Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Разговор без слов - один день профессора Суворова

Разговор без слов - один день профессора Суворова
18.11.2009

Ольга Гришина

Олег сопровождает Александра Суворова в поездке по Испании.

А. Суворов вместе с мальчиком с диагнозом ДЦП, который печатает на компьютере
с помощью спецоборудования. Конец 70-ых годов.

Саскуаханский университет (США) присвоил Суворову звание почётного международного
доктора гуманитарных наук.

Александр Суворов создал "Школу взаимной человечности", где слепоглухие и обычные
дети учатся общаться друг с другом.

Александр Суворов в Испании, в городе Сантьяго де Компостелла, 2006 год.

Профессор Суворов учит студентов-психологов работать с детьми, у которых нет
зрения и слуха. Он знает, о чем говорит. Он - слепо-глухой профессор.

Профессор и его голос

Утро. Лекция в Московском городском психолого-педагогическом университете. За
преподавательским столом - двое. Они общаются с помощью дактильной азбуки,
попросту - разговаривают руками. Один прикасается к бегающим пальцам другого,
ладонью считывая слова. Александр Васильевич Суворов - единственный в России
слепо-глухой профессор с помощью переводчика Олега Гурова читает на факультете
<Клинической специальной психологии> курс о своей оригинальной методике
совместного воспитания больных и здоровых детей.

Для студентов курс Суворова - по выбору, посещаемость здесь не контролируют,
как на обязательных предметах. И не надо - у этих слушателей мотивация другая,
у многих студентов интерес личный - родственники, друзья или и знакомые столкнулись
с теми же проблемами, о которых рассказывает Александр Васильевич.

<Курс профессора построен на его уникальном опыте участия в совместных лагерях
для больных и здоровых детей, - говорит заведующая кафедрой специальной психологии
Татьяна Басилова. - Его лекции - это, прежде всего, знакомство с самой личностью
Александра Васильевича>.

Суворов все, о чем рассказывает, проверил на себе. Он в три года почти полностью
ослеп. А в девять потерял слух.

<Поражает, конечно, когда Суворов рассказывает о своей жизни. Я смотрела, как
они общаются с Олегом, и просто любовалась, - говорит Нуами Скирру, студентка
4-го курса. - После сегодняшней лекции я сама задумалась: может стать переводчиком?>

Аудитория оживляется, когда Суворов предлагает собравшимся описать их образ по
руке: <Смотреть на меня как на оракула не надо. Я ничего не предсказываю.
Прислушиваюсь к своим ощущения и делаю вывод о личности обладателя ладоней. В
них может быть вовсе не концентрация тепла, а наоборот, концентрация холода,
сквозняк>.

Главное для реабилитации - это круг общения

Закончилась лекция. В коридоре пожилая женщина берет Суворова за руку, и на лице
Александра Васильевича появляется улыбка. Узнал. Людмила Обухова была в
студенческие годы профессора куратором его группы. В качестве эксперимента в
начале семидесятых он и еще три слепо-глухих студента поступили на факультет
психологии МГУ.

<Самое главное - это круг общения, он помогает реабилитации человека. В университете
Суворов общался с лучшими учеными, иностранными специалистами>, - говорит
Людмила Обухова.

Они вместе работали в лаборатории обучения и воспитания глухих детей Академии
педагогических наук СССР (сейчас Российская академия образования). Первой
экспериментальной площадкой для Суворова стал Загорский интернат для слепоглухих,
в котором учился когда-то и он сам.

Суворов защитил кандидатскую диссертацию, меньше чем через два года - докторскую,
написал более 20 книг, которые переведены на большинство европейских языков.
В 1991 году Саскуаханский университет (США) присвоил ему звание почётного международного
доктора гуманитарных наук. С 1999 года Александр Суворов стал
действительным членом Международной академии информатизации при ООН.

Десятки наград и званий получены от всевозможных детских организаций. Международная
ассоциация детских фондов присвоила ему Золотую медаль имени Льва Толстого.
В России такая награда всего у трех педагогов. Но самое ценное для Суворова -
признание детей. <Орден Буратино>, который вручили ему ребятишки летом этого
года, Александр Васильевич надел и на встречу со студентами.

Свистеть 15 раз

Дела в университете закончились. Едем домой к профессору.

Редакционный микроавтобус - машина с высокой посадкой. Но Александр Васильевич
не любит, чтобы его излишне опекали, и Олег по привычке забирается в машину
первым. Суворову трудно поднять ногу на нужную высоту, он спотыкается и чуть
не падает. Две агрессивно-сердобольные старушки, заметив нашу <бесчувственность>,
начинают махать кулаками и ругаться, что мы не суетимся вокруг профессора, не
помогаем ему.

<Такое бывает. Людям кажется, что я должен предпринимать какие-то действия, чтобы
помочь. Но меня как сопровождающего не должно быть слишком много. Если
надо, Суворов и в магазин один может сходить>, - говорит Олег.

Как слепо-глухие ходят в магазин? Даже если знаете азбуку для слепых - этикетки
и ценники написаны не по Брайлю.

Так что профессор в бытовых мелочах ориентируется на ощупь. Или зовет на помощь.
Раньше, выходя на улицу без сопровождения, вешал на грудь инструкцию, как
с ним общаться.

Сейчас решил пользоваться свистком - можно быстрее привлечь к себе внимание,
надежнее. Свистеть в магазине приходится раз пятнадцать. Спокойно и уверенно
профессор чувствует себя только тогда, когда рядом близкий человек. Олег.

<Я детям доверяю, с ними безопаснее>

Пока едем в машине, Олег рассказывает: <Мы очень сильно зависим друг от друга.
Я научился у Александра Васильевича, прежде всего, терпению и выдержке: бодрой,
человечной, великодушной>.

Профессор нас не слышит, и мне неловко. <Обращайся к нему напрямую. Представь,
что я просто средство, обычная техника>, - говорит мне Олег.

С этой <просто техникой> Суворов познакомился в Интернете, пол года переписывались
по электронной почте. Потом, в 2002 году, Олег уговорил Суворова пойти
в поход. В горы. Хотя у Александра Васильевича тогда начались проблемы с ногами
- даже на ровной дороге они постоянно подворачивались. А тут с ребятишками
из детской организации <Тропа> он отправился в поход:

<Олег меня заверил, что со специальным приспособлением травм не будет. А я вообще
в этом отношении детям доверяю. Они меньше за меня бояться, и поэтому,
как ни парадоксально, с ними безопаснее>, - рассказывает Суворов.

Здоровым, конечно, трудно понять степень уместности заботы о людях с ограниченными
возможностями. <Инвалидов либо жалеют, либо от них отодвигаются>, - говорит
коллега Суворова Татьяна Басилова.

Суворов, впрочем, не принимает этот термин: <А разве есть люди с неограниченными?

Жизнь в полной темноте и тишине

Спрашиваю: что спасает? Суворов отвечает: творчество. Вообще-то, он на большинство
вопросов отвечает собственными стихами. Те, что не помнит наизусть, быстро
находит в карманном компьютере.

Когда разговор заходит о музыке, Александр Васильевич достает губную гармошку,
играть на которой научился еще в детстве. Пронзительный и пронизывающий звук.
После любимого вальса на глазах профессора, кажется, слезы.

<У меня не бывает немузыкального настроения. Как только уходит мысль, приходит
музыка. Мне даже кажется, что музыка и есть моя душа>, - говоритСуворов.

Дома. Первое, что бросается в глаза в коридоре - спортивный уголок. У Суворова
из-за болезни Фридриха, редкого заболевания спинного мозга, проблемы с ногами.

<Александр Васильевич вынужден делать зарядку каждый день. Тренировки пока дают
результаты>, - объясняет Олег.

Врачи считают, что профессору грозит полная неподвижность. Скоро грозит.

Профессор играет с Олегом в шахматы. Шутливо ругаясь, что тот неправильно расставил
фигуры, и за пару ходов делает мат.

Два огромных шкафа, как и положено в профессорском доме, забиты книгами. Рельефно-точечными.
Это уникальная библиотека с текстами по Брайлю.

Текст на компьютере Суворов набирает на обыкновенной клавиатуре, читает при помощи
приставки с брайлевскими буквами. Регулярно пополняет свой сайт. "По
Интернету, - улыбается профессор, - я даже зачеты у студентов принимаю".

Пишет, пишет: Его научные труды и статьи по психологии можно найти в сетевых
изданиях.

Но главной своей книгой Суворов называет сборник стихов <Достоинство в склепе>.
Склеп - это когда в тишине и темноте. Скоро, возможно, в неподвижности:

Что там в темноте светит ему и помогает жить? Жить, как он умеет?

Говорит: <Любовь - это источник сил. Любить самому. Тогда, действительно, есть
ради кого жить и ради кого держаться>.

По очереди прощаемся с профессором, выводя на его руке обычные печатные буквы.
Суворов с улыбкой говорит, что теперь он точно знает, сколько человек было
у него в гостях. Надеемся. Что от наших ладоней сквозняком не повеяло на профессора.

Фото из личного архива Александра Суворова

РИА Новости
+ВИДЕО

Выпуск листа на новом месте: 4855
количество подписчиков: 219
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sun, 22 Nov 2009 05:15:56 +0300 (#944321)