Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


А Васька продолжает слушать и поедать нас

Почти все бумажные медиа пишут о чудовищных мародерствах и диверсиях, которые режим обрушивает на подвластную ему Россию, добивая её. Телевидение сейчас подконтрольно Кремлю, и информация искажается, хотя иногда кое-что правдивое пробивается. Вспомним «Момент истины» Андрея Караулова (ТВЦ). Но проку от вопиющих голосов - никакого.

Путин на вопиющие факты не реагирует, а рассыпавшемуся народу всё по фигу.

Юрий Болдырев публикует книги и статьи и взывает к общественности и правительству, но тщетно. Тем не менее он правильно делает, что говорит правду, пока его не лишают трибуны. На сей день он выступает на страницах «Литературной газеты», хотя горько констатирует – «Представьте, вы развиваете какую-то логику и наконец приводите к закономерному выводу. Или же сама жизнь подводит к этому выводу, и вы его формулируете. А вам, как в замечательном советском фильме «Зайчик», говорят: «Ну-ну, всё, что вы рассказываете, очень интересно, продолжайте, пожалуйста». Что продолжать? Что сказать после статей «Диверсанты милее шпионов» и «Привет – не только блондинкам» (опубликована под названием «Цели и средства»), если в ответ нет ни роспуска правительства и смены экономических советников главы государства, ни прокурорских расследований, ни парламентских дебатов, ни публичных дискуссий на ТВ и демонстраций с требованиями пресечь продолжение (хотя и новыми методами) разграбления страны?» (1-7 марта 2006 г., № 9 /6060/, стр. 2  http://www.lgz.ru/archives/html_arch/092006/Polosy/2_1.htm).

Прав Юрий Болдырев – «проблема в том, что слово у нас вообще ни на что не влияет». А не влияет потому, что нет «критической массы» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев-собственников, которые во всех обществах не допускают разрушения и разграбления собственной страны.

"Мы выстроили занимательную демократию: обставленная множеством красивых слов, она абсолютно невосприимчива к каким-либо идеям и в них не нуждается, - пишет Болдырев. -  Оборудованная по последнему слову цивилизации формальными атрибутами, она исключила самое главное – публичную дискуссию по ключевым вопросам нашей жизни.

Нет ни дискуссии, ни общего понимания, какие же вопросы для нас главные. И всё превращается в заурядное шоу с удобным выводом: всё так сложно и неоднозначно и все по-своему правы…

Знакомый, автор нашумевшей недавно книги, сказал мне, что людям просто не хватает информации. Но, похоже, ситуация хуже. Информация не воспринимается. Почему? Наверное, нет базиса – общей системы ценностей. И тогда всякая аргументация теряет смысл. Вы говорите: «Детей нельзя воспитывать так-то, надо иначе…» А вам в ответ: «Да не надо их воспитывать – сами вырастут». Вы говорите: «Но какие-то ценности, «что такое хорошо» мы же должны им передать?» А вам в ответ: «Да вы сами не знаете, что такое «хорошо», это «хорошо» – понятие относительное».

Так и здесь. Вы говорите о предательстве национальных интересов, а вам – о важности интеграции страны в мировое сообщество. И всех, кто это слышал, всё устраивает, как будто бы это не про них, не про их судьбу. Как на форуме «ЛГ»: один автор пишет: «Похоже, страной правят изменники»; другой отвечает: «Да. И что?»

Хотя бывают и моменты единения. Олимпийские игры – тут про национальный интерес не говорит лишь ленивый. Почему же здесь нет разногласий? Почему никто, пригласив западных советников, не заявляет, что мы ни на что не способны и от участия надо отказаться, что победы здесь нам лишь вредны, что спортсменов надо отправлять не на Игры, а в какой-нибудь «резерв», желательно с правом выступать за американскую команду?

Скажете, абсурд? Но не больший, чем творящееся в нашей экономике. А разница в одном: Олимпийские игры – это политика, но не такая большая, как мировая экономика. Поэтому и деньги, и усилия лоббистов чуждых интересов несопоставимы.

Наши олимпийские чемпионы, например в фигурном катании, завоевавшие три комплекта золота из четырёх возможных (!), безусловно, герои, и мы их искренне поздравляем! Поздравляем и всех, кто готовил этот заслуженный успех. Но всем нам и им, нашим героям (уж точно знающим, что они – способны!), важно знать: им мешали, наверняка были те, кто не желал им победы, но это несравнимо с тем, как мешают нашим высокотехнологичным предприятиям, главным конструкторам, специалистам, причём мешают не извне, а изнутри, свои, те, кто по должности призван помогать.

Да. И что?

…Друг поделился радостью: сын, школьник, по результатам математической олимпиады приглашён в питерский политех без экзаменов. Плюс парень получил приглашение крупной компании на работу параллельно с учёбой. Компания американская. Для парня это хорошо: узнает иную культуру труда, сделает карьеру международного масштаба. Плохо лишь то, что наши компании такие таланты на аналогичных условиях не приглашают.

Ну, скажут мне, мы ещё не можем предоставлять такие заманчивые условия. Но ведь доходы наших «топ-менеджеров» и привилегированных сотрудников крупных компаний и банков, включая компании с госучастием и компании-монополисты, вполне сопоставимы с тем, что есть на Западе, а с учётом различий в налогообложении и доступе к публично не декларируемым ресурсам положение наших даже и лучше. Так почему же на рынке интеллектуальных ресурсов господствует не наш, а зарубежный заказчик-покупатель?

Ответ известен. Западный конкурент усилиями общества и госинститутов поставлен в условия, когда у него нет другого способа получения прибылей, кроме как разрабатывать всё более совершенные образцы техники и технологий, для чего и нужны мозги. Наш же капитал создал для себя условия иные, мыслит категориями «схем», «проводок» и прочих махинаций, которые, будучи допускаемы, дают прибыльность больше, нежели разработка технических и технологических решений. А значит, и нужды в мозгах инженерных особой нет…

И вот что оказывается главной проблемой. В стране закрытой, находящейся за «железным занавесом», противоестественность системы вызывает протест прежде всего у самой способной и деятельной части населения. И это – двигатель изменений, эволюции системы, источник развития страны. Для страны же слабой, но открытой безысходность в том, что самым талантливым место найдётся, в том числе за пределами своей страны, например в западных корпорациях, охотящихся за мозгами.

Остальным жителям стагнирующей и самоуничтожающейся бывшей великой державы останется лишь иллюзия того, что у них тоже были возможности, которыми они не воспользовались: были ленивы или недостаточно талантливы, а значит, и пенять должны лишь на себя…

Да. И что?».

Надоело всё это констатировать, но надо. Капля камень точит. И, возможно, сточит в конце концов броню равнодушия и пофигизма хотя бы у немногих, особенно молодых. Для такого  распавшегося общества, как нынешнее российское, многих и не надо – достаточно несколько десятков возмущенных и энергичных, чтобы заставить реагировать на наш гнев.


В избранное