Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] <Золотой ключик> для театра незрячих

<Золотой ключик> для театра незрячих
20.11.2009

Мария Токарева

У него всего 15% зрения и вторая группа инвалидности. Но это не помешало сняться
более чем в 20 картинах, открыть собственный театр и стать одним из лучших
массажистов страны. Киевлянин Константин Богатыренко слабовидящим стал еще в
детстве - дало осложнение врожденное заболевание. Среднее образование в обычной
школе мальчик получить не мог, потому закончил интернат для слабовидящих детей.
А после 9-го класса отправился в Свердловск, где слабовидящие подростки
могли получить среднее медицинское образование по специальности <массаж>. Десять
лет Константин отдал выбранной профессии. Но всегда в его сердце жило
искусство.

Слабовидящий актер

- Моя мама работала реквизитором на Киностудии Довженко, - вспоминает Константин
Викторович. - После школы она забирала меня к себе на работу. Мне очень
нравилось находиться среди декораций и старинных, антикварных вещей. Кстати,
там до сих пор хранится булава, принадлежавшая самому Богдану Хмельницкому.

А потом, проникшись атмосферой, мальчик поступил в школу актерского мастерства,
которая в то время находилась при киностудии. Там поначалу никто не обращал
внимания на то, что у новоявленного маленького актера всего 15% зрения.

- Есть люди абсолютно незрячие, которые в городе могут ориентироваться, как здоровые.
Только при ближайшем рассмотрении можно распознать в них инвалидов
по зрению. А внешне с первого взгляда это может не проявиться, - поясняет герой.
- Я, к счастью, как раз отношусь к таким людям.

Мальчик беспрепятственно передвигался по репетиционной площадке и без затруднений
выполнял задания режиссера. Только когда Богатыренко начал носить очки,
студийцы поняли, что у их коллеги плохое зрение. Но акцентировать внимание на
этом не стали, потому что работе не мешало. Сам же Константин Викторович
вспоминает:

- Окружающие относились ко мне очень хорошо, ведь в студии работали профессионалы:
Лесь Сердюк, Константин Степанков и другие преподаватели. Особого подхода
ко мне не было. Благодаря такой обстановке чувствовал себя нормальным, свободным
человеком. А тот период своей жизни вспоминаю с особенным трепетом, потому
что за относительно небольшой период времени мне удалось познакомиться и пообщаться
с мэтрами киноиндустрии. Тогда даже не осознавал, каким важным и бесценным
опытом это может стать для меня.

Вскоре детей из актерской студии начали привлекать к профессиональным съемкам
в кино. Так произошло и с Богатыренко.

- Первое время я постоянно присутствовал на съемочной площадке, - вспоминает
мужчина. - Видел, как режиссер работает с актерами, как запускается механизм,
и потихоньку втянулся в процесс.

Позже юному Косте стали доверять небольшие роли и эпизоды в лентах.

- Мне посчастливилось сниматься со знаменитыми актерами, - улыбается Константин
Викторович. - С Жариковым, Белохвостиковой в фильме <Мой адмирал>, в 1980
году - с Леонидом Филатовым в ленте <Женщины шутят всерьез>. Мне тогда было всего
15 лет, и в силу возраста я мог спокойно общаться с Филатовым на разные
темы, а в одном эпизоде, кроме своей роли, еще и стал его дублером со спины.

Новая карьера

С годами в киношной карьере Константину пришлось сделать перерыв и все-таки приобрести
постоянную специальность. Конечно, парень думал посвятить жизнь искусству
и поступить в театральный институт, но для людей с инвалидностью путь в высшее
учебное заведение подобного типа был закрыт.

- Тогда слабовидящие могли закончить только музыкальное училище, - объясняет
Богатыренко. - Это уже потом людей с ограниченными возможностями стали принимать
в университет культуры, а позже, благодаря ходатайству общества инвалидов, и
на режиссерские курсы. У меня же, к сожалению, не было большого выбора - либо
иди на предприятие для слепых и собирай щетки и розетки, либо сиди дома и существуй
на нищенскую пенсию. А выучиться на массажиста было действительно выходом
для многих. Профессию врача я не мог получить по той же причине. Впрочем, не
хвастаясь, могу сказать, что получил высшую категорию массажиста не по бумажке,
а на деле, разработал собственную методику.

Театр начинается с:

В 1996 г. по инициативе родителей детей, страдающих детским церебральным параличом,
в г. Омске был организован клуб <Отдыхаем всей семьей>, который уже
через несколько лет превратился в самостоятельный любительский театр <Преодоление>.
В составе участников театра дети с диагнозом ДЦП, глухонемые дети и
дети с дефектами речи, а также здоровые члены их семей. Родители этих детей не
сдались на милость болезни, они живут и борются вместе, и дети выздоравливают.
Совсем недавно произошло настоящее маленькое чудо - на одной из репетиций вдруг
заговорил 12-летний мальчик Павел, который до этого постоянно молчал. Для
актеров театр <Преодоление> - единственная настоящая радость в жизни. Этот храм
Мельпомены в 2009 г. отметил свое 13-летие. На сегодняшний день есть и
другие примеры: в Харькове существует театр глухонемых, а в Москве - людей с
синдромом Дауна.

Казалось бы, наш собеседник только начал совершенствоваться в своем деле, как
жизнь преподнесла ему новый сюрприз. Из-за того, что ежедневно Константину
Викторовичу приходилось лечить от 18 до 20 пациентов, у него начало катастрофически
падать и без того слабое зрение. Врачи настоятельно порекомендовали
Богатыренко заканчивать с массажем. Мужчине ничего не оставалось, как прислушаться.
А потому если сегодня иногда и возвращается к былому делу, то только
чтобы подлечить родных и близких.

- Поскольку я вырос на киностудии, полгода обдумывал, смогу ли организовать театр,
где бы работали инвалиды, которые не могут найти работу или хотят проявить
себя именно в этом деле, - продолжил мужчина. - Может, мы ограничены где-то физически,
но умственно способны себя проявить не хуже, чем здоровые люди.

Чтобы зарегистрировать театр инвалидов, Константин Викторович начал знакомиться
с правовой базой. На поверку оказалось, что есть закон <Про инвалидов в
Украине> - по их социальной защите, образованию, а вот по культуре - ничего.

- Да, собственно Закона о культуре у нас как такового-то и нет, - сетует Богатыренко.
- Поэтому новоиспеченный храм Мельпомены я зарегистрировал как частное
предприятие.

Позже Константин Викторович решил, что такому островку искусства лучше существовать
при общественной организации, а потому при Всеукраинском обществе трудоспособных
инвалидов открыл концертно-театральную студию инвалидов <Добробут та злагода>.
Через некоторое время в театре сформировалась труппа. Многие узнали о коллективе
из радиопередач и прессы, другие же актеры просто пришли по объявлению в газете.
Богатыренко возобновил и съемки в кино. За последние несколько лет он
сыграл в сериале <Доярка из Кацапетовки>, а в фильме <Огнем и мечом> получил
две эпизодические роли - казака и старика-предателя.

- Из-за грима меня даже близкие не узнали, - смеется мужчина. - Был обрит наголо,
с наклеенными усами и оселедцем. Так вот, благодаря этим двум этим ролям
мне удалось поскакать на коне с саблей.

На сегодняшний день в фильмотеке Богатыренко - более 20 фильмов, в которых он
принимал участие как актер.

Мечта о съемках

Со временем деятельность театра начала набирать обороты. Репертуар решили ориентировать
на детей, а некоторые пьесы придумывали сами актеры труппы.

- Одна наша актриса написала сказку <Путешествие в страну трех цветов>, - рассказывает
Константин Викторович. - Это рассказ о правилах дорожного движения,
чтобы малыши знали, как вести себя на дороге. В первый же год существования этой
постановки выиграли всеукраинский конкурс по правилам дорожного движения.
Примечательно, что победителя в этом соревновании определяли сами дети и их учителя.

Театр <Добробут и злагода> даже разработал свои принципы поведения на сцене.
Стараются ставить спектакли в режиме импровизации - могут реагировать на реплики
детей в зале и позволяют актерам добавлять свои эмоции. По похожему принципу
работают театры инвалидов во всей Европе.

Сейчас в театре Богатыренко 6 актеров. Они стараются играть спектакли на сцене
в два состава: сначала - одна тройка, потом - вторая. Так актеры меньше устают
и могут все принимать участие в действе.

- Цель нашего театра, во-первых, дать человеку работу, а во-вторых, реабилитировать
их в социуме, - поясняет Константин Викторович. - Мы проводим специальные
тренинги для инвалидов, дабы они комфортней чувствовали себя в обществе. Также
для всех это место их заработка. Даже когда в связи с кризисом было сложное
финансовое положения, мы никого не увольняли.

Богатыренко подчеркивает: их коллектив частично аматорский, частично профессиональный,
а потому постановки делает то он сам, то кто-то из актеров. А помогает
им в этом Людмила Ващук, профессиональная актриса, 26 лет проработавшая в драматическом
театре. За 12 лет <Добробут и злагода> поставил 6 спектаклей. Между
тем пока у театра нет стационарной сцены. Все просьбы инвалидов о помещении власти
игнорируют.

- Одно коммерческое предприятие решило нам помочь, предоставив актовый зал в
своем здании, - поясняет наш герой. - Но этот зал находится на 4-м этаже рабочего
предприятия, и, конечно же, туда маленького зрителя не пригласишь. Там мы только
репетицируем, а выступаем в детских домах, лагерях, школах, садиках.

Несмотря на такие условия, театр не унывает. Актеры мечтают, что все-таки найдут
крышу над головой и будут не только ставить новые спектакли, но и снимать
документальное и короткометражное кино. Ведь они так хотят доказать, что могут
работать ничуть не хуже, чем здоровые люди.

КОМПЕТЕНТНО

Ольга Сачук, психолог:

- Профессия актера предполагает наличие специфических психологических и физических
данных, что и называют психофизикой актера. Если все это есть, значит,
такой человек может воспроизвести поведение, состояние человека другой профессии
или состояния (взрослый - ребенка, человек - животное и т. д.). Очевидно,
что у людей с ограниченными возможностями полноценных психофизических данных
нет. В данном случае наши актеры в большинстве своем люди незрячие, а потому
не могут наблюдать за поведением других людей, соответственно их воспроизводить.
Однако у таких людей, как правило, более развиты другие чувства и навыки.
Соответственно, они могут абсолютно неожиданно выражать театральные формы, импровизировать
и т. д. Конечно же, театральная деятельность для них - это огромный
пласт реабилитационной работы. Общение и трудовая занятость для человека с инвалидностью
может повысить его трудоспособность практически в два раза. Что
мы и наблюдаем в истории с нашими героями.

Газета
"Новая"

Выпуск листа на новом месте: 4851
количество подписчиков: 219
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sun, 22 Nov 2009 00:07:32 +0300 (#944278)