Все выпуски  

Журнал "Агни"


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

"Агни"

этико-философский журнал

http://ethics.narod.ru

==============================================

Размышляя над книгами

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ

http://ethics.narod.ru/articles/2_1_1ives.htm

Оксана Черненко

 4. Тема воспитанности и такта

 

      Одной из основных тем книги «Две жизни»  проходит тема воспитанности и такта. Само по себе это, конечно,  полезное качество,  очень желательно чтоб все мы с вами были тактичны, чутки, не совершали шокирующих окружающих людей поступков, чтобы с нами было приятно и легко общаться.  Там же нам указывают, что мы должны «…воспитать в себе выдержку, спокойствие при всех обстоятельствах земной жизни…» , должны уметь настолько владеть собой, что ни единый мускул не шелохнется у нас на лице при любой серьезной ситуации. И эта же воспитанность проявится у нас ласковым словом к встреченным людям, заботливым к ним отношением, так у нас выработается «вся героика чувств». В многочисленных наставлениях мы постоянно слышим об этом коротком словечке «такт», воспитанности.

       Кто бы спорил, безусловно, полезные и даже необходимые качества ученика. Только, друзья мои, автор книги на этом и останавливается, более того, он убеждает нас, что это основное, главное требование к ученику на пути. Кроме того, вслушайтесь в то, как это определяется: «Такт, обаяние внешних манер общения и отсутствие язвящего слова в речи». Должна здесь же заметить, что автором иной раз используется слово и «самовоспитание», «самообладание», но вы согласитесь со мной, что в данном произведении говорится, прежде всего, о внешней воспитанности. Надо отметить, что  здесь воспитание – это, прежде всего, процесс в результате которого появляются требуемые от воспитанника внешние проявления манер поведения, его реакций, способы его реагирования в различных ситуациях.  Мы не имеем ни одного примера того, как в наших героях проходят серьезнейшие глубинные внутренние переживания и изменения в результате их неустанного труда над собой, своей низшей природой, чтобы мы могли предположить под этим понятием воспитания, самовоспитания, воспитанности именно те истинные внутренние процессы, о которых говорит нам наше Учение.  Поэтому не будем обольщаться введением в повествование знакомых нам понятий, ведь изобразить на бумаге можно все, что угодно. Давайте стараться видеть за словами суть.

      Призыв к воспитанию в себе «приятных манер общения» дается в книге, которая постоянно использует частички мысли Учения Агни Йоги. Давайте вспомним, что говорит нам наше Учение. Оно ведь нам говорит как о первой и самой главной ступени ученика на пути о – САМОСОВРШЕНСТВОВАНИИ!!  Подумайте об этих двух понятиях: воспитание, воспитанность и самосовершенствование.

      Прежде всего, процесс самосовершенствования затрагивает самые истинные, глубинные наши проявления. Мы можем воспитать в себе постоянную настороженность и способность владеть своими чувствами в неординарных ситуациях. Почти все бойцы спецназа, разведчики, дипломаты и т.п. обладают этими качествами. Но как мы можем просто воспитать в себе бескорыстие,  искренность, жертвенность?  А  избавится от тщеславия, раздутого самолюбия, зависти?

     Учение Живой Этики указывает нам путь, на котором мы обязаны  избавиться от малейших проявлений самости, эгоизма, следить за чистотой своих помыслов, желаний. Это кропотливый и титанический труд. Наша низшая природа довольно инертна и косна, если в ней существуют определенные вибрации, то избавиться от них одним только желанием и контролем над ними очень сложно, какими методами вы себя не воспитывали бы. Если вы скаредны, но понимаете насколько это пагубно для вашего духовного развития, то одно это понимание не сделает вас в одночасье  щедрым и широким человеком. Даже при том, что вы будете наперекор своей внутренней сути раздавать все, что имеется в вашем распоряжении из денег и вещей, но при этом ваше сердце будет отдаваться болью о потерях, а вы на зло ему будете это преодолевать и упорно растрачивать все свои сбережения, это не значит, что вы преодолели свою низшую страсть. Вспомним здесь Будду, который упрекал ученика в собственничестве даже тогда, когда тот раздал все свое состояние.

        Вы можете воспитанием внешних манер загнать глубоко вглубь своего естества ваши плотские страсти и не проявлять их в данной жизни. Ведь такое воспитание предполагает прежде всего обучение себя или другого определенной манере поведения, реагирования при помощи различных приемов и методов. Но это не значит, что в следующей они не вырвутся из вас с еще большей силой и необузданностью.  Учение Агни Йоги указывает нам путь на котором мы, осознав пагубность этих страстей и в неустанном, кропотливом труде над своим низшим “я”, изо дня в день изживая эти вибрации, сознательно следя за их проявлением, размышляя и вскрывая причину их, долгим и упорным трудом над собой мы избавляемся раз и навсегда от этих проявлений и заменяем на их антипод. Это труд не одного дня, это не вспышка устремления, это не эмоциональный подъем от понимания истинности высказанной мысли, это кровавый пот преодоления, схватка, борьба с гидрой нашего низшего естества. И только тот, кто истинно сталкивается с этим дьяволом внутри нас самих, истинно выжигает огнем высших своих постоянных устремлений этот клубок самости, эту вечно ненасытную с отверзнутой пастью гиену нашего низшего “я”, которая сопротивляется с удивительной силой и упорством, только тот может понять насколько смешно выглядят все эти  наставления и высокопарные поучения о воспитанности и такте, взамен истинного нашего внутреннего самосовершенствования.

       Какая колоссальная подмена одного понятия другим! Приведу цитату из той же книги Л.П. Дмитриевой, II том, где она анализирует напечатанный отрывок из книги «Две жизни»: « Все, изучающие Тайную Доктрину и Агни Йогу, знают, как может быть обманчива внешняя атрибутика человека: его элегантная внешность,  изящные манеры, умение расположить собеседника не язвящими, а, наоборот, льстивыми речами. Кто читал «Письма Махатм», тот  помнит, как именно за приверженность к внешнему виду и обаятельным манерам однажды резко выговорил  Махатма своему великосветскому корреспонденту-англичанину. Что же пишется в приведенном из книги отрывке? «Есть три момента в поведении ученика, где ошибок допускать нельзя. Эти моменты с первого дня ученичества должны стоять в центре внимания: (и далее выделено прописными.) «Такт, обаяние внешних манер общения и отсутствие язвящего слова в речи». Тот, кто не уловил здесь именно иезуитской формы, переворачивания Истины, тот может далее не читать. Он скажет: ведь и Будда учил «правильной речи», без язвительности» (стр.581)   Вспомним здесь еще из   одного письма  Махатмы, как он просил приютить своего ученика-индуса, который потерял по дороге деньги. Он просил не обращать внимания на его внешний вид и невоспитанность, для европейского восприятия, ибо под его лохмотьями живет алмазное сердце.

        Тогда давайте думать дальше, а  почему автор этого произведения предлагает нам именно воспитанность, такт, приятность внешних манер общения?  Логика требует только одного ответа.  Если вам необходимо влезть в душу человека, узнать его слабости, использовать их для достижения своих целей, если вам нужно заставить этого человека быть вам обязанным, привязать его к себе, то именно так вы и будете поступать. Вы будете приятны, обворожительны, ваша лесть расположит к вам вашего собеседника, а потакание его слабостям, желаниям или использование его особых обстоятельств жизни, сделает его вашим самым истинным последователем.  Согласитесь, это типичный портрет иезуита! Это их методы, приемы, их выучка.  Здесь как нельзя уместны и щегольские костюмы наших героев, их галантность, предупредительность. Вы вспыхнете несогласием и скажете, что ничего подобного, все делается ради встречного человека, открываются ему глаза и т.п. Так написать можно что угодно, бумага терпит, друзья мои!  

 

5. Тема борьбы за прогресс, отображенная в книге «Две жизни»

 

      С первых страниц книги нам внушается, так как нигде далее мы не видим ничего подтверждающего это, что наши герои служат делу прогресса, преображения народа. Просто абстрактно намекается на это, вскользь упоминается,  и мы с вами с готовностью додумываем, что это за служение.

      В первой главе книги «Две жизни»  говорится: «Женщины его семьи образованы и ходят у себя дома без паранджи, и это целая революция для здешних мест. Много раз ему угрожали муллы и другие высокопоставленные фанатики за нарушение местных обычаев всякими репрессиями. Но он все также  ведет свою линию, борясь за свободу угнетенных женщин и всего народа».

     Вообще-то, в дальнейших наших рассуждениях нам было бы полезно вспомнить слова Елены Ивановны, повторяющей вслед за Готамой Буддой о том, что очень полезно для определения верности явления уметь соединять противоположности, не смешивать, а соединять.  Нам говорят наши Учителя о зоркости, постоянном дозоре, но мы не должны быть подозрительны, нетерпимы, всех иначе мыслящих сразу записывать в наших личных врагов. В тоже время нельзя быть расхлябано добреньким, сиропно-благодушным. Соединение этих противоположностей и дает нам  синтез, истинное понимание явления, события, поступка.

       Мы с вами живем в дуалистическом мире, всему здесь есть противопоставление, которое и является причиной всеобщего развития. Мы понимаем, что такое зло, зная добро, принимаем красоту, познав уродство. Великий Учитель в своем письме с уважением говорил даже о Темных Братьях, без противодействия которых мы  не познали бы своей высшей природы.  Все в нашем мире двойственно, изменчиво. Великая Майя поглощает нас своим непостоянным светом. Именно эта изменчивость и помогает Темным Братьям увлекать нас в собственные химеры, используя смешение противоположных понятий, их подмену одного другим.

      С этой точки зрения рассмотрим и вмешательство Братьев в жизнь людей.

Е.И.Рерих неоднократно в своих письмах и других работах говорила о том, что Великие Учителя, Белые Братья человечества следят за развитием жизни на нашем плане, часто пытаются помочь и направить людей в их деятельности. Но она также подчеркивала, что они никогда не вмешиваются в Карму, никогда не насилуют свободную волю человека.

     Все имеющиеся у нас свидетельства говорят нам о том, что наши великие Водители неоднократно предпринимали попытки предупредить людей о критических ситуациях ( Мария Антуанетта, французская революция, письма президенту Рузвельту), возможны были даже выступления в парламенте, перед собранием, на котором решалась дальнейшая судьба страны ( принятие решения о независимости Соединенных Штатов Америки). Можно вспомнить и небольшие намеки в биографии Е.П.Блаватской, посещавшей Гарибальди, выполнявшей не одно ответственное и опасное поручение. Но при этом всегда эти действия имели характер совета, наставления, предупреждения. Свобода в принятии решения всегда оставалась за самим человеком, или собранием людей. И, к сожалению, чаще всего этой помощью пренебрегали.

 Давайте вспомним, что об этом пишет Елена Ивановна в «Основах буддизма»: «Готама не отворачивался от жизни, но проникал во все будни трудящихся. Искал расположить их к учению, предоставлял им участие в своих общинах, принимал их приглашения и не боялся посещений куртизанок и раджей, двух центров светской жизни в городах Индии. Старался не оскорблять понапрасну традиционных обычаев; мало того, он искал возможность дать им свое учение, находя опору в особо почитаемой традиции, не поступясь при этом основными принципами.”

    И вот в книге « Две жизни» мы с вами сталкиваемся с новым смешением понятий, перевертышем, объединившем в себе два совершенно противоположных явления. С одной стороны борьба с предрассудками, за свободу женщины, прогрессивное развитие страны, и даже преследование на религиозной почве. Но с другой стороны эта борьба с предрассудками проявляется  в пренебрежении вековыми традициями народа. Что толку снять с женщины паранджу, что считается для ее сознания быть опозоренной, если ее интересы, чувства, помыслы ограничены мелким домашним мирком? Чего вы добьетесь высказав пренебрежение к установлениям жизни этих людей, оставив неизменным их сознание, тем более являясь всего лишь их гостем, а не коренным жителем? Мы все это более наглядно с вами видели в нашей стране во время революции  и гражданской войны. Подумайте, эти чужаки, поселившись  на вашей земле, насаждают вам же свои представления, взгляды, при чем все больше внешней формы. Эти чужаки довольно могущественны, поэтому  хозяева этого города, коренные его жители не могут даже открыто выступить против них. В их сердцах зреет негодование, возмущение и, как результат, злоба, желание расправы. Это ведь всего лишь просто люди, со всеми своими пороками и недостатками.

       В книге все говорится таким тоном, что мы, не замечая этих противоречий, подразумеваем, что  все это окрылено высшими помыслами о духовном благе этого народа, что Великий Учитель поселился в этой стране для высших, прогрессивных целей. Потому он и преодолевает ненависть толпы, ведет таинственную, загадочную жизнь, при чем в пышных  дворцах.

       Неужели у Великого Учителя, космического масштаба нет других дел, как заниматься срыванием паранджы с восточной женщины?  Вот оно, смешение великого и ничтожного. Даже если допустить, что Учитель переворачивает жизнь целой страны к прогрессу, ( вот уже десять лет живя в этой стране), то не странны ли методы, которыми Он все это делает? Не развитие науки, искусства, (о школах Али Махоммета упоминается им же самим один раз в разговоре его с Левушкой, и этого достаточно, чтобы мы с вами домысливали его деятельность как нам будет ближе),  которые только одни и могут внести сдвиг в сознание народа, и тогда сам народ откажется от паранджы на женщине, а странные и таинственные действия, суть которых мы только можем подразумевать. Все время кого-то куда-то посылают, при чем чаще всего загримированными, переодетыми,  постоянно герои сами переезжают с места на место, с какой-то нам неведомой целью, но мы готовы сами додумывать, что непременно для высшей. Ведь мы помним указание в Живой Этике, что путь свой мы должны проходить в гуще жизни, в труде каждого дня.

      Белые Братья никогда не создавали специальных организаций, особенно подпольного типа для борьбы за определенный политический строй какой-то страны, или разветвленной сети организаций в разных уголках планеты, которые  вели бы некую подпольную работу, пусть даже и для достижения прогрессивных тенденций в развитии народов.  Вся деятельность, которую вела Блаватская, Рерихи, как и все предыдущие великие посланники, была направлена на развитие духовности через искусство, творчество, созидание открыто и гуманитарно. Их цели и задачи настолько чисты и прекрасны, что не нуждаются в подпольной деятельности, протестном сопротивлении. Если вы и приведете примеры поддержки этими посланниками тех или иных политических движений, организаций, даже руководства революциями, то это опять же не означает, что эти организации были созданы нашими Великими Учителями да еще как способ подготовки учеников! Они просто их поддерживали на том или ином этапе. Это была деятельность самого посланника с определенной целью. Не смешивайте разных понятий, друзья.

       Да, ученикам Учителей, посланцам  Белых Братьев часто приходилось скрываться от преследователей, умалчивать о своих оккультных достижениях. Но только потому, что их преследовало невежество, и слуги Темных Братьев, верно чуя в них свой приговор.

       Иногда, как аргумент, высказывается мысль о тайных обществах, например, о масонах, которые имели свои секретные знаки, пароли. Но надо вспомнить, что эти общества имели целью только духовное продвижение своих членов, их труд на благо людей, а не насилие над их неготовыми сознаниями. И только со временем, когда эти общества,  благодаря  внедрению в их члены представителей наших  братьев иезуитов по духу, а часто и по истинной принадлежности к обществу, стали вмешиваться в политическую жизнь, добиваться своего влияния на жизнь общества, используя любые средства, эти общества по сути своей становились иезуитскими и переставали быть тем, для чего создавались.

       Как все дано на полутонах, недоговоренностях, и мы сами обманываться рады и все додумываем за автора. Но попробуем не идти у него на поводу и вспомним, что жизнь каждого дня никак не означает принятие участия в подпольной деятельности каких-либо обществ, во-первых. Во-вторых,  представьте, что ученик начинает свой путь с деятельности, которая требует от него все время делать выбор, руководствуясь целесообразностью данного общества, преступать этические законы, чтобы помочь своим друзьям достичь собственных целей.  Нас заставляют  при этом подразумевать, что цели эти великие, а, значит, и оправдывают средства?

Даже понятие целесообразности здесь легко вплетается.

       Учение Агни Йоги – наука о новом мышлении и о самом мышлении. Мы знаем с вами, что мы то, что мы думаем, то, как мы мыслим. Чем занят ум человека, постоянно озабоченного о том, как уйти от преследования, что предпринять для этого, как заставить своих противников пойти по ложному следу? А ум человека, занятого деятельностью всей подпольной организации, озабоченного  верностью членов подпольного общества, использованием властных структур для проведения легальных действий, ведь надо где-то жить, встречаться, все обсуждать, и т.п. Как вы думаете в такой деятельности может ученик вырабатывать чистоту помыслов, напитывать свою душу высшими духовными проявлениями, испытывать высшие эмоции, учиться Любить, постигать высшую Мудрость, осознавая тщету материального, плотского существования? А ведь именно в такой круговорот событий, совершенно неожиданно для себя, вводится Левушка.

       В следующей главе мы встречаемся с Флорентийцем, который роется в ящиках Лувушкиного брата, внимательно проверяет, не осталось ли каких улик еще в доме. Замечательна сценка, где Флоринтиец показывает, как он ловко умеет представлять лорда. « Ну, вот видите, как весело, - процедил он сквозь зубы, - я могу изображать высокомерного тупицу не хуже, чем Вы хромого дедушку. Называйте меня всем лордом Бенедиктом, а сами зовите меня Флорентийцем, как все зовут меня», говорит он Левушке при этом.

     Вам это ничего не напоминает? Впомните  в начале нашего обзора приведенные Блаватской слова Макензи о методах и способах действий братьев иезуитов, которые могут представлять и раболепных слуг,  имея тонкое воспитание, которые могут быть кем угодно, ради достижения целей своего общества. Мы с вами это просто пропускаем, ведь все это овеяно высшей целесообразностью, делается ради высшей цели. 

       Тогда я очень прошу вас, друзья мои, на минуту сосредоточится и представить как Великий Учитель К.Х. или М. (даже рука не поднимается писать этого!) прикидываются  глупым весельчаком в вагоне поезда, разговаривая с сартом, как они сигают от угла дома до другого укрытия, тяжело дыша, как они переодеваются и представляют из себя разных личностей. О!  Господи! Пусть то возмущение, которое я при этой мысли испытываю, будет мне оправданием. В чем же здесь иносказание?!! И мы, читая все это, не останавливаемся, задохнувшись от негодования?

Из книги  “Иерархия”

12. Никогда человечество не задумывалось над явлением жизни Архата. ... Рекорды мышления ужасны и смешны. Истинно, Мы - Братья человечества не узнаем себя в представлениях человеческих. Наши Облики так фантастичны, что Мы думаем, что если бы люди применили фантазию на противоположное, то Наше Изображение приняло бы верную форму.

Все в другом масштабе, все не отвечает действительности. ... Мы можем Наши истинные Лики показать только близким.

18.Понимание Нашего Облика человечеством так претит действительности.

       Давайте здесь же вспомним о том, как Али  у себя на шикарной даче рассказывает Левушке о том, как росло чувство между его братом и Наль и как он готовил побег для них. Но вмешалась старая дуэнья, мать его племянника  и сговорила Наль с одним из плохих фанатиков. Оказывается эта тупая дуэнья, как он ее называет, так легко имела возможность препятствовать столь могущественному человеку. Вот его слова: «Старая дурища испортила весь мой план». Друзья мои, каков стиль речи! Это говорит ваш Великий Учитель? Вслушайтесь мысленно в строй Его речи, читая Его письма! Сколько понимания, снисхождения и милосердия мы слышим в его голосе, когда он указывает членам теософического общества на упущенные возможности, на просчеты, которые разрушали труд его долгих дней. А какой у Него слог!  Дайте себе труд, услышьте внутренним слухом строй его речи! Как можем мы после всего этого принимать подсунутую нам карикатуру на ЕГО образ!?

« Поручаю вам Учителя Имя держать высоко, чтобы ничто

умаляющее не коснулось этой цепи единения миров…”

 

 

(продолжение следует)

==============================================

С уважением ко всем подписчикам,

редакция журнала "Агни"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное