Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Евангелие. Доступно, полезно, интересно. Выпуск 44. Мф.5:6


Евангелие. Доступно, полезно, интересно.

Когда мы молимся – мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывает свою волю, как нужно жить и спасаться.

Игнатий Брянчанинов

Мф 5: 6

6«Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся».

В Ветхом Завете правда Божия обычно принималась в смысле справедливого суда, который вершит Бог, карая врагов Израиля, грешников и преступников Закона, или же избавляя того, кто прав. По Своей правде Бог избавляет от бед и, наказывая, являет Свою неподкупную правду.

Однако уже в древнейших текстах Библии, особенно в гимнах, намечается и другое понимание этой высшей правды, основанное не на юридическом представлении о справедливом воздаянии за исполнение или неисполнение Закона. Правда Божия трактуется как щедрая милость Ягве, превозносящаяся над судом, животворящая, готовая простить раскаявшегося грешника.

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои… Избавь меня от крови, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою», – взывает Псалмопевец (Пс.50), и в другом псалме: «животвори меня правдою Твоею» (Пс.118). Здесь речь идёт об освящении человека Божественной благодатью.

В этом же смысле следует понимать слова «блаженны алчущие и жаждующие правды»… Блажен не тот, кто всеми мерами добивается социальной справедливости, но тот, кто ищет правды Божией.

Эта двойственность в понимании правды Божией, судящей и милующей, сохраняется и в новозаветных писаниях. Здесь звучит всё та же тема Суда, но, в отличие от ветхозаветных книг, где часто показывается правосудие Божие в действии (например, изгнание согрешивших прародителей из рая, сожжение Содома и Гоморры, смешение языков и рассеяние племён, наказание Израиля за грехи и вознаграждение его за послушание воле Божией и т.д.), Новый Завет почти вовсе не уделяет места действию Божественного правосудия в жизни отдельных верующих или общин, а отодвигает время Суда к концу века сего.

Тем не менее, и в новозаветное время суд Божий в жизни людей, конечно, совершается, но совершается он чаще всего незримо и как бы естественно. Отчасти он усматривается в том, что праведники, несмотря на все постигающие их бедствия, по благодати Божией пребывают в мирном устроении души и удостаиваются духовных утешений, а закоренелые грешники даже при видимом благоденствии, непрестанно терзаются своими страстями и беззакониями. Одни уже здесь предвкушают будущее блаженство, а другие – будущие мучения. В конце истории совершится Страшный Суд (Мф 12: 36; 25: 31-46), последний и справедливый, на котором Бог «воздаст каждому по делам его… соответственно тому, что (человек) делал, живя в теле, доброе или худое» (Рим. 2: 6; 2 Кор. 5: 10).

Хотя на тему Суда достаточно много и сильно сказано в новозаветных писаниях, она всё же не является основной для Евангельского Благовестия в целом. Правда Божия открылась в бесконечности Божественной любви: Сын Божий добровольно принял страдания и смерть, чтобы спасти заблудшего человека.

Сын Божий «пришёл не судить мир, но спасти мир» (Ин 12: 47). Если вспомнить евангельские примеры помилования Спасителем мытарей, блудниц, разбойника, которые ничего не могли предложить в своё оправдание, кроме чистосердечного раскаяния, то становится очевидно, что Бог всегда готов освятить и оправдать человека.

Правда Божия в конце времён откроется гневом только для упорствующих в нечестии, за их нераскаянность. Отмечая непостижимое долготерпение Бога к заблудшим и его преизобильную милость к кающимся, святой Исаак Сирин пишет, что Богу более приличествует имя «благой», нежели имя «правосудный». Он пишет: «Как зерно песку не выдерживает равновесия с большим куском золота, так требование правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим».



С уважением, Татьяна Шорохова,

http://success-blog.ru ("Ваш путь к успеху")


В избранное