Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Эксклюзивная инклюзия

Эксклюзивная инклюзия
10.03.2010

Леонид Чебанюк

В архангельском информационном агентстве <Двина-Информ> состоялся <круглый стол>,
посвящённый проблеме инклюзивного образования. Инклюзия - включение детей
с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс совместно со
здоровыми детьми...

Оказывается, архангельскому Северу опять есть, чем гордиться - наша область,
единственная в России сумела выделить финансирование среднего образования детей-инвалидов
в общеобразовательных школах в отдельную статью местного бюджета. Кстати, стоит
такое образование почти в три раза дороже обычного. Этим фактом особо восхищалась
координатор по работе с родителями региональной общественной организации инвалидов
из Москвы Майя Алексеева, сообщает
ИА "Двина-Информ".

В Архангельске инклюзивное образование стало внедряться три года назад на базе
общеобразовательной школы N 5. Её директор Татьяна Петровская рассказала
гостям о многочисленных сложностях, которые возникали и возникают в работе её
учреждения при совместном обучении обычных школьников и их сверстников с
ограниченными возможностями. В самом начале не было ни опыта, ни специалистов-педагогов
широкого профиля, которые бы могли квалифицированно заниматься
с инвалидами по зрению и слуху. За знаниями ездили в подмосковный Королёв. А
теперь уже в архангельскую школу N5 приезжают перенимать достижения, и даже
из Великобритании.

Гость Архангельска Кит Венаблс - педагог-практик, магистр педагогической психологии,
выразил искренний восторг методикой и результатами деятельности наших
педагогов. В Объединённом королевстве закон об инклюзивном образовании принят
более 10 лет назад. Государство, общественные организации поддерживают идею
совместного обучения детей и материально, и морально, и теоретически. И тем не
менее, господин Венаблс отметил, что энтузиасты из пятой школы, Института
развития ребёнка ПГУ уже могут многому поучить своих зарубежных коллег.

Проблема внедрения в России инклюзивного образования заключается не только в
его стихийном освоении, недостатках финансирования и профессионально подготовленных
кадров широкого профиля (учителей, владеющих навыками логопеда, психолога, дефектолога
и др.), но и консерватизме сознания многих родителей здоровых детей.
Далеко не все из взрослых согласны на то, чтобы их ребёнок учился в одном классе
со слабозрячим, слепым или глухим сверстником. А ведь все дети равны в
своих правах. В том числе и в праве на качественное, полноценное образование,
которое в будущем позволит человеку реализоваться в жизни и, как личности,
и профессионально.

Как раз об этом на своём примере рассказал Андрей Тихонов. Будучи незрячим с
детства он не только закончил обычную школу, но и две музыкальные школы, музыкальное
училище, факультет иностранных языков ПГУ, преподавал в США и изучал там историю
джазовой музыки. Но <спасибо> Андрей говорит, не системе средней и высшей
школы, а своим родителям, которые с самого раннего детства воспитывали его, как
полноправного и полноценного члена общества, творческую личность, которой
под силу всё и даже больше, чем абсолютно здоровому человеку.

Андрей несколько раз подчеркнул, что, если бы он получил инклюзивное среднее
образование в обычной школе (а не на дому), то пришёл бы в университет более
психологически подготовленным? со знанием работы на компьютере, специальных программ
для незрячих и умением пользоваться Интернетом. Тихонов процитировал
замечание своего преподавателя ВУЗа: <Для того, чтобы получить полноценное образование,
занять в жизни своё место, ты должен знать и уметь гораздо больше,
чем твои здоровые сокурсники, быть на два шага впереди их>. После такого прочувствованного
и эмоционального рассказа, перед Андреем все участники <круглого

Подводя итог состоявшейся дискуссии, кандидат педагогических наук, зав. отделом
непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра
реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития
образования при Министерстве образования и науки РФ Ирина Зарубина, призвала
заинтересованных лиц подходить к внедрению инклюзивного обучения в государственных
школах очень взвешено. <Здесь нет мелочей>, - подчеркнула она. Инклюзия
не должна полностью заменить систему специализированных школ. Они пока не могут
сравниться со спецшколами по качеству обучения. Кроме того, в них наработан
бесценный опыт работы с детьми-инвалидами, который они обязаны передавать начинающим
специалистам, становиться <ресурсными центрами> для педагогов. Таким
центром, уверена Ирина Николаевна, станет и архангельская школа N 5.
http://invak.info/content/view/10053/1/

Выпуск листа на новом месте: 5187
количество подписчиков: 226
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Wed, 10 Mar 2010 10:13:44 +0300 (#1021072)