[TIFLO] ИНВАЛИДЫ НЕ ПРОСЯТ, А ДЕЛАЮТ

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Материал, размещенный ниже моей подписи ранее публиковался в рассылке. Но так
как среди ее подписчиков со времени публикации этой статьи появилось много новых
людей, то я решила познакомить их с данным материалом.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru
ИНВАЛИДЫ НЕ ПРОСЯТ, А ДЕЛАЮТ
Газета <Красное Знамя> от 26.03.2003
Г. Томск
В Томском политехническом университете прошел первый межрегиональный научно-методический
семинар "Доступное для инвалидов высшее образование". Вообще-то
поли-технический университет был готов еще год назад провести подобный семинар,
но имен-но в 2003 году эта инициатива попала в самое яблочко. Комис-сия
Евросоюза объявила нынешний год годом инвалидов, а десять лет назад Генеральная
Ассамблея ООН приняла "Стандартные прави-ла обеспечения равных возможностей
для инвалидов".
Правда, Россия не спешит пока присоединиться к Ооновским '"Стандартам..." У
нас около 11 миллионов инвалидов, но самое страшное, что каждый год эта цифра
увеличивается на 1 миллион. А вот законодательная база, защищающая права этих
людей, складыва-ется только в последние пять- шесть лет. Молодые инвалиды
зачастую вынуждены общаться только с себе подобными, а еще хуже - и вовсе сидеть
в своих квартирах, как в одиночных камерах, на попечении у родителей
и без всякой надежды на самостоятельность. А главное - без веры в свои силы
и в то, что в нашей стране им можно стать полноценными гражданами...
Как ни странно, но именно психологические барьеры кажутся са-мыми сложными инициатору
прошедшего семинара - доценту кафедры вычислительной техники ТПУ Владимиру
Салиту.
- В 69-м я приехал из Казахстана в Томск поступать в вуз, - рассказывает Владимир
Викторович. - В школе я получил травму позвоночника, и - сейчас я это
прекрасно понимаю - отпустить ребенка-инвалида из дома было для моих родителей
героическим поступком. Но тогда я был настойчив и настолько уверен в своих
силах, что со мной сложно было не согласиться.
Школьник из Казахстана не знал, какая у него группа инвалидности. Мама предусмотрительно
предлагала оформить справки, позволяющие сыну получать к стипендии
еще и пенсию по инвалидности. Но Владимир отказался. Сейчас, с высоты прожитых
лет, поступок этот кажется максимализмом, но тогда поблажек для себя не
хотелось. Лекции, сессии, общежитие на ул. Вершинина, 39-а, студенческий клуб
"Каникулы", где студенты танцевали в воскресные вечера... "Думаю, танцы были
главным упражнением для меня", - улыбается Владимир Викторович. Правда, в студенческие
годы и полученная травма не сильно давала о себе знать, хотя некоторые
ограничения в движениях рук и ног все-таки были.
Даже в футбол Владимир Викторович играл. Одно время мотогонками увлекался, правда,
как пассивный гонщик - болел за друзей. После окончания вуза поступил
в аспирантуру, начал преподавать.
....Уже шесть лет Владимир Викторович прикован к инвалидной коляске. После серии
операций наступил сложный период реабилитации.
- После операций я, как и многие, начал замыкаться в себе, -вспоминает Владимир
Салит. - В моем случае недостаток информации восполнил Интернет. Я создал
сайт информационной поддержки инвалидов http://tomhelp.city.tomsk.net. Есть
законы, есть права инвалидов, есть огромный опыт, накопленный другими людьми,
есть масса технических средств, которые позволяют облегчить жизнь... Если бы
вовремя увидеть все это! Именно благодаря Интернету я приобрел себе удобную
коляску.
В сети Владимир Викторович нашел и доказательство, что жизнь не стоит на месте:
в Санкт-Петербурге проходит международная конференция на тему высшего образования
для инвалидов, в Челябинске уже много лет работает
региональный центр образования инвалидов. Тогда-то преподаватель из Томска стал
интересоваться, может ли и его вуз участвовать в многочисленных грантовых
программах.
К тому времени у Владимира Салита уже был свой опыт преподавания. Сейчас всем
своим студентам он в первую очередь рекомендует завести личный адрес электронной
почты, посредством которой они и будут общаться с преподавателем. На факультетском
сайте http://www.msclub.ce.cctpu.edu.ru для студентов IV курса
в разделе "Курсовой проект по микропроцессор-ным системам" выложены темы курсовых
проектов Владимира Викторовича. Среди тем -"Управление стиральной машиной",
"Система охранной сигнализации автомобиля", "Электронный тонометр" и другие...
Главное в дистанционном образовании, по мнению Владимира Викторовича, не компьютеры
по домам развозить и оптоволокно тянуть к каждому студенту. Важно, вытащить
полторы тысячи молодых инвалидов из квартир, дать им возможность учиться вместе
со здоровыми сверстниками: "Ни компьютер, ни Интернет не заставят инвалида
учиться. Проблемы и их решение - в самом человеке и в людях, которые его окружают.
Если бы я думал, что доступность образования определяют оргтехника и
деньги, то и браться бы за это не стал".
По данным, которые собрал Владимир Викторович Салит, в Томской области 2304 инвалида
18- лет, а учится в вузах - 52. Для сравнения приводились цифры 86-го
и 87-го годов, когда в томских Вузах было 166 и 206 студентов-инвалидов. Сегодня
из 52 человек 31 учится в ТПУ, 28 - в ТГУ, 16 в ТГПУ и 7 - в СГМУ. А остальные?
На семинаре были также учащиеся Томского медико-фармацевтического колледжа для
инвалидов по зрению I и II групп. Это специализированное учебное заведение
в последнее время испытывает большие сложности, и ученики чувствовали на себе
отношение государства к проблеме. Как рассказала одна из учениц Зоя, не хватает
диктофонов и магнитофонов, которые чрезвычайно важных для слабовидящих и слепых
людей. Выдавать их должны в органах социальной защиты, но там отбывают,
мотивируя тем, что студенты приезжие, их дома должны обеспечивать. А в тех городах,
откуда они приехали, кивают на томскую соцзащиту.
- Мы вроде бы и из дома уехали, и в Томске - никто, - говорит Зоя. - Но диктофоны
- это еще не вся проблема. У нас в библиотеке очень старые книги. На массажном
отделении по два экземпляра каждого учебника, а студентов 10 человек. И главная
проблема - бумага для брайлевского письма. В соцзащите нам дают одну пачку
100 листов на месяц, а у каждого день уходит по десять листов. Мы же в проектных
институтах собираем использованный с одной стороны ватман и сами мастерим
из него тетради...
Но главная мысль прозвучала в конце: "Никто из нас не знал, что слепые и слабовидящие
люди могут учиться где-то еще, кроме нашего колледжа. Если бы нам
вовремя рассказали, что мы можем учиться в вузах, многие туда бы и пошли".
Сейчас во Всероссийском обществе слепых на учете 35 тысяч человек, получивших
высшее
образование. Около 6 тысяч из них работают вне ВОС по специальности. В Москве
шесть человек заняты в справочной службе Аэро-флота благодаря специальным
зву-ковым программам и брайлевской клавиатуре к компьютерам... В министерстве
уже второй год разрабатывается концепция профессионального образования инвали-дов...
Ну утвердят ее, потом десять лет внедрять будут. А в Новосибирске и в Челябинске
есть хорошие практические наработки. Пос-ле этого семинара мы посмотрим,
что можно сделать в Томске.
Первый этап - предложение создать межвузовский центр профессиональной ориентации
и сопровождения инвалидов, которое проректор по учебной работе ТПУ и по
совместительству депутат Петр Чубик обещал обсудить в областной Думе и, конечно
же, на совете ректоров. Участники семинара приняли резолюцию, которая появится
на столах у губернатора Томской области, главы областного департамента социальной
защиты, ректоров всех вузов, а также руководителей общественных организаций
инвалидов. В "Белый дом" отправится и проект закона "Об основах деятельности
по профессиональной ори-ентации населения Томской области".
А объединить усилия призвано новое общественное движение - "ДИВО" ("Доступное
для инвалидов высшее образование"), устав которого приняли здесь же, на семинаре.
О.ДУБРОВСКАЯ.
Выпуск листа на новом месте: 982