Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира Две модели-


Наш пост 17 Тамуза - связан с исправлением ситуации с Золотым Тельцом. Эта ситуация была связана с вызовом - необходимостью реализовать лидерство народом в момент выхода Моше из "картины" (когда Моше на время оставил народ, находясь на горе Синай во время получения Торы). 
Рассмотрим аспекты лидерства в современном еврействе. 
=*=*=
В ашкеназском еврействе за последние несколько столетий сложились две модели духовной организации - "литовская" и хасидская. 
В прошлые времена когда человек рос в религиозной семье, он принадлежал к той модели, в которой находились его родители. Во времена ассимиляции значительная часть еврейства на несколько поколений выпала из религиозной жизни. И в наше время, когда у евреев восстанавливается интерес к традиции - возникает вопрос - в какую модель еврейства возвращаться, если наши родители не были связаны с религией. 
Это дает нам свободу выбора, но требует осознанности при этом выборе. 
В основе различия этих двух моделей лежит в том числе разница между моделью демократии и моделью царя. 
До появления хасидизма у евреев многие века не было объединяющих лидеров. Были большие мудрецы и авторитеты, но общины развивались самостоятельно. 
Хасидизм ввел фигуру Цадика или Ребе в качестве единого руководителя для большой группы евреев. 
Такая фигура обладает очень мощным организующим эффектом. Она объединяет в единое целое духовный потенциал большой группы. И возникает мощный духовно-энергетический эффект принадлежности к такой группе. 
Во многом именно по этой причине - в древние времена евреи потребовали себе царя. И лучшие из царей - Давид и Шломо создавали в Израиле мощное государство. 
С другой стороны, современный мир пытается освоить "демократическую" модель, которая ставит во главу угла свободу для индивидуума. 
Творческому и яркому человеку - комфортнее чувствовать себя в более свободном пространстве. Для такого человека фигура лидера ощущается как некоторое навязывание и ограничение. 
И мы сейчас имеем уникальную ситуацию, когда в рамках еврейства - человек может сам решить - какую из двух моделей ему выбрать для себя. 
Хасидская модель создала также интересную разновидность. 
В классическом варианте - хасидской общиной руководит живой цадик. 
В начале 19 века возник новый вариант. После смерти в 1810 году раби Нахмана из Брацлава - его хасиды решили не выдвигать нового Ребе, а оставить раби Нахмана - в роли лидера. Фигура раби Нахмана продолжала влиять и структурировать общину, но уже в отсутствие самого Ребе. Возник как бы "виртуальный центр". В рамках этого движения укоренился обычай приезжать на могилу Ребе в Умань. Такой визит создавал несколько факторов. 
Когда в Рош аШана - десятки тысяч евреев собираются у могилы раби Нахмана - они ощущают мощный прилив энергии, подобный тому как это происходило в древние времена во время массового прихода евреев в Храм на праздники паломничества (Песах, Шавуот, Сукот). 
Молитвы на могиле Цадика - обладают особой силой, концентрацией и действенностью. 
В наше время в подобную ситуацию вошло мощное движение Любавичского хасидизма. С уходом в 1994 году Ребе Менахем-Мендела Шнеерсона - Хабад не выбрал себе нового лидера и также оказался в стадии, когда фигура Ребе играет организующую роль, но уже без его явного присутствия. 
В творческом плане Любавичский Хасидизм имеет еще более интересную ситуацию чем Брацлавский. Раби Нахман был единственным лидером, а в Хабаде - было семь великих Ребе, каждый из которых внес уникальный творческий вклад в развитие еврейской мысли. 
Недавно - 3 Тамуза - был йорцайт последнего Любавичского Ребе и многие евреи собирались на его могиле, присоединяясь к величию Ребе. 
Вернемся к выбору современного еврея, возвращающегося к традиции. 
Тот, кто выбирает присоединение к хасидской модели - ощущает себя под "сенью" великого человека - получает эффект сопричастности и принадлежности к группе. 
С другой стороны, многим людям органичней находиться "прямо под Б-гом", где они чувствуют максимальную свободу для самореализации, которая является важной ценностью еврейского пути. 
Есть также два мнения о том, каким будет эра Мошиаха. По одному мнению - Мошиах это мощный лидер, организующий мировое пространство. По другому мнению - речь идет об эпохе в которую люди научатся реализовывать свою творческую миссию в мире. 
Пост 17 тамуза связан с исправлением истории Золотого Тельца. Фигура Тельца была попыткой найти замену лидерству Моше. И для того, чтобы правильно пройти уроки 17 тамуза - нам важно понять плюсы и минусы разных моделей развития. 

И возможно, что мы сможем найти "золотую середину", взяв для себя лучшее из обеих систем.

« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 256

 


В избранное