Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. Образы славянских сказок.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Образы славянских сказок.

 

 

Особую группу образов славянского фольклора образуют персонажи сказок. Среди них первое место, безусловно, принадлежит Змею. Это универсальный тип, воплощающий стихию плодородия, дожденосных туч, но в то же время и огня, падающей звезды, рассыпающейся драгоценными камнями. Он способен принимать человеческий облик и внушать страсть женщине. В сказках, однако, преобладают огромные многоголовые змеи, противники богатырей.

 

А. Фанталов. "Огненный змей".

 

По степени распространенности в восточнославянских сказках, Змею немногим уступит Баба Яга. Существуют два ее вида - лесная и степная. Лесная живет в избушке на куриных ножках /опять птичья черта/' и летает по воздуху в железной ступе, правя помелом. У нее костяная нога и "морда глиняная". Возможно, представления об этом персонаже появились вследствие забывания древнего обычая сжигать покойников и класть их плах в горшок, который хранился в крошеч­ной избушке-домовике, стоящей на столбах в чаще леса. Лесная Баба Яга обычно выступает как похитительница людей, но бывает и доброй советчицей.

Степная Баба Яга - воительница, предводительствующая кон­ным девичьим войском, иногда имеет щит, палящий огнем на четыре столоны. Она живет на острове посреди огненной реки, ее дом окру­жен забором с черепами на тычинках.

Б. А. Рыбаков полагает, что здесь мы имеем воспоминание о скифах и сарматах, женщины которых принимали участие в сражениях. С другой столоны, возможно, что Баба Яга, как и вила есть славянский аналог германских валькирий, кельтских сид и банши.

Значительно реже в сказках отмечается образ Кащея /'Кощея/ Бессмертного. Он представляет собой неуязвимого колдуна-воина, эдакого "живого скелета", похитителя красавиц. Кащей интере­сен тем, что в одном из сказочных сюжетов жизненное начало данного персонажа существует отдельно от неге самого и хранится последовательно: в сундуке, зайце, утке, яйце. Этот очень архаичный мотив присутствует в фольклоре самых разных народов. Толкование образа вызывает значительные трудности. Кощеями называли пленных рабов, кощунами - ритуальные языческие песни. Возможно, образ происходит от язы­ческого обряда жертвоприношения, когда жертва кремировалась и оставался только "костяк" - отсюда эпитет "бессмертный". Следует добелить, что Кощея иногда называют по отчеству - Трипетович". Это дает по­вод связать его с греческим Триптолемом -царевичем, разъезжавшем на золотой колеснице, запряженной крылатыми драконами и учащим людей земледелию под покровительством богини Деметры.

 

А. Фанталов. "Кощей".

 

Есть и еще один интереснейший персонаж волшебных сказок – «Мужичок с ноготок, борода с локоток» (он же «Мужик, сам с перст – усы на семь верст»). А. Афанасьев считал его восточнославянским аналогом гнома. Однако, в отличие от последнего, «мужичок» всегда один, он не золотых дел мастер или кузнец, зато много ест и очень силен.

 

А. Фанталов. "Мужик, сам с перст, Буря Яга, Велес, Тугарин Змеевич".

 

Культурный герой и Великая богиня. Современный аспект.

Рихард Вагнер и глобализация.

Разделение властей: мифологические корни.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.celt
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное