Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Играющая в темноте

]Аргументы и факты -- Играющая в темноте - "АиФ на Дону", No 52 (764) от 24.12.2008

Стихли последние звуки оркестра, и солистка выходит на поклон. Она идёт осторожно,
опираясь на руку музыканта, и смотрит куда-то поверх голов...

Девушка знает, что в зале аншлаг. Это слышно по овациям. Но она не знает, что
ей аплодируют стоя. Просто не видит этого.

Двадцатипятилетняя Екатерина БЕСПАЛОВА, победительница многочисленных конкурсов,
-- скрипачка, слепая с рождения.

В классе она была чужой

Мама долго совещалась с отцом на кухне: <<А может, всё-таки не стоит, трудно
ей будет...>> Но в итоге решились и записали маленькую Катю в музыкальную школу.
Да, она не такая, как другие дети, но что ж теперь -- дома всю жизнь сидеть?
И вот они с дочкой уже у мастера, пришли забирать её первую скрипку. Девочке
дают инструмент, закутанный в платок, а она даже не знает, что это. Робко касается
его своими тонкими пальчиками. Он такой тёплый, а на ощупь ну совсем
как фигурка человечка... Катя баюкает свёрток: <<Глядите, у меня новая кукла!>>

Но выяснилось, что её ждала не игра в дочки-матери, а совсем другая игра, неизвестная
и утомительная. Поначалу пятилетняя Катя хныкала, долгие часы разучивая
пьесы на слух. Но прошла пара лет -- и девочка по-настоящему полюбила музыку,
научившись чувствовать мелодию, моментально запоминая новые вариации. А потом
объявили конкурс в музыкальный лицей для одарённых детей. <<У Катюши должно получиться,
надо попробовать!>> -- решили на семейном совете. Жюри было в растерянности:
ребёнок играет отлично, но это всё-таки не интернат для незрячих, в группе ей
будет сложно. Их опасения подтвердились: девочку приняли в лицей, но в классе
она была чужой. <<Дети меня сторонились. А я не понимала, за что они так>>, --
вспоминает Катя. Но если одноклассники обходили её стороной, то педагоги относились
как к обыкновенной ученице, не делая никаких поблажек. Особенно строгим был учитель
скрипки, который мог и прикрикнуть, если видел, что она халтурит. Музыкой
Катя занималась по четыре -- шесть часов в день, а перед ответственными мероприятиями
и все десять: <<Бывало, весь день проводила на ногах. С утра встаёшь
и сразу за скрипку хватаешься, а откладываешь её, только когда уже пора ложиться

в Моск.ве. Все участники были взрослыми, на пять и даже на десять лет старше,
но главный приз отвоевала маленькая слепая девочка. Уже тогда она точно знала,
что поступать будет в консерваторию. <<Безнадёжное это дело! Знаешь, как сложно
скрипачам пробиться>>, -- вздыхала мама, которая хотела дать дочери филологическое
образование. Но отговаривать девочку было бесполезно. Она отдавала скрипке всё
своё время, даже пропускала занятия, не связанные с музыкой, лишь бы порепетировать
лишний часок. И снова десятки побед: Гран-при на конкурсе Подеревского в Польше,
дипломы и премия на конкурсах Собитова в Уфе и Маршнера в Германии -- всего
не перечислишь... Около парты упёртой девчонки, не расстающейся со своей скрипкой,
стали толпиться одноклассники. Расспрашивали про поездки, звали с собой
на вечеринки, а однажды вытащили в поход. Оказалось, что Катерина умела играть
и на гитаре. Она играла и пела так вдохновенно, будто видела звёздное небо
и восторженные лица друзей, сидящих у костра..

Скрипка от Спивакова

Ещё студенткой консерватории она начала работать в филармонии, да не десятой
скрипкой в правом ряду, а солисткой, выезжающей на гастроли. Когда была помладше,
её везде сопровождала мама, но теперь Катя стала сама колесить с музыкантами
по всему миру: ближнее зарубежье, Германия, Италия, Франция. <<Столько путешествий!
Мы были прямо как бременские музыканты из сказки. А в переездах, между прочим,
самостоятельной была, никто со мной не возился. Разложу в купе вещи по порядку
и без посторонней помощи могу всё найти>>, -- объясняет Катя.

Юную ростовчанку заметили в Москве. Легендарный Спиваков вручил ей на сцене итальянскую
скрипку, как одной из самых одарённых музыканток России: <<Я не видела
его, но мне кажется, у него улыбчивое лицо, ведь голос такой приятный. Ещё помню,
что ладони были тёплыми, когда пожимал мне руку. А потом поцеловал в макушку>>.
Чуть позже ей дал несколько индивидуальных уроков всемирно известный скрипач
Захар Брон
. Как раз накануне Катя заболела, подскочила температура, но она, конечно, пошла
на занятия с маэстро: <<У артистов так: если на ногах стоять можешь, иди
работай>>. Мастер был скуп на похвалы, но, когда на следующий год снова прилетел
в Россию, передал Кате персональный привет через знакомых музыкантов. <<Запомнил
меня. Значит, всё-таки неплохо играла>>, -- краснеет девушка.

Сейчас она упорно готовится к очередному конкурсу в Казани. Обычно дома её не
застать: то с друзьями на концерт умчалась, то на прогулку, но теперь снова
<<приросла>> к скрипке. <<Мне нужно только первое место. Конкурс намечается серьёзный,
и если как следует постараюсь, кто знает, может, опять встречусь с маэстро>>,
--
улыбается скрипачка.

Анна ИВЧЕНКОВА
http://don.aif.ru/issues/764/08

Выпуск листа на новом месте: 3994
количество подписчиков: 214

Ответить   Thu, 25 Dec 2008 05:50:58 +0300 (#804120)