Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Дети не должны расти в детских домах

Хана Сингер: <Дети не должны расти в детских домах>

01 Февраля 2008 [09:49] -
Day.Az

Интервью Day.Az с представителем детского фонда ООН-UNICEF в Азербайджане Ханой
Синг
- Госпожа Хана, в прошлом году вы говорили, что в 2008 году со стороны фонда
будут осуществлены ряд масштабных проектов. Что конкретно вы собираетесь предпринять
в текущем году?

- Мы будем продолжать свою работу в рамках 5-летнего плана сотрудничества (2005-2009
гг.) с правительством страны. Это и поддержка медицинских программ,
проводимых совместно с Минздравом Азербайджана и нацеленных на улучшение здоровья
матери и ребенка, и среди прочих, программы по образованию, развитию
в раннем детстве, здоровью и развитию молодежи, программа для детей, нуждающихся
в особой защите.

Как уже отмечалось, в Азербайджане достаточно высокий уровень детской смертности
и, безусловно, одним из наших приоритетов является работа с правительством
с тем, чтобы снизить эти показатели и довести их до международных стандартов.
В этом году также станут известны результаты демографического исследования
(Demographic and Health Survey), проводимого Госкомитетом по статистике совместно
с UNICEF и USAID.

Опираясь на эти данные, совместно с нашими партнерами, мы будем строить свою
работу в 2008 году, для решения наметившихся в ходе исследования проблем. Важной
частью нашей работы останется и поддержка инициатив, нацеленных на улучшение
законодательства, затрагивающего права детей, в рамках нашей работы совместно
с парламентом Азербайджана.

- UNICEF приступил к реализации в стране проекта по деинституционализации (создание
альтернативной системы устройства детей). Справляется ли Азербайджан
с возложенными на него обязательствами?

- Я бы не сказала, что реализация данной программы - бремя для вашей страны.
Скорее это обязательство, которое взял на себя Азербайджан, присоединившись
к международным конвенциям. И если он желает быть полноправным членом международного
сообщества, то должен соответствовать принятым во всем мире стандартам.
Вся загвоздка состоит в том, что долгое время было непринятие этой программы.
Многие партнеры, которые сейчас в ней участвуют, воспринимали ее как какую-то
ношу для страны. Конечно, мы несколько запоздали с претворением в жизнь программы,
но мы стараемся наверстать упущенное.

- Что было предложено правительству для решения данной проблемы?

- Процесс деинституционализации - не значит простое закрытие детских учреждений.
Это целый пакет мер от укрепления биологических семей с целью обеспечения
более высокого уровня ухода за ребенком до устройства ребенка на воспитание в
новую семью. UNICEF предлагает азербайджанскому правительству определенную
схему действий, благодаря которой число детей, оставленных родителями в детских
домах и интернатах, резко сократится.

А для этого нужно будет предпринять целый ряд мер. В первую очередь, нужно сократить
число детей, которые сегодня попадают в детские дома. Для этого нужно
оказывать поддержку семьям, в которых они живут. Можно начать, к примеру, с увеличения
социальной помощи малоимущим семьям. Необходимо сделать так, чтобы
родители не были вынуждены отдавать детей в детские дома. Ведь главная причина,
по которой они решаются на такой шаг - это бедность. Считаю важным создать
систему социально-психологической поддержки таким семьям в тех общинах, в которых
они живут. Такая поддержка может оказываться в лице социальных работников
или психологов. А для того, чтобы данная система работала, надо создать институт
работников данной категории.

Конечно, это невозможно будет сделать сразу. Надо пользоваться имеющимися ресурсами.
А именно, можно обучить людей, которые уже работают с детьми. Это могут
быть сотрудники комиссии по делам с несовершеннолетними, можно привлечь к этому
процессу учителей, воспитателей детских домов и интернатов.

В настоящее время мы лоббируем создание такого института с Министерством образования.
А пока наше предложение обсуждается, мы приступили к проведению тренингов
для работников интернатов и других детских учреждений. Совместно с Минсоцзащиты
населения при поддержки Стокгольмского университета была даже разработана
специальные пособия для социальных работников.

- Что будет с воспитателями детских домов, после того, как детей разместят по
семьям?

- Общество очень обеспокоено данным вопросом. Согласно нашему проекту, именно
эти воспитатели и станут первыми социальными работниками в новой системе.
У них есть опыт работы с детьми, поэтому с ними будет проведен тренинг. Мы не
предлагаем выгнать детей на улицу, а воспитателей просто лишить работы. Задача
этой реформы состоит в том, чтобы переквалифицировать воспитателей в социальных
работников, а детям дать возможность расти в нормальной семье.

- Как протекает процесс ювенального реформирования?

- Я считаю, что самым большим успехом на сегодня является то, что государство
заинтересовано в реформирование данной системы. Еще в прошлом году мы думали,
что может, действительно стоит подождать, пока ваши чиновники придут к этому.

Но, к счастью, ждать пришлось недолго. Недавно было подписано соглашение между
ОБСЕ, UNICEF, Министерством внутренних дел и Альянсом по защите прав детей
по поводу решения данной проблемы. Кстати, UNICEF в этом году успело провести
специальный курс обучения практически всех полицейских, работающих с детьми.

Сейчас в наши планы входит проведение мониторинга, который будет направлен на
выявление того, какое количество малолетних преступников было реабилитировано,
а сколько попало в тюрьмы. Нынешняя работа будет построена на предыдущих наших
исследованиях.

- Расскажите о результатах прошлых исследований.

- На руках у нас уже имеются исследования, которые свидетельствуют о том, что
детей нельзя лишать свободы. Это может иметь место в самых редких случаях,
при особо тяжких преступлениях, к коим можно отнести серийные или массовые убийства
и т.д. Для малолетних преступников должны быть созданы реабилитационные
центры, где им будет оказываться психологическая помощь, что-то вроде закрытой
школы, находясь в которой, они всегда могут обратно вернуться домой. Если
ребенок лишь один раз попадает в места заключения, на нем на всю жизнь остается
клеймо, и он никогда не сможет интегрироваться в общество. Исследования
еще раз наглядно показали, что задержание для маленького преступника - не самое
лучшее решение данной проблемы.

Кроме того, нам стали известны факты, что с детьми, отбывающими свой срок в тюрьмах,
обращаются очень грубо, многие дети также лишены адекватной помощи
во время задержания. Но позитивным моментом в этом процессе является то, что
люди, работающие в правоохранительных органах, сегодня заинтересованы в том,
чтобы для малолетних преступников был создан альтернативный метод наказания.

- В Азербайджане в последнее время все чаще используется детский труд. В чем
причины этого явления, и как с ним бороться?

- Проблема детского труда хоть и существует в стране, но, по сравнению с другими
государствами, она распространенна меньше. Сегодня большинство детей работают
со своими родителями в сельском хозяйстве. Мы не видим в этом ничего страшного,
только если работа не угрожает здоровью ребенка и не лишает его образования.
А для того, чтобы этого не произошло, правительство должно действовать согласно
международным нормам - периодически проводить мониторинги на факт выявления
подобных случаев. Вы спросили, в чем причина распространения детского труда,
- так вот, причина кроется в несостоятельности семей. Многие развивающиеся
страны вольны думать, что обогащение государства позитивно сказывается на положении
людей, и, в особенности, на детях. Международный опыт показывает, что
это неверное мнение.

Думаю, здесь было бы актуальным отметить такой феномен, как детская бедность.
По решению данной проблемы нужно разработать целенаправленные программы. Они
должны быть четко рассчитаны и бюджетированы. Дети, если страна переживает экономический
бум, переживают больше всего. И это именно тот случай, который
мы видим в Азербайджане.

Такое положение, в свою очередь, приводит к тому, что дети практически не посещают
дошкольные учреждения, и это первый звоночек того, что они серьезно переживают
проблему бедности в стране. К сожалению, сегодня из-за этого только 14% азербайджанских
детей имеют доступ к таким центрам.

- Госпожа Хана, как вы относитесь к усыновлению иностранцами азербайджанских
детей?

- Мне кажется, что усыновление ребенка - благородный поступок, на который, кстати,
решится не каждый родитель. Вы знаете, усыновление является больше западной
традицией. Мусульмане немного негативно относятся к таким процессам, их больше
беспокоят гены ребенка, биологические родители.

Поймите меня правильно, я сама мусульманка и поэтому могу в открытую говорить
о том, что восточные люди более негативно относятся к усыновлению, чем западные.
Может, такой склад характера не позволяет им отдавать детей в интернаты и детские
сады.

- Вы, наверное, слышали о нелегальном вывозе детей из Азербайджана, об их эксплуатации,
торговле:

- Мне кажется, на сегодняшний день правительство дает себе отчет в том, насколько
деликатной проблемой является международное усыновление. Сегодня большого
количества усыновления в Азербайджане нет, так как государство этот вопрос хорошо
контролирует. Насколько мне известно, только граждане несколько стран
имеют право на усыновление. Мне кажется, в данном процессе важно сохранить связь
между страной, откуда родом ребенок и страной, где он проживает. В Азербайджане
пока нет данной системы, поэтому мне сложно говорить о том, что стало с детьми,
которых усыновили ранее. Но о случаях эксплуатации и насилия в отношении
усыновленных детей я сама неоднократно слышала.

Кстати, в свое время Милли Меджлис вынес постановление о присоединении Азербайджана
к Конвенции <О защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного
усыновления>. Усыновленный иностранцами ребенок может быть вывезен из Азербайджана
только по решению суда. Я считаю, что эти дети оказываются в отрыве
от родной культурно-языковой среды, и поэтому следует ввести правило, согласно
которому иностранцам позволялось бы передавать лишь тех детей, которых никто
не пожелал усыновить в самой республике.

- Как вы считаете, есть ли сегодня необходимость в проведении резолюции законодательных
актов, касающихся вопросов прав детей?

- UNICEF совместно с ММ проводит работу по пересмотру существующего законодательства
на факт его соответствия международным документам, конвенциям по правам
ребенка. И насколько мне известно, во время осенней сессии будет рассмотрен закон
о <Семейном кодексе>. Сотрудники нашей организации помогают народным
избранникам в подготовке некоторых важных документов.

Спешу сообщить, что ваш парламент открыт к обсуждению. Они приняли за последние
несколько лет очень важные для детей законы, в частности, закон о материнском
грудном вскармливании. Сейчас парламентарии работают над проектом государственного
бюджетирования тех программ, которые уже реализуются.

- На каком этапе развития находится процесс по инклюзивному образованию?

- С претворением данной программы у нас особых проблем не наблюдается. Сейчас
нас больше волнует другой процесс. А именно, выдача категории инвалидности
детей, которая, кстати, в Азербайджане определяется не совсем верно. Существуют
международные нормы и категории ЮНЕСКО, на которые нужно равняться. Кроме
этого, нас беспокоит отсутствие соответствующей инфраструктуры, без чего невозможно
становление процесса инклюзии. Уровень преподавателей также оставляет
желать лучшего. Поэтому для данного персонала необходимо провести тренинги, чтобы
они смогли грамотно подойти к проблеме детей с особыми нуждами. Необходимо
информировать общественность, говорить о толерантности.

Интересен тот факт, что очень часто против инклюзивного образования выступают
семьи здоровых детей, которые не хотят, чтобы их ребенок учился, как им кажется,
с ненормальными детьми. Сегодня на улице вы не увидите таких детей, не потому
что их нет, а потому, что они спрятаны в домах, их те выводят на улицу. И
в этом самая большая проблема Азербайджана.

- А как данный процесс осуществляется на западе?

- Это долгий процесс даже для западных стран. Ушли десятилетия на то, чтобы они
достигли инклюзивности. Например, Италия только сейчас достигла абсолютной
инклюзивности. Там дети с особыми нуждами стали частью общего образовательного
процесса. А есть такие страны, в которых проблема остается еще неизменной.
Посмотрите хотя бы на Балтийские страны, которые на пороге вступления в ЕС, они
смогли преодолеть эту проблему. Думаю, что это хороший пример для Азербайджана.
Ваше правительство немного консервативно, но, думаю, оно изменит свое мнение.

- Сегодня права детей нарушаются везде: в школе, дома, на улице. Как с этим бороться?

- У нас есть информация о том, что права детей больше нарушаются в образовательных
учреждениях. Проблема в том, что, когда это происходит, нет такого механизма,
который бы позволил сообщить об этом соответствующим структурам. Допустим, если
это происходит в школе, директор может что-то предпринять в отношении обидчика,
но это остается в стенах школы. Думаю, эту проблему надо выносить на суд общественности
и решать сообща с другими организациями.

- Есть ли существенные отличия положения прав детей в Азербайджане и в других
развивающихся странах?

- Если сравнивать Азербайджан с другими странами, находящимися примерно на том
же уровне, то нельзя не сказать о потенциале, который имеет ваше государство
для всестороннего развития. Повторюсь, что во время встречи с представителями
правительства, я была приятно удивлена, что в Азербайджане было принято большое
количество национальных программ и планов по защите прав детей. Если рассматривать
весь регион в целом, то станет очевидно, что все страны СНГ имеют схожие
проблемы.

Скажем, многие дети живут в бедности, в плохих условиях, но положительным моментом
является то, что в ряде стран, в частности, в Азербайджане, есть план
развития. Безусловно, в некоторых странах реформы имеют более передовой характер,
чем в Азербайджане, но не следует забывать о том, что разные страны находятся
на разных ступенях развития. Во всем мире ведется работа по снижению уровня смертности
среди новорожденных, и приятно отметить, что подобная работа ведется
и у вас в стране.

Хотелось бы отметить, что для решения проблем детей недостаточно работы только
одного министерства. Скажем, когда речь идет о здоровье подрастающего поколения,
то решать существующие проблемы должно не только Министерство здравоохранения,
но и Министерства образования, труда и социальной защиты населения, Министерство
молодежи и спорта.

Для того, чтобы обеспечить подрастающему поколению достойную жизнь, правительству
Азербайджана предстоит проделать большой объем работы, но если быть справедливым,
то миссия UNICEF заключается в том, чтобы всегда стремиться сделать как можно
больше во имя счастливого детства каждого ребенка.

С.Азизбейли
Day.Az

Выпуск листа на новом месте: 3164

Ответить   Sun, 3 Feb 2008 09:12:41 +0300 (#722464)