Чрезвычайно важным персонажем восточно-славянского . пантеона являл ясь богиня Макошь /Мокошь/. Ее имя толкуют по разному, связывая и с копнем "мокрый", "мокнуть"; и с «мокос» - "прядение"; трактуя как Макошь - "Мать урожая".
Все эти значения не противоречат друг другу, а показывают различные грани единого образа - "богини плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы (Б. А. //Язычество древних славян .М: Наука. 1994 с.), и восходящего к архаическому типу Великой Богини. Западные славяне знали ее под именем Живы.
Иногда считается, что именно Макошь изображена с рогом изобилия на лицевой столоне Збручского идола. Она же была единственным женским персонажем среди кумиров языческих богов, поставленных Владимиром в Киеве .Во многих средневековых источниках Макошь упоминается вместе с вилами-русалками. Вероятно, ее подразумевают в фольклоре под "Мать-Сырой землей".
Дольше всего образ Макоши жил на русском Севере. Она, предположительно, изображена на вышивках, справа и слева от нее располагались всадницы /"Рожаницы"?/. Все три персонажа вместе могут представлять богинь судьбы.
Постепенно, роль Макоши снижается. Северные поверья рисуют ее "Мокушей" невидимой пряхой и, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни" (там же с.387).
Образ Мокуши часто сливается со святой Параскевы и воплощается в культе Параскевы Пятницы. Параскева Пятница являлась покровительницей земли и скота и заплетала бабам работать в день, посвященный ей - в пятницу. За нарушение запрета она может истыкать виновною кудельной спицей или даже превратить ее в лягушку" (Рыбаков Б.А. //язычество древних славян. М:Наука 1994. с.387.). В день Святой Параскевы 28-го октября /10 ноября по новому стилю/ в церковь приносились
для освящения плоды урожая.
Макошь. (А. Н. Фанталов).
Другим важным женским мифологическим персонажем была Лада, богиня брака и веселья, связанная с весенними и свадебными обрядами. Она известна преимущественно из фольклора и позднесредневековых источников. Однако, данный образ, распространенный у всех славянских народов, имел глубокие корни. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. Ученый сравнивает ее с греческой Латоной /Лето/, матерью
Аполлона и Артемиды, культ которой был тесно связан с севером. В фольклоре Лада часто упоминается лядом с Лелей. Эту палу: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках /за спиной которых иногда изображена соха/, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей /Лялей/.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Ладе-Весне:
Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.
Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта /22 марта по новому стилю/Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля /5-го мая/. Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Ляли. По обе стороны от нее ставились приношения /хлеб, молоко, сыр, масло, сметана/. Девушки водили хоровод
вокруг торжественно восседавшей Ляли.