Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Ключи к духовным вызовам
Тора — уникальная книга. Основные ее сюжеты содержат в себе ключи к глубинному пониманию и разрешению наших жизненных вызовов. При этом каждый сюжет или персонаж одновременно может раскрываться в «разные стороны». Сегодня мы покажем, как одни и те же персонажи помогут нам понять и решить несколько проблем в разных областях.
В Торе фигурируют два «родственных» евреям персонажа — Ишмаэль и Эйсав.
Одна из классических интерпретаций говорит, что они символизируют прародителей двух больших цивилизаций, культур и монотеистических религий. Ишмаэль — прародитель арабско-мусульманского мира. Эйсав — представитель западнохристианского мира.
Выпишем важные факторы, связанные с этими персонажами.
Во-первых, это имена. Имя Ишмаэль переводится как «услышит Б-г». Имя Эйсав переводится как «сделанный», или «готовый». Кроме этого, в Торе про Ишмаэля
написано «пере адам», что переводится как «дикий человек».
Про Эйсава в свою очередь есть важный Мидраш, в котором говорится о том, что его голова похоронена вместе с еврейскими Праотцами в пещере Махпела.
Из этих названий и факторов можно вывести важные идеи о самих народах. Но сегодня мы «погрузим» наши образы в неожиданные ситуации или духовные вызовы, которые особенно актуальны для нас.
Рассмотрим первую ситуацию. Когда человек начинает молиться
или медитировать, то он сталкивается со следующей проблемой. Конкурируя с молитвой или медитацией, в наш ум начинает активно вторгаться поток обыденных мыслей, забот и проблем. Есть даже шутка, что человеку, который молится, не нужен деловой ежедневник, потому что во время молитвы все дела сами «прибегут» в его голову, напоминая о себе.
Но проблема «двойная». Мысли не просто «прибегают» к нам. Наша голова (то есть наше сознание) начинает параллельно с молитвой пытаться
активно их «перерабатывать». Особенно актуальным это становится в случае еврейской молитвы «Амида», когда человек знает текст молитвы наизусть. Тогда нашему сознанию почти не нужно «напрягаться» и возникает искушение «пролететь над молитвой» на «автопилоте» и одновременно обдумать список тех дел, которые «вторглись» в сознание во время молитвы. Не правда ли, знакомая ситуация?
А теперь мы увидим «чудо»! Схемы, стоящие за нашими персонажами
Торы, помогут нам понять и разрешить ситуацию.
Вспомним перевод имени Ишмаэль — «услышит Б-г». В данном контексте — это та сила, которая считает, что Б-г должен услышать о наших проблемах. Но на самом деле в данном случае Ишмаэль — это отвлекающий фактор. Это та сила, которая «втаскивает» в молитву всякие неуместные элементы.
А почему Ишмаэль назван «дикий»? В данном контексте дикий — это неуправляемый: нам очень тяжело «приручить»
этот поток мешающих мыслей.
Что означают имя Эйсава («готов») и образ головы? Механизм «Эйсав» готов «клюнуть» на «подсунутые» механизмом «Ишмаэль» провокационные отвлекающие неуместные факторы — и включает голову, перерабатывая информацию.
Каков возможный метод исправления данной ситуации?
Мы смотрим в тексте Торы отцовские реакции по отношению к Ишмаэлю и Эйсаву. Ишмаэля его отец Авраам изгоняет. Эйсава его отец Ицхак держит
при себе (ценит).
Применим к нашей ситуации этот подход.
Механизм, который тащит в голову неуместные мысли, должен быть изгнан на время молитвы из нашего внутреннего мира без дискуссий с ним. Интеллектуальный механизм (голова Эйсава) мы не изгоняем, но ценим и используем в правильных целях.
* * *
Другая модель работы с персонажами — позитивная. Имена двух ключевых сил помогут нам понять и преодолеть препятствия на духовном пути.
Рассмотрим типичного постсоветского
светского еврея, «болеющего» активным нежеланием входить в мир еврейской духовности. Каковы два основных камня преткновения на его пути? Первое — даже согласившись поверить в наличие Б-га, наш еврей активно цепляется за свое мнение, что «Б-г его не слышит» (или просто игнорирует). Исправлением этого является подход «услышит Б-г» (перевод имени Ишмаэль).
Второй вызов — когда нашего уважаемого, но очень боящегося изменений еврея приглашают ступить на духовный
путь, одной из его главных «баррикад», которой он отгораживается, становится утверждение «Я еще не готов». И исправлением этого является подход «Готов» (перевод имени Эйсав).
Мы видим, как Тора помогла нам глубже понять себя.