добрынин
Жанр: триллер
Россия, 2009

Из аннотации: «Начальник станции Сергей и молодой техник Павел дорабатывают последнюю вахту на труднодоступной полярной станции на побережье Северного Ледовитого океана. Станцию, которая в течение нескольких десятилетий обеспечивала передачу важных метеоданных без единого перерыва, переводят на автоматический режим работы. Под конец летней навигации Сергея и Павла снимет теплоход.
Полярный день; солнце не заходит. Время дробится не сутками, а «сроками»: каждые четыре часа надо снять показания датчиков, обработать и передать в управление. Надо делить сутки. У каждого свое, смещенное время. У Сергея шкала в годах, у недавнего выпускника училища Паши – в месяцах.
Последний день совместного пребывания на станции сроком в несколько месяцев – не простое испытание для двух людей разных поколений, взглядов, людей из совершенно разных миров».

До этого Попогребский снял «Коктебель» (совместно с Борисом Хлебниковым) и «Простые вещи». А о том, какие награды этот фильм получил на последнем Берлинском кинофестивале, не слышал, кажется только глухой. Да и ему сурдопереводчик, думаю, во время новостей все объяснил на пальцах.

Фильм красивый, фактурный (жизненный по быту, еще можно употребить слово «сочный»), динамичный, камерный и при этом достаточно драматичный, глаз радуется, но вот, по общему впечатлению, как-то не знаю.
Да, довольно простой по мысли сюжет (как незначительное происшествие способно, подобно снежному кому, приводить к Катастрофе), но вот какой-то при этом недодуманный, что ли. Натяжки, не всегда подтвержденная игрой актеров мотивация и настроение персонажей (не играют, а иллюстрируют то, что как бы должно быть: вроде того, что зритель смотрит и думает про себя – вот это он так изображает отчаяние, вполне похоже), а пафосный финал как будто вообще из другого фильма – про «настоящих, понимаешь, мужиков».
То есть понравилось, как все развивалось, как Добрынин (или Добрынин под руководством Попогребского) добился такой «достоевской интонации», но вот то, к чему все пришло, – сплошная, по-моему, путаница – оставило в недоумении, равнодушным. Но не утаю – видел, как женщина в соседнем ряду плакала…

И с «Простыми вещами» было примерно так же. Вроде интересно, а спроси, чем все закончилось, что хотел сказать автор, – не помню, не понял.

Есть точка зрения, что такое авторское – с большим потенциалом – отечественное кино (Попогребский, Хлебников, Серебрянников) не надо критиковать, так как ПО СРАВНЕНИЮ с тем, что у нас снимают сегодня… и т.д. Да, проблема.

ссылка

«Третья сторона Луны»
(фото, фотоперформанс)
веб-версия проекта Алексея Варсопко


В избранное