Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Кто изложит философию русской истории?

На семинаре «Русская философия» в Библиотеке-Фонде «Русское Зарубежье» выспрашивал, кто из современных русских мыслителей способен на базисном, а не надстроечном уровне рассказать об особенностях исторического пути России, о смысле или философии русской истории. Смотрел по имеющимся книгам и статьям – ничего похожего пока не нашел. Много надстроечных воспарений о русской ментальности, о русской особости и о русской миссии в мире, не говоря о геополитике, а вот внятных объяснений конкретных поворотных событий нашей судьбы – не видно. На мой взгляд, нельзя понять историю России, не объяснив причин её отставания от Запада. И не объяснив успехи и неудачи прошлых модернизаций при Петре Великом, Екатерине Великой, Александре Втором, Столыпине, Ленине-Сталине, а также нынешнего краха России и сути режима Ельцина-Путина. Без такого объяснения невозможно выработать проект прорыва нашей Родины в постиндустриальный мир.

Между тем на среду 19 апреля 2006 года намечено собрание нашего Русского Исторического Общества, посвященное теме «Философия истории России». Мне поручили подготовить его. Пока советовался с профессором Станиславом Бемовичем Джимбиновым из Литературного института. Он может сделать сообщение о взглядах Василия Васильевича Розанова на смысл русской судьбы. Пусть взгляды Розанова тоже надстроечные, но кое в чем проницательные, и через него лучше высветятся классические концепции тех же Данилевского и Леонтьева. Мне кажется, надо теперь поискать специалистов по социально-экономической истории России с тем, чтобы «заземлить» интеллектуальные воспарения и подступиться к смыслу реформ как имперского, так и советского периодов. Мне важно показать, что наша Родина переживала те же низовые базисные процессы, как и другие общества Нового Времени. Особенность – та же периферийность капиталистического развития, которая свойственна и которую стремились преодолеть незападные общества Японии, Китая, Индии, Турции, Латинской Америки и др.

К сожалению, не знаю специалистов по советскому и постсоветскому периодам, которые могли бы убедительно рассказать о сущности беспрецедентного краха величайшей державы – Советского Союза. К правильному пониманию, на мой взгляд, был довольно близок Андрей Васильевич Фадин (1953-1997), автор книги «Третий Рим в третьем мире (Москва: Летний Сад, 1999. – 382 стр.). Александр Сергеевич Панарин (1940-2003) интересен, но склонен к надстроечности и потому не всегда убедителен. А кто ещё – в голову пока не приходит.

Всего должно быть не менее трех-четырех сообщений. Я мог бы рассказать о концепции русской истории академика Михаила Николаевича Покровского (1868-1932), сопоставив её с концепцией Макса Вебера. Отработана мной и представлена в статье также тема «Восстание декабристов, борьба Боливара и Миранды за независимость испанских колоний в Америке и Революция Мэйдзи: опыт типологического сопоставления». На худой конец, можно было бы выступить на темы «Казачьи волки против дворянских орлов: Указ о вольности дворянства и  смысл Пугачевщины» и «Социально-экономические предпосылки возвышения Московского княжества и Русского Предвозрождения в XIV-XV веках».

Однако я уже выступал два раза подряд на заседаниях РИО, и злоупотреблять вниманием аудитории не очень этично.


В избранное