Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2009-02-01

Fw: Еврейский оленёнок Бемби

Subject: Еврейский оленёнок Бемби

(C)"Заметки по еврейской истории" 3(106) Февраль 2009 года

http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Vishnevecky1.php

Иззи Вишневецкий

Еврейский оленёнок Бемби

Речь пойдет, уважаемый читатель, о книге австрийского писателя Феликса Зальтена
<<Бемби: Жизнь в лесу>>, которая была написана в 1923 году.

Много лет назад, читая эту книгу маленькому сыну, я обратил внимание на то,
что многое в ней имеет больше отношения к жизни взрослых, чем детей. Перечитывая
ее много лет спустя, уже познакомившись с историей и культурой эпохи модернизма,
я увидел совершенно другой смысл этой знаменитой книги, чем и хочу поделиться.

О самом авторе по-русски и по-английски написано немного.

Известность Зальтену, за пределами Австро-Венгерской империи, книга <<Бемби>>
принесла после того, как Уолт Дисней снял в 1942 году мультфильм <<Бемби>>.

Диснею ее порекомендовал Томас Манн. Так появился фильм, ставший очень популярным.

Кто же такой Зальтен?

Феликс Зальтен родился 1869 году в Будапеште в еврейской семье, и постоянно
жил в Вене. Его настоящее имя - Зигмунд Зальцман. Феликс Зальтен - был одним
из его псевдонимов.

Как в свое время Теодор Герцль, Зальтен работал редактором отдела фельетонов
в самой известной и либеральной венской газете <<Новая Свободная Пресса>>. Он
писал театральные рецензии для многих венских газет, написал несколько пьес и
романов.

Вообще, есть много общего между Зальтеном и Герцлем. Оба родились в Будапеште,
жили в Вене, писали для одной газеты, восхищались Эмилем Золя и интересовались
еврейским вопросом. Когда Золя умер в 1902 году Зальтен написал очень трогательный
некролог.

Зальтен принадлежал к знаменитой группе - <<Молодая Вена>>, куда входили Гуго
фон Гофмансталь, Герман Бар, Ричард Бир-Гофман и Артур Шницлер. В этой группе
евреями были Зальтен и Шницлер, крещеными евреями - Бир-Гофман и Гофмансталь,
и не еврей - Бар. Они были основателями так называемой <<культуры кафе>>, которая
стала неотъемлемой частью культуры модерна, куда еще входили композиторы Франц
Легар, Оскар Штраус, тенор Лео Слезак и Теодор Герцль.

В этих кафе собирались интеллектуалы и вели нескончаемые беседы на различные
темы. В некоторых исследованиях говорится, что 80% завсегдатаев этих кафе были
евреи.

Может быть, эта цифра слегка и преувеличена, но то, что в Вене бытовала поговорка:
<<Еврей - родился в кафе>> - говорит само за себя. В 1925 году Зальтен посетил
Палестину и написал об этом книгу, а затем в 1939 году он ездил с кратким визитом
в Америку, результатом которого стала книга << Пять Минут в Америке>>. В том
же 1939 году Зальтен переехал в Цюрих, где и прожил до самой смерти в октябре
1945 года. Фильм <<Бемби>> У.Диснея знаком многим, но между книгой и мультфильмом
мало общего. Не все знают, что книга была написана, как аллегория на жизнь евреев
в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Многие чувствовали, что у книги
есть скрытая подтема, но дальше этого не шло. Кстати, это не единственное аллегорическое
произведение Зальтена.

Он написал еще несколько аллегорий, из которых наиболее известные - <<Жеребец
Флориан>> и <<Гончая из Флоренции>>, которые переведены на английский. По последней,
У. Дисней снял еще один фильм - <<Лохматый пес>>. Мне уже приходилось писать
о евреях Вены и об австрийском антисемитизме. Нет сомнения, что он явился поводом
и причиной для написания <<Бемби>>. В конце XIX и в начале ХХ веков ассимиляция,
как реакция на антисемитизм, была главной волнующей темой для европейского еврейства.

До той поры это была чисто гражданская процедура, а не религиозная.

Гейне еще мог говорить, что <<это был входной билет в европейскую культуру>>.
Но к концу XIX века это уже выглядело не жизнеспособным. Для ученых-антисемитов
этого было недостаточно. Стали звучать призывы к тому, что эту проблему нужно
решать только одним путем - полным принятием евреями Иисуса Христа, как своего
Бога. В 1904 году при еврейском населении Вены в 130000, только 617 человек перешло
в другую веру. Но и это было довольно большим количеством, по сравнению с предыдущими
годами. Так в 1868 г. окрестилось только 2 человека; в 1870 г - 24; в 1880 г
- 113; в 1900 г - 607. Факты говорили, что никакая интеграция евреев в арийский
мир невозможна, но у многих было ощущение, что биологическая интеграция уже имеет
место, и надежды на ассимиляцию сбываются. Вообще Австрия представляет собой
очень интересный пример того, как в ней решался <<еврейский вопрос>>, что в ней
о евреях писали и говорили. В Австрии происходили многие важные исторические
процессы XIX-XX веков. Существует общепринятое мнение, что Вена является колыбелью
современного мира. А <<Еврейский вопрос>> в Вене всегда стоял очень остро.

С 1895 ею управляла антисемитская партия и мэр. Вена была родиной Сионизма,
и одновременно - самым антисемитским городом Европы. В ней Гитлер научился замечать
евреев... Многие деятели культурной элиты ассимилировались и отрицали свое еврейство.
Но от этого проблема не исчезала. Другие все равно считали их евреями и относились
соответственно. Многие евреи гордились тем, что их воспринимают не как евреев,
что, в конечном итоге, являлось фактом <<негативного сознания>> - желанием или
надеждой, быть принятым за не-еврея. За то короткое время, что законы Австро-Венгерской
империи позволили евреям селиться в городах, большое их количество оказалось
в Вене. Их влияние на развитие капитализма и культуры было подавляющим.

Вокруг них было много деятелей культуры не-евреев, кто разделял их политические
взгляды и сотрудничал с ними. Новый класс - еврейские промышленники - щедро финансировали
развитие науки и культуры. Безусловно, сионизм вызывал огромный интерес у евреев
Восточной Европы, но для венских евреев он значил мало. Им больше всего не нравился
постоянно увеличивающийся поток восточно-европейских евреев, устремившихся в
Вену.

Они же собирали деньги на создание еврейского государства, куда и намеревались
поселить евреев из Восточной Европы. Нужно заметить, что и у самого Зальтена
не все было в ладу с его еврейскими обязательствами. Так, будучи президентом
австрийского отделения ПЕН - всемирной ассоциации писателей, и наблюдая, как
нацисты сжигали книги еврейских писателей, многие ее члены призывали к резкому
осуждению нацистов.

Зальтен же считал, что эта организация должна соблюдать нейтралитет и не вмешиваться.
За это его изображали в прессе не только как <<предателя своей расы>>, но так
же и своего друга Артура Шницлера, чьи книги были в числе сожженных.

В защиту Зальтена можно упомянуть тот факт, что он боялся за судьбу еврейских
писателей, все еще живших в Германии. Тем не менее, он снискал себе репутацию
симпатизирующего нацизму. В 1936 году книги самого Зальтена были запрещены. История
олененка Бемби начинается с рождения в лесу, с его изучения окружающей среды
и времен года. Мы узнаем об его отношениях с другими оленями и другими зверьми.
Особое место занимает Он - охотник, от которого плохо пахло, у которого грубый
и громкий голос, и у Него есть третья рука - ружье. Из нее выскакивает огонь
с резким звуком, и это несет смерть.

Для зверей охотник очень опасен, точно так же, как опасно окружение, в котором
живут евреи. Бемби довольно быстро начинает понимать различие между лесом и поляной.

Поляна - очень опасное место для всех зверей, и им нужно быть очень осторожными,
покидая лес, где они в относительной безопасности.

Мама говорит Бемби, что ходить по поляне не просто. Это трудно и опасно. Когда,
чуть погодя, Бемби предлагает маме пойти на поляну то мама с ужасом отвечает
отказом. А, когда Бемби спрашивает, почему нельзя, то она отвечает, что с детьми
на эту тему не говорят. Относительная безопасность леса сравнивается с относительной
безопасностью еврейской общины, в нем живущей. Поляна - место, где живет более
широкое общество. А вот, как описывается ужас, который Он наводит на зверей:
<<О чем бы ни говорили во время этих вечерних сборищ, кончалось все разговором
о Нем. О том, как ужасен Его облик - никто не смеет взглянуть Ему в лицо, возбуждающем,
едком запахе, который он несет с собой. Этот загадочный запах имеет тысячи оттенков,
и все же его узнаешь мгновенно по тому ужасу, который он несет в себе. ...Большинство
знало о Его повадках лишь понаслышке. Вот Он стоит вдалеке, недвижно, и вдруг
что-то такое происходит, раздается громкий треск, подобный удару грома, вылетает
огонь. Это чья-то смерть! Олени тесно прижались друг к другу, всей слабостью
сердца ощущая ту темную власть, которая безраздельно господствовала над ними.
Жадно внимали они рассказам, полным ужаса и крови. События недавних дней перемежались
с преданиями далекой старины, ибо Он был всегда и всегда нес с собой смерть,
и каждый невольно думал, чем бы умилостивить Его, как избежать Его роковой власти>>.
Когда книга была напечатана, многие увидели в ней, просто, призыв к охране природы,
и осуждение безжалостной охоты на животных.

Нам же не трудно увидеть аллегорическое отражение жизни и страхов евреев на
протяжении всей их истории.

Некоторые олени полны надежд, что многое изменится. Один из них говорит:

<<Говорят, в один прекрасный день Он придет к нам и будет так же добр, как
мы. Он будет с нами играть. Весь лес станет счастливым, наступит всеобщее примирение>>.
Но другой олень заметит:

<<Я Ему ни на грош не верю. Помилуйте! С тех пор, как мы себя помним, Он убивает
нас: наших сестер, братьев, матерей. С тех пор, как существует мир, нет для нас
покоя. Он убивает нас всегда, когда увидит, а мы должны с Ним мириться? Какая
все это чепуха!>>. Это совсем мрачно и не дает надежду на улучшение отношений
евреев с остальными.

Интересен разговор Бемби с белкой: <<...вы, вероятно, путаете меня с бабушкой.
Это она жила там, наверху, когда вы еще были ребенком, принц Бемби. Она часто
рассказывала мне о вас. Да... но зачем ее убила куница. Это было давно, зимой.
Вы знали моего отца?.. С месяц назад он попал в лапы к сове. С тех пор я и поселилась
здесь и так прижилась, что многие думают, будто я жила тут всегда>>.

Не говорит ли это Восточно-европейский еврей? Еврей, который из Восточной Европы
перебрался в Вену.

Конечно, его дед и отец были там чужаками и не выжили. Но он-то уже местный,
и верит, что это будет служить ему надежной защитой.

Увы... Быть местным - не защитит. Еврей - всегда будет чужаком.

В какой-то период пропадает двоюродный брат Бемби по имени Гобо. Все думают,
что его убили. Но спустя несколько месяцев он появляется и рассказывает, что
его задержал Он. И держал, как домашнее животное. У него до сих пор висит на
шее поводок. <<Да, мои дорогие... я много пережил, больше, чем вы оба здесь в
вашем лесу. ... Я находился в тепле, мне было просто жарко. Он кормил меня каштанами,
картофелем, репой, даже сеном - словом, всем чего я только мог пожелать>>.

А на вопрос, не было ли ему страшно, Гобо говорит: <<Я знал, что Он не сделает
мне ничего дурного. Зачем же было мне его бояться? Вы все считаете Его злым,
но Он удивительно добр. Никто в целом мире не может быть добрее Его>>.

Речь Гобо - речь ассимилированного еврея. Может даже принявшего католицизм.
А для католика все двери открыты.

Но Бемби это не убеждает. Бемби не понимал почему, но что-то в манере Гобо
отзывалось в нем болью. Вероятно, это отражало и взгляд самого Сальтена на ассимиляцию.
<<Вскоре уже все обитатели леса стали замечать странное и опасное поведение Гобо.
Ночью, когда все бодрствовали и бродили по лесу, Гобо спал. Зато днем, когда

каждое разумное существо ищет укрытия, чтобы выспаться и отдохнуть, Гобо без
малейшей опаски выходил из чащи и стоял посреди поляны в ярком свете солнца,
сохраняя полное душевное спокойствие>>

Однажды <<...охваченные страхом за Гобо, они остались стоять и видели, как
уверенно и неторопливо вышел он на поляну. ... И тут грянул гром. Гобо подкинуло
в воздух, он стремительно повернулся и неверными прыжками бросился обратно в
чащу.

...- Он не узнал меня, - прошептал Гобо... Голос его прервался>>....

Вот все и сказано об ассимиляции. Гобо - олень, а оленей отстреливают. Еврей
- евреем остается всегда. Бемби все это видел, вместе со своим учителем - старым
оленем. Он спрашивает старого оленя, почему это произошло. Ведь Гобо рассказывал,
что Он - такой могущественный и добрый.

<<Ты веришь этому? - спрашивает Бемби. На что старый олень говорит:

<<Что же, учись жизни и будь настороже>>.

Подытоживает все сыч:

<<Верь после этого дружбе знатных господ!.. Даже, когда они так любезны...
в один прекрасный день они теряют всякую совесть, и тогда ты чувствуешь себя
столь же глупо, как вот я сейчас...>>

Старый олень советует Бемби: <<Ты должен жить один, если хочешь сохранить себя,
если понимаешь, что такое существование и если хочешь постичь мудрость>>.

Есть еще одно примечательное место. На охоте собака преследует раненую лису.
Собака вот-вот схватит ее и лиса начинает молить о пощаде. Лиса знает, что умирает,
но ей хочется умереть среди своей семьи. Собака не соглашается. Тогда лиса говорит:
<<Как тебе не стыдно, предательница! Подлая ищейка!.. Ты выслеживаешь нас там,
где даже Он не смог бы найти нас... Ты губишь нас, твоих родичей... И ты даже
не знаешь никакого стыда>>.

Все остальные звери, это наблюдают - и соглашаются. Собака отвечает: <<Вы!
Чего вы хотите? Что вы знаете? О чем говорите? Всё, всё принадлежит ему! Я тоже
принадлежу Ему. И я люблю Его, я молюсь на Него, я служу Ему! Вы что же, хотите
восстать против Него, всесильного, вы - убогие! Знайте же, Он царит над всем
и над всеми! Все, что есть у вас - от Него!..>>

В конце книги охотника убивает другой. Бемби и старый олень рассматривают Его,
лежащего. <<Теперь ты видишь, Бемби, - собственными глазами, что Он вовсе не
всемогущ, как утверждают лесные братья. Он такой же, как и все мы. Он знает и
страх, и нужду, и страдания и смерть. Грозный и неустрашимый идет Он против нас,
и Он же, бездыханный, лежит на земле...>>

Хочу добавить несколько слов о взглядах самого Зальтена на ассимиляцию. Его,
постоянно, просили выступить перед различными еврейскими организациями и группами.
Очень часто совместно с Мартином Бубером. Он был ярым противником ассимиляции
евреев и постоянно об этом говорил. Особенно, об отсутствии духовных ценностей
и корней у большинства евреев, живущих в столицах - Вене, Праге, Будапеште.

Помню многочисленные вопросы сына по ходу чтения <<Бемби>> и мои невнятные
ответы...

Я вспоминал родителей, свое детство и воспитание... А воспитание, по сути,
мало изменилось: предохраниться от чужого, чуждого пространства бытия, от чужих
людей и их ценностей, сохранить себя среди окружающей неприязни. Отсюда и объясним
тот взгляд со стороны, не впитавший чужого. И готовность сменить это внешнее,
враждебное пространство... В заключение, приведу слова Бемби, которыми заканчивается
книга:

<<Есть кто-то другой, над всеми нами, над нами и над Ним>>.

Вилмингтон - Бетани Бич,

Делавер.

   "Igor" 2009-02-01 16:51:50 (#817387)

Zametki

Уважаемые коллеги, высокие сетевые друзья!
Вышел в свет первый февральский номер сетевого журнала "Заметки по
еврейской истории".
ZIP-архив номера можно найти по адресу: [
http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv ]
Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения
принимаются по адресу: redakt***@b*****.com
Всего доброго
Ваш Евгений Беркович
***

Номер 3(106) Февраль 2009 года
Жизнь в науке, наука в жизни
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Berkovich1.ph
p ] Евгений Беркович. Символы Ландау

Как же такой умный, немного циничный, отлично информированный в
своей научной области человек, как профессор Эдмунд Ландау,
прекрасно разбиравшийся в хитросплетениях математической мысли, не
смог предвидеть того, что произойдет с ним и со всеми немецкими
евреями после прихода к власти нацистов?
* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Lucky1.php
] Марк Луцкий. Евреи-изобретатели. Борис Семенович Якоби
(1801-1874)

Вплоть до 1847 года евреям не разрешалось занимать доцентские
должности в университетах.
Поэтому среди многих евреев практиковался переход в христианство,
в частности, в протестантство. Не миновала сия чаша и сыновей
Симона Якоби.
Научно-художественный роман с продолжением
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/VFishman1.php
] Виктор Фишман. Формула жизни

В большом зале заседаний Геттингенского университета в этот день
происходило избрание Павла Александрова в члены-корреспонденты
Геттингенской академии наук. Дело происходило на открытом
собрании. Рекомендации давали Гильберт и Курант.
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста.
Возвращаясь к теме: Собибор
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Vilensky1.php
] Семён Виленский. О статье Ефима Макаровского "Собибор".
Приложение. Д-р Ицхак Арад. Восстание в Собиборе

Макаровский пишет, что Печерского в качестве лидера (руководителя
восстания) выдвинули советские военнопленные. А на самом деле в
руководители восстания его выдвинул лидер собиборовского подполья
польский еврей Леон Фельдгендлер.
Иудейские древности
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Smilovicky1.p
hp ] Леонид Смиловицкий. Волостной суд
Недостатком волостного суда порой было превышение предоставленной
ему власти. Примером может служить случай, когда судьи вынесли
строгое взыскание племяннику, жаловавшемуся на своего дядю.
Несмотря на то, что вина в семейной распре была обоюдной, дядю
приговорили к штрафу, а племянника - к телесному наказанию.
Израильские хроники
*

[
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Grajfer1.php
] Элла Грайфер. Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

Прикормленные чиновники еврейских общин Европы лепечут в ужасе
свои соболезнования бедному гражданскому населению Газы, а <>
неевреи приветы и пиццу шлют воюющим солдатам ЦАХАЛа и все чаще
выходят на демонстрации под флагом с голубой звездой.
*

[
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/ALevina1.php
] Ася Левина. Ольга-колбасница

Возможно, человеческое безудержное любопытство не зря ограничено -
предупреждал же Он, чтобы не рвали плодов с древа познания! - и
реальный контакт с прошлым ничего хорошего нам не сулит, а
нарушение хода времени может привести к катастрофе, вроде как если
бы мы поехали на шоссе против движения.
Былое и думы
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Fiks1.php ]
Люсьен Фикс. Звуки джаза. Фрагменты из книги мемуаров <>
В издательстве посчитали, что в романе много эротики, и предложили
ему самому удалить много эпизодов. Скрепя сердце, Лоуренс вырезал
кое-что, а редакторы вырезали остальное. На вопрос, согласен ли он
на публикацию романа в таком виде, Лоуренсу не оставалось ничего,
как только дать согласие.
*

[
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/ArLevin1.php
] Арнольд Левин. Детство военной поры. Джаз Эдди Рознера
Рознер терпеть не мог посторонних на репетициях. Репетиции были
шумными. Вначале говорил Рознер, затем начинался невообразимый
гвалт. Говорили все хором, смеялись, жестикулировали, спорили.
Эдди какое-то время стоял в стороне, затем подходил и резко ударял
по барабану.
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Rabkin1.php
] Яков Рабкин. Прислониться к древу... Предисловие Якова
Зинберга
Дед Хаим был завидным силачом. Он организовал еврейскую
самооборону в своём районе Бобруйска, и в результате никто из
евреев там не пострадал. Когда позже, уже под Москвой, на него
напал хулиган, то Хаим оставил его на обочине со сломанной рукой.

Философия и культура
* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Shalit1.php
] Шуламит Шалит. <>

Песни М. Зеиры уже пели, псевдоним уже был, только автора никто не
знал. То он рыбачил в Акко, то мостил дороги, а когда ушёл из
кибуца и приехал в Тель-Авив, то чинил обувь, ставил свет и делал
всё, что приходилось - руки у него были золотые - в театре <>.
Читальный зал
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Nikiforovich1
.php ] Григорий Никифорович. Ленин, Троцкий, Дудаков..

И в этой книге автор не забыл подчеркнуть, что настоящая фамилия
одного из первых российских социал-демократов Б. Горева -
Гольдман, Радека - Собельсон, Михаила Кольцова - Фридлянд,
большевика Лядова - Мандельштам, и даже дедушкой великого князя
Александра Михайловича был, как выясняется, немецкий еврей Габер!
*

[
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Iochvidovich1
.php ] Инна Иохвидович. Две рецензии
Литературный всплеск в эмиграции, на мой взгляд, обусловлен ещё и
тем, что люди отрываются от привычной среды, своего круга общения,
того что нынче учёные называют <>. <> они мучительно и страстно
ищут новых связей, сообществ, собеседников...
Опыты в стихах и прозе
*

[
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Lotovsky1.php
] Яков Лотовский. Чудесное происшествие, случившееся с отцом
моим и матушкой на склоне их лет
И некто в самой нарядной одежде, не удержится и обиженно спросит:
ведь и на нас нарядные костюмы, и мы тоже ждали тебя. А Мессия
скажет на это: на вас, и в самом деле, красивые и нарядные одежды,
спору нет, но они или новые или надеванные. А на этом человеке -
давние, зато ненадёванные. Ибо ждал он этого особого дня более
всех, и он его дождался.
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Degen1.php
] Ион Деген. На коротком поводке с парфорсом
Через несколько дней в Дели в торжественной обстановке был
подписан договор на поставку Индии советской электростанции
стоимостью в сорок три миллиона долларов. Советский Союз получил
на пять миллионов долларов больше, чем надеялся получить. Из пяти
миллионов Игорю досталась премия - трехмесячная зарплата, что
оказалось совсем нелишним и при коммунизме.

Быть евреем
*

[ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Hejfec1.php
] Михаил Хейфец. Энциклопедия еврейской жизни
Латинизирование исламских общин являло собой лишь прелюдию к
задуманной, но, к счастью, не успевшей осуществиться идее перевода
всей России, России славянской, - на ту же латиницу. А кириллицу
предполагалось истребить! Т. е. вся русская культура
предполагалась быть пущенной под нож социальных преобразований. К
счастью, т. И. Сталин проявил присущий ему политический инстинкт
выживания и эту жуткую идею в 1930 годы отменил.

Евреи в Германии
*

[
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/SReznik1.php
] Семен Резник. <>. О книге Греты Ионкис <>
Проводя читателя по залам музея, автор дает краткий, но
выразительный обзор многовековой судьбы гонимого народа,
завершившейся Катастрофой. Но, может быть, самое важное в книге
Греты Ионкис состоит в том, что автору удалось показать, что
Катастрофа - это величайшая трагедия не только евреев, но и самой
Германии.

Грех антисемитизма
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Vishnevecky1.
php ] Иззи Вишневецкий. Еврейский оленёнок Бемби
Гейне еще мог говорить, что <>. Но к концу XIX века это уже
выглядело не жизнеспособным. Для ученых-антисемитов этого было
недостаточно. Стали звучать призывы к тому, что эту проблему нужно
решать только одним путем - полным принятием евреями Иисуса
Христа, как своего Бога.
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Godunova1.php
] Елена Годунова. Переводы с немецкого
И умирающий Христос, чья бледная, бескровная голова наклонилась
направо, казалось, из последних сил старался воспринять надпись:
заметили, что она одновременно относилась и к нему, который до
этого времени рассматривался как один из них, и ускользала от
него.
Мнения спорят
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Grajfer2.php
] Элла Грайфер. А вот тут мы с Вами, батенька, и поспорим...
Послесловие Александра Мелихова
Всем нам приятнее считать наших врагов безумцами, а их ненависть к
нам полностью беспричинной - так поступает и сама Э. Грайфер по
отношению к антисемитам. И, может быть, она даже и права: смысл их
существования не есть эгоизм, как у всех других-прочих, а только
бескорыстное стремление вместо настоящего конкурента/противника,
скрытого или сильного, находить себе мнимого, явного и слабого, и
<> его, восстанавливать свое внутреннее равновесие.

Иудео-христианский диалог
* [
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Majburd1.php
] Евгений Майбурд. Богословие ненависти. Продолжение

Исчезновение дара пророчества не могло быть следствием отказа
иудеев принять христианство. Случилось это много раньше <>. Однако
между событиями, которые привели к утрате пророческого дара, и
появлением христианства все-таки обнаруживается некоторая связь.

Среди народов
* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Ioffe1.php
] Давид Иоффе. Синагога в Цхинвали

Еврейский квартал, состоящий из очень старых, хотя и прочных
домов, попал в самый центр обстрела грузинских <>. Такое
впечатление, что грузинской артиллерией командует какой-то
закоренелый антисемит, и он под шумок решил свести счеты хотя бы с
памятником культуры ненавистной нации, раз уже евреев в Цхинвали
не осталось.

Политика и общество
* [ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Volsky1.php
] Виктор Вольский. Назад - к светлому будущему

В благодарной памяти потомков Франклин Делано Рузвельт остался как
спаситель нации, как гений, который серией блистательных маневров
вывел Америку из глубочайшего экономического кризиса и заложил
основы последующего процветания Соединенных Штатов. Но этот
героический образ - чистая фикция, миф, созданный неустанными
трудами левых пропагандистов.

   2009-02-01 10:38:32 (#817268)