Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим? Мифы уходящей эпохи. Выпуск 14


Информационный Канал Subscribe.Ru

Автор рассылки
Александр Шестаков
future@shsd.ru

Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим?

Выпуск 14
Наш сайт:
Вперед, в БУДУЩЕЕ!
future.shsd.ru

Миф о Прогрессе. Свобода или рабство?

Человеческие возможности настолько безграничны и таинственны,
что воины, вместо того чтобы размышлять об этом,
предпочитают использовать их без надежды понять,
что они собой представляют.
Дон Хуан
(Карлос Кастанеда, "Второе Кольцо силы")

Итак, вернемся к полному мифов письму Serik-а в позапрошлом выпуске рассылки. Почему именно это письмо я хочу так подробно рассмотреть? Потому что изложил он эти самые мифы очень хорошо. А сами мифы у всех у нас одинаковые. Ничего принципиально нового, друзья мои, не нахожу я в своем почтовом ящике. Все мифы штампованы, как дешевые китайские пластмассовые игрушки. Так же нелепо раскрашены, и если заглянуть внутрь, то увидишь лишь пустоту и неаккуратно склеенные части. Но для этого надо заглянуть внутрь:

"...Свобода - это наличие способности и желания к достижению собственных целей..."

"...Концентрированное выражение лени - технический прогресс..."

Абсолютно точно. Возразить нечего.

Но, позвольте, разве та же самая лень (или прогресс - в принципе это даже с большой натяжкой можно посчитать синонимами ;-) ) не является проявлением свободолюбия человека ?

Мне кажется прогресс можно считать проявлением независимости человека от внешних факторов (той же природы). Ну посмотрите, разве прогресс не помогает человеку ПЕРОДОЛЕТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ накладываемые на него самой матушкой природой (то есть, по вышеприведенному определению стать свободнее).

Аня уже затронула эту тему в предыдущем выпуске:

А в ту ли сторону мы направили свой прогресс? Физическое тело деградирует, мозговые функции ....... правы ли наши бабушки, говоря, что с появлением калькулятора мы в уме считать разучились? А при проверке орфографии на компе, и по-русски писать скоро разучимся. А про всех американцев с их прогрессивным разделением труда русские ГОРДО говорят, что они ТУПЫЕ! У них все есть, им думать ни о чем не надо.!!!..... Оп? Ничего себе блага прогресса!!!!

Давайте же подумаем, что дает нам научно-технический прогресс - свободу, расширение возможностей, или же деградацию и зависимость?

Начал думать. (Анекдот про задумчивого Штирлица я знаю ;) ) Сначала не получалось, но потом стало ясно вот что. Чтобы ответить на такой вопрос, надо понять, кто же есть человек. Это фундамент, обойтись без него не удастся. Основных, наиболее распространенных гипотез две:

  1. Человек - прямоходящая обезьяна с гипертрофированным мозгом.
  2. Человек - совершенное существо, сын и подобие Бога.

(Тех, кто считает, что думать о Боге могут только те, кому положено, а остальные им должны ВЕРИТЬ на слово, прошу дальше не читать. Не хочу никого расстроить, оскорбить или разозлить.)

Из первой гипотезы совершенно очевидно и сразу следует, что Прогресс - сплошное благо и жизненная необходимость. Действительно, бедные наши предки, лишенные шерсти, клыков и когтей, вынуждены были выживать в агрессивном окружении дикой природы. Конечно, подобранная ими палка, обработанный камень, прирученный огонь (а технический прогресс, я уверен, начинается именно с этого) - благо и только благо. Ведь иначе их, несчастных, слабых и пока еще не слишком умных, просто съели бы безжалостные хищники.

Из второго взгляда следует, что человек - Бог. Ты, читающий эти строки - Бог. И я - Бог. Почему? Очень просто. Каждому ясно, что дети слона - слоны, дети лягушки - лягушки, а дети кошки неизбежно становятся кошками, или, в крайнем случае, котами. Кем же могут быть дети Бога, кроме БОГОВ? А то, что человек - сын Бога, многократно подчеркивается в Библии (мои знания священных книг других религий недостаточны, чтоб утверждать то же самое, но насколько я понимаю, ислам признает Евангелие как священную книгу тоже, а в буддизме человек вообще проявление Абсолюта, то есть един с ним в своей основе). Не буду приводить цитат, напомню лишь название и одновременно первые слова самой главной христианской молитвы: "Отче наш". Кто хоть раз не читал эту молитву? А теперь вдумайтесь, кто может обращаться к Богу подобным образом, кроме его сына?

Думаем дальше. Бог всемогущ. Значит, человек должен быть всемогущ тоже. Причем не человек как вид, как все человечество, а каждый конкретный индивид. Возможности Бога неограничены. Значит, и возможности человека должны быть не меньше. Почему? Тоже довольно просто. Во-первых, человек - сам Бог, а Бог всемогущ. Во-вторых, кто из родителей, обладая обширными возможностями, не пожелает наделить ребенка возможностями еще большими? Думаю, таких не найдется. Так неужели Бог своему сыну, причем возлюбленному сыну, как он сам неоднократно подчеркивал, не дал всего, чем обладал Сам, а может, и большего?

Однако мы непосредственно наблюдаем факт, что наши возможности ограничены. То есть каждый из нас постоянно в повседневной жизни в этом убеждается. Напрашивается очевидный вывод: вторая гипотеза не верна (не соответствует фактам). Значит, возвращаемся к тому, что, прогресс - наше единственное спасение?

Но ведь можно сделать и другой вывод. Он не слишком-то и спрятан, я бы даже сказал, выставлен на показ в самой этой фразе: возможности наши ограничены. ОГРАНИЧЕНЫ. То есть были ограничены! То есть ДО ЭТОГО, до того, как были ограничены, они были больше!

Отвлечемся ненадолго от рассуждений и обратимся к фактам. Я не претендую на полноту исследования проблемы. Наоборот, признаю, что эти материалы были выужены из Интернета меньше чем за час не слишком тщательных поисков. Уверен, многие из вас смогли бы очень существенно расширить и пополнить этот набор фактов. Однако для начала нам хватит и этих.

Большинство из вас помнит, какой наплыв всевозможных экстрасенсов, колдунов и инопланетян испытала наша страна не так уж много лет назад. Многие относятся скептически к этой публике, и очень легко понять почему. Слишком часто она демонстрировала лишь одну уникальную способность - способность водить людей за нос. Кстати, эта способность тоже заслуживает изучения, но сейчас о другом.

Фрагмент из "Невыдуманной истории экстрасенсов в России" Александра Торина (http://www.vasaros.com/art/taratorin/extrasens_nevidumannaja_istorija/nevidummanaja_istorija.pdf ):

Заместителем директора ИРЭ в то время работал член-корреспондент АН СССР Юрий Васильевич Гуляев. Для справки: ныне он академик и директор того же института. Гуляев был выпускником Физтеха, одним из самых молодых член-корров того времени, успел получить премию Европейского физического общества и, практически, основал целую область науки (Акустоэлектроника). Фильтры, стоящие в цветных телевизорах, основаны на его открытии, сделанном в Кембридже в конце 60-х годов. Ну так вот, прослышав про такие чудеса, Юрий Васильевич хмыкнул и поехал вместе с Кобзаревым "разоблачать" кудесницу. Вот тут-то он и прикусил язык.

Кулагина рассеивала руками луч лазера. Вокруг ее рук существовало сильное электрическое поле. Она действительно могла передвигать небольшие предметы, типа кусочка сахара или спичечного коробка. Кроме того, чувствительный микрофон, установленный около ее рук зарегистрировал короткие ультразвуковые импульсы, а входной каскад усилителя во время экспериментов сгорел... Потом Кулагина за несколько секунд сделала ожог на руке скептическому Гуляеву, который до сих пор утверждал, что все разговоры об ожогах - результат внушения и гипноза, которому он не поддается...

Возможности Кулагиной, насколько мне известно, исследовали наиболее тщательно. Проводилось изучение и других экстрасенсов, примерно с тем же результатом.

Заметим, что автор довольно скептически относится к экстрасенсам, но здесь он вынужден признать наличие непонятного явления. И что же отвечает наука, Ее Величество Всезнающая Наука, на эти факты, которые, как известно, вещь упрямая? Что говорит на это медицина, вдоль и поперек изучившая тело человека и знающая доподлинно, что в нем к чему и как это все привести в порядок? Какие это органы создают ультразвук, электрическое поле? Какие ткани порождают излучения, вызывающие ожог? Что перемещает предметы на расстоянии? Ее Величество Медицина вкупе с Физикой глубокомысленно заявляют, тщательно почесав перед этим в затылке: "Феномен!" Что в переводе с научного на простой и понятный всем русский язык значит "А х.. (хто) его знает!"

Уже воочию вижу водопад полных насмешки писем, низвергающийся в мой почтовый ящик: "Так это ж у нас, да еще в разгар перестройки! У нас-то Прогресса и нет почти! Вот на Западе, где Прогресс, такого нет!". Хорошо, уважаемые мои читатели, оборотимся лицом на Запад.

Фрагмент из книги Ури Геллера "Моя история" (http://www.donbass.dn.ua/zodiak/geller.php):

Мне было всего шесть лет, когда отец купил мне первые часы. Я очень ими гордился. Хочу сказать, что с самого начала я ненавидел школу. И каждый урок мучительно ждал, когда наступит время перемены. В принципе это вполне нормально. Но все-таки я не любил школу больше, чем в общем-то можно считать нормальным. И вот когда у меня появились часы, я почти непрерывно смотрел на них, ожидая, когда раздастся звонок на перемену. В некоторых классных комнатах были часы на стенах. Как-то раз, помню, я сидел и смотрел на свои часы, по которым урок уже должен был закончиться, но звонок все не звенел. Тогда я взглянул на часы, висевшие на стене, и увидел, что по ним еще осталось целых полчаса до перемены. Огорчившись, я перевел часы на полчаса назад.

Но на следующий день произошло то же самое - мои часы вдруг убежали вперед, опережая школьные. В конце концов, я рассказал об этом маме. И мы решили, что часы забарахлили, и их пришлось оставить дома. Мама проверяла каждый день - ничего особенного не происходило, часы шли совершенно нормально. Так продолжалось несколько недель, и я пошел с ними в школу. Мне очень хотелось поймать часы в тот момент, когда они начнут двигаться необычно.

В этот раз я снял часы с руки, положил их перед собой и внимательно смотрел на них. Потом, конечно, забыл об этом и вдруг случайно взглянул на них. И тут увидел, что стрелки крутятся все быстрее и быстрее, как будто часы сошли с ума. Я закричал учителю: "Посмотрите на мои часы!", подняв их над головой, чтобы все увидели, но весь класс начал смеяться надо мной. Я готов был провалиться сквозь землю.

Спустя некоторое время произошла еще одна странная вещь. Однажды, во время завтрака в школе, одноклассник, сидевший рядом со мной, посмотрел на свои часы и сказал: "Ой, мои часы убежали на час вперед!" Неожиданно для себя, осмелев, я повернулся к нему и сказал: "Я это сделал". Он заспорил, утверждая, что это невозможно, и тогда я попросил его снять часы. Он согласился. Я взял часы в руки, посмотрел на циферблат и сказал: "Двигайтесь". И стоило мне произнести это два или три раза стрелки часов вдруг перепрыгнули еще на несколько делений. Вокруг собралась целая толпа, все говорили, что это величайший фокус во всем мире. Я почувствовал себя веселее. Но вскоре столкнулся с тем, с чем мне впоследствии придется сталкиваться всю жизнь. Все были уверены, что это только ловкий фокус, я не мог доказать, что нет никакого обмана.

Опять-таки, налицо воздействие человека на предметы неизвестным науке способом. Однако на этой истории с часами дело не закончилось, а наоборот, только началось.

Фрагмент еще одной статьи об Ури Геллере (http://www.sem40.ru/famous2/e1813.shtml):

В конце 1973 года Ури Геллера пригласили принять участие в телевизионной программе Би-би-си, специально посвященной феноменальным способностям людей. Были приглашены и известные ученые. В ходе встречи ведущий программы сообщил, что в студию стали поступать многочисленные звонки от зрителей, изумленных внезапной деформацией их собственных столовых приборов и возобновлением хода испорченных часов. На следующий день молодой феномен из Израиля стал всемирно знаменитым. Начались гастроли по всему миру от Скандинавии до Австралии.

После американцев за Геллера взялся профессор Лондонского университета Джон Тейлор. Он не поленился изготовить экспериментальную установку, в которой измерялось усилие, прилагаемое к металлической пластине, которую Геллер должен был деформировать. Когда он лишь слегка коснулся пластины, прибор зафиксировал приложенное усилие в 15 граммов. Через несколько секунд пластина изогнулась на 10 градусов, но в противоположную сторону. Одновременно на 70 градусов выгнулась стрелка измерительного прибора, к которой Геллер вообще не прикасался, да и не мог - стрелка находилась под стеклом.

И вот сенсация: когда ложку, согнутую "силой мысли" Ури Геллера, подвергли рентгеноструктурному анализу, оказалось, что ложка согнута не механическим путем, а нагревом, более того, по-видимому, токами высокой частоты. В другом институте результат был тот же, но исследователи предположили, что нагрев был произведен мощным токовым импульсом. Результаты одного из этих исследований были опубликованы в начале 90-х годов в сборнике "Парапсихология в СССР".

Каким образом Геллер умудрился согнуть стрелку прибора сквозь стекло? Что говорит на это наука? Каким образом "токи высокой частоты" воспроизводятся стандартными телевизорами? А перед этим принимаются, причем правильно принимаются, стандартными телекамерами, кодируются, передаются через множество ступеней ретрансляции от телестудии к домам телезрителей? Наука, обычно столь многословно рекламирующая свои достижения, здесь упорно молчит. И заметим, что все указанные факты отнюдь не приводят к активизации исследований, к пересмотру основополагающих теорий, которые, как теперь очевидно, недостаточно хорошо описывают картину мира. Нет, наука продолжает жить своей жизнью, развиваться и совершенствоваться, повесив на неудобные факты ярлык "Феномен" и отодвинув их на дальнюю пыльную полку, чтоб не мозолили глаза.

И последний на сегодня факт. Фрагмент из книги Бориса Сахарова "Открытие третьего глаза" (думаю, при желании найти ее в Интернете не составит труда; в самой книге фигурирует адрес http://www.orlov-yoga.com/):

Еще Ламброзо, ученый с мировым именем, посредством гипноза вызывал у слепого способность чувствовать запах пальцами ног, вкус коленями и читать внешней поверхностью ушной раковины. Не менее впечатляющи опыты полковника А. де Роша, д-ра X. Люрвиля и Ш. Ланселена.

...

Так Шарль Ланселен, на основании своих многочисленных экспериментов, утверждает, что у гипнотизированного повышается прямо-таки в астрономической степени способность ощущения всех его органов чувств. Он говорит: "Если на одну руку загипнотизированного человека положить тяжесть только на один грамм больше, он сейчас же укажет, на какой руке лежит более тяжелая вещь. То же самое происходит, если на полу начертить две линии: одну 3 м длиной, а другую на 1 мм длиннее, он без колебаний покажет более длинную линию. Если к одной из двух бутылок одинакового красного вина добавить ничтожное количество жидкости другого цвета, субъект указывает именно эту бутылку".

То же самое с акустикой: нормально мы воспринимаем звуки 7-ми октав, а пациент А. де Роша - 64 октавы. Ухо нормального человека воспринимает колебания от 40 до 16 000 колебаний в секунду, а то же ухо загипнотизированного человека - до 10 в 19-ой степени колебаний в секунду. Это больше, чем колебания невидимых гамма-лучей, и поэтому загипнотизированный видит также излучение человека, его ауру.

Не спрашивайте меня, что такое звук "до 10 в 19 степени колебаний в секунду", я этого не знаю. Однако свидетельства пробуждения под гипнозом необычных способностей у самых обычных людей слишком многочисленны, чтобы отвергать их на основании этой непонятного момента.

Итак, фактами доказано, что возможности человека если не безграничны, то очень велики и в любом случае гораздо шире, чем это обычно представляется нам. Границы их теряются где-то в тумане, и само их существование очень сомнительно. Причем, как мы видим из последних примеров, возможности не уникумов, а самых обычных людей. Думаю, каждому ясно, что гипнотизер не создает в организме пациента новых органов на время сеанса гипноза. Он просто вынуждает использовать то что уже есть, то, о чем человек и не подозревал.

А теперь вернемся к нашему научно-техническому прогрессу, якобы расширяющему наши возможности. Вот небольшой фрагмент моей давней переписки с Сергеем Осиповым, с которым мы обсуждали еще компьютеризацию:

Сергей Осипов:

У меня плохая музыкальная память (во всяком случае меня её качество и функциональность - не устраивает). Тем не менее я являюсь композитором, аранжировщиком, дирижёром, исполнителем и т.д. Причём - востребованным. В данный промежуток времени у меня нету свободных ресурсов для тренингов. Поэтому я, проанализировав ситуацию, купил себе инструмент - цифровой диктофон (аналоговый меня не устраивает из-за отсутствия многих функций нужных мне). Он мне очень помогает в моей работе тем, что вместо меня запоминает какие-то мелодические линии, которые я потом и транспонирую, сначала подбирая на инструменте, а потом гармонизирую и аранжирую.

Диктофон - компьютер, только маленький ещё...;) Является рабочим инструментом для одного из этапов реализации некоей цели. Без него обойтись, конечно можно, но, уверяю Вас, количество ресурсов, затраченных вхолостую, будет огромно! Чего только стоит весь день крутить в голове одну и ту же мелодику или фактуру гармонической фигурации, только для того, чтобы не забыть её!

В этом примере компьютер 100%-но повышает эффективность одного из этапов моей работы.

Александр Шестаков:

Можно один раз заняться собой и развить память так, чтоб не приходилось "весь день крутить в голове" мелодию. И потом пользоваться, и не только для мелодий.

А можно купить гаджет и каждый раз записывать в него "с нуля", к тому же впадая от него в зависимость.

Как Вам такая трактовка?

Сергей Осипов:

С одной стороны - правильная трактовка. Но имейте в виду что:

1. Зависимость - тоже миф.

2. Диктофон - это временно, пока ресурсы не освободятся...:)

3. Гаджет, память, какая разница? Конечно память лучше, но только в обслуживании...:)

Думаю, Сергей и сам увидел шаткость своих аргументов. Памяти никакое обслуживание не нужно, а ее использование само по себе тренирует и расширяет ее возможности. А вот диктофон требует не только экологически вредного производства для своего производства. :-) Он еще постоянно отнимает уйму времени и сил - чтоб его приобрести надо поработать, и потом чтоб его поддерживать в рабочем состоянии надо постоянно уделять ему внимание: изучение инструкции, батарейки, помыть-почистить, ремонт, и наконец, замена новым - и все с начала. Это время отнимается как раз у личного развития, в том числе и у развития памяти. Вот здесь и появляется ЗАВИСИМОСТЬ, которую отрицает Сергей. Зависимость на менее глубоком уровне (без диктофона как без рук:) очевидна.

Неиспользуемая функция организма сворачивается. Это закон биологии. Неиспользуемые мышцы слабеют, неиспользуемые глаза слепнут, неиспользуемая память атрофируется. Коварство Прогресса в том, что он предлагает вроде бы более простое и дешевое решение проблемы - вместо утомительного развития памяти мгновенная покупка диктофона. За все надо платить. Подобная пословица есть, наверное, в любом языке. За достижения Прогресса мы расплачиваемся своим всемогуществом, получая взамен жалкие суррогаты того, что имели. Протезы вместо ног.

Не слишком ли высока эта цена?

Не лучше ли ноги, чем протезы? Не лучше ли самые слабые и непослушные ноги, чем самые лучшие и современные протезы?

Разве могут быть сомнения при ответе на этот вопрос?


Рассылка моего коллеги, или лучше сказать, однополчанина по борьбе с мифами, Игоря Базылева:

Война идей, слов, символов, образов - это реальность современного общества. Мы живём в эпоху, когда виртуальные модели сражаются друг с другом в сознании каждого человека. В результате побеждает самая сильная, аргументированная, яркая идея - образ. И мы начинаем строить коммунизм или покупать прокладки Олвейз, клеймить США или требовать выдворения москалей, играть в футбол или восхвалять Кришну.

Бойцам информационного фронта посвящается. Пиарщикам и журналистам, маркетологам и рекламщикам, переговорщикам и писателям. Всем, кто увлекает своими идеями города и сёла, страны и континенты. Всем, кто с помощью образов захватывает заводы и фабрики, выбирает и снимает губернаторов, объявляет вотум и гасит мировые конфликты.

Основы и принципы ведения информационной войны, возможности и недостатки, инструменты и механизмы, фанфары побед и горечь поражений, теория и практика, стратегия войны и "экипировка" инфиста - всё это в рассылке: "Информационные войны: искусство побеждать"

http://subscribe.ru/catalog/marketing.infwars


Наши друзья:
http://www.logachev.info
http://english.shsd.ru
http://www.perm-delo.narod.ru
Архив рассылки можно просмотреть здесь
Автор рассылки Александр Шестаков future@shsd.ru

На письма отвечаю лично или через рассылку - по своему усмотрению. Если не хотите, чтоб Ваше письмо появилось в рассылке, пишите явно "письмо не публиковать". Если хотите, чтоб Вам ответили читатели рассылки, помещайте свой адрес электронной почты в текст письма.

Рассылки Subscribe.Ru
Неуверенность в себе. Избавимся?
Да здравствуют перемены!!!
Последние обновления ШСД.РУ


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное