Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Имперский стяг

  Все выпуски  

Имперский стяг Выпуск от 11/05/2006


Империя жива, пока жив её последний солдат.

Была ли тайна у Макаренко?

Прислали довольно интересную статью о великом русском педагоге Макаренко. Почитайте, подумайте. http://doci.nnm.ru/antimify/08.05.2006/byla_li_tajna_u_makarenko/

"Мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей. А.С. Макаренко.

Видно, у «демократов» и в самом деле худо с личностями. Замечено, что они стараются дискредитировать советских героев, но с некоторых пор не хотят ли некоторых приватизировать, присвоить без всяких на то оснований и прав?

Ещё полгода назад ТВ показало документальный фильм «Тайна семейной жизни педагога Макаренко» (РТР, 1.06. 2005 г. Автор и руководитель программы Елена Чавчавадзе). Он был приурочен к Дню защиты детей и, разумеется, уместен в это время как никакой другой. Кому же ещё можно поклониться в детский праздник, кого вспомнить с добром и сожалением за безвременную смерть?

Наверное, РТР посчитало фильм удачным, раз повторило его 14 ноября 2005 г. И что же это за «тайна», из которой сам герой не делал особого секрета? Брат у него, видите ли, был белогвардейцем. Эка невидаль в те времена, когда гражданская война прошла по многим семьям ледоколом! У Свердлова, главы республики, брат тоже был в эмигрантах во Франции, и не фотографом, как Виталий Макаренко, а в больших чинах, но никому и в голову не приходило искать в этом какую-то «тайну»! Или, дай срок, придёт, просто очередь не дошла? Похоже на то! Могут и про Свердлова сказать, будто он втайне ненавидел Советскую власть! Особенно, если обратятся за свидетельством к его зарубежным родственникам.

Вот это стремление - взглянуть на великого педагога чужими глазами - напрягает необыкновенно. Разве свой для нас белогвардеец, а впоследствии успешный предприниматель, Виталий Макаренко? Или немецкий биограф Гетц Киллиг, непонятно отчего заинтересовавшийся нашим соотечественником? И во всём ли можно доверять даже внучке Виталия, актрисе Екатерине Васильевой? Думать, что отношение артистки к двоюродному деду не зависит от влияния новых кумиров, было бы опрометчиво.

Между тем, фильм построен на свидетельствах, воспоминаниях, мнениях врага советской власти Виталия Макаренко, вряд ли забывшего великую войну немца Гетца Киллига и внуков Виталия, переживших гибель своей страны, Антона и Екатерины. Все ответствующие - одинаково пристрастны! С противной стороны, тех, кто поднимал на щит великого педагога, - не представлено никого! Благословенное время для фальсификаторов истории, что ни скажи - всё ладно! Так бы и было, если бы не здравый смысл, который, слава богу, нас ещё не оставил.

Поскольку речь в документальном фильме о семейной жизни Антона Семёновича, займёмся и мы ею и в той же степени, что в фильме. Оговорка необходима, так как на самом деле авторы рассуждают о политике, а личная жизнь героя им нужна постольку поскольку. Не знаю, как отношения Антона с братом, с которым он расстался не только в пространстве, но и во времени, соотносятся с семейной жизнью, но то, что они люди разные, - очевидно. И вряд ли Французская компартия просила Виталия написать книгу об Антоне. С какой стати? О чём? Брат не видел брата вечность! Могли ли до такой степени интересовать иностранцев детские и юношеские воспоминания старого эмигранта?

В фильме утверждается, будто без Виталия не было бы «Педагогической поэмы»! И всего лишь оттого, что Антон пристроил брата воспитателем в железнодорожную школу под Кременчугом, где он директорствовал в гражданскую войну. Эпизод в биографии белого офицера Виталия! И куда же делись его учительские способности во Франции? Там он стал успешным фотографом, но не педагогом. И не его, а Антона премьер-министр Эдуард Эррио приглашал в Париж, и не он, а брат на полном серьёзе собирался пройти под красным флагом во главе колонны бывших беспризорников по Елисейским полям! И что смерть Антона Семёновича в 1939 году была раньше срока, не подлежит сомнению. Достаточно вспомнить, что брат- «француз», как две капли воды похожий на него, прожил до 1983 года и умер, чуть не дотянув до 90 лет. Но что осталось от брата и что от него? Про деда Виталия разве что внучка вспоминает с сожалением, а про Антона Семёновича - страна! Очень они были разные - видно невооружённым глазом! Судя по всему, Виталий жил для себя, а Антон - сгорел на работе, душу и сердце отдав любимому делу!

И ещё: как-то стыдливо и бегом проскакивают авторы белый период бравого офицера. Видно, были у него грехи за душой, если так и не решился, даже в 60-е, 70-е, 80-е годы, будучи добропорядочным и уважаемым французским гражданином, навестить родину, повидать внуков. Так что же удивляться, что Антон Семёнович не афишировал родства? Гордиться по тому времени было нечем. Это сегодня как орден, а тогда было «пятно»!

Тем не менее, оно Макаренко не запачкало. Он и от брата не отрёкся, и дочь его Олимпиаду воспитал, да так по-советски, что, встретившись с отцом во Франции, она не нашла с белогвардейцем общего языка! И как человек, воспитанный коллективистом Макаренко, мог понять эгоиста, чьим кредо являлось: «Счастье грядущих поколений, будь оно проклято, если склеено за счёт несчастья единиц»? Сомневаться ли, что под «единицей» он мыслил себя, лишившегося Родины? Нет, не мог Виталий вернуться в СССР, до конца жизни сохранял к нему счёт за то, что воевал на другой стороне.

Ну, не мог и не мог - это его личная трагедия, и трагедия ли вообще? В конце концов, эмигрант неплохо устроился на чужбине, даже было что проматывать в Монте-Карло на склоне лет! Нас должно интересовать, для чего в фильме за характеристикой педагога обратились не к его соратникам, а к родственникам, мёртвым и живым, но одинаково неспособным оценить подвижничество. Екатерина Васильева, наверное, могла бы, но здесь другой случай, клинический. Недаром из всех фильмов, где играла знаменитая актриса, для этой ленты выбран эпизод с казнью отъявленного коммуниста из «Бумбараша». Если про деда трудно было сказать, что он ненавидит Советскую власть, пусть хоть внучка в игровом эпизоде, но выскажется! И это хлеб для создателей фильма! Как иначе объяснить, что «Антон духовно не принял большевиков»?

Это Макаренко, которому большевики предоставили редкую возможность заниматься любимым делом? Который был закопёрщиком среди ликвидаторов беспризорщины? И сегодня, в «благополучном» «демократическом» обществе она процветает, но нет Макаренко, и откуда им взяться, если брошенных детей чиновники предпочитают отдавать на воспитание, а точнее, продавать за границу? А где бизнес, там нет места подвижничеству!

«Учебнику политграмоты в колонии предпочитали драмкружок». И правильно! Мне в своё время тоже были скучны история партии и философия, но о чём же это говорит, кроме того, что заниматься «серьёзными» науками отроку было рано?

В фильме утверждается, будто Макаренко спорил с Советской властью. Но всё говорит о том, что разногласия были по делу, по специальности и никак не касаются современных верхоглядов. Вот Макаренко разошёлся во взглядах с Крупской. Ну и что с того? Поспорили два педагога, умных, нерядовых - но каков результат? Покинув маленький детдом, Антон Семёнович едет в Харьков возглавить большую коммуну, мечту своей жизни!

Или, после того, как педагог создал знаменитую колонию им. Горького, вырастил целое поколение, его отстраняют от должности и отправляют в Киев! Авторы вдоволь поиздевались над тем, что Макаренко был против реорганизации колонии в завод. «Мы делаем не фотоаппараты, а людей»! Но ведь были и другие думающие, кроме героя повествования. Отчего же им отказывать в соображении? За несколько лет Антон Семёнович вырастил из беспризорников работников, которые с успехом производили отличную продукцию (те же фотоаппараты ФЭД). И что же с повзрослевшими и поумневшими колонистами делать? По-прежнему водить за ручку? Решение ОГПУ Украины о превращении колонии-коммуны в завод лично мне кажется обоснованным! Недовольство Макаренко как не понять! Прикипел сердцем к своему детищу! Но ему дали в подчинение 14(!) колоний - работай, если не устал!

Как же стараются «демократы» извратить всё, что касается великого педагога! Они не могут отрицать, он был справедлив, и в этом один из главных «секретов» его гения. «Нет дефективных детей, есть - дефективное отношение к ним», - вот его принцип. 7 миллионов беспризорных - «одна из издержек гражданской войны» (Н. Крупская). Но, «как ни странно, ликвидировала это безобразие самая беспощадная организация, ГПУ во главе с Ф. Дзержинским». И хотя в фильме говорят, что с беспризорностью не сумели справиться, разрешите не поверить: перед войной босяков не оставалось, а из подопечных Макаренко даже в суровые годы Великой Отечественной войны ни один не стал вором или предателем!

(...)И Г. Явлинский, дед которого тоже, оказывается, из воспитанников знаменитой колонии, и Е. Васильева, в одночасье ставшая старостой прихода в храме, где священником служит ее сын, и биографы Антона Семёнович - немец Гетц Киллиг и русская Е. Невская - все уверены, что Макаренко творил вопреки Советской власти. Даже сказали, будто Сталин не любил «Педагогическую поэму», но почему-то, тем не менее, её издавал и орденом писателя наградил. Одним словом, факты отдельно, а домыслы - отдельно.

Факт, что Макаренко - советский педагог, советский писатель, орденоносец, книги его издавались огромными тиражами. Что по сравнению с этим домысел, будто Антон Семёнович заставил свою жену выйти из партии, угрожая в противном случае повеситься? Кто-нибудь этому поверил? Только представьте себе, как она приходит в партком и говорит: «Хочу уволиться из РКП(б), так как муж запретил»! Стыдно за Чавчавадзе и её присных! Но и жаль, от души жаль, что не дожил Антон Семёнович до наших дней! Полюбовался бы на реформы образования, его разногласия с Наркомпросом показались бы ему детской игрой!

Я выплеснул из себя самое первое возмущение беспардонной интерпретацией поступков Макаренко. А теперь, успокоившись, скажу ещё кое-что. Во-первых, о том, что жена по его требованию покинула РКП(б). Если Галина Евстафьевна Салько имела такое влияние на мужа, что заставила прекратить переписку с братом, мог ли он, в свою очередь, приказать ей уйти из партии? Скорее, другое. В фильме рассказывается, как она, бросив свою ответственную работу инспектора, заявилась к Макаренко с предложением руки и сердца. Не достаточно ли этого, чтобы уволить женщину из партии во время первой же чистки, которые тогда проводились регулярно? Добровольно из РКПб в то время не выходили!

С другой стороны, авторитет Антона Семёновича среди воспитанников был не тот, что у супруги. «Воткнул себе финку в ногу, чтобы только не идти за выговором к начальнику, - так боялся Калабалин разговора с Макаренко»!

«Не посадят в карцер лишь оттого, что я не хочу кланяться всяким сумасшедшим». Эти слова Макаренко якобы сказал о замнаркома просвещения Н.К. Крупской. И что же? В самом деле, не посадили!

И после этого Е. Васильева несёт чушь: «Его вызвали, чтобы арестовать, он этого не знал. Или знал?». За что арестовывать? В 1939 г. А.С. Макаренко был всего лишь писателем, но известным не только в Союзе, а и во всём мире. Преследовать его могли лишь враги Советской власти.

Даже из тенденциозного фильма, вопреки намерениям авторов, можно сделать вывод о весьма продуктивных отношениях великого педагога с ОГПУ. Всячески подчёркивается, что, «несмотря ни на что, Макаренко не принял большевиков», что, несмотря на настойчивые предложения, так и не вступил в коммунистическую партию. Но это слова, которые к делу не пришьёшь. А по делу.

Принимая должность начальника колонии ОГПУ, Антон Семёнович «поставил условием безоговорочное принятие его системы воспитания», и чекисты это условие приняли! Не будучи в партии, педагог имел весьма серьёзное звание сержанта госбезопасности, что соответствовало армейскому старшему лейтенанту.

Макаренко не стеснялся спорить с высоким начальством. «Кому-то захотелось употребить дисциплину и мощь нашего коллектива для производственного марафета?», - встал он против превращения колонии им. Горького в завод. Но каков результат этого противостояния? Педагога сделали начальником над 14-ю колониями! Более красноречивого свидетельства об отношениях Макаренко с начальством и быть не может. Наверное, они по-разному понимали свои задачи (и что в этом удивительного?), но специалиста ценили и не собирались с ним расставаться. Сделал в Харькове, повтори по всей Украине - вот такой совершенно естественный подход!

И наконец, то, из-за чего, наверное, и поставлен фильм: «Заслугой Макаренко стала управляемая демократия, о которой и сегодня можно только мечтать!» Не думают ли они, что великий педагог - их союзник в обмане народа? Демократия Макаренко похожа на «демократию» «новых русских» не больше, чем Калабалин (Карабанов) на современного бандита! Из первого получился гражданин, из второго может выйти разве что обыватель, амёба, способная приткнуться всюду, где ей тепло и не дует! И сравнивать ли демократию макаренковскую, земную и действительную, с «демократией» нынешней, из которой выхолощена суть, которая и не демократия вовсе, а охлократия, господство толпы «новых русских», ошалевших от награбленных денег?

Ю.М. ШАБАЛИН

P.S. А хорошо ли в РФ новым макаренко? Посмотрев документальный фильм, я задался вопросом: «Есть ли сегодня последователи у великого педагога?» Казалось бы - при том, что и дети в российском рыночном беспределе стали товаром - их не должно быть? Но не ошибся ли я? Советские привычки и традиции зачастую крепче, чем можно предположить.

Вначале я обратил взор к детским домам. Но наши приюты далеки от колоний-коммун Макаренко, как небо от земли! Они не чужды бизнеса, а там, где деньги, нет места самоотверженности!

Соратники Антона Семёновича оказались там, где трудно представить, - в Министерстве обороны, в нахимовском и суворовских училищах. В своё время они задумывались Сталиным, чтобы заменить погибших родителей сиротам, перед которыми государство в неоплатном долгу. Как оказалось, и по сию пору благородная традиция сохранилась!

«Сегодня из всего личного состава нахимовцев (около 650-ти) 60 - круглые сироты. У некоторых, кроме меня, вообще никого нет, и все операции с нотариусами, юристами и прочими обязательными чиновниками в этой жизни они доверяют мне. Примерно 180 мальчишек - из семей, в которых есть только один родитель» (А.Н. Букин, начальник Нахимовского училища, контр-адмирал. Из статьи В. Сирых «Моряками не рождаются» // ВПК. - 2005. N246.

Открытый и честный разговор ведёт адмирал о своих воспитанниках. Достаточно познакомиться с его послужным списком, который до начальника училища заканчивается начальником штаба флотилии атомных подлодок, чтобы увериться - этому человеку нечего скрывать, он из подвижников грядущего могучего флота российской державы!

Но что ж так трудно этому подвижнику? Нахимовское училище подверглось сосредоточенной атаке. Комиссия за комиссией разбирались с воспитанниками на предмет нацистской символики, «голубизны», «дедовщины»! Нахимовцев подозревали во всём, что только могли придумать... И ничего не получилось! Училище оправдали по всем статьям! Люди не виноваты! А где извинения?

Комитет солдатских матерей каяться не хочет. Не приучены, если даже и промахнулись! Но дело-то позорное! Обвинили в некрасивых поступках самых бескорыстных людей в современной РФ, офицеров нахимовского училища со скромным денежным содержанием, работающих за честь и за совесть. Как это согласуется с принципами «солдатских матерей»? Ну, разве что среди них матерей не окажется?!

Сегодня именно воспитатели средних военизированных учебных заведений - истинные последователи А.С. Макаренко, апологеты его педагогической теории и необыкновенной жизни. Им труднее, чем мэтру! Но что ж поделать? У нас всегда так: идти следом не проще, чем прокладывать путь!

«90% выпускников Нахимовского училища продолжают учёбу в высших военно-морских институтах». Всё училище в целом можно считать квалифицированным педагогом макаренковского типа! И что ж так сурово с корифеем? Можно ли на него надевать слюнявчик Минпросвещения?

Если вдуматься, уничтожение Российской Армии носит не случайный характер. За рубежом есть структуры, постоянно занимающиеся этим, составляющие планы, претворяющие их в жизнь. Там хорошо понимают: мало развалить вооружённые силы великой страны, надо не дать им возможности возродиться. Именно потому столько усилий прилагается, чтобы «реформировать» военное образование. Сокращение военных училищ, объединение и передислокация из Москвы в провинцию академий, увольнение молодых офицеров сразу после получения первых звёздочек на погоны, замена их на выпускников военных кафедр гражданских вузов, уменьшение числа этих кафедр - звенья одной цепи, кадровая политика наших врагов, продолжение «холодной» войны, которая, в сущности, ни на один день не прекращалась.

Освоив высшие эшелоны власти, агенты влияния проникают в другие организации общества. Ярким примером их деятельности является попытка передать нахимовское училище из системы Минобороны в Минобразования. И это при том, что оно вполне справляется со своей работой.

Пока единственному в стране Нахимовскому училищу, из стен которого вышло 14 тысяч выпускников, удалось отстоять свою военно-морскую честь и право на особость. Но что будет в дальнейшем? Когда бизнес кладёт глаз на что-либо, он становится поразительно настойчив. А училище, на счастье или на беду, владеет летним лагерем в живописном месте Карельского перешейка, подходящем для возведения «новорусских» особняков. Согласитесь, документы, подтверждающие право собственности за подписью самого И. Сталина, сегодня вряд ли могут служить надёжной защитой. Они способны лишь разжечь аппетиты у «прихватизаторов».

Но вернёмся к вопросу, поставленному в начале P.S.: «Хорошо ли в современном российском обществе последователям Антона Семёновича Макаренко?» Всё познаётся в сравнении. Авторы тенденциозного фильма лицемерно сочувствуют великому педагогу: «Сколько непонимания, какую борьбу приходилось вести с Наркомпросом!». Но мы помним, что борьба всякий раз заканчивалась победой. И вместо одной колонии- коммуны, обращённой в завод, появлялись 14, осваивающих самый передовой метод перековки малолетних преступников в полноценных граждан. И труды Макаренко, талантливые книги - «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» - широко распространялись не только среди учителей, но и во всём обществе, и не в одном СССР, а и за рубежом. Виданное ли дело? По педагогическому исследованию снимались художественные фильмы! Случалось ли такое с любой, даже самой успешной диссертацией? Впрочем, и диссертаций, результатом которых были бы судьбы людей, до того не наблюдалось!

Как современное общество ценит учеников Макаренко, видно на примере попытки «реформировать» Нахимовское училище. Воспитателям будущих офицеров и адмиралов русского флота не до орденов, не до пропаганды уникального опыта. Оставили бы в покое, позволили заниматься скромным, но необходимым Отечеству трудом! Но у нас свобода для Елены Чавчавадзе! Сняла бы фильм о ленинградских нахимовцах - было бы больше пользы, нежели от антиисторических раскопок!

И последнее. Если и была тайна у педагога Макаренко, то это тайна бескорыстной любви и самоотверженности, которой наделены немногие избранные. Обыватели удивлялись ей при жизни Антона Семёновича, не могут понять и сегодня. Ещё и оттого нападки на Нахимовское училище. Вот только заступиться за него, в отличие от Макаренко, некому. Такие времена!"

Автор рассылки - Роман Кедров, Солдат Империи, romul100_78@mail.ru


В избранное