Все выпуски  

вып. #4093 *разделения и человеческая мудрость & божественное безумие и божественная слабость* / 13-15/VIII/21 (пт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 15-Aug-2021 15:07

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

Христос воскрес!

* 2 августа 2021 г. ст.ст., воскресенье 8-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.1:10-18; Мф.14:14-22.

 

 

 

 

 

 

 

> Понимание того, что разделения появились в Церкви чуть ли не с самого начала ее существования, действует очень отрезвляюще. Иногда люди представляют себе первые поколения христиан живущими святой, безмятежной жизнью, а всякого рода проблемы начинаются якобы гораздо позднее. Для такого взгляда нет никаких оснований в Новом Завете. Павлу уже с первых лет своего служения пришлось не только проповедовать Благую весть об Иисусе, но и бороться за единомыслие и сплоченность тех, кто принял ее.

> Но он не стал напрямик обличать зачинщиков смуты и призывать к единомыслию. В ст. 13 Павел указывает на нелепость возникшей в общине ситуации. Он пишет, что коринфяне ведут себя так, словно бы Мессия разделился на несколько маленьких частей или как будто Павел (или Аполло́с, или Кифа́, правда, их он не упоминает в данном стихе, но, скорее всего, подразумевает) полностью может заменить им Мессию. Несмотря на риторичность вопросов, заданных Павлом ("Неужели Мессия разделился на части? Или, может быть, Павел был распят за вас?"), они выявляют один чрезвычайно важный момент, и в таком аспекте, какой обсуждается на протяжении всего послания. Мессия занимает центральное место и стои́т во главе всего; всё же остальные – начиная с выдающихся апостолов и кончая недавними новообращенными – только члены его тела (см. главу 12).

<...>

> Одним из важных фактов, упомянутых в разбираемом отрывке, было столкновение Благой вести об Иисусе с общепризнанным авторитетом человеческой мудрости. В этом месте требуется сказать несколько слов об общественной жизни в Коринфе, знание о чём понадобится нам и в дальнейшем. Коринф был разрушен римскими войсками в 146 году до н.э. В 44 году до н.э. Юлий Цезарь восстановил его и сделал римской колонией. На этом основании, еще почти за сто лет до времени написания Первого Послания к Коринфянам, Коринф стал римским городом на греческой почве. Это отразилось и в римской архитектуре города, и в целом, в его римской культуре, в его тесных взаимоотношениях со столицей всемирной империи.

> Для нас представляет особый интерес то, что Коринф занимал одно из ведущих мест в интеллектуальной жизни государства. В наши дни, если какому-нибудь известному симфоническому оркестру пришлось приехать с концертами в тот или иной город, можно было бы сказать о масштабах этого события, что "весь город посетил эти концерты". При этом имелось бы в виду не то, что буквально каждый житель города, но что многие из них ходили на выступления, а потом долго еще обсуждали концерты этого оркестра и сравнивали его с другими, приезжавшими до того. При жизни Павла город подобный Коринфу постоянно посещали разные проповедники, которых также называли философами, выступавшие публично и дававшие уроки теоретической и практической мудрости. "Целый город", а точнее значительная его часть, могла приходить послушать их, и каждый из слушателей имел право начать дискуссию по той или иной теме выступления.

> Одним из наименований упомянутых проповедников было "софисты". Это слово имеет для нас несколько отрицательный оттенок, так как чаще всего под ним разумеются люди, которые пускают пыль в глаза своим слушателям с целью прибавить себе значимости. Причиной такого понимания понятия "софист" является то, что на это указывает буквальный перевод. Павел в рассматриваемом отрывке как раз готовится вступить в схватку с "мудростью", проповедуемой такого рода учителями-софистами, чтобы поставить своих читателей перед выбором – либо в пользу мудрости этого мира, либо в пользу креста Мессии.

> Однако ключевым здесь выступает следующее утверждение Павла: "софисты", странствовавшие по всему древнему греко-римскому миру, были крайне озабочены поиском себе учеников, а те, кто становился их последователями, часто соперничали и ссорились между собой из-за желания, чтобы именно их учитель был признан величайшим. Павел, основываясь на сведениях, которые принесли ему в Ефес члены из семьи Хлои, понял, что коринфские христиане начали смотреть на него, на Аполлоса, на Петра и даже на самого Царя Иисуса, как на учителей, разногласящих и чуть ли не соперничающих между собой. В этом как раз и состояло заблуждение. Ту же ошибку Церковь совершает иногда и сегодня. Помоги нам. Боже, избавиться от этого!

* * *

> Павел противопоставляет "мудрость мира" и "мудрость от Бога". Он делает основной упор на то, что благовестие о Мессии и его кресте содержит в себе силу, совершенно отличную от той силы и влияния, которые заключены в ораторском искусстве с его методами, направленными на то, чтобы завладеть вниманием аудитории и заставить ее признать фальшивую важность бесполезных вещей. Но отрицая значимость риторики, Павел сам показывает такие потрясающие риторическую технику и вдохновение, что можно было бы подумать, что автор просто поддразнивает своих читателей, вероятно, надеясь посредством иронии или шутки донести до них нечто чрезвычайно трудно воспринимаемое.

> И нам известно, что когда Павел пришел в языческий город, превозносящийся своей насыщенной культурной и интеллектуальной жизнью, поведать его жителям об Иисусе из Назарета и о том, как он, будучи распят римлянами, был воскрешен из мертвых Богом; о том, что он стал теперь Владыкой мира и призывает всех людей к вере и повиновению, то Павел понимал, какой неблагоприятной будет реакция на его проповедь. Ведь в ней содержались такие идеи, что безумней их трудно себе и представить. Это не была какая-то новая экстравагантная философская система; это было просто сумасшествие. Это благовестие не апеллировало ни к какой высокой образованности и утонченной культуре. Оно заключало в себе сообщение о казненном преступнике, принадлежавшем к презираемой нации.

> Однако и для самих представителей этой нации – евреев – в этом сообщении не было ничего привлекательного. Напротив, о чём Павел хорошо знал, для них это являлось "скандалом". (Слово "скандал" в его культурном окружении значило "нечто, запутывающее, сбивающее с толку". Ни один еврей того времени никак не мог ожидать, что Мессия будет распят римлянами; Мессия должен был нанести сокрушительное поражение язычникам, а не убит ими!) Вполне естественно, что Павел не питал никаких иллюзий по поводу Благой вести, воззвании, провозглашаемом им от лица Царя Иисуса. Обнародовать это воззвание, рассказать историю Иисуса и его распятия значило выставить себя на посмешище.

> Поэтому, когда Павел проповедовал об этом, будь то в синагоге, будь то на торговой площади, будь то в месте народных собраний, он отказывался употреблять мудреные выражения, дабы людям не обмануться в том, что они будто бы верят тому, о чём он говорит, – тогда как на самом деле просто получают удовольствие от его искусно построенной речи. Теперь, составляя это послание, он мог бы обратиться к своим первоначальным опытам проповеди и позаимствовать оттуда парочку-другую эффектных сентенций, чтобы раззадорить читателей и подвести к основной теме. Но нет, Павел не делает этого, как в прежние времена. Крест сам по себе должен был произвести впечатление на получателей послания. Простой рассказ о том, что совершилось, должен был высвободить силу, совершенно отличную от любой человеческой силы, порожденной Искусством красноречия. И это были: Божья сила, превосходящая все немощные человеческие усилия и способности; и Божья мудрость, перед которой все человеческие знания и образованность кажутся нелепостью.

> Павел говорит, используя парадоксальные выражения, благодаря чему риторический эффект получается еще более ошеломляющим: божественное безумие мудрее, чем человеческая мудрость; божественная немощь могущественнее, чем людская сила! Понятное дело, что для людей, верующих в Благую весть, гораздо легче сделать свою веру поводом для укрепления своей личной или общественной значимости или для демонстрации своей находчивости и просвещенности. Однако поступать таким образом – значит подменять саму суть благовестия. Христианское благовестие говорит о Боге, умершем посреди мусорной свалки в одной глухой провинции Римской империи. Она вся – о Боге, лепечущем какую-то несуразицу в присутствии почтенных мудрецов. Она возвещает об истинном Боге, противящемся гордости этого мира, его силе и славе, и собирающемся его уничтожить с тем, чтобы установить свое собственное Царство, в которое слабый и глупый будут приняты с радушием не меньшим, если не большим, чем сильный и мудрый. Давайте поразмышляем об Иисусе и людях, которых он взял себе в друзья, и посмотрим, разве Павел не был предельно сходен со своим Учителем.

> Если привести другую Павлову формулировку Благой вести, как она представлена в Рим 1:16, то смысл ее как царского воззвания состоит в том, что Иисус есть Господь, потому что Бог воскресил его из мертвых. И эта благовестие является "Божьей силой для спасения каждого верующего". Когда эта Благая весть проповедуется людям, они с удивлением открывают для себя, что изменился порядок вещей в мире. Вся жизнь стала другой. Изменились человеческие сердца. Создались совершенно новые условия существования этого мира. Появились новые общности людей, захваченных Благой вестью и верящих в ее безусловную истинность, влюбленных в Бога, которого они открыли для себя в том самом Иисусе, посвятивших себя Иисусу без остатка. Очень похоже, что именно такую картину Павел держал в уме при написании разбираемого послания. "Для нас, спасаемых, всё это  Божья сила". Всё это в XXI веке актуально так же, как и в I. Но, к сожалению, как тогда, так и теперь, многие люди утверждают свою собственную силу и престиж на том, что объявляют Благую весть, которую проповедует Павел, полнейшей чепухой.

 

 

см. также по теме апост. чтения:
 
+ прот. Вячеслав Рубский в беседе по 1Кор.1–3, аудио, с 0:3:00
 + В.Н.Кузнецова:
    ...не языком человеческой мудрости, чтобы крест Христов не лишился силы...
 продолжение:
    Слово о кресте (1.18-24) (две мудрости, 18-25)

 + о. Александр Шмеман:  Содержание новой жизни – единство. Церковь. Крест (+ссылки)
 + прот. Александр Мень:
    Вселенскость Церкви (+ ссылки!)

 + свящ. Яков Кротов: Церковь: семейная ссора?
    messia.ru/rasylka/006/1577.htm
     (+ множество ссылок!)
 + Церковь – единая и разделенная
    messia.ru/r2/4/ek01_040.htm
    (+ ссылки на др. материалы по теме)

 

 

 

по теме евангельского чтения см.:
 +++ прот. Георгий Митрофанов:
      как совместить это чудо с рассказом об искушении Христа в пустыни?
 +++ митрополит Сурожский Антоний: о чудесах (+ ссылки)
 +++ он же: ВЫ дайте им то, что нужно
      messia.ru/rasylka/009/2449.htm (+ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

Иисус сказал:
"... из уст человека исходит то, чем полно его сердце.
 Добрый человек выносит доброе из хранилища добра,
 а злой человек выносит злое из хранилища зла.
 Говорю вам,
  за всякое праздное слово ответят люди в День Суда.
 Потому что словами своими будешь спасен
  и словами своими осужден". (Мф.12:34-37/**/)

* * *

*Иисус, выйдя на берег, увидел большую толпу.
 Ему стало жалко их, и Он исцелил тех, кто был болен.
 Когда наступил вечер, подошли к Нему ученики.
  — Место здесь пустынное, – сказали они, – а время уже по́зднее. Отпусти народ, пусть сходят в окрестные селения и купят себе поесть.
  — Им незачем уходить, – ответил Иисус. – Накормите их вы.
  — У нас ничего здесь нет, только пять хлебов и две рыбы, – говорят они Ему.
  — Принесите Мне их сюда, – сказал Он.
 Иисус велел людям рассесться на траве, взял пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небесам, произнес молитву благодарения, разломил и дал хлеб ученикам, а ученики – народу.
 Все ели, насытились
 и еще набрали двенадцать полных корзин оставшихся кусков.
 А едоков было пять тысяч человек,
  не считая женщин и детей.* (Мф.14:14-21/*/)

*********************************************

/*/ содержит часть воскресного евангельского чтения.
/**/ из рядового еванг. чтения субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4093.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментиривать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное