Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Малофеев: систему спецобучения должны контролировать родители

Малофеев: систему спецобучения должны контролировать родители
11.06.2010

Проблема обучения детей с недостатками в умственном и физическом развитии остается
актуальной для России на протяжении многих лет. Декларация ООН о защите
прав инвалидов, принятая в 1975 году, была подписана Россией в 1991 году. Что
изменилось у нас в системе специального образования с введением этого документа
по сравнению с развитыми странами, в интервью
РИА Новости
рассказывает директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.

- Николай Николаевич, как развивалась наша система специального образования до
начала 1990-х и ее правовая база?

- Как и сегодня, было восемь видов спецшкол для разных категорий детей с недостатками
умственного и физического развития. Базовых нормативных документов
было лишь два: закон о всеобуче и положение <О единой трудовой школе>. В отличие
от большинства стран Запада, закона о специальном образовании у нас не
существовало - и нет его до сих пор. Первый подобный закон в 1817 году приняла
Дания.

С момента введения в СССР всеобуча специальная школа строила работу в границах
госпрограммы начальных классов. С переходом к обязательному семилетнему образованию
появились разные виды специальных учебных заведений, стали разрабатываться новые
методы и технологии обучения. На этапе политехнизации советской школы
и специальная выделила большое число часов на уроки труда, допрофессиональной
подготовки. Когда же общая школа стала <десятилеткой>, наша пошла за ней.

Движение в фарватере массового образования имело плюсы и минусы. Плюс - возможность
немалому числу наших детей получить качественное образование. Минус
- перекос в обучении детей с недостатками интеллектуального развития в сторону
ремесленной подготовки, отказ от педагогической помощи так называемым <необучаемым>
и, конечно, институализация: долгое время считалось, что лучшее учебное заведение
для нашего ребенка - это интернат. Впрочем, не станем судить тех, чьими
стараниями система создавалась; среди наших предшественников - учителей и воспитателей
спецшкол и детских садов, дефектологов-исследователей, ученых было
немало удивительно светлых и талантливых людей.

Просто мир и представления о правах инвалидов изменились - сложившаяся практика
перестала устраивать и родителей детей-инвалидов, и государство, и общество.
<Прозрев> в начале 1990-х, у нас задумались: должен ли <нестандартный> ученик
быть втиснут в <прокрустово ложе> государственного стандарта, или наоборот
- стандарт должен учитывать индивидуальные особенности такого ребенка?

- Где же учились дети?

- Система спецобразования в СССР охватывала лишь треть нуждающихся. Из остальных
кто-то обучался на дому, кто-то, попав в учреждение соцзащиты, не имел
доступа к образованию, а большинство находилось в ситуации инклюзии - правда,
тогда никто такого слова не знал. Не получая необходимой помощи, эти дети
мучились в общеобразовательных школах. Нередко, если учитель попадался внимательный,
и дома с ребенком материал повторяли, некоторым удавалось успешно
закончить школу. Но чаще дети, оказавшись в ситуации этой вынужденной инклюзии,
пополняли ряды второгодников, в общем потоке им было труднее освоить госпрограмму.

Но и в спецшколе многим было не проще. Регулярно пересматривавшаяся в сторону
усложнения программа общеобразовательной школы становилась для наших учеников
непреодолимым барьером. Система стала дифференцироваться по вертикали, открывались
специальные детсады с задачей подготовки ребенка к школе, профессиональные
учебные заведения готовили выпускника спецшколы к трудовой деятельности. Но обучение
в спецшколе и так стоило в 2-3 раза дороже, а тут и сроки обучения
почти удваивались:

По этим причинам многие страны в 1960-е годы, а в Англии раньше, в государственных
образовательных учреждениях для детей с отклонениями в здоровье начали
уходить от ценза, менять содержание образования.

- Что изменилось с принятием ООН в 1971 году Декларации прав умственно отсталых
лиц и Декларации защиты прав инвалидов в 1975 году за рубежом и у нас?

- Началась переоценка прав инвалидов, изменилось понимание целей их образования.
И произошло столкновение интересов: ребенок получил право учиться в общем
потоке, но его обучение в спецучреждении обходилось казне много дороже. Вот здесь
и пришла на помощь идея <включения>, или инклюзии.

В одних государствах - скандинавских странах, США, Канаде, Германии, Англии -
она успешно реализуется. Для других это достижимая цель в близком будущем.
Для третьих - возможность не тратить деньги на качественное образование для инвалидов.

Для меня инклюзия не просто помещение такого ребенка в коллектив сверстников,
а обязательство обеспечить ему достижение максимума развития в общем потоке.

В новом правовом поле заказчиком образования наряду с государством становятся
родители этих детей. В последние 15 лет получили распространение службы ранней
диагностики. Но пока в России таких центров только 500.

Задача специалиста - научить родителя обращаться с ребенком: разговаривать с
ним, реагировать на поведение. И родитель должен иметь право контролировать
процесс обучения и иметь полную информацию обо всех существующих методиках.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
http://invak.info/content/view/10738/1/

Выпуск листа на новом месте: 5383
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Fri, 11 Jun 2010 13:34:40 +0400 (#1104193)