На конференции православных фундаменталистов. Часть 2
Перед тем, как приступил к Части 3 данного материала, позвонил Николаю Николаевичу
Лисовому и рассказал ему о выступлениях участников Юбилейной Конференции Союза
Православных Братств (СПБ). Мы ещё раз сошлись на том, что нельзя поддаваться
модным еретическим соблазнам и необходимо следовать заветам Патриарха Сергия
(Страгородского). Увы, широко распространились односторонние и потому совершенно
поверхностные и часто вредоносные трактовки Русской Истории и особенно Русской
Революции. Некоторые не гнушаются
клеветой как на Патриарха Сергия, так и на других выдающихся иерархов нашей Русской
Православной Церкви. Что касается канонизации императора Николая II Романова,
то она логически предполагает также признание святости Григория Распутина. И
раздаются призывы приступить к канонизации этого «святого чёрта». Но это – натуральная
ересь.
Николай Николаевич сказал, что готов написать статью или книгу с разоблачением
этой опасной ереси, дискредитирующей Русское Православие. Между тем Русская Православная
Церковь (РПЦ) загнала себя в логическую ловушку, канонизировав Николая II. И
хотя земная РПЦ – не тождественна Божьему Православию, нельзя отдавать её еретикам
или неразумным.
Мы также согласовали позицию по Патриарху Тихону (Белавину). В революционные
годы в душе народа нашего шла духовная брань между силами света и силами тьмы,
которая являла себя не только в церковной жизни и известных церковных расколах,
но и в стане победивших большевиков. Патриарх Тихон и его преемник митрополит
Сергий выковывали в этой борьбе тот церковно-политический курс, который позволил,
не поступаясь достоинством РПЦ, но учитывая реалии режима, продолжить духовное
окормление русского народа и завоевать
высокий авторитет в период Великой Отечественной Войны. Можно проследить связь
между рядом поздних высказываний Патриарха Тихона и подписанной 29 июля 1927
года известной Декларацией митрополита Сергия. Взвешенная и целостная позиция
Сергия превосходит все нынешние поспешные односторонние толкования, порождаемые
пошлым антикоммунизмом.
Христианство и коммунизм в глубине своей не противоречат друг другу. В нынешней
России – как совсем недавно в Латинской Америке – вполне возможна «теология революции».
И ряд православных священнослужителей вместе с российскими патриотами и с коммунистами
выступают против правящих компрадоров, участвовали вместе с нами в антикомпрадорском
восстании Осенью-1993. Достаточно вспомнить отца Дмитрия Дудко (1922-2004).
Вообще социализм выдвигался утопистами как новое, улучшенное христианское учение.
В 1825 году Анри де Сен-Симон в книге «Новое христианство» призывал - "Государи!
Внемлите гласу Бога, говорящему вам моими устами: станьте вновь добрыми христианами
перестаньте считать наемные армии, дворянство, еретическое духовенство и нечестивых
судей своей главной опорой". Далее следовал призыв помогать бедным:
"Новатор. Господь сказал: "Люди должны относиться друг к другу как братья". Этот
высший принцип содержит в себе всё, что есть божественного в христианской религии.
Консерватор. Как? Вы сводите к одному единственному принципу все, что есть божественного
в христианстве!
Новатор. Господь, несомненно, всё свёл к одному принципу; из этого принципа Он
несомненно всё и вывел. Новое христианство... эта обновленная религия призвана
создать для всех народов состояние вечного мира..."
Я также отметил схожесть в отношении к Сталину как главы РПЦ Сергия Страгородского
(1867-1944), так и главы униатов Андрея Шептицкого (1865-1944). Нельзя судить
о деятелях прошлого поверхностно, задним числом, а надо вжиться в эпоху, когда
они действовали, и попытаться прозреть высший смысл их решений. А этот высший
смысл – не в надстроечных проявлениях, а в базисной сути. К сожалению, надстройка
господствовала на Конференции.