Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] От школы настоящего к школе будущего - один шаг

<Учительская газета> - Он-лайн N36 (10273) от 08
сентября 2009 года

От школы настоящего к школе будущего - один шаг, и сделает его вместе со своими
учениками московская школа

Президент России Дмитрий Медведев в день начала учебного года приехал в московскую
общеобразовательную школу N518. Возникает вопрос, почему Дмитрий Анатольевич
выбрал эту школу? Говорят, потому, что она обычная, эта школа. Вот только на
самом деле очень много необычного в этой, казалось бы, обычной школе.

Расположена 518-я в старинном московском районе Замоскворечье, в здании, построенном
на Садовнической набережной на территории бывших садов трех городских
усадеб в 1933-1934 годах по проекту известного русского архитектора Ивана Звездина
в стиле постконструктивизма. В 1935 году школа приняла своих первых
учеников. Всего несколько мирных лет было дано ей: во время Великой Отечественной
войны школу закрыли на два года - в ее здании был расположен госпиталь.
Ученики и учителя ушли на фронт, многие из них не дожили до Победы. За год до
окончания войны школа вновь распахнула свои двери перед замоскворецкими ребятами.
С 1944 до 1953 года школа была мужской, потом стала смешанной. В 1973 году к
ней присоединили школу N519. Постепенно здание становилось мало разрастающейся
школе, к концу 90-х оно уже остро нуждалось в капитальном ремонте. По обычной
московской традиции такие старые школы довоенной постройки обычно сносят,
а на их месте возводят настоящие школьные дворцы по индивидуальным проектам.
С 518-й так не поступили. Это здание нельзя было снести - с 1996 года оно
было признано памятником архитектуры советского периода. Реставрация началась
в 1999 году, а в январе 2003 года в практически новой школе опять начался
учебный процесс.
Сегодня школа N518 - это непосредственно школьное здание, соединенное переходом
со спортивным залом 2003 года постройки, и дошкольное - в здании флигеля,
отдельно стоящем трехэтажном строении, отремонтированном в 2002 году.
Не совсем проста и работа этой школы. С 2007 года старшее звено 518-й работает
как многопрофильное. Тут есть математический, химический, технологический,
социально-экономический профили, а социальными партнерами школы стали вузы -
МГУДТ, РГСУ, МГППУ.
В средней школе идет предпрофильная подготовка по математике, физике, химии,
экономике, русскому языку и МХК. Материально-техническую базу школы составляют
60 компьютеров, объединенных в локальную сеть, 15 рабочих мест учителей, оборудованных
мультимедийной техникой. Выход в Интернет можно осуществить с любой
машины. В школе есть специализированные кабинеты химии, физики, биологии, географии,
два современных компьютерных класса, работает технический центр, большие
спортивный и актовый залы, авансзал, два зимних сада, игровая для обучающихся
начальной школы. В библиотечном фонде - 14250 изданий, включая периодику:
13300 художественных единиц, методическая литература - 800 изданий. Дошкольное
отделение при школе оборудовано всем необходимым для работы разновозрастной
группы.
Но главное богатство школы - ее 45 учителей. Высшую квалификационную категорию
имеют 15 учителей, первую - 12. Директор школы - лауреат конкурса <Учитель
года Москвы-2003>, победитель в предметной номинации <География> - Ольга Боруцкая.
В педагогическом коллективе удивительная обстановка, удивительные отношения,
не случайно многие выпускники, закончив вузы и колледжи, возвратились и работают
здесь с большим удовольствием, создавая эту новую традицию в этой школе,
которая славится сохранением всех старых традиций.
В 2006-2007 учебном году (еще до Года равных возможностей) школа вошла в инновационную
программу <Инклюзивное образование>, основанную на включении в обычный
класс детей с особенностями в развитии, то есть на совместном обучении здоровых
детей и детей с ограниченными возможностями. По программе инклюзивного
образования в 518-й работает нынче каждый второй учитель.
В инклюзивное пространство включено пять параллелей - с первого по пятый класс.
В них обучаются вместе со здоровыми и 17 детей, имеющих ограниченные возможности,
в частности, с аутическими проявлениями, синдромом дефицита внимания, задержками
психического развития, слабым зрением, эпилепсией, детским церебральным
параличом.
В 2008 году коллектив школы N518 стал победителем приоритетного национального
проекта <Образование> и вошел в число 20 лучших школ Москвы - победителей
ПНПО. Свою позицию авторы проекта - педагоги школы изложили так: основная миссия
518-й - обеспечение равного доступа к получению образования и создание
необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо
от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного
языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических
и физических возможностей.
И они были тысячу раз правы, считая, что если устранить образовательные барьеры,
то каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить
доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных
возможностей.
Стратегической целью концепции программы развития школы N518 <Образование без
барьеров> и стало устранение образовательных барьеров на пути к успешности
каждого ученика.
Барьеры, как известно, бывают разные. Архитектурные и физические барьеры, которые
не дают учиться в школе тем, кто имеет проблемы опорно-двигательного
аппарата, для школы устранить оказалось проще всего: после реконструкции здание
было оборудовано пандусами при входе в школу и на первый этаж, потом был
установлен специальный подъемник с первого по четвертый этаж для детей, передвигающихся
с помощью инвалидной коляски. Таким образом, дети-колясочники могут
свободно перемещаться по всему зданию школы. Тут есть уборные комнаты для детей
с ДЦП; приобретены специальные парты; кабинеты социального педагога и психолога
оснащены необходимыми пособиями для работы; во время уроков в распоряжении родителей,
сопровождающих своих детей по школе, зимние сады.
Сложнее было убирать барьер недоступности образовательного стандарта. В последнее
время проявились противоречия между системой школьного образования, социальным
заказом на образовательные услуги и законодательством в области образования.
В рамках современной школы существуют два <стандарта> содержания образования:
стандарт обязательной образовательной подготовки <Ученик должен> и стандарт индивидуальных
возможностей <Ученик может>. Учащимся с ограниченными возможностями
здоровья, билингвам, детям с низким уровнем учебной мотивации и девиантным поведением
достаточно сложно, а порой практически невозможно преодолеть барьер
образовательного стандарта. Пытаясь разрешить существующие противоречия между
необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с
другой - создавать условия для свободного развития личности, осуществления его
прав на саморазвитие и самоопределение, педагогический коллектив школы N518
и использует в своей работе новую педагогическую технологию - инклюзивное образование,
в основу которой положен принцип признания педагогами индивидуальных
особенностей учащихся и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения
образовательных потребностей всех детей без исключения. Инклюзивное
(включающее) образование представляет собой альтернативу классно-урочной организации
учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений
(а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и
по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов),
всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов
и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся.

Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы
по повышению учебной мотивации учащихся, опираясь на опыт работы школы в направлении
социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования
педагогический коллектив школы занимается:
разработкой и апробацией новых форм многоуровневой подачи учебного материала
и организации урока;
разработкой индивидуальных учебных маршрутов и планов;
организацией работы междисциплинарной команды специалистов;
созданием системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;
созданием условий общей доступности образовательного учреждения.
Для повышения мотивации учащихся учителя используют весь арсенал методов организации
и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические;
репродуктивные и поисковые; методы самостоятельной учебной работы и работы под
руководством учителя. Действенными методами повышения мотивации образовательной
деятельности учащихся стали проблемно-поисковые. Они оказывают стимулирующее
влияние тогда, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных
возможностей школьников и доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае
мотив учебной деятельности учащихся - стремление решить поставленную
задачу. В школе широко применяется проектная деятельность как педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение
и приобретение новых путем самообразования. Образовательные проекты выводят учащихся
на новый уровень учебной мотивации. Его можно рассматривать как опыт
ранней профессионализации, так как темы проектов часто выбираются в той области,
в которой учащиеся хотели бы получить дальнейшее образование и профессию.
Опыт работы в направлении социального проектирования позволяет учащимся средней
школы более осознанно подходить к выбору дальнейшего профиля обучения в
старшем звене. Команда специалистов классов включающего (инклюзивного) обучения
518-й разработала положение о безотметочном обучении, утвержденное на педагогическом
совете в декабре 2007 года. Перспективная цель безотметочного обучения - это
определение потенциальных возможностей и опора на сильные стороны учения,
а также достижение ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного
самообразования. Использование безотметочной системы оценивания связано
с созданием индивидуальных учебных маршрутов и учебных планов учащихся, учитывающих
их потребности и возможности.
Педагоги считают, что ведущее место в инновационной технологии инклюзивного образования
может занять дистанционное обучение. В рамках образовательного
процесса в 518-й существует компенсирующая модель использования дистанционного
обучения: очная работа учеников под руководством учителя с удаленными от
них ресурсами и источниками информации. Методическая помощь учителя в данном
случае заключается в составлении каталогов привлекательных информационных
ресурсов, разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования
запросов и поиска информации, подготовке для детей разного возраста
наборов <развивающих> информационных блоков, составления вопросов, стимулирующих
познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывающих им направления
самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных
массивах (Интернете, банках данных и так далее).
Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые
для творческой деятельности. Мотивированный ребенок может не только
ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но
и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и
конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие - непосредственное
или опосредствованное.
Использование современных информационных технологий трансформирует традиционные
сферы творческой деятельности. Например, компьютерная графика или анимация
существенно видоизменяют работу художника. Работая без красок и холста, можно
не только создавать изображения, но и заставлять их двигаться. Эта новая
сфера художественного творчества привлекает все большее количество детей и подростков.
Конкурсы компьютерной графики интересны даже для тех детей, которые
не владеют красками, карандашом и кистью.
Однако, на взгляд педагогов, приоритетно в развитии инклюзивного образования
непосредственно само дистанционное обучение - форма организации образовательного
процесса, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых
информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала,
при его самостоятельном изучении, диалоговом обмене между преподавателем и обучающимся,
причем процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве
и во времени. При этом меняется традиционная модель взаимодействия <учитель -
учащийся>, появляются очные и дистанционные субъекты учебного процесса с
новыми функциями, которые нуждаются в соответствующих условиях реализации. Учитель
в данном случае становится тьютором (сопровождающим) процесса изучения
учебного материала. Такая форма обучения востребована детьми с проблемами здоровья,
находящимися длительное время на лечении или проходящими ежегодные
реабилитационные мероприятия.
Но важно было убрать и еще один барьер - психологический.

Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями
в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной
без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как
процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание
модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы
программы <Образование без барьеров>. Основные направления работы социально-психологической
службы школы:
Проведение психолого-педагогической работы по развитию детей 5-6-летнего возраста
в условиях новых для 518-й школы форм образования: дошкольное отделение
при школе, вариативные группы кратковременного пребывания, совместная деятельность
с детскими садами.
Ранняя (на ступени дошкольного отделения) профилактика различных отклонений в
развитии ребенка.
Психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями
в развитии, детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическое сопровождение деятельности по обеспечению психологического и
физического здоровья учащихся, предупреждение возможного неблагополучия в психическом
и личностном развитии школьников.
Выявление и изучение причин, мешающих успешному развитию и общению учащихся,
с целью оказания своевременной помощи.
Устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьников, работа
по формированию их личности, помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются
к психологу.
Снижение уровня тревожности у родителей.
Приобщение педагогического коллектива, учащихся и их родителей к психологическим
знаниям.
Деятельность по организации психологически безопасной среды.
Все это рассказали президенту в школе N518, и теперь Дмитрий Анатольевич, откровенно
признавшийся, что такого еще в России не видел, вне всякого сомнения,
бывая в регионах, обязательно будет рассказывать о <простых школах> столицы,
которые могут стать примером для всей страны.

http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=6307

Выпуск листа на новом месте: 4720
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Thu, 10 Sep 2009 06:00:25 +0400 (#903821)