Вот, позиция. Выбор. " Я
свободен!" " Я не хочу предавать
себя." "Я не хочу действовать
вопреки своей совести, и в угоду тем или иным выгодам или потому, что так
заставляют обстоятельства..."
"Я хочу по-настоящему быть собой, а не носить маски." Это позиция. Выбор. Но
дальше-то что? Само по себе решение – будь оно принято в широком
формате, для жизни в целом; либо, что, как правило, более реалистично, в
какой-то конкретной ситуации – ещё ничего не значит, если оно не подтверждено
действием, конкретными поступками.
Точнее, само решение может «зреть»
какое-то время только лишь внутренне, и это тоже важно; либо – уже решил,
сделал выбор, но вот – недостаточно сейчас сил для того, чтобы его осуществить.
Тем не менее, это уже другой фокус внимания, совсем другая точка зрения, в том
числи и – подход к конкретной жизненной задаче. Пусть даже поначалу только – «внутренне».
Но дальше, в любом случае, придётся плыть против
течения для того, чтобы реализовать на практике, в жизни этот выбор; а не
оставаться собой - только лишь "внутри себя".
Вот, именно с такой позиции - как решать
обычные жизненные задачи? Когда уже сделал ВЫБОР, неважно – кардинально, или –
в малом. А важно это самоощущение –
себя, радости быть собой, свободы. Однако уже сложившиеся системы - в образовании, в бизнесе,
во многих ещё сферах… будут
навязывать свои правила игры. Всеми этими системами социум буквально утыкан, и
редко какая из них будет помогать Вам жить по совести, быть собой; не говоря уж
о государстве, в целом… Вот, когда уже ясно, через конкретную ситуацию, множество
ситуаций, что компромисса с ними нет – как быть дальше? Ведь жизненные задачи
остаются. И эти системы как будто бы помогают
в их решении – они что-то дают,
порой – жизненно важное, что и является причиной взаимодействия с ними. Как, по своей воле, захочет идти в районную
поликлинику? Или ребёнка отдавать на растерзание общеобразовательной школы? Не говоря уж про такое СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО,
как детский сад. Кроме перечисленных, есть и очень привлекательные системы – не для детей, а, как правило, для взрослых. К участию в этих системах стремятся, порой
вкладывая немалые деньги – только лишь для
того, чтобы там быть. Более того, стремятся работать, делать карьеру - в тех компаниях, организациях, сообществах, клубах и
т.д., принадлежность к которым – уже знак элитарности. Вот, «это не для всех».
Однако, на поверку такого рода системы, чаще всего, окажутся не лучше, а даже
хуже общедоступных.
Вот в чём задача. Как - не предавая себя,
выжить, жить, и достичь – совсем другого успеха? Вот, в целом - о чём будет рассылка.
Сам по себе ВЫБОР - это шаг в пустоту, в
неизвестность. Только когда принятое решение (следовать себе) подтверждается
действием, выбор обретает реальную силу. Это не обязательно кардинальное решение
– перевернуть всю свою жизнь. Это могут быть и довольно маленькие шаги, однако
если они сделаны именно в таком ключе, когда человек прислушивается к себе, к
голосу своей совести, самоощущению – сила будет накапливаться. Порой даже очень
скромные шаги именно в названном направлении – имеют огромную силу. С другой
стороны, ВЫБОР имеет цену – всегда. Небольшая
иллюстрация из творчества. Насколько я понимаю
песню Бориса Гребенщикова – «Хозяин». Точнее, там есть одна строчка… Когда
герой песни заходит, по своему давнему воспоминанию, в дом, в котором когда-то
жил, к некому «хозяину» (совершенно неважно, кто это). И обращается к этому «хозяину»
- всей песней. Там есть такая строчка:
«Хозяин, я плачУ не как все,
Но я плачУ всем, что есть.»
Вот это, как я понимаю – про выбор.
ВЫБОР – это отказ от псевдо-благ,
которые, тем не менее, кажутся
значимыми, в пользу – быть собой. Точнее, отказ от псевдо-благ – это цена
выбора. Именно поэтому, образно говоря - человек платит «не как все, но всем, что есть.»
Кажется, что эти псевдо-блага решают
какие-то проблемы, или дают нечто важное для жизни. Например, таким псевдо-благом может быть уже ставшая ненавистной работа; или
какие-нибудь явно неудавшиеся
несчастливые взаимоотношения, которые, тем не менее вроде бы что-то дают и т.д. В первой ситуации ценой
выбора – уйти с этой работы, будет – например, остаться в неопределённости, без
карьерных перспектив, без денег, без некого престижа (смотря какая работа). Во второй ситуации ценой выбора –
прекратить несчастливые, нежелательные взаимоотношения с кем-либо, может быть одиночество, либо – отказ от
материальной поддержки. От того, что было именно – причиной поддерживать
взаимоотношения, подавляющие душу, без любви, без подлинного понимания. Всегда
есть та цена, которую человек платит за ВЫБОР. И обретает свободу, радость –
быть собой, а также – необходимость
ответа на эту вновь созданную ситуацию.
Теперь – немного о том, что очень часто
называют выбором. Но ВЫБОРОМ это – не
является. По крайней мере, это не выбор - в том смысле, о чём моя рассылка. А, скорее,
рассматриваемый далее и подобные варианты – это иллюзии выбора.
Первое. Выбор в рыночном смысле – никогда
не ВЫБОР. Я имею в виду, выбор одной из возможностей из широкого разнообразия.
Будь то любые товары на рынке, поездки в
дальние страны от различных турагентств, выбор жениха или невесты «на рынке женихов или невест» и т.д. и т.п. Дело
здесь не в товарах или услугах, как таковых, или – каких-либо
возможностях. Это не ВЫБОР - уже на уровне подхода. Сейчас не буду рассматривать
нюансы перечисленных вариантов. Главное – почему это не ВЫБОР – в принципе? Уже
на уровне подхода. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратить
внимание не на «широкий выбор из большого разнообразия», предлагаемый ежедневно
рынком, а на мета-уровень, то есть более
ШИРОКУЮ РАМКУ. Проще говоря, шире посмотреть на ситуацию, и
задать себе вопрос – а что за этим стоИт? Что именно предлагается выбрать реально? Предлагается выбрать СВОЁ
(пусть это будет даже вполне материальный товар, или свой стиль в одежде),
либо предлагается – стать потребителем того или иного брэнда, «типа
товаров» и т.д.? И для этого – целенаправленно создать в головах и в душах
людей тенденцию к ПРЕДПОЧТЕНИЮ того или
иного типа товаров, услуг, либо – конкретного брэнда.
Это ни в коем случае НЕ КРИТИКА рынка. Это не
критика даже – рекламы и маркетинга. Ничего плохого нет в том, чтобы выбирать из многообразия – тех же товаров, услуг на рынке. И это даже очень весело.-:) Однако есть смысл – реалистично к
этому относиться. А главное – чётко различать
ВЫБОР, который определяет судьбу, и выбор – по сути, лишь удовлетворяющий те или иные потребности.
Никакая ни кофточка, ни – новый автомобиль, ни – даже поездка в дальние страны,
судьбу не перевернут. Это же смешно.-:)
Но именно это смешное по сути -
вполне всерьёз «продаётся». Не «кофточка»
же продаётся. А как этой кофточкой –
завлечь или понравиться любимому и единственному мужчине. -:) Причём это
типичный маркетинговый ход. Или – что продаётся
в тренинговом бизнесе? Какой-нибудь великий и известный тренер? Да кому он, как
таковой, нужен… Нет. Продаётся осуществление вашей мечты, изменение вашей
жизни, приобщение к особому знанию, успех и счастье, хорошие взаимоотношения и т.д. и т.п. Но всё это
невозможно ни купить, ни продать. Однако всё это – предмет «выбора».
В том-то и дело, что буквально на каждом
шагу эти понятия смешиваются – ВЫБОР и рыночное предложение. Причём одно подменяется другим. ВЫБОР – это изменение
жизни. Тогда как единственное назначение
рыночного предложения – удовлетворить те
или иные потребности, причём – как реальные, так и искусственно созданные. Это
выбор – разве что в шутку…
А
теперь – серьёзный вопрос в связи с «выбором в шутку». А ЧЕМ ПЛАТИТЬ – за этот выбор «выбор в шутку»?
За саму эту возможность – покупать всегда и всего много, выбирая из разных
сортов жвачки, пива, автомобилей…или чего угодно ещё. ЧЕМ ПЛАТИТЬ? Что деньгами
– понятно. Каких усилий это «зарабатывание
денег» (или особенно желаемая ситуация, что «деньги всегда есть»
) - реально – стОит; а каких – нет? Вот в чём вопрос. Какие жертвы, или страдания – «по добыче денег» НУЖНЫ???? Или,
может быть – не нужны?
В пример можно привести достаточно
распространённую ситуацию, когда человек, заходя в продуктовый супермаркет – может
позволить себе купить очень многое.
Может быть – всё, что угодно, причём самого лучшего качества. И,
действительно, имеет фантастический
выбор между различными сортами пива, чипсов, мясных и рыбных деликатесов…или
тортов – это уже, кому – что. НО. При
этом не имеет ВЫБОРА завтра не пойти на ненавистную работу. Не имеет
ВЫБОРА – завершить некий бизнес, полностью построенный на сделке
с совестью. В такой ситуации, это и есть цена выбора в рыночном смысле.
Второе. Не является ВЫБОРОМ – тот выбор,
который предлагается в НЛП. Значительная часть НЛП посвящена именно «выбору». Для создания именно того выбора – о котором
далее пойдёт речь, и работают
НЛП-технологии, это связывается со свободой, успехом и счастьем, либо
называется психотерапией. Что этот выбор – на самом деле? На эту тему – моя следующая
рассылка.