Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] С Днем рождения

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Сегодня специалист "Реакомпа" Эдуард Мнацаканян отмечает День рождения!
Эдуард! от модерирующей группы поздравляю Вас С днем рождения! Желаю Любви, Здоровья,
Счастья, творческой работы и успешно окончить университет!
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ruнян

Выпуск листа на новом месте: 2341

Ответить   Thu, 31 Aug 2006 16:51:13 +0400 (#585723)

 

Ответы:

Отто Приц, член Эсперантоакадемии (Норвегия)

Видеть руками: как слепые воспринимают искусство.
(Доклад был прочитан на 91-м Универсальном Эсперантоконгрессе
во Флоренции (Италия), 31.07.2006).

Я никогда не понимал тех, кто настаивает даже слепорожденным детям
преподавать черчение в перспективном методе, согласно которому
стол, явно прямоугольный, становится трапецией. Когда на рельефе
достоверно представляют двумерный чертеж трехмерного предмета,
желая дать слепому представление об этом предмете, дают же ему нечто такое,
что он не может увязать со своим прошлым опытом об этом предмете.
В свое время я проштудировал несколько тетрадей "Осязаемые картинки",
которые незрячий эсперантист-активист Харалд Тхиландер из Швеции
выпустил в двадцатых-тридцатых годах уже прошлого века.
Без внимательного прочтения пояснений я бы не разобрался в них!
Ослепшему, да, они были бы понятны, так как он бы их увязал
со зрительным впечатлением, которое у него еще сохранилось.
В последнее время у нас гастролировала экспозиция под заглавием
"Земля, видимая с неба". Это аэрофотоснимки различных предметов искусства
и природы на земле. Рельефную форму экспозиции инициировал
известный французский оптик Alain Mikli. Просто фотографии
выполнили рельефными, приложили к фотографиям-оригиналам и снабдил0и
пояснениями по брайлю. Эти пояснения тоже были необходимы, чтобы я
как-то понял, что представлено на фотографиях. Подобный опыт я имел
и на рельефной выставке известных норвежских художественных полотен,
пояснения к которым можно было прочитать по брайлю, либо прослушать
на компактдиске.
Со скульптурами, то есть с объемным изображением трехмерных предметов,
дело обстоит иначе. Фактически скульптура дает изображение предмета
в той же форме, которая уже знакома незрячему по его опыту общения
с реальным предметом. Поэтому таким искусством слепой может наслаждаться
так же, как и зрячий, хотя и не в равной мере. Зрячий может и "не увидеть"
какую-то шероховатость на бронзовой статуе изящной прелестницы,
тогда как слепой, трогая ее, находит ее тело куда более твердым,
нежели тело реальной женщины.
С 1992 года в Мадриде существует музей о слепых и для слепых.
Та часть музея, что предназначена для слепых, содержит модели 17 испанских
и 13 интернациональных памятников. По брайлю имеется каталог музея
с хорошими, хотя и краткими пояснениями, между прочим, с указанием масштаба.
Эти пояснения можно читать по брайлю или укрупненным шрифтом для слабовидящих,
можно и прослушивать. Такая экспозиция мне очень понравилась, так как то,
что я осязал, согласуется с тем, что бы я испрытал в реальности,
а уменьшенные размеры лишь облегчают манипуляцию.
Но не всегда можно реально воспринять и скульптуру. В Осло я как-то
ощупывал скульптуру летящего лебедя. Разумом я понимаю, что это может быть
летящий лебедь, но мое впечатление никогда не сможет сравняться с тем,
что у зрячего, когда тот смотрит на летящего лебедя. Зрячему поза изваяния
напомнит ту позу, которую он может наблюдать, когда лебедь летит.
У слепого же с детства отсутствует зрительное впечатление летящего лебедя,
о чем могла бы напомнить поза скульптуры. Он просто должен интеллектом
заучить, что вот такая поза представляет полет, хотя скульптура
вовсе не летает. Невозможно посредством осязания воспринять летящего лебедя:
если бы я попытался наощупь уловить движения крыльев лебедя,
я должен был бы остановить полет, иначе я бы не смог следовать
за движениями крыльев, или же я попал бы под удары крыльев.
Подобно этому, если бы мне захотелось осязанием обследовать круг,
который зримо описывает вращающийся пропеллер (по крайней мере,
так мне говорили), о, бедные мои пальцы!
А теперь немного о фигурках фарфоровых, пластиковых, матерчатых и т.д.,
изображающих животных. Зрячие, да и многие слепые, но не я, способны
назвать, кого именно представляет фигурка - собаку ли, кошку, свинью
или медведя. Не однажды я задавался вопросом, как можно определить
конкретного животного? Если ответят, назвав определенную его черту,
то я бы далее спросил, а почему не может быть речи о другом животном
с той же самой чертой? Зачастую становится очевидным, что к формам
добавляются еще цвет, полоски и другие рисунки, которые слепому
не доступны.
Конечно, я отнюдь не представляю слепых с художественными склонностями.
Предполагаю, даже если бы я был зрячим, меня бы не очень интересовали
картины художников. Однако теперь я пояснил вам, словно в цирке,
как странно я, клоун, воспринимаю такие вещи, которые для вас,
нормальных, являются произведениями искусства, столь само собою
разумеющимися, что их художественность, по-вашему, не нуждается
в объяснении. Часто зрячие анкетируют слепых о том, как мы без зрения
воспринимаем окружающий мир. В качестве вознаграждения и они должны
были бы однажды, по крайней мере, попробовать изложить нам свое
"само собою разумеющееся". Когда я, к примеру, ощупывал рельеф картины,
на которой были лодка и море, я не ощутил ничего влажного, что
напомнило бы мне о море. Объясните же мне, зрячие, что заставляет вас
сделать вывод, что на картине именно море?
(Перевел с эсперанто Анатолий Масенко).

Выпуск листа на новом месте: 2342

Ответить   Fri, 1 Sep 2006 07:47:04 +0400 (#585927)