Все выпуски  

Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим?


Информационный Канал Subscribe.Ru

                                                                Наш сайт
нету
                               
                        Мифы уходящей эпохи
Во что мы верим?
                       
                Автор рассылки
Александр Шестаков
                                                                                    Выпуск 75            
Архив
на сервере рассылок
Миф об образовании. Вот на этой оптимистической ноте...

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью,
не имеет ни того, ни другого.
Эрнест Хемингуэй

К моему удивлению, предыдущий выпуск не вызвал большого резонанса. Писем с возражениями было всего два.

Я некоторое время переписывался с автором одного из них. Вот его основные тезисы (кратко, без деталей - надеюсь, автор простит меня за такое упрощение):

Кое-что из изучаемого в школе может не устареть и за 20 лет.

Учиться можно потому, что это интересно, а не потому, что нужно.

По идее, педагог научит лучше, чем родители.

Все не нужное, изученное в школе, все равно может пригодиться. Что понадобится - неизвестно. Изучать тогда, когда понадобилось - слишком долго.

Не хочешь учиться - учись на двойки. Зачем? Для диплома.

Чем больше усвоенных знаний, тем больше база для творчества.

Школа дает панораму всего, из которой потом можно выбрать.

Честно говоря, у меня сейчас просто нет времени, чтобы ответить по всем этим пунктам обстоятельно и обоснованно. А отвечать кое-как - смысла нет. Зачем? ;)

Поэтому я подумаю, и может быть, мы когда-нибудь еще вернемся к этим вопросам.

Во втором же мысль была всего одна, но подробно развернутая. Опять же вкратце мысль вот какая (и снова надеюсь, автор простит меня за такую краткость):

Дело в том, что рассуждая о ненужности образования, Вы постоянно подменяете понятие "состоявшаяся личность" - понятием "успешный предприниматель"

...

Если Вы намерены утверждать, что успешный предприниматель - это наилучшее или даже единственно возможное выражение истинной сущности человека, так говорите, пожалуйста, об этом прямо, а не посредством обиняков и экивоков. Если же Ваши намерения иные, то раскройте их, пожалуйста.

Я утверждаю и буду утверждать совершенно прямо, что в современном мире человек, достигший сколько-нибудь высокого уровня осознанности (то есть понимания себя и окружающего мира) будет являться успешным предпринимателем. (Что Вы имеете ввиду под словами "состоявшаяся личность" я не знаю).

Объясню, но буду краток.

Развитие человека сопровождается ростом уровня его свободы.

В современном мире предприниматель - реально наиболее свободен.

Так что развитие будет сопровождаться ростом свободы, который рано или поздно выразится в предпринимательстве.

Замечу, что для меня "предприниматель" и "бизнесмен" - НЕ синонимы, а в некотором смысле даже противоположности.

Разжевывать не буду - мудрому достаточно. ;)

И еще опубликую еще два письма. Одно из них пришло совсем недавно, а другое - уже очень давно.

Добрый день, Александр.

До того, как прочитала Вашу рассылку про образовательную систему, никогда не акцентировала свое внимание на таком оказывается глобальном вопросе. Начинаю вспоминать себя и понимаю, что действительно мало из того, чему меня учили в школе, можно сейчас реально применить на практике, а уж о логике и других знаниях и умениях речи вообще не идет.

Ну разве что могу вспомнить, как в одном из кружков нас учили готовить салат оливье и шить косыночку. На одном из уроков немецкого языка, когда никто из класса не подготовился должным образом (конец весны, солнце, тепло - какая учеба?), наша учительница, поняв, что насильственными методами от нас уже ничего не добиться, сложив руки на столе, спросила, почему нас учат в школе, почему нам преподают гуманитарные науки и заставляют читать какие-то книги великих классиков. Я, как самая сознательная и, наверно, смелая :)), ответила, что каждый воспитанный и нормальный человек, должен познакомиться с книгами величайших писателей. Учительница посмотрела на меня, махнула рукой и ответила, что таким образом они (учителя) пытаются заставить нас думать самих, рассуждать, выносить собственные точки зрения и не боятся быть непонятыми окружающими за свое, отличное от их мировоззрение. Вот что должно быть первоочередным.

Сейчас происходит зарождение нового человека, способности которого будут отличаться от способностей обычных людей. Их будет становится все больше и больше. И много таких среди тех, кому только предстоит идти в школу. Они не должны боятся отличаться от людей старой формации. А если приложить к этому еще и то, о чем Вы говорили (место об умении любить и т.д.), то цены им не будет.

Так что тот урок я запомнила надолго.

И еще. Я согласна с Вами во многом. Особенно в части умений любить и помогать другим. Это одни из величайших потребностей и удовольствий человека. Но что Вы можете предложить взамен? Разговор об общей неудовлетворительной ситуации в стране не хочу даже поднимать - всем все понятно. И волю свою навязать другим - невозможно. Можно лишь засучить рукава и начать действовать. Хотя бы в рамках собственной семьи в плане образования своих детей.

С уважением, Татьяна

ЗЫ. Нелогично? ;)))

Что поделать? Блондинка пыталась рассуждать :))))

Татьяна, не кокетничайте. ;) Письмо очень хорошее.

Салат оливье и шитье косынок - это реально и бесспорно полезные вещи. Правда, у меня есть подозрение, что вы смогли бы обучиться им и без школы. ;)

Учителя пытаются заставить учеников думать и рассуждать! ДА! Добросовестные учителя именно это пытаются сделать! Другой вопрос - какова эффективность этих попыток. А такой вопрос в школе вообще не ставится. Иначе сразу стало бы ясно, насколько там все плохо с эффективностью.

Но больше всего мне понравилось, что Татьяна задает самый правильный, главный вопрос: "ЧТО ДЕЛАТЬ?"

Уже одно это относит ее к 1% населения, не безнадежному в плане умения думать. ;)

Начинать в рамках собственной семьи - правильно и необходимо. Но и ограничиваться этими рамками тоже нельзя. Слишком все запущено.

Свой ответ на вопрос "Что делать?" я постепенно публиковал в рассылке "Экопоселения на Кубани" (ссылка внизу). Рекомендую ее архив посмотреть. Я сам вчера и сегодня смотрел - столько интересного нашел! :-))) А сегодняшний и завтрашний выпуски - это будет вообще нечто, чего ни в одной из моих рассылок пока не было.

Это, так сказать, тактика "что делать". А стратегия изложена в серии книг Владимира Мегре "Звенящие кедры России". Кто не читал - рекомендую прочитать и вдуматься. А кто читал - перечитать. Не просто так, а постаравшись понять, где там стратегия в области образования, и где национальная идея, позволяющая вывести страну из кризиса. Да и всю планету тоже.

И второе письмо. Оно, как по заказу, удачно продолжает тему и книг Мегре, и предпринимательства:

Добрый день Александр.

Опять долго собираюсь написать, еще на предыдущий выпуск рассылки Мифов о главном ;), но вот только добралась до клавиатуры.

Вот вроде со всех сторон обсудили и детей, и их воспитание, и образование... Только вот у меня такое ощущение, что мы вытаскиваем по одному кирпичику из строящего здания и пытаемся оценить, хорош ли кирпич, того ли он цвета. Но ведь все аспекты нашей жизни цепляются одно ха другое и самое страшное, что по одиночке каждый не исправить!

Пока мы оторваны от земли - вынуждены искать способы зарабатывания денег и как правило, на кого-то или по требуемой в обществе специальности. Вспомните все бунты крестьян. Как ругали в школе царское правительство за то, что простым людям не давали земли - главного богатства! Разве у нас не та же форма крепостничества? Только мы не осознаем этого! Да, не всем нравится трудиться на земле, но, тем не менее при достаточном ее наличии с голода не умрешь и пойдешь искать "лучшей доли" только, если душа запросит другого пути.

Пока мы будем зависимы от денег, на которые надо покупать еду и оплачивать коммунальные услуги - мы будем ходить трудиться. И наша жизнь делится на будни и праздники, на рабочее и нерабочее время. Причем нерабочее - значит отдыхать не думая и отдыхать от детей тоже. Кто из наемных рабочих уделяет ребенку вечером хотя бы час? Дети подрастают и идут учиться по специальности. В одной семье - и врач, и педагог, и шофер, и программист. О чем они будут разговаривать, собравшись вместе? Смогут ли они что-то вместе сотворить?

Пока мы будем ходить трудиться на чужого дядю - мы будем "пристраивать" куда-то детей. А самый дешевый и социально поощряемый вариант - школа и детсад.

Пока живем по "благоустроенным квартирам", дети будут остро нуждаться в общении со сверстниками, а может и не только со сверстниками. Если не ходить в детсад - ограничивается круг общения только родителями. А какие бы хорошие они не были - этого мало. А мне страшно отпускать ребенка на улицу не потому, что заблудится - а потому что ее поджидают "блага цивилизации": машины на улице, во дворе - железяки, осколки бутылок после ночных чьих-то гулянок, шприцы, окурки, да мало ли чего на детских площадках. Вот и получается, что не ребенок гуляет, а я его выгуливаю, тратя на это свое время, и работая надзирателем.

Ребёнок может захотеть ходить к соседу учиться плести ивовые корзины, а может пойти пешком в город, чтобы учиться в университете, но он сам это должен осознать и понять, что его образование - это прежде всего для него самого. А не так, как у нас - получить диплом к определенному возрасту, чтобы тебя взяли на оплачиваемое рабство.

Пока вокруг ребенка бетонные стены и неживые игрушки, он будет постоянно теребить родителей, особенно если он один в семье. Это в своем доме и на земле вокруг него ребенку будет постоянно чем заняться. А в квартире? Проще давать ребенку все новые и новые игрушки, мультики ... А ребенок мечтает о живой лошади...

Пока живем далеко от природы, не будем ее чувствовать и будем продолжать ее загрязнять, будет продолжать болеть, теряя последние органы чувств... Пока не сможем прислушиваться к себе, не сможем найти свое дело, свое призвание. Кто сказал: "Болезнь - это невозможность выразить себя"?

Пока сами будем деградировать, чему мы сможем научить детей?

Прежде всего надо менять свой образ жизни родителям. Потому что детям можно говорить кучу правильных слов, но понимают и осознают они только то, что видят. И без толку говорить, что я белый и пушистый, а ребенок мой нахватался мерзостей в садике или на улице. Неправда! Да, дети никогда не станут копиями родителей. Потому что они с рождения - уже личности. Но учиться общаться с этим миром они будут в том числе и наблюдая за нашим поведением. Поведением, а не словами учителя, кто бы этим учителем не был. Они очень четко ощущают ложь нашей жизни даже там, где мы сами считаем, что поступаем правильно...

Что-то у меня не получается достаточно четко выразить свою мысль, но я думаю, что все эти кирпичики: образование, питание, медицина, любовь, семья, дети, природа: - это все надо использовать при строительстве своей жизни. Иначе получится Пизанская башня. С перекосом в сторону образования или еще чего-нибудь...

С уважением, Анна

А на мой взгляд, Анна очень хорошо выразила мысль, попала как раз в яблочко. Только у всех ли хватит сил это осознать?

Собственно, у меня на сегодня все. :-)

Дорогие друзья!

На некоторое время я с вами прощаюсь. Рассылка уходит в отпуск.

Обратите внимание, мой адрес электронной почты изменился. А в связи с отъездом я, возможно, не смогу оперативно отвечать на ваши письма.

До встречи!

Пишите. Александр Шестаков

Я буду отвечать на письма или лично, или через рассылку, по своему усмотрению. Когда отвечаю через рассылку, публикую, разумеется, не только свой ответ, но и письмо, на которое отвечаю. Так что если вы не хотите публикации - обязательно напишите, что письмо ваше публиковать нельзя. Если же, наоборот, хотите, чтоб письмо было непременно опубликовано - тоже пишите об этом прямо.
Если публикую письма, то целиком, не редактирую. Желаете, чтоб ваш адрес электронной почты был опубликован вместе с письмом - вставьте его в текст письма или в подпись САМИ. Тогда другие читатели смогут ответить лично вам. Не хотите - не вставляйте, тогда адрес опубликован не будет.

Черным - мой текст
Зеленым - не мой текст (письма читателей, цитаты из других источников)
Моя любимая рассылка:
Управление - царица всех наук!

Вы умеете жить своей головой и думать самостоятельно? Вы понимаете, почему и отчего вокруг нас столько кризисов и проблем? Основная проблема всех менеджментов и управлений в том, что в подавляющем большинстве случаев этим вещам учат те, кто никогда и ничем не управлял. А управление - это вам не менеджмент! Управлять любыми процессами и объектами действительно ОЧЕНЬ просто! При условии, что Вы понимаете в нужной мере смысл управления. Если отбросить 99% хлама, описанного в книгах по менеджменту, управлению и социальным процессам, и оставить одни жемчужины... Именно этим мы и займемся в рассылке.

Подписаться почтой.
Хорошая рассылка:
Наемный работник Нижнего Новгорода! Хочешь узнать, кто и где тебя кидает?

Так что же такое наемный труд с точки зрения рядового сотрудника рядового предприятия, работника частной сферы, мелкого, среднего и крупного руководящего состава фирм, мелкого предпринимателя, крупного бизнесмена, олигарха, бюджетных работников, налоговых инспекторов?

А с точки зрения мировой философии, истории, законодательства, конституции?

Кто так придумал, что одни люди добровольно, а другие принудительно, с утра до вечера, изо дня в день, из года в год работают на работе как заведенные машины (или делают вид, что работают :), прожигая бесценное время своей жизни). А другие люди пользуются результатами их труда и получают излишки материальных благ и не работают?

Почему все устроено именно так? Кому это выгодно? Кого кидают? Кого используют? Как изменить существующий порядок вещей, и прожить жизнь достойную свободного человека? И зачем человеку эта самая пресловутая свобода?

Вот эти темы и будем обсуждать в этой рассылке.

Подписаться почтой.
Мои рассылки:
Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим?
Подписаться почтой.

С самого раннего детства и до последнего вздоха, назойливо и грубо или ненавязчиво и почти незаметно, нашими близким и людьми, которых мы никогда не видели в наше сознание внедряется тысячи мифов. Кто это делает? Как? И главное - зачем? Вооружившись микроскопом внимания и острым скальпелем логики начинаем наше исследование...


Контуры будущего.
Подписаться почтой.

Из маленького зернышка вырастает огромное дерево. Песчинка начинает лавину. Незаметные события влекут масштабные последствия. Контуры будущего угадываются в сегодняшних новостях, как в осколках зеркала. По одному осколку не понять общей картины. Но если подумать, то осколки складываются в мозаику...


Зеленая вселенная. Заметки из параллельного мира.
Подписаться почтой.

Вокруг меня - странные существа. Их облик необычен, их жизнь таинственна, их намерения неизвестны. Они - тысячелетние многометровые гиганты и неразличимые глазом крошки. Они повсюду, они заполонили сушу и океан, закрепились на вершинах гор и плотно заселили равнины. Наша жизнь полностью зависит от них. Мы почти ничего о них не знаем. Мы называем их растениями. Их нравы и взаимоотношения между собой и с нами - опыт любопытного.


Экопоселения на Кубани.
Подписаться почтой.

Что это? Для кого? Зачем? А может, не нужно вообще? Как? Эти и все прочие возникающие вопросы вопросы обдумываем, решаем, решения проверяем на практике. Для практики создаем экопоселение с нуля, а весь процесс подробно освещаем в рассылке.


Как выбрать печку?
Подписаться почтой.

Тепло и уют... Не разорвать, не разделить эти понятия. Где тепло, там и уют. Где уют, там, конечно же, тепло. А что же будет источником тепла и уюта? Конечно печка!

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
А.С.Пушкин, "Зимнее утро"

Давайте выберем печку так, чтобы она и грела, и радовала!

Какая печь лучше всего подойдет именно вам? Газовый котел? Электрическая? Традиционная русская? Или вам по душе совершенно новый и нетрадиционный способ обогрева? Как сделать теплыми и уютными загородный дом, времянку, гараж, теплицу, и, конечно же, баню? Изучаем, выбираем, делимся опытом успехов и ошибок.

Каталог Наших Рассылок

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.myth
Отписаться

В избранное