Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2016-09-17

[pc] Что такое гештальт

Доброго времени суток, уважаемые друзья!

Что такое гештальт или почему официант сразу забывает выполненный заказ

<<Теории и практики>> продолжают объяснять смысл часто употребляемых
выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно
неправильном значении. В очередном выпуске рубрики -- в чем секрет картин
Ренуара и почему мы понимаем слово, даже если в нем поменять местами почти
все буквы.

<<Тебе просто надо закрыть гештальт>>, -- такой совет можно от
доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт и правильно использовать
это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться
к психологии восприятия.

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает <<форма, вид, фигура>>, а
производное от него слово Gestaltung -- <<оформление>>. Другие более или
менее подходящие по смыслу русские аналоги -- <<целостность>>, <<структура>>
и <<модель>>. Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда
философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд U:ber
Gestaltqualita:ten (<<О качествах формы>>). Этот ученый поддерживал точку
зрения Иммануила Канта -- о том, что мы не можем воспринимать физический мир
непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от
органов чувств -- дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое
целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и
свое восприятие.

Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию
и <<переиграть ее>>

Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х--1930-х годов, когда
психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые
выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет
некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы
составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину
Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый
мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас
впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть <<гештальтом>>.

Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление
психологии -- благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912
году он опубликовал работу <<Экспериментальные исследования восприятия
движения>>. Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных
местах в разное время, могут восприниматься как один источник света,
переместившийся с одного на другое место-- если правильно подобрать
расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале
около 60 миллисекунд).

Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое
целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой
суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой -- Эрнст Мах в
своей работе <<Анализ ощущений>> доказал, что изменение тональности и темпа
мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент -- но только с
текстом -- сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности
мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове
поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.

Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру.

Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил
любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура
-- это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон -- все остальное. Чтобы
показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал
знаменитый рисунок, который можно <<прочитать>> либо как изображение вазы,
либо как изображение двух лиц -- смотря на чем сконцентрироваться. Когда
объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится
ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.

Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался,
породив новое направление-- гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры
сохраняется и в повседневности -- если представить, что реальность, в
которой мы существуем -- это фон, а различные объекты или процессы -- это
фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем
<<выдергивать>> фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по
завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы
проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой
потребности и отвлекаемся на что-то другое.

По сути, <<фигурой>>, гештальтом, может быть любой процесс -- увлечение
кем-либо, ссора или начатое дело.

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше -- это явление называется
<<эффектом Зейгарник>> по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи
еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все
невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник
провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают
определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того,
чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно
доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать
навязчивое желание вернуться в ситуацию и <<переиграть>> ее. И человек
начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях -- например,
провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.

Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале <<Трансформеры>>
Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов
меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом
стало официальным -- возможно, потому что робот действительно оказался
наглядной иллюстрацией сложного термина.

Источник: theoryandpractice.ru

   2016-09-17 22:30:12 (#3434620)

[pc] Re: Как мы перетягиваем на себя чужие проблемы

Здравствуйте, друзья! Приветствую, Анастасия!!!

Вы писали 16 сентября 2016 г., 11:02:21:

ПА> Да, было бы, безусловно, замечательно, что бы еще в детстве родители
ПА> научили нас быть счастливыми и хорошо понимать причины своих негативных
ПА> состояний.
ПА> Но этому могли бы научить только счастливые родители. А многие из наших
ПА> родителей так и не научились этому главному искусству - счастливой жизни

Есть с чем поспорить с автором этой статьи.
Во-первых, почему автор решил, что многие родители не научились
искусству счастливой жизни? Счастье - понятие относительное. И если
для одной семьи быть счастливым - это означает иметь большую сумму
денег,, высокий доход, огромный замок и все вытекающее из этого.
Для других - счастье - это любить и отдавать окружающим частичку
собственной любви...
Для третьих - счастье в обильной еде, для кого-то счастье заключается
в обильном питье...
Перечень можно продолжить.
А во-вторых, родители все же не счастью должны обучать. Родители
должны готовить ребенка к жизни, знакомить его с жизненными позициями.
Разбираться в ситуациях.
А вообще, самое главное, родителям нужно установить с детьми
эмоциональный контакт. Должны искренне любить ребенка. И только в этом
случае ребенок вырастит и будет счастливым взрослым.
Если кто-то желает поспорить или выразить собственную точку зрения, -
милости просим, друзья. А то за последние дни как-то снизилась наша
активность.
Всем удачных выходных.

   2016-09-17 17:40:47 (#3434550)