Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.06.03.19: про фильм 'Рома' Куарона


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 06.03.19: 1 фильм

«Рома»
(исп. Roma)

…(Википедия) «чёрно-белый мексиканский фильм 2018 года, поставленный режиссёром Альфонсо Куароном, который также выступил его оператором, сценаристом и сопродюсером».
Мексика, США, 2018
Сюжет (по Википедии): "В основе сюжета ленты — история жизни обычной семьи среднего класса, живущей в пригороде Мехико - Колониа Рома в начале 1970-х годов. Отец редко бывает дома, мать воспитывает четырёх детей, опираясь на помощь двух служанок родом из местных индейцев. Судьбу героев переламывают студенческие беспорядки во время католического праздника 10 июня 1971 года, когда демонстранты были расстреляны солдатами (см. Резня Тела Христова)".

Как-то вот трудно согласиться с «обычной семьей».
И отец не «редко», а вообще один раз ненадолго был в доме, и потом два раза мелькнул в кадре.

И уж про студенческие беспорядки, которые что-то там перемалывают в жизни героев, – какие-то фантазии. Беспорядки в фильме воспринимаются просто как протест против властей. Показаны в фильме ближе к финалу. В ряду многочисленных эпизодов фильма. Наряду, например, с землетрясением в больнице для родов. Беспорядки, да, сыграли трагическую роль в жизни служанки, но по большому счету не повлияли на жизнь семьи. Многие герои фильма вообще их не заметили.

*****

Давно готовился посмотреть.
Очень понравилась «Гравитация» Куарона (писал о ней в КМ), но первые отзывы о «Роме/Риме» настораживали. Потом пошли восторги, многочисленные призы, советы посмотреть…

Идет два часа 15 минут.
Очень качественно, просто виртуозно снятое кино – затягивает, очень много мелких и тонких деталей, динамично (но пару раз было, да, было желание промотать), фактурно. Среди персонажей много детей – выглядят естественно, трогательно, хорошо сыграли. Шикарная работа с массовкой.

Однако не трогает. Причина отсутствия эмоционального отклика – никакой ностальгии. Что мне происходившее в Мексике в 70-х?..

И самое главное. И в процессе просмотра и в конце задаешься вопросом: о чем фильм? Что хотел сказать автор?
Кусок жизни, да. Но с тем же эффектом можно было начать сюжет задолго до и закончить намного позже того, чем фильм закончился. Заполнить фильм еще большим количеством событий.
Но смысл в чем?..

Есть вопрос к сценарию – чьими глазами мы видим? Кто это все вспоминает? Как бы получается, что главная героиня – служанка: она все время в кадре (хотя, кстати, формально она не член семьи), но не ее же взгляд на происходившее показан... Странный ракурс, в общем.

Никто в рецензиях не объяснил (или я не нашел) глубинный смысл названия. Да, название квартала в Мехико, где дом семьи (причем это не объясняется в самом фильме). И?
Так как совпадает с названием итальянской столицы, то сразу вопрос, а ответа нет.

В общем, красиво снятое кино, но оставляет в недоумении.

Близкий мне отзыв на «Рому/Рим» кинокритика из "Российской газеты".
Он, правда, рекомендует вместо «Ромы» посмотреть «Холодную войну» Павела Павликовского – пару месяцев назад я начал смотреть и бросил:)

*****

В бизнесе есть понятие локализованного маркетинга, то есть привязки к местным условиям. И рекламу переснимают так, чтобы она была ближе и понятнее местным жителям. И продажи организуются так, чтобы учесть потребности местных покупателей.
Если бы в фильме речь шла не о жителях района Мехико, а о каком-нибудь, например, московском районе, и сюжет как бы невзначай касался заметных исторических событий в СССР или России, то ведь совсем бы по-другому фильм воспринимался.

То есть фильм может быть хорошим, но не для тебя лично.

На самом деле, в искусстве, на мой взгляд, многое построено на личной актуальности материала для зрителя, читателя, на понятном ему контексте.
Произведение может вообще никак не трогать, оставлять равнодушным, быть «скучным и затянутым», но это еще не значит, что нет зрителя, читателя, которого оно взволнует, заставит переживать, который просмотрит «на одном дыхании». При этом если последние его наградят каким-нибудь призом, то первым это будет совершенно непонятно.

Задаешь произведению вопросы, считая наличие этих вопросов недостатком, а еще не понимаешь, как же этого не видят другие?!..
А на самом деле сам не видишь того, что может сделать произведение интересным. Просто потому, что не знаешь, не связан с историей той страны, где происходит действие.


В избранное