Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4092 *Человек был наказан тем, что он сам сделал с собою в грехопадении. Голгофская жертва - проявление не справедливости, а любви*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 11-Aug-2021 17:27

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

/предыдущие части: A, B, C/

> Грехопадение явилось не только и не столько юридическим преступлением против заповеди о невкушении плода, сколько нарушением богоустановленного порядка пути совершенствования человека в первозданном мире. И как следствие, это повлекло за собой повреждение природы человека. Человек, нарушив заповедь, заболел грехом и по сей причине – смертью. “Грех преслушания Адама, был причиною общего повреждения”. {Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения. Беседы на послание к римлянам. Беседа X, §1. М., 1994 г. Стр. 594.} "Грех в православном понимании – это не преступление или оскорбление в юридическом смысле, это и не просто некий безнравственный поступок; грех – это, прежде всего, болезнь человеческой природы". {Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М., 1997 г. стр. 148.} Шестой Вселенский Собор 102-м правилом определяет грех как болезнь души́. Венец творения – человек проявил неповиновение, неблагоговение и, таким образом, оскорбление Бога. Но при сопоставлении этих двух факторов (рассечение существа человека и оскорбление Творца), последнее теряет всякую значимость. Аналог: отец, уходя, заповедал сыну слушать его во всём и не кататься на форточке пятого этажа. Сын нарушил заповедь, проявил самость и т.д. Любящему отцу и в голову не придёт, видя сына искалеченным, предъявлять ему какие бы то ни было требования по возмещению оскорблённого величия или поруганной справедливости. Сын наказан собственным поступком. Иоанн Златоуст: Не Бог враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует”. {Беседы на 2 посл. Коринфянам. Беседа XI.}

> Эта потеря гармонии <..> Бога и человека в самом себе называется в христианстве первородным грехом, рассечением природы, раздробленностью человека, его самостью и т.д. “Православному Востоку всегда был чужд западный юридизм, и первородный грех рассматривался прежде всего как порча природы, а не как грех, в котором повинны все люди”. {Архим. Алипий, архим. Исайя. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997 г. Стр. 251.} Такое радикальное повреждение всего существа человеческой природы требовало такого же существенного восстановления. Ибо невозможно думать, что причина страдания и смерти человека есть карающая воля Господа Бога. Человек был наказан тем, что он сам сделал с собою в грехопадении. Ход дальнейшей истории можно сравнить с огромной больницей, где Врач Небесный прописывает горькие пилюли и правильное поведение, а сластолюбивый человек в большинстве своём упрямо избирает обратное. Впрочем, все эти (ветхозаветные) лекарства предназначались только для прививки основного иммунитета. В человеке расстроено всё: от его телесности до волеизволения. И так как в восстановление человека необходимо должно опираться на его свободную личностную волю, которая также потеряла целостность, то потребовалось воплощение безгрешной воли, которой обладала только Божественная Личность. Ибо невозможно уповать на блаженную вечность в том состоянии, когда разрозненная в самой себе природа человека в любой момент может спровоцировать грехопадение.

> По сей причине существо спасения человека не может заключаться во внешнем прощении. В том рассечённом состоянии природы, которой обладает ветхий человек, он неспособен жить в блаженной вечности, даже если эта его поражённость ему простится. Нельзя отождествлять прощение со спасением, ибо и прощённый калека, остаётся калекой и слепому недостаточно прощения его слепоты, ему необходимо зрение.

> Также невозможно предполагать и того, что Господь искал путей <свести счёты> с согрешившим человечеством. Ибо, во-первых, “Сын Божий по силе Своей божественной любви к Своему творению, ещё прежде создания мира был согласен принять на Себя всякий грех всякого грешника”. {Виктор Несмелов. Наука о человеке. СПб., 2000 г. Репринт: Казань, 1898 г. Том II. Стр. 336.} (См. также Рим.5,8; Откр.13.8). Воторых, от предков наших "мы наследовали не преступление Адамово, но смерть от него происшедшую... Ибо нельзя было нам, происшедшим от мертвых, быть живыми". {Преп. Марк Подвижник, Нравственно-подвижнические слова. Троице-Сергиева Лавра. См. стр. 109 и 111, 191.}

> По сей причине, "Господь, – говорит преп. Ефрем Сирин, – ...вселился в самую утробу Девы, не возгнушавшись гнилостию естества. И из неё произошёл воплощённый Бог". {Прп. Ефрем Сирин. Творения. Том. 2. Стр. 51.} “Творец, сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба (Флп.2,7). И родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпеть все наши скорби, дабы нашу природу, лежащую долу от множества грехов, возвести от земли на небо”. {Иоанн Златоуст. Цит. по: Сокровищница духовной мудрости. М., Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2000 г. Стр. 196-197.} "Ибо соделался Он человеком, чтобы в Себе нас обожить. Вочеловечился от жены и родился от Девы, чтобы на Себя восприять наше греху повинное рождение, и нам соделаться уже родом святым, причастниками Божественного естества (2Пет.1,4), как написал блаженный Пётр". {Свт. Афанасий Великий: Творения. Том 3. Стр. 306.}

> Необходимость и значение боговоплощения подробно объясняет преподобный Максим Исповедник: "Когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вместе с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления. Тогда возник грех, первый и достойный порицания, то есть отпадение произволения от блага ко злу; через первый грех возник и второй – не могущее вызвать порицания изменение естества из нетления в тление... Исправляя это чередующееся тление и изменение естества, Господь и Бог наш воспринял всё это естество целиком, и в воспринятой природе Он также имел страстное начало, украшенное Им по произволению нетлением. Поэтому вследствие страстного начала Он стал по человеческой природе ради нас грехом, {Cм. 2Кор.5:21 в разных переводах; в Синодальном слова "жертвою за (грех) – вольность переводчика. – Прим. ред. рассылки.} не ведая добровольно избранного греха благодаря непреложности произволения. Этой непреложностью произволения Господь исправил страстное начало естества, соделав конец его (я имею в виду смерть) началом нашего преображения к нетлению. И как через одного человека, добровольно отвратившего свое произволение от блага, естество всех людей изменилось из нетления в тление, так и через одного человека Иисуса Христа, не отвратившего Свое произволение от блага, произошло для всех людей восстановление естества из тления в нетление. Итак, Господь не ведал моего греха, то есть изменения моего произволения; Он не воспринял моего греха и не стал им, но ради меня Он стал грехом, то есть стал тлением естества, возникшим через изменение моего произволения, взяв его на Себя. Ради нас Он стал по природе страстным человеком, с помощью греха, возникшего через меня, уничтожая мой же грех... Господь же, взяв на Себя это осуждение за мой добровольный грех, я имею в виду – взяв страстность, тленность и смертность человеческого естества, стал ради меня грехом по страстности, тленности и смертности, добровольно облачившись в мое осуждение по природе, хотя Сам был неосуждённым по произволению, дабы осудить мой добровольный и естественный грех и осуждение". {Это пояснение преподобный Максим излагает в письме своему другу и сподвижнику в ответ на вопрос о словах апостола: не знавшего греха Он сделал для нас <грехом> (2Кор.5,21 по греческому тексту). Цит. по: Прп. Максим Исповедник. Творения. Книга II. "Мартис", 1994 г. Стр. 129-130.}

> Свт. Афанасий Великий: "Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смертию; умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно. Для сего-то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми Сущего Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нём Слова пребыло нетленным, и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию воскресения". {Творения. Том. 1. М., 1994. Стр. 201-202.} Прп. Исаия Отшельник: “Слово стало плотию” (Ин.1,14), стало человеком в полном смысле слова, подобным нам по всему, кроме греха. В Себе Он возвратил извращённое естество к естеству первобытному, таким образом, Он спас человека”. {Свт. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Том 6. Отечник. М., 1993 г. Стр. 154.} "Бессмертный Бог... восприял на Себя наше уничижение и нашу нищету, чтобы даровать нам богатство Своё". {Свт. Афанасий Великий. Творения. Том. 3. Стр. 255. Та же мысль у свт. Феофана Затворника выражена так: “Бог приемлет человеческое естество в Свою Личность и, облекшись в него, сообщает ему присноживую неистощимую полноту”. Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1998 г. Стр. 29.} Или ещё проще: “Слово Божие вочеловечилось, чтобы мы обо́жились”. {Свт. Афанасий Великий. Цит. по: Сокровищница духовной мудрости. М., Св.-Троицкая Сергиева лавра. 2000 г. Стр. 642.}

> Таким образом, наше повреждённое естество, было воспринято по любви к нам Богом Словом для его всецелого исцеления. "Соделалось же это (падшее человечество) по естеству собственным Богу, когда Слово благоволило приять человеческое рождение, и создание Своё, расслабленное грехом, тлением и смертью, восстановить в Себе в обновлённом образе", {Свт. Афанасий Великий. Творения. Том 3. Стр. 319-320.} – поясняет Афанасий Великий.

> Всякое действие Божие, ве́домое нам, всегда направлено на спасение человека. “Нет у Него никакого другого дела, кроме одного – спасти человека”, {Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 87,3.} – метко замечает Климент Александрийский. Посему и крест Свой Господь претерпел не с какою-либо иной, а всё с тою же целью – спасти человека. Существо же спасения падшего может заключаться только в восстановлении самого падшего, а не изменении точки зрения на него (его прощении). Спаситель спасает человечество от того, от чего оно погибает. Нечестиво думать, что люди гибнут от Господня наказания за грех. Тогда и причиной их гибели надлежало бы считать Самого Спасителя. Но это не так. Человечество погибает во грехах и от грехов. Именно греховность существа человека является онтологической причиной, лишающей его вечной жизни. Посему главное чаяние от Христа-Спасителя: Он спасёт людей Своих от грехов их (Мф.1,21). На голгофском кресте Господь избавил человека от греха, гнездящегося в самой его природе. Следовательно, цель крестных страданий Спасителя – истребление состояния повреждённости (смертности) в естестве человеческом. По этой причине, подобно тому, как всё человечество было причастно осквернённым и повреждённым грехом плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям... Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь (Евр.2,14-18). Этот смысл всего подвига Христова (от воплощения до вознесения) со всех сторон раскрыт в Предании Церкви и является центральным догматом Православия.

> Посему "мы говорим, – пишет святитель Григорий Нисский, – что Единородный Бог, через Себя изведший всё в бытие... падшее в грех человеческое естество и тем самым подвергшееся тлению и смерти, опять через Себя же привлёк к бессмертной жизни, через Человека, в Которого вселился, восприняв на Себя всю человеческую природу, и Свою животворящую силу примешал к смертному и тленному естеству, и нашу мертвенность, через соединение с Собою, претворил в жизненную благодать и силу. Мы называем тайной Господа по плоти то, что Неизменяемый является в изменяемом, чтобы, изменив и претворив зло, вторгшееся в изменяемую природу, истребить грех (т.е. повреждение естества), уничтожив его в Себе Самом". {Свт. Григорий Нисский. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Том 7. М., 1994 г. Стр. 429.} Свт. Григорий Богослов говорит об этом так: "Я получил образ Божий и не сохранил его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь воспринимает худшее; но сие боголепнее первого, сие выше для имеющих ум!". {Свт. Григорий Богослов. Творения. Том. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 г. Стр. 529.}

> Иоанн Дамаскин: “Он потому, что уделил нам лучшее, и мы не сохранили, принимает худшее, – разумею: наше естество, – для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и подобию... для того, чтобы через общение с жизнью освободить от тления, сделавшись Начатком нашего воскресения, и для того, чтобы возобновить сосуд, сделавшийся негодным и разбитым”. {Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. IV. М.: “Лодья”, 1998 г. Стр. 273.} "Ведь и Господь, пожалев собственное творение, добровольно принявшее страсть греха, словно посев вражий, воспринял болящее целиком, чтобы в целом исцелить: ибо "невоспринятое неисцеляемо". А что воспринято, то и спасается... Итак, чтобы изгнать из души присеянную врагом болезнь греха, ради этого Он и воспринял душу и воление её, но греха не сотворил, а чтобы освободить тело от тления и услужения греху, воспринял и тело". {Творения. "Мартис". 1997 г. Стр. 117.} Свт. Лев Великий: "естество Бога соединилось с естеством страждущим, так что, как и требовалось для нашего исцеления, один и тот же Ходатай Бога и людей, человек Иисус Христос, мог умереть по одному естеству и не мог умереть по другому". {Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Том. 7. М., 1994 г. Стр. 427.} Свт. Григорий Нисский: "Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти". {Творения. Ч. 2. М., 1861 г. Стр. 368. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Том. 7. М., 1994 г. Стр. 467.} Свт. Кирилл Александрийский: “Так как грехопадением было повреждено всё существо человека, и тело, и душа, и ум, то Господь принял всё это существо, чтобы восстановить всего человека”. {Свт. Кирилл Александрийский. “О поклонении и служении в духе и истине”, Часть I, кн. III. Творения. Том. I, М., 2000 г. Стр. 208.} "Поэтому подлежало соединиться тому и Другому (естествам), и Одному и Тому же (Сыну Божию) иметь оба естества – подлежащее брани и могущее победить...". {Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Слово 1.}

> Итак, восприняв повреждение человека, Сам став человеком, Сын Божий через крест и страдания восстановил в Самом Себе здравую природу человека и тем спас человечество от фатализма смерти как следствия разобщённости с Богом.

> Православная Церковь единогласно учит, что Сын Божий идёт на страдания только по непостижимой и жертвенной Своей любви, желающей спасти человека. И единственная причина воплощения – любовь Божия (Ин.3,16), а не удовлетворение Отца или личные интересы (удовлетворения свойств). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного..., а не “так справедлив Бог, что отдал Сына...”. Таким образом, сама голгофская жертва по учению Иисуса Христа не есть проявление справедливости (возмездия), а любви.

> “Таинство искупления, – говорит святитель Игнатий, – основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству, и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству”. {Творения святителя Игнатия. Том IV, Сретенский монастырь 1998 г. Стр. 245.} Не умиротворение гнева Божия, не уплата долга, не возмещение оскорбления, а исключительно жертва любви ради человека. Ибо “Бог есть любовь по существу и самое существо любви; все Его свойства суть облачения любви; все действия – выражения любви”. {Филарет митрополит московский. Цит. по: Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России. М.: Сретенский монастырь, "Ковчег", 2001.} Единственная цель Христова жертвоприношения – восстановление существа человека.

> Святитель Игнатий Брянчанинов: “Цель пришествия Христова на землю состояла в том, чтоб освободить души человеческие от обладавшего ими греха и восстановить в нас падший Божественный образ”. {Творения святителя Игнатия. Том IV. Сретенский монастырь, 1998 г. Стр. 53.} О том же пишет и Свт. Афанасий Великий: “Поскольку естество человеческое претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный соделался человеком, чтобы в Самом Себе исправив сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиной вочеловечения”. {Цит. по: Архиеп. С. Страгородский. "Православное учение о спасении". Казань, 1898 г. Репринт: М., 1991 г. Стр. 158.} Святитель Ириней Лионский: “Для того Слово Божие соделалось человеком и Сын Божий Единородный, Бог и Господь, Царь вечный и будущий Судия всех – Сыном человеческим... чтобы (человек) соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, соделался сыном Божиим. Ибо мы никак не могли бы получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и бессмертием. Но как мы могли бы соединиться с нетлением и бессмертием, если бы прежде нетление и бессмертие не сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное – бессмертием. Чтобы как чрез человека побеждённого род наш нисшёл в смерть, так опять чрез человека победителя мы взошли в жизнь. И как чрез человека смерть одержала победу над нами, так опять чрез человека мы получили победу над смертью, дабы мы получили усыновление. Итак, Господь искупил нас Своею кровию и дал Свою душу за души наши и Свою плоть  за плоть нашу”. {Ириней Лионский. Против ересей. Кн. III, гл. 19,1-2.} Вот что значит искупление в православном его понимании.

> Итак, для православной богословской мысли “учение о Голгофской Жертве Христа Спасителя вовсе не имеет того смысла, будто бы ею даётся удовлетворение разгневанному величию Божию: да будет далека от нас эта нечестивая мысль! {Архиепископ Феофан (Быстров). Творения. СПб.: “Общество Василия Великого”, 1997 г. Стр. 480.} – пишет архиепископ Феофан (Быстров).

> В православном богословии ряд образов и сравнений, объясняющих необходимость крестной смерти Бессмертного Бога значительно отличается от западных построений. Например: Блаженный Феодорит Кирский сравнивает Христа с воином, освобождающим из плена сатаны падшее естество: "Ибо соединив с Собою побежденное сие естество, вводит оное в борьбу и устрояет так, что оно одолевает победившего древле и устрояет свободу". {Творения. Ч. 5. 1857 г. Стр. 349.} “Для Оригена, Христос – Добрый Самарянин, врачующий и восстанавливающий израненную разбойниками, то есть демонами, человеческую природу”. {В.Н.Лосский. Очерк мистического Богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 г. Статья "Искупление".} Св. Иустин Философ, уподобляет Христа врачу, который добровольно принимает на себя нашу болезнь чтобы затем её исцелить: "Слово ради нас сделалось Человеком, чтобы стать сопричастным нашим страданиям и исцелить нас". {Св. Иустин Философ. 2-ая апология. 13,4.} Ипполит Римский ту же мысль выразил так: “Иорданское богоявление и голгофское жертвоприношение омыли одежду Его, т.е. прославили человечество Христово в Его уничижённом состоянии”. {Цит по: Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов. М., 2001 г. Стр. 130.} По аналогии преподобного Макария Великого Христос – это садовод, который “облекшись в тело и ...понесши крест, возделал запустевшую душу, изъял из неё терния и волчцы, исторг плевелы греха, и всё быльё грехов её пожёг огнём. И таким образом, возделав её древом Креста, насадил в ней прекраснейший духовный сад". {Добротолюбие. Том. 1. Стр. 169.} Об этом же Феодор Студит говорит так: “Это древо (крест) есть то, на котором Иисус Христос, как искуснейший ратоборец, во время сражения уязвленный в руки, в ноги, в рёбра, исцелил язвы грешных людей, т.е. нашу природу, нещадно поражённую всегубительнейшим змием”. {Сборник проповеднических образцов. Изд. 2-е. СПб, 1912 г. Стр. 232.}

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православие — протестантизм. Штрихи полемики", из гл. "Искупление" ]

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Он строго наказал ученикам никому не говорить о том,
 что Он  –  Помазанник Божий.
 С тех пор Иисус стал открыто говорить Своим ученикам,
 что Он должен идти в Иерусалим
 и претерпеть там много страданий
 от рук старейшин, старших священников и учителей Закона
 и что там Его убьют,
 но на третий день Он встанет из мертвых.
 Петр, отведя Его в сторону, стал Ему перечить:
 -  Упаси Боже, чтобы с Тобой такое случилось, Господь!
 Но Иисус, обернувшись, сказал Петру:
 -  Прочь с глаз, Сатана!
  Ты сбиваешь Меня с пути,
   ты думаешь не о Божьем, о людском!
 Затем Иисус сказал Своим ученикам:
 -  Кто хочет следовать за Мной,
   пусть забудет о себе,
   пусть возьмет свой крест  -
  и тогда следует за Мной.
  Кто хочет спасти свою жизнь,
   тот ее потеряет.
  А кто свою жизнь потеряет ради Меня,
   тот ее обретет.
  Что пользы человеку, если он приобретет весь мир,
   а жизни своей повредит?
  Разве не всё отдал бы он,
   лишь бы вернуть себе жизнь?!
  Потому что Сын человеческий
   придет в сиянии славы Отца Своего с Его ангелами
  и воздаст каждому по делам его.* (Мф.16:20-27/+/)

*********************************************

/+/ содержит евангельское чтение среды и часть чтения четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4092.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментиривать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное